Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 22:28, реферат
В последние годы социологи уделяют много внимания изучению молодежных групп и молодежной субкультуры. Долгое время считалось, что в социалистическом обществе, стремящимся к социальной однородности, у молодежи не может и не должно быть своих специфических ценностей.
Проявления своеобразия, непривычные формы поведения расценивались либо как аномалия, социальное отклонение, либо как подражание Западу.
1. Кое-что о неформалах.
В последние годы социологи уделяют много внимания изучению молодежных групп и молодежной субкультуры. Долгое время считалось, что в социалистическом обществе, стремящимся к социальной однородности, у молодежи не может и не должно быть своих специфических ценностей.
Проявления своеобразия, непривычные формы поведения расценивались либо как
аномалия, социальное отклонение, либо как подражание Западу.
Другая позиция представляла эти отклонения как способ самовыражения, как возможность заявить о себе обществу, обратить на себя внимание. Так появился термин «неформальные молодежные объединения», закрепившийся в научной и публицистической литературе, а также в повседневном
словоупотреблении.
Формальной обычно называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами.
Неформальные объединения - явление массовое.
По Фрадкину:
Неформальные группы бывают:
По А. В. Толстых:
Неформальные молодежные объединения различаются по характеру социальной направленности их сознания и поведения, типу групповых ценностей, особенностям проведения досуга. Многие не совсем понимают понятие "неформальная группа" и это выражение ассоциируется у них с патлатыми парнями в кожаных куртках и цепях. Это не совсем верно, хотя в среде неформалов встречается и такой типаж.
Прежде всего важно отделить "неформальное движение" от "соседей" по
исторической эпохе: диссидентского и демократического движений. На первый
взгляд, эти три движения выстраиваются в ряд, подобный знаменитым ленинским
трем поколениям освободительного движения. ХХ съезд разбудил диссидентов,
диссиденты разбудили неформалов, неформалы «раскрутили» демократическое
движение. На практике процесс развития "освободительного" движения не был
линейным. Эрозия тоталитарного режима привела к образованию неформальной
среды раньше, чем диссидентской. Уже в конце 50 -х - начале 60 -х гг.
возникли недиссидентские общественные движения, существующие до сих пор и
считающиеся классическими образцами неформальных - экологическое (дружины
охраны природы) и педагогическое (коммунары). Диссиденты, неформалы и
демократы представляют собой три волны общественного движения, которые
характеризуются различными чертами. Диссидентов отличает приоритет
правозащитной тематики и “табу” на сотрудничество с властями и применение
насилия. Демократов характеризовали гораздо более широкий спектр
политических интересов и ориентация на сотрудничество и даже подчинение той
части правящей элиты, которая публично разделяла идеологические постулаты
демократии (часто негативные - антибюрократические и затем
антикоммунистические, антишовинистические). Несмотря на первоначальную
нелюбовь к насилию, демократы быстро избавились от унаследованных со времен
начала Перестройки ненасильственных “предрассудков” и довольно активно
поддержали показательную стрельбу на Краснопресненской набережной в 1993 г.
Неформалы в этом ряду расположены “посередине” и в то же время как - то вне
ряда, “сбоку”. Если рассматривать явление в целом, то обнаруживается очень
мало табу и ограничителей. Несмотря на то, что каждая неформальная группа
имела свои мифы, стереотипы и ограничители, общего идеологического контура
практически не существовало. В неформальной среде довольно спокойно
общались “демократы”, “патриоты”, анархисты, монархисты, коммунисты, социал-
демократы и либерал - консерваторы различных оттенков. Иногда и
группирование неформалов происходило совсем не по идеологическим принципам,
а по направлениям деятельности - защитники памятников, педагоги, экологисты
и др. Тем не менее неформалов несложно отделить как от диссидентского, так
и от общедемократического движения. В отличие от диссидентов неформалы
спокойно относились к взаимодействию с властями, вхождению в
государственные и официозные структуры. Они без особых мук совести
высказывали лояльность к господствующей идеологии, методически разрушая
устои режима (иногда, кстати, несознательно). В отличие от “демократов”
неформалы скептически относились к признанным “прорабам перестройки” и
“демократическим лидерам” из старой правящей элиты, предпочитали действия в
малых группах, то и дело раскалывая “демократический фронт”. Неформалы
предпочитали ставить в центр своей активности какую - то конкретную
социальную деятельность, несмотря на то, что почти все неформальные группы
имели собственную, подчас весьма экзотическую идеологию. Все это, вкупе с
длительностью существования неформального движения (как минимум с конца 50
- х гг.), заставляет предположить, что неформалы - это не просто поколение
общественного движения, которое было преобладающим в 1986 - 1990 гг., а
более широкое социально - политическое явление.
