Социально психологическая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 07:27, доклад

Описание работы

Социально-психологическая экспертиза представляет собой область психологической науки и психологической практики, в которой разрабатываются и применяются специфические способы выявления индивидуально-психологических особенностей, межличностных отношений применительно к конкретной задаче анализа жизнедеятельности индивида или группы людей.

Файлы: 1 файл

технологи.docx

— 34.97 Кб (Скачать файл)

Модель I: «Рецензия». Рецензирование в организационном отношении -- наиболее традиционная форма экспертной оценки, включающая:

* заказ на рецензию  лицу (организации), выступающему в  качестве эксперта;

* предоставление эксперту  материалов, подлежащих рецензированию;

* принятие итогового документа  -- рецензии и соответствующие  действия: одобрение и последующее  завершение отношений с рецензентом  (оплата рецензии, предоставление  слова при обсуждении документа,  решение авторско-правовых вопросов  и т.д.); отправка рецензии эксперту  на пе-реработку или доработку; перезаказ рецензии другому эксперту.

Рецензия -- простое и наименее затратное экспертирование документа, но оно не содержит всех преимуществ экспертной работы и может ввести орган, принимающий решения, в заблуждение относительно истинного положения дел или перспектив доработки документа.

В рамках данной модели может  быть предусмотрен компенсирующий эти  недостатки вариант:

* рецензия заказывается  нескольким не связанным между  собой экспертам, причем заказ  содержит перечень требований, включая  формулировку вопросов, на которые  эксперты должны ответить обязательно  и однозначно;

* рецензии принимаются  без каких-либо ограничений относительно  качества, кроме пунктов, оговоренных  в техническом задании;

* тексты рецензий обрабатываются  социологическими методами, принятыми  при обработке документальных  источников, специально привлеченными  специалистами, перед которыми  не ставятся собственно экспертные  задачи;

* итоги вторичной обработки  экспертных оценок составляют  акт экспертизы, рассматриваемый  органом, заказавшим экспертное  исследование.

В рамках данной модели может  рассматриваться и консультирование -- фактически это рецензирование без представления текста экспертного заключения.

Модель 2: «Мониторинг». Эта  модель применяется, если производство социальной экспертизы приобретает  регулярный характер и осуществляется на долговременной основе.

В данном случае может быть использована следующая последовательность действий:

* принимающий решения  орган заключает договор об  экспертизе в порядке мониторинга,  в соответствии с которым он  становится (на оговоренный срок) клиентом подрядившегося эксперта (или используется более правильная  в организационном отношении  схема: заказчик -- организатор -- исполнитель, -- о чем будет сказано позже);

* эксперт разрабатывает  стандартную схему мониторинга,  которую автоматически применяет  в том или ином временном  режиме (например, при появлении  каждого проекта соответствующего  правового акта или каждого  социального проекта, представленного  на рассмотрение принимающего  решения органа, либо ежеквартально  вне зависимости от того, появляется  ли новый повод для проведения  социальной экспертизы);

* эксперт представляет  органу, принимающему решения, итоги  исследования, проведенного в порядке  мониторинга, по стандартной форме,  предполагающей в том числе сравнение данных результатов с более ранними результатами, полученными в том же порядке.

Применение модели «Мониторинг» может быть эффективным, если экспертом  является научное учреждение или  подразделение, квалификация сотрудников  или партнеров которого позволяет  рассчитывать на высокое качество экспертной оценки однородного, но довольно обширного  материала. В рамках мониторинга  экспертная оценка используется наряду с другими исследовательскими технологиями.

Применение мониторинга  малоэффективно, если характер решаемых задач различен и не сводится к  модели общества, ограниченной лишь некоторыми параметрами. Другая особенность мониторинга -- выявление его эффективности лишь после накопления достаточного материала для сравнения изучаемых явлений или процессов.

Модель 3: «Проект». Эта модель экспертного исследования используется при решении группы смежных задач, в которой экспертная оценка приобретает  инструментальное значение как основа проектирования желаемых общественных состояний и тенденций.

