Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 12:31, контрольная работа
Актуальность темы подчеркивается тем, что социальная ответственность бизнеса не сходит с печати мировых страниц. На сегодняшний день понятие социальной ответственности бизнеса широко применяется, как и в различных научных печатных изданиях, так и в выступлениях политических деятелей.
Введение …………………………………………………………………………..3
Сущность социальной ответственности бизнеса………………………..4
Опыт развития корпоративной социальной ответственности…………..6
Обзор современных форм КСО в США, континентальной Европе, Великобритании………………………………………………………………….7
4.Процесс развития социальной ответственности бизнеса в России………...10
Заключение………………………………………………………………………12
Приоритеты социальной политики и социальные инвестиции компании….14
Корпоративная социальная ответственность………………………………….14
Приоритеты социальной политики компаний………………………………..16
Список литературы…………………………………………………………….18
С началом рыночных реформ социальная политика предприятий подверглась радикальному пересмотру. Основные изменения затронули их социальную инфраструктуру. Можно выделить три этапа изменений: сокращение социальной инфраструктуры, ее стабилизация и оптимизация.
На сегодняшний день уже многие российские компании, как показывает эмпирический анализ, осознали необходимость проведения системной социальной политики. Это стимулирует их руководителей к созданию управленческих структур, отвечающих за реализацию социальной политики, внедрению на своих предприятиях новых социальных технологий, а также выстраиванию партнерских отношений с властями разного уровня на поле социальной политики.
Начинает осваивать социальное направление деятельности средний динамично развивающийся российский бизнес. В благотворительные акции все последовательнее втягивается малый бизнес, особенно в муниципальных образованиях, где он нередко определяет экономический потенциал территории.
Вместе с тем участие российского бизнеса в социальной политике остается весьма неравномерным. Это вызвано, по меньшей мере, двумя обстоятельствами. Во-первых, в бизнес-среде отсутствуют единые ориентиры, каждая компания самостоятельно, исходя из собственных интересов, определяет параметры своей социальной деятельности. Во-вторых, социальная ответственность по своей форме и содержанию во многом зависит от того, кем и как эти требования сформулированы, и является ответом российского бизнеса на публичные или латентные требования властей.
Несмотря на то, что российские компании осознают необходимость социальной активности, и многие из них готовы вкладывать в это дополнительные средства, в настоящий момент КСО не рассматривается как одно из важнейших направлений, напрямую связанное с единой стратегией бизнеса.
Как правило, российские компании воспринимают социальную деятельность как источник информационных поводов для повышения собственного имиджа и формирования общественного мнения в регионах деятельности. В некоторых случаях выбор приоритетов при определении сфер социальной деятельности зависит от того, насколько это привлечет внимание общественности, а также от личных предпочтений руководителей компании.
Не все российские компании пришли к пониманию необходимости информационной открытости.
Заключение
Если бизнес нацелен на устойчивое и долгосрочное развитие, на улучшение репутации, на повышение инвестиционной привлекательности, на взаимовыгодное партнерство с властью и обществом, тогда социальная ответственность — обязательный атрибут такого бизнеса.
Становление социальной ответственности бизнеса – это длительный процесс, протекающий противоречиво даже в наиболее развитых и благополучных экономиках. Ежегодно западные компании тратят сотни миллиардов долларов на корпоративную социальную ответственность. К настоящему моменту в Америке и Европе уже выработаны единые для всех компаний социальные определения, стандарты и формы социальной отчетности.
В Америке быть меценатом - означает иметь хорошую репутацию в глазах общественности. Меценаты получают поддержку на уровне государства, их имена публикуют в средствах массовой информации. В России благотворительность носит на данный момент скорее формальную, разовую акцию, становится неким фактом «покупки индульгенции».
Опыт западных компаний показывает, что все исследуемые компании достаточно серьезно относятся к деятельности в области КСО и воспринимают его как стратегическое направление деятельности. Российские предприниматели вслед за своими зарубежными коллегами потихоньку признают КСО эффективным инструментом управления нефинансовыми рисками.
В России в настоящий момент в первую очередь надо решать задачи базового уровня социальной ответственности, значительная часть которых относится к сфере оплаты труда.
Крупные российские компании начинают публиковать помимо финансовых отчетов еще и социальные. Пока в стране лишь несколько десятков таких документов, но ежегодно их количество заметно растет. Впрочем, до совершенства и в корпоративной социальной ответственности и в раскрытии информации о ней компаниям еще далеко. Радует, что все больше российских компаний приступает к реализации различных социальных программ. Все это говорит о понимании российским бизнесом необходимости осуществления социальной ответственности.
Механизм социально ответственного предпринимательства не может рассматриваться в качестве основного способа смягчения социальных противоречий, обеспечения социальной защищенности населения и устойчивого развития. Формирование социально ответственного поведения в предпринимательской среде возможно только при целенаправленной поддержке со стороны государства и его активном участии в решении социальных проблем
Приоритеты социальной политики и социальные инвестиции компании
Корпоративная социальная ответственность
Тема корпоративной социальной ответственности (КСО) сегодня одна из самых обсуждаемых в деловом мире. Связано это с тем, что заметно возросла роль бизнеса в развитии общества, повысились требования к открытости в деловой сфере. Многие компании четко осознали, что успешно вести бизнес, функционируя в изолированном пространстве, невозможно. Поэтому интеграция принципа корпоративной социальной ответственности в стратегию развития бизнеса становится характерной чертой ведущих отечественных компаний.
