Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:42, реферат
Социальное развитие республики неотделимо от состояния её национальной экономики. Уровень экономики определяет меру социальных возможностей государства. Социальная сфера по-прежнему остается приоритетной, несмотря на определённые трудности в развитии экономики республики. Доля затрат из государственного бюджета на социальные нужды остается достаточно высокой — более 50%. Проводимый в республике социально-экономический курс исходит из того, что социальное благополучие является необходимой основой экономического развития государства.
Введение.
1.Социальная защита населения.
2.Рынок труда и занятость населения.
3.Охрана труда и трудовые отношения.
4. Состояние социальной политики в КР.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
1.Социальная защита населения.
2.Рынок труда и занятость населения.
3.Охрана труда и трудовые отношения.
4. Состояние социальной политики в КР.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Социальное развитие республики неотделимо от состояния её национальной экономики. Уровень экономики определяет меру социальных возможностей государства. Социальная сфера по-прежнему остается приоритетной, несмотря на определённые трудности в развитии экономики республики. Доля затрат из государственного бюджета на социальные нужды остается достаточно высокой — более 50%. Проводимый в республике социально-экономический курс исходит из того, что социальное благополучие является необходимой основой экономического развития государства.
1.Социальная защита населения. В советский период система государственных мероприятий по оказанию социальной поддержки детям, матерям, старикам и инвалидам именовалась социальным обеспечением. Социального страхования, как отдельного института с независимым от государственного бюджета источником финансирования, практически не существовало. Функции социального обеспечения и социального страхования в тот период фактически не различались. Социальное обеспечение осуществлялось за счёт специально создаваемых фондов общественного потребления, формируемых за счёт отчислений от заработной платы и налогов. Гарантируя всеобщую занятость при низком уровне заработной платы, государство оплачивало расходы на воспроизводство и жизненные риски через систему низких тарифов на жилищно-коммунальные и др. услуги, бесплатное образование и здравоохранение, пособия, пенсии, стипендии из общественных фондов потребления. Механизмом перераспределения социальных благ был трудовой коллектив, поскольку предприятия содержали множество объектов социальной сферы. Законодательство о социальном обеспечении регулировало предоставление пенсий, компенсаций, ежемесячных и единовременных пособий. Лицам, не имеющим источников существования, инвалидам 1 и 2 группы с детства, достигшим 16-летнего возраста, детям военнослужащих срочной службы (в зависимости от числа детей и места их проживания), инвалидам 1 и 2 группы при отсутствии у них средств и права на пенсию назначались ежемесячные пособия. Другой, существовавший в то время вид пособий, — это помощь, предоставляемая дополнительно к основным источникам существования (к пенсии, оплате по труду). Целью этой помощи являлось покрытие дополнительных расходов, на которые пенсии или заработной платы не хватало. Это по мощь могла быть единовременной (разовой) и ежемесячной.
Самостоятельными видами социального обеспечения являлись льготы и социальные услуги: предоставление лечебного питания и социально-бытовых услуг, уход за нетрудоспособными лицами, нуждающимися в посторонней помощи, санаторно-курортное лечение и медицинское обслуживание, подготовка к труду и трудоустройство инвалидов, содержание и воспитание детей, протезирование.
Существовала и такая форма социального обслуживания как шефская помощь нетрудоспособным гражданам со стороны трудовых коллективов в обработке огородов, ремонте жилья и выделении кормов для личного скота.
Назначались и выплачивались социальные пенсии нетрудоспособным лицам, не имеющим трудового стажа, в размере 50% от размера минимальной пенсии. Их предоставление регулировалось пенсионным законодательством и производились органами социального обеспечения по месту жительства.
Переход к рыночной экономике сопровождался безработицей, инфляцией, увеличением численности малообеспеченных граждан, нуждающихся в государственной поддержке, и в то же время недостаточностью государственных ресурсов для оказания этой поддержки. Возникла необходимость кардинальных перемен в области социальной защиты.
За годы независимости Кыргызстана укреплена его правовая база, приняты законы: «О ветеранах войны, Вооружённых Сил и тружениках тыла»; «О государственных пособиях в Кыргызской Республике»; «О социальной защите граждан Кыргызской Республики, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы»; «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих и работающих в условиях высокогорья»; «О правах и гарантиях реабилитированных граждан, пострадавших в результате репрессий, за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и др. признакам».
