Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 23:18, реферат
Проблематику социального действия ввел Макс Вебер. Во-первых, важнейшим признаком социального действия является субъективный смысл - личностное осмысление возможных вариантов поведения. Во-вторых, важна сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции. У Т.Парсонса проблематика социального действия связана с выделением следующих признаков
I. Признаки социального действия
II. Социальное действие как таковое
III. Теории социального взаимодействия
2. Вторая группа мотивов
связана с реализацией
3. Третью группу составляют
мотивы, связанные с оптимизацией
жизненного цикла. Здесь могут
сменять друг друга стремления
к ускоренной социальной
Каждому роду занятий,
даже каждому действию, соответствуют
не один, а множество мотивов.
Даже в частном примере, который
мы приводили выше, можно предположить,
что побуждение к чтению не
могло сводиться только к
Мотивы действия организованы иерархически, какой-то из них является доминирующим. При этом исследователи зафиксировали для процесса обучения, например, обратную связь между силой утилитарных мотивов и успеваемостью и прямую - между научно-познавательными и профессиональными мотивами. Система мотивации динамична. Она изменяется не только при смене занятий, но и внутри одного их вида. Например, мотивы обучения изменяются в зависимости от года обучения.
Таким образом, важнейшие
характерные черты мотивации
действий - это множественность и
иерархичность мотивов, а также
их определенная сила и
В исследовании мотивации
используются различные методы:
опросы, эксперименты, анализ статистических
данных... Так, результаты лабораторных
экспериментов показывают
Однако, выяснение подлинных
мотивов действий людей
Теперь обратимся к
более детальному рассмотрению
целеполагания и
Связь между объективными
условиями, мотивацией и целями
устанавливаются таким образом,
что из двух определенных
Предполагается ее
отчетливость и достижимость, а
также наличие у субъекта
Действия такого типа, целерациональные действия, наиболее легко прогнозируются и управляются. Эффективность таких действий имеет, однако, свою оборотную сторону. Прежде всего, целерациональность лишает смысла многие периоды жизни человека. Все, что рассматривается как средство, теряет самостоятельный смысл, существует лишь как приложение к главному, цели. Получается, что чем целеустремленнее человек, тем уже область смысла его жизни. Кроме того, огромная роль средств в достижении цели и техническое отношение к ним, оценка их только по эффективности, а не по содержанию, делает возможной подмену целей средствами, утрату изначальных целей, а затем и ценностей жизнедеятельности вообще.
Однако данный вид целеполагания не является ни универсальным, ни единственным. Существуют механизмы целеполагания, не связанные с расчетом эффективности, не предполагающие иерархии целей и расчленения целей, средств и результатов. Рассмотрим некоторые из них.
В результате работы
самопознания, постоянного доминирования
определенных мотивов, в которых
преобладает эмоциональная
В соответствующих
ситуациях он обеспечивает
Цель может выступать
как долженствование, как закон
действий, выведенный человеком
из своих представлений о
Целенаправленность может быть определена системой норм как внешних ориентиров, задающих границы дозволенного. Такой механизм оптимизирует поведение с помощью стереотипных решений. Это позволяет экономить интеллектуальные и другие ресурсы. Однако во всех случаях целеполагание связано со стратегическим для субъекта выбором и всегда сохраняет значение системообразующего элемента действия.
Цель связывает субъекта
с объектами внешнего мира
и выступает программой их
взаимного изменения. Через систему
потребностей и интересов, ситуационных
условий внешний мир
Инструментом такого
овладения может стать и время,
если человек умело
Это предполагает активное
отношение к нему, отказ от
восприятия времени как
Основное свойство
времени - быть последовательностью
событий - человек использует, располагая
свои действия в некотором
произвольно не нарушаемом
Используется и основная структура времени: "прошлое - настоящее - будущее".
Так, настоящее, "теперь" для субъекта не мгновение, а период, когда выбор еще не сделан. Ориентация в прошлое, будущее или настоящее меняет ключевое звено в этой структуре.
Итак, мы рассмотрели
социальное действие как
Такая модель будет
"рабочей" в исследовании различных
видов деятельности, будь то промышленное
производство или научное
Это возможно потому,
что индивидуальные, уникальные
действия состоят из
III. Теории социального взаимодействия
Микросоциологических концепций существует много. Вообще, концепции социального взаимодействия - это проявление многообразия социологического знания. В свою очередь - это частный случай действия системного принципа множественности описания сложных систем.
|Концепция |Автор |Основная идея, характеризующая |
| | |социальное взаимодействие как: |
|1. Социального обмена |Дж. Хоманс |Обмен материальными и |
| | |нематериальными ценностями |
|2. Символический |Дж. Мид, |Диалог, в котором люди придают |
|интеракционизм |Г. Блумер |значение окружающему миру, стремятся|
| | |истолковать действия других людей |
|3. Управление |Э. Гофман |Спектакль, где люди исполняют свои |
|впечатлениями | |"партии", создают тот или иной |
|(социодраматический | |образ. |
|подход) | | |
Концепция социального обмена
Основные идеи концепции социального обмена:
. В поведении человека
преобладает рациональное
. Социальное взаимодействие
- постоянный обмен между людьми
различными выгодами, а обменные
сделки - элементарные акты
Концепция символического интеракционизма
С точки зрения
Оно осуществляется
индивидом с помощью
Формирование значений
- это набор действий, в ходе
которых индивид замечает
В то же время истолкование действий другого - это определение для себя значений тех или иных действий окружающих.
С т.з. интеракционистов объект - это не внешний стимул, а то, что человек выделяет из окружающего мира, придавая этому определенные значения.
Концепция управления впечатлениями
С т.з. Э.Гофмана человек предстает как художник, творец образов. Его жизнь - это производство впечатлений. Умение управлять впечатлениями и контролировать их - значит уметь управлять другими людьми. Такой контроль осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения.
Типичный пример - создание имиджа, реклама, PR.
Заключение
Таким образом, социальное
взаимодействие можно
Взаимодействие приводит
к становлению новых
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М. 1990.
2. Белдикс Р. Современное общество //Американская социология. М., 1992
3. Вебер М. Избранные произведения, // М, Прогресс, 1990
4. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. "Западная социология"
Санкт Петербург. 1997.
5. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.,
1995.
6. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. История и технология. Ростов-на-
Дону, 1996.
7. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем. Электронная версия на сайте библиотеки кафедры философии и методологии науки
Киевского нацуниверситета
им. Т.Шевченко. http://www.philsci.univ.kiev.
8. Радугин А.А., Радугин К.А.. Социология. - М., Центр, 2001.
9. Смелзер Н. Социология М., 1994.
10. Современная западная социология: Словарь. М., 1990
Информация о работе Социальное действие и социальное взаимодействие как базовые понятия в социологии