Современный мир живет в условиях острых социальных проблем и в этой связи особенно значима социальная ответственность бизнеса – предприятий и организаций, связанных с разработкой, изготовлением и поставкой продукции и услуг, торговлей, финансами, поскольку они обладают основными финансовыми и материальными ресурсами, позволяющими вести работу для решения стоящих перед миром социальных проблем. Понимание лидерами бизнеса своего ключевого значения и ведущей роли в такой работе привело к рождению в конце 20-го века понятия «корпоративной социальной ответственности», которое стало важнейшей частью понятия об устойчивом развитии не только бизнеса, но и человечества в целом.
В мировой практике существует устоявшееся понимание, что такое корпоративная социальная ответственность. Организации, которые оперируют в этой области, определяют данное понятие по-разному.
КСО включает комплексную ответственность компании как делового партнера, работодателя, производителя товаров и услуг, налогоплательщика, заемщика капитала, корпоративного гражданина, члена общественных организаций и участника социальных отношений.
КСО — это ответственность перед:
•• инвесторами, акционерами и кредиторами — за их собствен-
ность;
•• потребителями и клиентами — за качество товаров и услуг;
•• работниками — за рабочие места, занятость, охрану труда;
•• населением — за охрану и восстановление окружающей среды;
•• государством — за соблюдение законов и уплату налогов.
В общем виде модель КСО можно представить в виде пирамиды, в основании которой — проблемы, связанные с оптимизацией качества самого бизнеса и образующих его бизнес-процессов (рис. 1). Далее— смягчение негативных последствий бизнеса на окружающую природную и социальную среду, а также партнерские программы, способствующие развитию социальной инфраструктуры бизнеса. И наконец— филантропия.
Приоритеты социальной политики компаний
В структуре КСО две части: внутренняя — отношение к акционерам и персоналу, развитие человеческих ресурсов на предприятии, и внешняя — выполнение требований законодательства, благотворительность, экологическая деятельность, взаимодействие с властными структурами, участие в развитии местного сообщества, активность компании в кризисных ситуациях и др.
Опрос руководителей предприятий реального сектора экономики (2004 год) выявил следующие приоритеты в социальной политике предприятий:
•• создание рабочих мест, обеспечение достойных условий труда и уровня оплаты работников — 80,6%;
•• повышение квалификации и профессиональная подготовка кадров на предприятии — 54,2%;
•• участие в решении отдельных социальных вопросов работников предприятия (лечение, отдых, условия жизни) — 52,8%;
•• осуществление благотворительной и спонсорской деятельности в интересах отдельных граждан или их организаций — 36,1%;
•• участие в решении отдельных социальных вопросов в городе, населенном пункте по месту деятельности предприятия (поддержка учреждений образования, культуры, благоустройство территории, развитие или содержание социальной инфраструктуры) — 34,7%;
•• помощь органам власти в решении проблем на территории населенных пунктов — 23,6 %.
Выбор конкретных форм КСО зависит от анализа социальных проблем на различных уровнях, от возможностей, целей и масштабов бизнеса. Социальные проблемы могут находиться как вне, так и в зоне ответственности бизнеса. К первой группе относится, например, бедность. Это одна из главных причин превращения КСО в филантропию. Портфель социальных инвестиций перегружен проблемами такого рода: люди видят состоятельную компанию и обращаются туда за поддержкой. В зоне ответственности бизнеса находятся, например, загрязнение окружающей среды, угроза здоровью потребителей. Используя в качестве конкурентного преимущества безопасность продукции, компания решает в том числе проблемы первой группы, так как фактически инвестирует развитие более высоких жизненных стандартов и формирование определенного образа жизни. Третья группа социальных проблем потенциально может повлиять на развитие бизнеса. Это отношения с органами власти, квалификации и навыков работников и т.д.
При выборе стратегии КСО следует избегать нескольких опасностей:
1. Завышенных ожиданий населения и органов власти, которые воспринимают бизнес как криминальную деятельность и считают, что «нечестно нажитым» надо «делиться», фактически — для затыкания дыр бюджета. Бизнес не в состоянии оправдать эти ожидания и, финансируя популистские проекты, закрепляет отношение к себе как к «дойной корове».
2. Заниженных представлений компании о возможностях осуществления социальной политики. Очень часто финансируются просящие, а не способные решить проблему раз и навсегда.
3. Неспособности отличать следствия от причин социальной проблемы, из-за чего усилия направляются на борьбу со следствиями, а не с причинами. Например, можно финансировать интернаты для детей-инвалидов, а можно осуществлять программу поддержки семей, в которых родились такие дети, чтобы родители не отказывались от них, или программу передачи таких детей в приемные семьи. Этот класс проблем хорошо виден на примере таких традиционных форм КСО, как спонсорство и благотворительность.
Список литературы
Информация о работе Социально ответственный бизнес как явление в России и мире