Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 12:31, контрольная работа
Актуальность темы подчеркивается тем, что социальная ответственность бизнеса не сходит с печати мировых страниц. На сегодняшний день понятие социальной ответственности бизнеса широко применяется, как и в различных научных печатных изданиях, так и в выступлениях политических деятелей.
Введение …………………………………………………………………………..3
Сущность социальной ответственности бизнеса………………………..4
Опыт развития корпоративной социальной ответственности…………..6
Обзор современных форм КСО в США, континентальной Европе, Великобритании………………………………………………………………….7
4.Процесс развития социальной ответственности бизнеса в России………...10
Заключение………………………………………………………………………12
Приоритеты социальной политики и социальные инвестиции компании….14
Корпоративная социальная ответственность………………………………….14
Приоритеты социальной политики компаний………………………………..16
Список литературы…………………………………………………………….18
Содержание
Социально ответственный бизнес как явление в России и мире………………..3
Введение …………………………………………………………………………..
4.Процесс развития социальной
ответственности бизнеса в
Заключение……………………………………………………
Приоритеты социальной политики и социальные инвестиции компании….14
Корпоративная социальная ответственность………………………………….
Приоритеты социальной политики компаний………………………………..16
Список литературы……………………………………………………
Социально ответственный бизнес как явление в России и мире
Введение
Одной из главных тенденций современного социально-экономического развития является социализация бизнеса, отчетливо прослеживаемая с начала 1990-х годов.
Актуальность темы подчеркивается тем, что социальная ответственность бизнеса не сходит с печати мировых страниц. На сегодняшний день понятие социальной ответственности бизнеса широко применяется, как и в различных научных печатных изданиях, так и в выступлениях политических деятелей.
В настоящее время в России наблюдается устойчивая тенденция к возвращению традиций благотворительности, попечительства и меценатства. Социальные и экономические преобразования последнего времени, трудный путь реформ привели не только к появлению новых государственных и общественных институтов, крупных состояний, но и к появлению большого числа материально необеспеченных людей. Таким образом, изучение явления социальной ответственности бизнеса в России представляет не только исторический интерес, но имеет и практическое значение.
Мощные традиции спонсорства и благотворительности, пришедшие оттуда, заставляют задуматься о путях локализации тамошних инструментов и приемов социальной активности предпринимателей. Тем более, что в России уже наработаны приемы выгодных вложений средств в спонсорские и благотворительные проекты.
1.Сущность социальной ответственности бизнеса
Прежде всего, попытаемся ответить на вопрос, так что же всё-таки включает в себя понятие социально ответственного бизнеса?
Социальная ответственность бизнеса (СОБ) - это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.
Главная задача бизнес - PR - создание позитивного образа организации, прежде всего в среде общественности. Опыт показывает: наиболее эффективным здесь будет путь придания бизнесу «социального лица», формирования представления о нем как о «социально ответственном». В России, помимо прочих смыслов, «социально ответственный бизнес» - тот, который не исчезнет в мгновение ока, который работает на рынке «всерьез и надолго». Да и вообще, «социально-ответственный бизнес - очень модная в последний год-полтора тема во взаимоотношениях властей и предпринимателей…
Но на Западе на эту проблему смотрят куда более прагматично. Фраза «социально ответственный (или просто «социальный») бизнес - выгодный бизнес» для стран с развитой экономической системой полностью справедлива. «Социальный бизнес» имеет вполне осязаемую связь с материальными прибылями и затратами. Затраты здесь, кажется, более очевидны и неизбежны - так, одним из самых популярных направлений маркетинга во всем мире становится cause related marketing, предполагающий отчисление определенного процента с прибыли на общественно значимые дела. Однако важно иное: все большем предпринимателей (пока преимущественно западных) соглашаются с расхожей фразой-девизом «социальная ответственность - это хороший бизнес». Одной из разновидностей «бизнеса социальной ответственности» является спонсорская и благотворительная поддержка различных общественно значимых программ. Эта традиция, как известно, имеет в России давние исторические корни. Однако сегодня лучшие образцы действий в деланном направлении являются все же следствием знакомства с западными PR-технологиями, предполагающими в качестве отдачи имиджевую известность организации-спонсора (благотворителя). И в этом нет ничего зазорного - ведь всякий бизнес должен приносить выгоду. Ну а если выгода обоюдна, то тем лучше.