В наиболее общей форме  модель «Проект» предусматривает следующие  этапы:

* осознание заказчиком  наличия проблемы и желание  ее разрешить;

* постановка заказчиком  задачи проведения социальной  экспертизы перед организатором;

* осмысление организатором  задачи и выбор адекватной  организационной схемы решения,  составление предложений заказчику,  включая бизнес-план;

* проработка предложений  организатора с заказчиком, принятие  заказчиком решения относительно  проведения экспертизы, включая  порядок и гарантии финансового,  материально-технического, информационного  обеспечения, а также условия  одобрения экспертного заключения (уровень минималь-ных требований);

* привлечение организатором  эксперта, постановка задачи, договор  относительно условий труда эксперта  и вознаграждения по итогам  работы (включая вопросы авторского  права), под-писание договора организатором и экспертом;

* работа организатора  по переструктурированию эксперта в смысле раскрытия его резервов для решения творческих задач, работа эксперта в творческом режиме;

* оформление результатов  творческой работы без унификации  понятийной среды и ориентации  на требования к интерфейсу (интерфейсом  принято называть средства, обеспечивающие  передачу информации пользователю  в доступной ему форме. Требования интерфейса состоят в обеспечении адекватного понимания пользователем информации, предназначенной для него, без условия дополнительного освоения новых языковых средств);

* переработка итогов экспертом  (уплотнение информации и сис-тематизация выводов);

* обработка организатором  полученного от эксперта результата  в соответствии с приемлемым  интерфейсом (в том числе путем  привлечения к работе специалиста  по преобразованиям текстов в  соответствии с принятым у  заказчика интерфей-сом);

* представление итогов  экспертизы заказчику, оформление  акта приемки продукции, завершение  отношений заказчика с организатором  и организатора с экспертом.

Трудоемкость такой модели экспертирования является ее достоинством: итог экспертизы приобретает мультипликационный эффект, а значит, экспертное заключение можно многократно использовать в различных контекстах управленческой деятельности.

Одновременно решается и  нерутинная задача по формированию творчески активного эксперта, который из исполнителя конкретного заказа превращается в инициатора выдвижения определенных социально значимых идей и решений. Обычно такие группы сохраняются в течение нескольких лет.

Моделями «Рецензия», «Мониторинг», «Проект» не исчерпывается перечень возможных организационных форм социальной экспертизы. Различие задач, которые приходится решать в каждом конкретном случае, как и различие ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических), а также различие привычных для  данной ситуации организационно-деятельностных схем определяет выбор формы экспертного исследования. Возможна и комбинация различных форм экспертизы.

При проведении социальной экспертизы необходимо ясно представлять, на какие  критерии, показатели, нормы будет  ориентироваться эксперт. Критерии социальной экспертизы, социальные показатели и нормы должны:

* иметь относительный  характер (т.е. выявлять свое значение  только при сопоставлении явлений,  ситуаций, тенденций и т.д.);

* обладать мерой (т.е.  поддаваться измерению в тех  или иных условных единицах);

* предполагать изменение  под действием управляемых обществом  факторов.

Этапы работы экспертов при  использовании разных моделей экспертирования имеют разное содержание.

При реализации модели 1 этапность трехчастна (заказ -- работа -- приемка работы), при этом организатор обязан, по существу, лишь предоставить документы, подлежащие экспертизе, и, если это необходимо, некоторые сопутствующие материалы и дополнительную информацию.

При использовании модели 2 этапность та же. Организатор и здесь выполняет почти исключительно функцию поставщика экспортируемого материала, вся остальная работа организуется подрядившимся научным коллективом.

Специальные задачи возникают  перед организатором, если экспертиза осуществляется по модели 3:

1-й этап: организатор, заключив  договор с заказчиком, формирует  план экспертного исследования, ведет поиск эксперта, переговоры  с ним, заключает договор;

2-й этап: организатор определяет  место проведения коллективной  работы, соответствующее особенностям  избираемых методов, оборудует  его необходимыми средствами, согласует  с экспертом график коллективной  работы;

3-й этап: организатор проводит  первые коллективные проработки  вопроса, приглашая методологов -- специалистов по организационно-деятельностным играм или иных специалистов по организации коллективной творческой деятельности (или ведет эту работу сам);

4-й этап: организатор в  определенный планом момент прекращает  творческий поиск эксперта и  организует этап подготовки первичного  экспертного материала (неформатированного  и без соблюдения требований  относительно интерфейса);

5-й этап: организатор форматирует  материал и перерабатывает его  в соответствии с требованием  интерфейса, привлекая специалистов (включая отдельных членов экспертной  группы) или самостоятельно;

6-й этап: организатор представляет  переработанный материал эксперту  и согласовывает с ним текст,  направляемый как итог экспертизы  заказчику;

7-й этап: организатор вносит  материал на рассмотрение заказчика.

