Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 03:17, курсовая работа
Как экономическая категория социальное обеспечение – это система распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода, созданного трудоспособными гражданами и прошедшего затем перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды, образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания нетрудоспособных и престарелых граждан, а также для оказания материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям, семьям, потерявшим кормильца), многодетным семьям и др.).
Введение……………………………………………………………………………..3
Раздел 1.
Теоретические аспекты социального обеспечения
Тема 1.1. Социальное обеспечение: понятие и виды……………………………...5
Тема 1.2. Принципы и источники социального обеспечения…………. ………...6
Раздел 2.
Виды социального обеспечения
Тема 2.1. Государственные пенсии (виды, условия предоставления, способы начисления)…………………………………………………………………………10
Тема 2.2. Социальные пособия как вид социального обеспечения (виды, условия представления, способы начисления)………………………………………..18
Тема 2.3. Социальные услуги как вид социального обеспечения………………25
Тема 2.4. Социальные выплаты и льготы и их недостатки……………………...26
Раздел 3.
«Социальное обеспечение и социальная помощь»
Тема 3.1. Назначение ежемесячных выплат отдельным категориям граждан по расходным обязательствам Российской Федерации …………………………….28
Численность отдельных категорий граждан, получающих ежемесячные денежные выплаты, в целом по РФ……………………………………………………...30
Численность получателей ежемесячных денежных выплат по субъектам РФ..34
Численность отдельных категорий граждан, получающих ежемесячные денежные выплаты, по субъектам……………………………………………………….37
Тема 3.2. Расходы на социальное обеспечение……………………………….….39
Общий объем социальных выплат………………………………………………..39
Расходы на выплату пособий и социальных услуг…………………………….. 40
Выполнение Федеральных целевых программ по вопросам социальной защиты отдельных категорий населения…………………………………………………..44
Размеры основных социальных гарантий, установленных законодательством РФ…………………………………………………………………………………...45
Размеры основных социальных гарантий, установленных законодательством РФ, в соотношении с величиной прожиточного минимума…………………….48
Размер и структура социальных выплат по субъектам РФ……………………...49
Размер минимальной оплаты труда, установленный в субъектах РФ………….53
Предложения и рекомендации в плане реформирования и совершенствования видов социального обеспечения, их финансовой организации…………………………………………………………………………………..56
Заключение…………………………………………………………………………62
Список литературы………………………………………………………………...65
Минимальный размер пенсии определяется на уровне минимального размера пенсии по старости. Размер пенсии повышается на 1% за каждый полный год выслуги сверх требуемого для назначения пенсии, ноне более чем на 20%.
Максимальный размер пенсии определяется на уровне трех минимальных размеров пенсий по старости, а пенсии, назначенные в связи с подземной работой, работой во вредных условиях труда и в горячих цехах и летному составу гражданской авиации – трех с половиной минимальных размеров пенсии.
Работающим пенсионерам, пенсия которым назначена как работникам, занятым в подземных работах и открытых горных работах, пенсия выплачивается в полном размере независимо от характера работы. Остальным работающим пенсионерам пенсия выплачивается при условии оставления работы, с учетом которой она устанавливается. При выполнении другой работы пенсия выплачивается в полной сумме.
По новому законодательству пенсия за выслугу лет наряду с трудовой пенсией по старости устанавливается еще и для государственных служащих
Предполагается, что профессиональное пенсионное страхование лиц, занятых в работах с особыми условиями труда, будет осуществляться в форме предоставления профессиональных пенсий исходя из сумм пенсионных накоплений, отраженных на специальной части индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде РФ, и профессиональной пенсии исходя из сумм пенсионных накоплений в негосударственных профессиональных пенсионных системах.
Наряду с трудовыми пенсиями и новым, и старым законодательством предусмотрены социальные пенсии, которые назначаются гражданам, не имеющим по каким – либо причинам права на трудовую пенсию. Социальная пенсия устанавливается:
1) инвалидам I, II и III групп.
2)детям – инвалидам в возрасте до 16 лет;
3) детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей;
4) гражданам, достигшим возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет.
По старому законодательству социальная пенсия устанавливается в твердой сумме дифференцированно для различных социальных категорий нетрудоспособных граждан, так:
1. инвалидам с детства I, II групп, инвалидам I группы, детям – инвалидам, а также детям, потерявшим обоих родителей – в размере минимальной пенсии по старости;
2.инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям, потерявшим одного из родителей, и гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), - в размере 2/3 минимальной пенсии по старости;
3. инвалидам III группы в размере ½ минимальной пенсии по старости.
Работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полной сумме.
К социальной пенсии предусмотрены надбавки: надбавка на уход инвалидам с детства I группы и детям – инвалидам, а также надбавки на уход за пенсионерами, участниками Вов.
Социальные пособия как вид социального обеспечения (виды, условия представления, способы начисления).
В системе социальной защиты населения важное место принадлежит различным видам пособий.
Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.
Действующим законодательством предусмотрены следующие виды пособий:
- пособие по временной
- пособие по беременности и родам;
- единовременное
пособие женщинам, вставшим на
учет в медицинских
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
- ежемесячное пособие на
- пособие по безработице;
- единовременное пособие
- единовременное пособие военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, при увольнении с военной службы
- социальное пособие на погребение.
Порядок обеспечения пособием по нетрудоспособности утвержден Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденному постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
Данное пособие является основным по системе социального обеспечения. Оно назначается всем работающим по найму (т. е. на основе трудового договора), а также иным лицам, если они в период работы подлежали обязательному государственному социальному страхованию.