Последние годы спонсорство и благотворительность в России развиваются опережающими темпами. Субъекты (т.е. те, кто дает деньги) - уже не западные фонды, но российские фирмы. Банки, производственные концерны, оптовые фирмы, сети магазинов - все они тратят немалые, и с каждым годом все большие, суммы на поддержку «малых сих». Чем это вызвано? Эксперты говорят нам, что современный российский бизнес начинает постепенно переходить из эпохи первоначального накопления капитала в эпоху тотальной конкуренции. Это выражается в трех важных для нас позициях.
Во-первых, значительная часть предприятий и компаний твердо стали на ноги и начали получать стабильную прибыль.
Во-вторых, бизнес сегодня постепенно вступает в фазу очень сильной конкуренции, когда практически все ниши на рынке заняты, технологии похожи друг на друга, выпускается масса аналогичных товаров и услуг, причем по одинаковым ценам. Это означает, что конкурировать компаниям приходится уже не столько перечисленными выше характеристиками, сколько ощущениями, которые получает покупатель, выбирая ту или иную марку. То есть начинается «гонка имиджей», о которой мы столько говорили и еще будем говорить.
И в-третьих, владельцы компаний, которые занимают значимые места в своих отраслях и регионах, уже удовлетворили свои личные потребности. Появляются новые потребности и амбиции - политического и социального характера. Все эти факторы и определяют сегодня актуальность темы спонсорства и благотворительности.
2. Опыт развития корпоративной социальной ответственности
Внимание к этой теме обусловлено поиском путей гармонизации отношений между бизнесом, государством и обществом, но причины, вызвавшие ее актуализацию на Западе и в России, были разными. В западных странах тема социальной ответственности бизнеса стала ответом на обострившиеся социальные противоречия, которые значительной частью мирового сообщества связываются с деятельностью транснациональных корпораций. Социальное направление в деятельности бизнеса было призвано смягчить возникшие противоречия и поднять общественный престиж бизнеса.
В России обсуждение социальной ответственности бизнеса стало реакцией на особенности переходного периода от социалистической к рыночной экономике. Если обратиться к истории, то в России социальное направление в деятельности бизнеса вполне сложилось уже в конце XIX столетия. В дореволюционный период эта деятельность осуществлялась в форме филантропических и благотворительных проектов: строительство школ, больниц, жилья для рабочих и т.д. В послереволюционные годы филантропические традиции были утеряны. Но позднее в Советском Союзе утвердилась идея предприятия – социального гаранта, выполняющего широкий круг социальных функций и обладающего собственной социальной инфраструктурой. Объем и качество предоставляемых работникам социальных услуг находились в прямой зависимости от величины предприятия и его места в ведомственной иерархии.
Социально ответственные инициативы бизнеса имеют глубокую традицию в западном мире. В мире существует несколько устоявшихся моделей социальной ответственности бизнеса, каждая из которых отражает тот общественно-экономический уклад, который исторически сложился в той или иной стране.
Спектр международных моделей СОБ определяется в первую очередь дилеммой: бизнес самостоятельно определяет меру своего вклада в развитие общества или официальные и неофициальные институты производят согласование общественных интересов, которые затем трансформируются в обязательные требования к бизнесу.
3.Обзор современных форм КСО в США, континентальной Европе, Великобритании
Считается, что американская модель КСО наиболее богата своими традициями. Британская и континентальная системы получили в своем развитии наибольший импульс в последние 20-25 лет благодаря отдельным внешним побудителям. Американская же доктрина, в отличие от британской и континентальной, не подвергалась значительным трансформациям в последние 100 лет. Британское деловое сообщество более чувствительно к идеям социальной ответственности, чем континентальный бизнес.
Модели СОБ в США и Европе совсем недавно были определены как «открытые» и «скрытые» формы КСО:
Открытая форма КСО обозначает линию поведения корпорации, которая приводит корпорацию к принятию на себя ответственности за решение тех вопросов, в которых заинтересовано общество. Открытая форма КСО обычно затрагивает добровольные и самостоятельно определяемые линии поведения, программы и стратегии корпорации по вопросам, которые воспринимаются самой корпорацией и/или ее стейкхолдерами как часть их (корпорации и/или стейкхолдеров) ответственности перед обществом.
