Социальное обеспечение и социальная помощь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 03:17, курсовая работа

Описание работы

Как экономическая категория социальное обеспечение – это система распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода, созданного трудоспособными гражданами и прошедшего затем перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды, образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания нетрудоспособных и престарелых граждан, а также для оказания материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям, семьям, потерявшим кормильца), многодетным семьям и др.).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Раздел 1.
Теоретические аспекты социального обеспечения
Тема 1.1. Социальное обеспечение: понятие и виды……………………………...5
Тема 1.2. Принципы и источники социального обеспечения…………. ………...6
Раздел 2.
Виды социального обеспечения
Тема 2.1. Государственные пенсии (виды, условия предоставления, способы начисления)…………………………………………………………………………10
Тема 2.2. Социальные пособия как вид социального обеспечения (виды, условия представления, способы начисления)………………………………………..18
Тема 2.3. Социальные услуги как вид социального обеспечения………………25
Тема 2.4. Социальные выплаты и льготы и их недостатки……………………...26
Раздел 3.
«Социальное обеспечение и социальная помощь»
Тема 3.1. Назначение ежемесячных выплат отдельным категориям граждан по расходным обязательствам Российской Федерации …………………………….28
Численность отдельных категорий граждан, получающих ежемесячные денежные выплаты, в целом по РФ……………………………………………………...30
Численность получателей ежемесячных денежных выплат по субъектам РФ..34
Численность отдельных категорий граждан, получающих ежемесячные денежные выплаты, по субъектам……………………………………………………….37
Тема 3.2. Расходы на социальное обеспечение……………………………….….39
Общий объем социальных выплат………………………………………………..39
Расходы на выплату пособий и социальных услуг…………………………….. 40
Выполнение Федеральных целевых программ по вопросам социальной защиты отдельных категорий населения…………………………………………………..44
Размеры основных социальных гарантий, установленных законодательством РФ…………………………………………………………………………………...45
Размеры основных социальных гарантий, установленных законодательством РФ, в соотношении с величиной прожиточного минимума…………………….48
Размер и структура социальных выплат по субъектам РФ……………………...49
Размер минимальной оплаты труда, установленный в субъектах РФ………….53
Предложения и рекомендации в плане реформирования и совершенствования видов социального обеспечения, их финансовой организации…………………………………………………………………………………..56

Заключение…………………………………………………………………………62
Список литературы………………………………………………………………...65

Файлы: 1 файл

Социальное обеспечение.doc

— 1.25 Мб (Скачать файл)

Аналогичная картина наблюдается и по другим социальным выплатам и льгота. Более 40% суммы пособий по безработице приходится на наиболее обеспеченные семьи, а на безработных из 10% самых бедных семей – лишь 1%. Обеспеченные семьи аккумулируют 72% всей суммы льгот на приобретение лекарств, а наименее обеспеченные – только 28%. Около 65% пособий по временной нетрудоспособности получают в самых обеспеченных семьях и лишь 11% - в самых необеспеченных. В обеспеченные семьи направляется 83% всей суммы пособий по беременности и родам. Подобная ситуация типична и для дотаций на санаторно-курортное обслуживание (10% льгот приходится на наименее обеспеченных, 44% - на наиболее обеспеченных) и на транспорт (92% студенческих транспортных льгот достается студентам из обеспеченных семей, 62%аналогичных льгот пенсионерам также сконцентрировано в семьях с наиболее высокими доходами).

Можно привести более конкретный пример, касающийся льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и за пользование телефоном, предоставляемых работникам органов прокуратуры. Более 60% всей суммы этих льгот приходится на семьи с доходами выше двух прожиточных минимумов.

 

Социальные услуги как вид социального обеспечения.

 

Наряду с выплатой пенсий и пособий важным элементом федеральной системы социального обеспечения является социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми.

Круг оказываемых в настоящее время социальных услуг достаточно широк и обусловлен потребностями упомянутых контингентов населения в связи с их болезнью, иналидностью, старостью, многодетностью.

Престарелые и инвалиды, включая детей – инвалидов, получают комплекс социальных услуг во время их пребывания в домах – интернатах. Эти медико-социальные учреждения предназначены для постоянного проживания престарелых и инвалидов. Нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В период пребывания в домах – интернатах им предоставляется жилье. Питание, одежда, медицинская и лекарственная помощь, лечение, социально – бытовое обслуживание.