Право на пособие по временной нетрудоспособности возникает у работника, в случае наступления нетрудоспособности в период работы, включая время испытания и день увольнения, а также в случае подтверждения факта временной нетрудоспособности больничным листком.
Пособие по временной нетрудоспособности, наступившей вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, рабочим и служащим выдается в размере 100% заработка, независимо от непрерывного стажа работы. В других случаях наступления нетрудоспособности пособие выдается в зависимости от непрерывного стажа работы: при стаже до трех лет – 50%, от трех до пяти лет – 60%, от пяти до восьми и свыше восьми лет 100% заработка. Рабочим и служащим, не достигшим 18-летнего возраста, пособие выплачивается в размере 60% заработка, независимо от стажа непрерывной работы. В размере 100% заработка и независимо от стажа пособие выдается работающим инвалидам Вов и лицам, приравненным к ним.
Российское законодательство содержит комплекс правовых норм, предусматривающих права и льготы беременным женщинам, в том числе право на предоставление пособия по беременности и родам, целевое назначение которого возместить женщине утраченный заработок, способствовать охране здоровья в период беременности, восстановлению здоровья после родов, обеспечению материнского ухода за ребенком в первые месяцы его жизни.
Данное пособие выдается:
- женщинам, подлежащим социальному страхованию, а также женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, в течение 12 месяцев, предшествующих дню признания их безработными;
- женщинам,
обучающимся с отрывом от
- женщинам, проходившим военную
службу по контракту и в
качестве рядового и
- женщинам из числа
- женщинам, указанным выше, при усыновлении ими ребенка (детей).
Указанные пособия выплачиваются за период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов – 86, при рождении двух и более детей – 110) календарных дней после родов. Отпуск исчисляется суммарно и представляется полностью, независимо от числа дней, использованных до родов.
Пособие по беременности и родам установлено в размере:
1. среднего заработка по месту работы – женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию, а также женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств;
2. минимального размера оплаты
труда – женщинам, уволенным в
связи с ликвидацией
3. стипендии – женщинам, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях;
4. денежного довольствия –
Единовременное пособие при рождении ребенка – один из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей. Оно предназначено для компенсации разовых повышенных расходов семьи, связанных с появлением ребенка и выдается одному из родителей, либо лицу, его заменяющему. В случае рождения (усыновления) двух или более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка пособие не выплачивается.
Пособие выплачивается в размере пятнадцатикратного минимального размера труда на день рождения ребенка.
Пособие на период отпуска по уходу за ребенком по достижения им возраста полутора лет выдается:
- матерям либо отцам, другим родственникам и опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком, подлежащим государственному социальному страхованию;
- матерям,
обучающимся с отрывом от
- матерям,
проходящим военную службу по
контракту и в качестве лиц
рядового и начальствующего
Ежемесячные пособия за период отпуска по уходу за ребенком выплачиваются в размере минимального размера оплаты труда независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход.
Федеральным законом от 24 августа 1995 года предусмотрена возможность предоставления отпуска по уходу за ребенком по достижения им возраста трех лет. При этом пособие за период после достижения ребенком полутора лет и до исполнения трех лет выплачивается в размере половины минимального размера оплаты труда.
Отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный стаж. За время отпуска по уходу за ребенком сохраняется место работы.
Целевое назначение ежемесячного пособия на ребенка – оказание государственной помощи в содержании и воспитании детей, которые в силу возраста еще не могут в полной мере участвовать в общественном производстве.
Пособие выдается одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения – до окончания им обучения, но не более чем до 18 лет).
Размер ежемесячного пособия на ребенка устанавливается исходя из минимума оплаты труда, установленного федеральным законом, и составляет, по общему правилу, 70% этой суммы на каждого ребенка.
Выплачивается данное пособие за счет средств бюджетов разных уровней.
На территории РФ каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела или праха в соответствии с законодательством.
В настоящее время действует Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле» (с изменениями и дополнениями). Он предусматривает выплату социального единовременного пособия на погребение и устанавливает перечень услуг на погребение, которые предоставляются гражданам бесплатно.
Еще одним видом социальной поддержки населения является выплата безработным пособия по безработице. Решение о назначении пособия принимается службой занятости населения одновременно с решением о признании гражданина безработным в порядке, определенном Законом РФ от 19 апреля 1991 г. о занятости населения.
Пособие начисляется службой занятости с первого дня признания гражданина безработным за фактическое количество календарных дней безработицы (включая выходные и праздничные дни) в каждом месяце исходя из среднего размера пособия.
Размеры пособий дифференцируются в зависимости от категории граждан, признанных безработными:
1. безработным гражданам, уволенным из организации по любым основаниям, включая уволенных с военной службы и из органов внутренних дел в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем, пособие выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднемесячного заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы). В течение следующих 4 месяцев – 60%, в дальнейшем – 45%, но во всех случаях пособие выплачивается в размере не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы.
2. уволенным
из организации по любым
Продолжительность выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
Пособие выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки.
В регионах предпринимаются попытки ввести проверку нуждаемости при назначении пособий и даже выделить из числа семей с доходом ниже прожиточного минимума тех, кто наиболее нуждается.
Так, в целом по стране в 1997 г. плановая потребность в финансировании детских пособий составила 27,2 млрд. р., задолженность по их выплате к 1999г. достигла более 7 месяцев. В результате 64% семей с доходом ниже прожиточного минимума вообще не получают пособий на ребенка, а эта прибавка могла бы составить от 20 до 50% их дохода. В то же время 60 % всех выплачиваемых пособий направляются обеспеченным и наиболее обеспеченным семьям, для которых пособие на ребенка составляет лишь 1 – 3% дохода семьи.
Информация о работе Социальное обеспечение и социальная помощь