Этапы могут совмещаться  или, напротив, детализироваться путем  выделения подэтапов. Содержание этапов может изменяться.

Работа над экспертным заключением ведется различными способами, каждый из которых имеет  свою специфику и определенную технологию. Если используется организационная  модель «Рецензия», то технические  приемы такой работы достаточно просты и общеизвестны. В этом случае дополнительным средством может быть памятка  эксперту, в которой указывается, какие пункты должен содержать текст  заключения и на какие вопросы  следует ответить в обязательном порядке.

Модель «Мониторинг» и  особенно модель «Проект» требуют более  сложной работы с экспертами, активизации  их креативных (творческих) способностей, если речь идет о специалистах. Существуют и особенности работы с экспертами -- носителями и потребителями социальных услуг. Здесь в основном приходится использовать разработанные в социологии вариации метода опроса.

Ряд методов работы с экспертами предполагает очную форму, когда  заключение (мнение) формируется в  ходе непосредственного контакта экспертов  между собой или с организатором. Другие методы (подготовка докладной  записки, ответы по опросным листам, формализованный  анкетный опрос и др.) предполагают заочное участие экспертов.

Из очных методов приведем технологическую схему метода ситуационного  анализа:

1) для анализа представляется  описание (в том числе и в  диалоговой форме) реальной жизненной  ситуации;

2) в ходе анализа выявляются  проблема, ее симптомы, устанавливается  ее типичность путем сопоставления  с другими проблемами, исключаются  из описания несущественные условия,  предлагаются возможные способы  выхода из ситуации и возможные  последствия этого; на этом  основании формулируется наиболее  приемлемое решение;

3) полученные в результате  анализа экспертные материалы  далее анализируются в соответствии  с общими правилами работы  с экспертными заключениями.

Особое значение данного  метода состоит в том, что эксперт, анализируя предложенную для рассмотрения ситуацию, самостоятельно формулирует  исследовательскую задачу. Это означает, что при привлечении группы экспертов  можно получить не только разные ответы на поставленные вопросы, но и разнообразить  сами вопросы, определяющие квалификацию специалиста, его компетентность и  эвристические возможности.

Недостатками метода можно  считать упрощение задачи и редукцию множества причин, факторов, условий  к минимальному набору параметров, ориентацию на сиюминутные зависимости  и игнорирование долговременных и скрытых (латентных) факторов.

Примером заочного метода может быть технологическая схема  метода Дельфи, цель которого -- преодоление конформизма экспертов, искажающего качество экспертизы. Эта цель достигается, прежде всего, анонимностью экспертов и особенностями процедуры, предусматривающей следующий порядок действий:

1) каждый член группы  экспертов дает числовую оценку  какого-либо процесса, явления или  объекта;

2) организатор опроса подсчитывает  и сообщает всем экспертам  среднюю оценку (медиану) и показатель  разброса (интервал между крайними  из них);

3) экспертов, которые дали  крайние оценки, просят письменно  обосновать свое суждение. Эти  обоснования анонимно передаются  остальным экспертам;

4) аналогично проводятся  второй тур и последующие туры  опроса, которые заканчиваются, когда  интервал оценок экспертов окажется  достаточно узким.

Варианты метода -- запрос у экспертов не точной оценки, а интервала, в котором она должна находиться; ознакомление экспертов не с оценками, а с аргументацией других членов экспертной группы; представление на первых этапах работы лишь отдельных оценок, а не группового мнения и т.д.

Достоинство метода в том, что в отличие от коллективной работы экспертов при которой  психологически неустранимо влияние  на отдельных экспертов мнения некого большинства (не обязательно в числовом выражении -- иногда речь может идти об авторитете опыта, должности, личности коллеги), в этом случае анонимность  работы и письменная оценка создают  иную ситуацию общения и снижают  влияние на участников работы доминирующего  мнения.

Информация о работе Социально психологическая экспертиза