Скрытая форма КСО обозначает официальные и неофициальные институты страны, через которые ответственность корпораций за общественные интересы согласована с корпорациями или предписана им. Скрытая форма КСО обычно включает в себя те ценности, нормы и правила, которые зачастую ведут к обязательным требованиям в отношении корпораций в вопросах, которые общественные, политические и экономические интересы (страны) рассматривают как надлежащие и обоснованные обязанности юридических лиц.
Рассмотрим суть американской модели КСО. Долгое время существовало мнение, что КСО есть чисто американское явление. И в самом деле, традиции филантропии и добровольной помощи бизнеса другим слоям общества были широко распространены в США еще в 19 веке (публичные библиотеки Рокфеллера, инициативы Карнеги, т.п.).
В силу природы американского предпринимательства, зиждущегося на максимальной свободе субъектов, многие сферы общества остаются до сегодняшнего дня саморегулируемыми.
Америка выработала многочисленные механизмы участия бизнеса в социальной поддержке общества, как-то: немыслимое количество корпоративных фондов, нацеленных на решение разнообразных социальных проблем за счет бизнеса. Всем известно, что американское профессиональное образование спонсируется частным сектором как ни в одной другой стране мира. Последнее отчасти объясняется тем, что бизнес заинтересован в добровольных вливаниях в образование, пенсионные и страховые схемы для персонала и иные социально значимые программы. Ответственное перед обществом поведение корпораций поощряется соответствующими налоговыми льготами и зачетами, закрепленными на законодательном уровне.
Модель КСО в континентальной Европе имеет свои особенности. В отличие от США, где КСО инициируется самими компаниями, выходя далеко за рамки требований законодательства в вопросах взаимоотношений компаний со своими стейкхолдерами, европейские корпорации более заметны в вопросах ограничения своей ответственности перед обществом. Европейская модель КСО не является открытой линией поведения компании. Наоборот, та корпоративная деятельность, которая традиционно рассматривается в США как КСО (т.е. проводимая исключительно по инициативе самого бизнес-сообщества), в Европе, как правило, регулируется нормами, стандартами и законами соответствующих государств.
Одной из основных особенностей континентальной модели КСО является его государственное регулирование. Поэтому эту модель зачастую относят к скрытым формам КСО. Так во многих странах континента законодательно закреплены обязательное медицинское страхование и охрана здоровья работников, пенсионное регулирование и ряд других социально значимых вопросов. Кроме того, правоотношения «работник-работодатель» в Европе отрегулированы более детально, чем в США. В целом, госрегулирование многих аспектов КСО значительно превосходит североамериканскую систему.
Особенности британской модели КСО. КСО в Великобритании сочетает в себе элементы американской и континентальной моделей. Общей чертой с Континентом является, прежде всего, активная поддержка бизнеса со стороны государства. Британия славится хорошо разработанной государственной системой социального обеспечение и здравоохранения. Одновременно присутствуют и американские элементы КСО.
В целом, для британской модели характерны следующие признаки:
• Широкое развитие сектора независимого консалтинга в области КСО;
• Пристальное внимание финансового сектора к проектам в области КСО (тенденция роста количества социально ответственных инвестиционных фондов);
• Повышенный интерес СМИ.;
• Система бизнес-образования Великобритании однозначно превосходит континентальную Европу по количеству и разнообразию учебных курсов в области КСО.
4.Процесс развития социальной ответственности бизнеса в России
В последнее десятилетие тема социальной ответственности бизнеса устойчиво присутствует в общественных дискуссиях как за рубежом, так и в нашей стране.
Внимание к этой теме обусловлено поиском путей гармонизации отношений между бизнесом, государством и обществом. В нашей стране обсуждение социальной ответственности бизнеса стало реакцией на особенности переходного периода от социалистической к рыночной экономике. Если обратиться к истории, то в России социальное направление в деятельности бизнеса вполне сложилось уже в конце XIX столетия. В дореволюционный период эта деятельность осуществлялась в форме филантропических и благотворительных проектов: строительство школ, больниц, жилья для рабочих и т.д. В послереволюционные годы филантропические традиции были утеряны. Но позднее в Советском Союзе утвердилась идея предприятия – социального гаранта, выполняющего широкий круг социальных функций и обладающего собственной социальной инфраструктурой.
Информация о работе Социально ответственный бизнес как явление в России и мире