Выделю основные, на мой взгляд, черты неформальной среды:
. преобладание связей горизонтального характера (в отличие от
демократическо - популистского движения и партийных структур более
позднего времени);
. приверженность социальному творчеству, склонность к поиску новых
социальных форм, альтернативизму, “конструктивному утопизму”;
. органический демократизм, стремление к самоуправлению, внутренней
антиавторитарности, “коллективному руководству”;
. слабая артикулированность, “прописанность” формальных отношений,
формирование внутренней структуры организаций под воздействием реальных
личностных связей, стремление к созданию собственной микросреды, стиля
жизни (как и диссиденты, но не демократы, в большинстве своем разделяющие
жизнь и “общественную деятельность”);
. отсутствие жестких ограничений на сотрудничество, например, с властью (в
отличие от диссидентов и, скажем, народовольцев);
. отсутствие четких идеологических “рамок” при высокой
идеологизированности каждой группы в отдельности (в отличие от
диссидентов);
. стремление “мыслить
глобально, а действовать
социально - ориентированные (то есть направленные на получение
социального эффекта, а не прибыли) проекты, подтверждающие идеи или
способствующие их воплощению в жизнь.
Все это многообразие признаков можно свести к нескольким простым -
социальное творчество, самоуправление, горизонтализм, ориентация на
сотрудничество, конкретное социальное “делание” при радикализме идей.
Нетрудно заметить, что такая среда могла возникнуть (и возникла) сразу
после отказа власти от тотального контроля за обществом (то есть в 50 - е
гг.).
Из сказанного следует, что неформалы - наиболее устойчивый и длительно
существующий стержень гражданского общества нашей страны (во всяком случае
на сегодняшний момент), его связующий элемент. В связи со сказанным
возникает еще один вопрос: а чем неформалы отличаются от масонской ложи и
мафии? Ведь некоторые внешние признаки совпадают - способность проникать в
любую среду, разветвленность, приватный характер связей. Но сущность
принципиально различна - неформалы не признают властной и тем более
насильственной иерархии, их связи преимущественно горизонтальны, а
авторитет как правило носит личный характер. К тому же деятельность
неформалов преимущественно гласна, в то время как масоны и мафия
культивируют секретность. По этим параметрам к мафии и масонству ближе
партийные и государственные институты. Упомянутые выше черты неформалов не
носят абсолютного характера. Для общения с внешним миром иногда
выдумывается весьма цветистая титулатура, а в конфликтах изредка
используется и формальное право большинства, что уподобляет неформалов
партийным структурам. Иногда во время социальных акций действует жесткая
дисциплина, основанная на формальном подчинении заранее назначенному
командиру (координатору и др.), власть которого по окончании акции
растворяется. Неформалы - общественники как явление не имеют жестких границ
и частично смешивались и с диссидентами, и с демократическими движениями, и
со средой официальных организаций (партий, профсоюзов, обществ и т. д.).
Причины возникновения:
1) Вызов обществу, протест.
2) Вызов семье, непонимание в семье.
3) Нежелание быть как все.
4) Желание утвердится в новой среде.
5) Привлечь к себе внимание.
6) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране.
7) Копирование западных структур, течений, культуры.
8) Религиозные идейные убеждения.
9) Дань моде.
10) Отсутствие цели в жизни.
11) Влияние криминальных структур, хулиганство.
12) Возрастные увлечения.
1) Асоциальные
Стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу общества. В основном выполняют рекреационные функции. Примеры: панки девиз “живем здесь, сейчас и сегодня”, мажоры - это люди которые проповедуют теорию хайлайфизма “высокий уровень жизни” - это люди которые
умеют зарабатывать деньги, их привлекает западный образ жизни. Среди
мажоров американцы, фины; рокоббили - это поклонники рок-н-ролла - девиз
“сочетание изящества
со свободным поведением”
Эти молодые люди часто привлекают внимание прохожих. Кто