Другой существенной услугой, оказываемой населению, является бесплатное содержание детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в лечебно -  профилактических и учебно-воспитательных учреждениях, а также в детских домах семейного типа.

Выделяют также и такой вид социальной  услуги, как обеспечение инвалидов транспортными средствами.

В настоящее время все большее распространение  получает социальная помощь на дому. Такая помощь оказывается престарелым и инвалидам. Нуждающимся в посторонней помощи в связи с утратой способности к самообслуживанию.

Расходы на оказание социальной помощи на 1999г. составили 7,9% общих расходов консолидированного бюджета РФ. В федеральном бюджете доля их составляет 7,2%, а в бюджетах территорий – 8,5%.

Программно – целевой принцип реализации социальной политики является приоритетным. Для этого разрабатывается ряд программ, например федеральные программы «Молодежь России», «Планирование семьи», «Дети - сироты», «Дети  - инвалиды» и др., основной целью которых является создание организационных, правовых и экономических механизмов реализации социальной политики.

 

Социальные выплаты и льготы и их недостатки.

 

Социальная льгота – способ повышения уровня жизни субъекта, позволяющий ему полнее удовлетворять свои потребности и выражающийся как в предоставлении ему дополнительных особых преимуществ, так и в освобождении от ряда обязанностей. Таким образом, льготы устанавливаются для тех категорий населения, интересы которых не могут получить денежного обеспечения в рамках общих правил, поскольку эти категории имеют специфические особенности, ставящие их в категорию или социально уязвимых (возраст, состояние здоровья), или имеющих особые заслуги (ветераны войны), или находящихся в особых условиях труда.

В настоящее время система социальных льгот не достаточно эффективна, т. к. значительная часть социальных трансфертов используется на поддержку тех групп населения, доходы которых превышают прожиточный минимум. По оценкам экспертов Международной организации труда, только19% всей суммы социальных трансфертов в РФ приходится на долю семей с доходом ниже прожиточного минимума, в результате бюджетные средства перераспределяются не в пользу тех, кто в них действительно нуждается.

Самыми объемными по затратам льготами в настоящее время являются льготы по оплате проезда на внутригородском и межгородском (включая дальнее сообщение) транспорте, ЖКХ, льготы по налогам с физических лиц, льготы по лекарствам и компенсационные выплаты на питание школьникам и учащимся ПТУ.

 


 

Назначение ежемесячных выплат отдельным категориям граждан по расходным обязательствам Российской Федерации

Общая информация

В разделе приводятся данные Пенсионного фонда Российской Федерации о численности лиц, которым в соответствии с действующим законодательством (Федеральными законами от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах"; от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; от 15 мая 1991 г. № 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона от 18 июня 1992 г. № 3061-I); от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и др.) назначена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ).

Данные приводятся по гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, имеющим право на ЕДВ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отнесение граждан к той или иной категории осуществляется в соответствии с основанием, по которому гражданину назначена территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации ежемесячная денежная выплата.

Каждый гражданин, получающий ЕДВ, учтен однократно. В случае назначения гражданину более одной ЕДВ (граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан; Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы; Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы) учет осуществляется следующим образом:

а) каждый гражданин, подвергшийся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (или приравненный к этой категории), получающий две ЕДВ, учитывается однократно по одной из строк, соответствующей второму основанию назначения ЕДВ (инвалиды войны; ветераны Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий; инвалиды; дети-инвалиды) с выделением данных в графе "из них получают более одной ЕДВ";

б) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы учитываются по одной из указанных строк с выделением соответствующих данных в графе "из них получают более одной ЕДВ".

 

Инструментарий статнаблюдения:

форма федерального государственного статистического наблюдения № 1-ЕДВ (утверждена постановлением Росстата от 16.12.05 № 102, с изменениями от 22.08.2006 № 47) и Порядок ее заполнения и представления  (утвержден постановлением Росстата от 16.12.05 № 103).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧИСЛЕННОСТЬ отдельныХ категориЙ граждан,

ПОЛУЧАЮЩИХ Ежемесячные денежные выплаты,

в целом ПО Российской Федерации

(по состоянию на 1 октября)

 

2008

2009

Численность получателей ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ),

2009

в % к 2008

Численность получателей ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ),

человек

из них получают более одной ЕДВ,

человек

Численность получателей ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ),

 человек

из них получают более одной ЕДВ,

 человек

Всего

16840833

307659

16767364

303860

99,6

          в том числе:

инвалиды войны

747131

19783

657565

18079

88,0

ветераны Великой Отечественной войны - всего

343483

10068

315277

9339

91,8

          в том числе:

участники Великой Отечественной войны - всего

187945

9461

170593

8759

90,8

          в том числе:

участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним категории граждан, за исключением военнослужащих, проходивших военную службу вне действующей армии

165091

8979

151445

8350

91,7

военнослужащие, проходившие военную службу вне действующей армии

22854

482

19148

409

83,8

лица, награжденные знаком  "Жителю блокадного Ленинграда"

155136

606

144319

579

93,0

лица, работавшие в период Великой Отечественной Войны на оборонительных объектах, на строительстве оборонительных и военных объектов

402

1

365

1

90,8

ветераны боевых действий

1140639

17786

1177219

18035

103,2

члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий

619889

12053

571098

11064

92,1

инвалиды - всего

11926754

238022

11974390

237813

100,4

          в том числе:

инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности

1831094

25263

1844003

25384

100,7

инвалиды, имеющие II степень ограничения способности к трудовой деятельности

6731205

135389

6625394

132926

98,4

инвалиды, имеющие I степень ограничения способности к трудовой деятельности

3317340

76242

3447113

77500

103,9

инвалиды, не имеющие степени ограничения способности к трудовой деятельности

47115

1128

57880

2003

122,8

дети-инвалиды

545621

6408

538906

6163

98,8

лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан - всего

1511500

-

1527359

-

101,0

          в том числе:

инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы

626

-

635

-

101,4

граждане, принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы

87323

-

85007

-

97,3


 

 

 

 

 

 

 

 

2008

2009

Численность получателей ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ),

2009

в % к 2008

Численность получателей ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ),

 человек

из них получают более одной ЕДВ,

человек

Численность получателей ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ),

человек

из них получают более одной ЕДВ,

человек

граждане, получившие и перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы

1076

-

971

-

90,2

граждане, принимавшие в 1988-1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы

18240

-

17697

-

97,0

граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения вследствие чернобыльской катастрофы

14114

-

13850

-

98,1

дети и подростки в возрасте до 18 лет, проживающие в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированные и переселенные из зон отчуждения, отселения, проживания  с правом на отселение, а также дети первого и последующих поколений граждан, родившихся после радиактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей

76651

-

73366

-

95,7

граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение

100856

-

108226

-

107,3

граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом

910423

-

910495

-

100,0

граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы

49049

-

48932

-

99,8

дети и подростки в возрасте до 18 лет, постоянно проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом

224344

-

229711

-

102,4

граждане, получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне

8204

-

9086

-

110,8

граждане, получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв(бэр), вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне

20573

-

29362

-

142,7

дети в возрасте до 18 лет первого и второго поколения граждан, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), страдающие заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне

21

-

21

-

100,0

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы и члены их семей

3263

2514

3172

2403

97,2

из них члены семей Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы

2475

1947

2385

1886

96,4

Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы

2553

1025

2378

964

93,1


 

 

 

 

 

ЧИСЛЕННОСТЬ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ ЕжемесячныХ денежныХ выплат по субъектам Российской Федерации

(по состоянию на 1 октября)

 

2008

2009

Численность получателей ЕДВ,

2009 

в % к 2008

Числен-ность получате-лей ЕДВ, человек

из них получают более одной ЕДВ, человек

Числен-ность получате-лей ЕДВ, человек

из них получают более одной ЕДВ, человек

Российская Федерация

168408330

307659

16767364

303860

99,6

Центральный федеральный округ

5997913

232770

5945154

228340

99,1

Белгородская область

369124

17879

360240

17416

97,6

Брянская область

454314

42438

449559

40707

99,0

Владимирская область

181642

837

181506

828

99,9

Воронежская область

357130

6940

349406

6731

97,8

Ивановская область

113864

382

112602

388

98,9

Калужская область

184282

11692

182579

11297

99,1

Костромская область

99619

642

96672

628

97,0

Курская область

264922

11126

265068

11217

100,1

Липецкая область

199380

5721

202551

5829

101,6

Московская область

642567

3067

630111

3054

98,1

Орловская область

232385

18085

232889

17619

100,2

Рязанская область

267149

17002

268683

16926

100,6

Смоленская область

126318

684

123384

650

97,7

Тамбовская область

184081

2643

177789

2544

96,6

Тверская область

159116

662

156348

648

98,3

Тульская область

726808

85024

728998

83960

100,3

Ярославская область

160479

618

159755

611

99,5

г. Москва

1274733

7328

1267014

7287

99,4

Северо-Западный федеральный округ

1832961

9484

1817394

9359

99,2

Республика Карелия

91876

230

89983

228

97,9

Республика Коми

91741

349

90555

355

98,7

Архангельская область

124981

314

121436

307

97,2

Вологодская область

149726

527

148715

508

99,3

Калининградская область

95738

618

95014

610

67,9

Ленинградская область

205354

2589

205427

2566

100,0

Мурманская область

51621

116

50262

112

97,4

Новгородская область

103210

487

99877

466

96,8

Псковская область

92887

303

89846

297

96,7

г. Санкт-Петербург

822631

3948

822996

3907

100,0

Hенецкий автономный округ

3196

3

3283

3

102,7

Южный федеральный округ

1397897

15614

1393062

15326

99,7

Республика Адыгея

44118

489

44285

477

100,4

Республика Калмыкия

28740

830

29176

823

101,5

Краснодарский край

519340

4964

523195

4948

100,7

Астраханская область

71423

573

71475

564

100,1

Волгоградская область

269669

2488

264968

2444

98,3

Ростовская область

464607

6270

459963

6070

99,0

Северо-Кавказский федеральный округ

977302

5656

1013758

5541

103,7

Республика Дагестан

275687

1922

283577

1880

102,9

Республика Ингушетия

43554

139

50980

140

117,1

Кабардино-Балкарская Республика

71597

774

73293

758

102,4

Карачаево-Черкесская Республика

51691

574

52646

558

101,8

Республика Северная Осетия -Алания

90902

636

91844

627

101,0

Чеченская Республика

134647

167

154141

145

114,5

Ставропольский край

309224

1444

307277

1433

99,4

Приволжский федеральный округ

3222018

18096

3191399

17741

99,0

Республика Башкортостан

399915

1253

393930

1278

98,5

Республика Марий Эл

88450

510

88056

475

99,6

Республика Мордовия

115370

1989

111609

1904

96,7

Республика Татарстан

376364

1226

375301

1205

99,7

Удмуртская Республика

136355

865

137651

861

101,0

Чувашская Республика

115711

799

113741

793

98,3

Пермский край

295788

1226

293945

1211

99,4

Кировская область

172156

1320

173543

1320

100,8

Hижегородская область

438903

1229

426027

1198

97,1

Оренбургская область

277620

1428

276830

1382

99,7

Пензенская область

154861

1645

150702

1579

97,3

Самарская область

293034

1556

291704

1534

99,5

Саратовская область

197766

1665

198870

1657

100,6

Ульяновская область

159725

1385

159490

1344

99,9

Уральский федеральный округ

1023834

9196

1021045

9187

99,7

Курганская область

101247

1062

100242

1058

99,0

Свердловская область

413774

3069

408316

2982

98,7

Тюменская область

126654

287

126529

304

99,9

Челябинская область

298444

4532

302097

4590

101,2

Ханты-Мансийский автономный округ

63917

176

64002

177

100,1

Ямало-Hенецкий автономный округ

19798

70

19859

76

100,3

Сибирский федеральный округ

1896215

16397

1895199

17961

99,9

Республика Алтай

32685

65

31616

78

96,73

Республика Бурятия

87348

68

89786

64

102,8

Республика Тыва

29047

2

28616

2

98,5

Республика Хакасия

45804

134

44522

132

97,2

Алтайский край

294768

11305

296000

12938

100,4

Забайкальский край

110567

85

110625

83

100,1

Красноярский край

243970

1129

239141

1091

98,0

Иркутская область

258686

442

258339

425

99,9

Кемеровская область

289719

707

296937

742

102,5

Новосибирская область

236771

993

237203

979

100,2

Омская область

190399

1071

185852

1038

97,6

Томская область

76451

396

76562

389

100,1

Дальневосточный федеральный округ

492693

446

490353

405

99,5

Республика Саха (Якутия)

56662

37

58050

38

102,4

Камчатский край

16692

14

17091

15

102,4

Приморский край

165008

176

160906

137

97,5

Хабаровский край

101709

99

101826

94

100,1

Амурская область

92014

86

92999

90

101,1

Магаданская область

6957

5

6814

2

97,9

Сахалинская область

32806

17

31664

17

96,5

Еврейская автономная область

18910

12

19025

12

100,6

Чукотский автономный округ

1935

-

1978

-

102,2

Информация о работе Социальное обеспечение и социальная помощь