Принят Закон Республики Кыргызстан
«О государственных пособиях семьям,
имеющим детей» (1991). В соответствии
с этим законом, гражданам, имеющим
детей, без учёта степени нуждаемости
семьи, назначались следующие виды
пособий: по беременности и родам; уходу
за ребёнком до достижения им возраста
1,5 лет; уходу за больным ребёнком
в возрасте до 14 лет, на основании
листка о нетрудоспособности. Выделяются:
единовременное пособие при рождении
ребёнка и специальное пособие
на ребёнка военнослужащего
Наиболее существенными
С мая 1998 вступил в силу Закон «О государственных пособиях в Кыргызской Республике». В его основу положено оказание государственной поддержки по принципу нуждаемости. Закон предусматривает назначение и выплату двух основных видов государственных пособий: единые, ежемесячные пособия малообеспеченным семьям и гражданам (ЕЕП) и социальные пособия. Единые ежемесячные пособия выплачиваются с учётом степени фактической нуждаемости, т. е. адрес но. Социальное пособие назначается нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на пенсионное обеспечение и предоставляется без учёта материального положения. В настоящее время каждый 4 житель республики имеет право на те или иные льготы, предоставляемые по 15 Законам и отдельным постановлениям Правительства Кыргызской Республики. Такие социальные льготы достигают 42 видов и правом их пользования обладают 30 категорий лиц. Действующим законодательством республики предусмотрены следующие виды льгот: скидки при оплате жилья и коммунальных услуг, бесплатное и льготное обеспечение углём, санаторно-курортными путёвками, льготы по проезду, медицинскому обслуживанию, единовременные денежные пособия и компенсации.
Другим направлением социальной работы
является оказание социальных услуг. Социальное
обслуживание пожилых и инвалидов
в настоящее время
В целях усиления адресности и конкретизации социальной помощи, с 2000, в республике на уровне айыл-окмоту, вводятся социальные паспорта. Заполнение социального паспорта позволит составить региональные карты бедности и на их основе разработать региональные про граммы социальной защиты населения. В перспективе, в области социальной защиты предусматриваются следующие меры:
1. Переход от принципа
2. Совершенствование методики определения нуждаемости семей в государственной поддержке;
3. Повышение к 2003 размера гарантированного
минимального уровня
4. Введение в действие механизма
социальной защиты
Указом Президента Кыргызской Республики «О дополнительных мерах адресной социальной защиты населения в условиях повышения тарифов на электроносители» (2001), повышен пороговый уровень дохода с 200 до 300 сомов в месяц на 1 чел. для категории граждан, имеющих право на социально защищенные тарифы по электроносителям. Это дает малообеспеченным семьям и гражданам со среднедушевым доходом до 300 сомов на 1 члена семьи право на компенсацию при оплате за: тепловую энергию, горячее водоснабжение и газ. На 20% увеличен размер государственных пособий малообеспеченным семьям в целях повышения гарантированного минимального уровня потребления. С 1 июля 200 Повышается размер трудовой пенсии путём увеличения поправочных коэффициентов к заработной плате для исчисления пенсий на уровень роста среднегодовой заработной платы. Планируется повышение размера ежемесячных социальных пособий на 50%.
2.Рынок труда и занятость населения. До перехода к рыночным отношениям была распространена всеобщая обязательность труда и в силу экстенсивного характера развития экономики сложился высокий уровень занятости всех социально-демографических групп населения.
Переход от плановой экономики к рыночной повлёк за собой процесс реформирования собственности, установления новых отношений в сфере труда. С начала 90-х годов, в ходе экономической реформы, образовался рынок с его многоукладной экономикой, конкуренцией, свободным ценообразованием. В этих условиях рынок труда становится одним из необходимых условий функционирования экономики, создаются предпосылки для свободного формирования спроса на рабочую силу и её предложение. Ситуация на рынке труда определяется, с одной стороны, изменениями, происходящими в экономической и социальной сферах, а с другой — проблемами, унаследованными от прежней социально-экономической системы.
С 1998 вступил в действие Закон Кыргызской Республики- «О содействии занятости на селения». Он гарантирует право граждан на занятость или, в случае непредоставления подходящей работы, на получение пособия по безработице, возможность переобучения и повышения квалификации. Эффективным механизмом реализации данного Закона является Национальная про грамма «Рынок труда и занятость населения в Кыргызской Республике на 1998—2000 и на период до 2005 (Эмгек)», утверждённая Постановлением Правительства Кыргызской Республики. Рост численности населения за истекшие 10 лет на 352 тыс. чел. обеспечил увеличение трудовых ресурсов на 341 тыс. чел. Если в 1991 она составляла 2215 тыс. чел., то уже в 1999 г. — 2556. Как следствие, в отраслях экономики численность занятого населения увеличилась более чем на 21,1 тыс. чел. Постоянно происходит перераспределение численности занятых между различными формами собственности: в индивидуальном хозяйстве увеличилась на 12,6%, в государственном секторе уменьшилась на 10,7%. Уровень официальной безработицы (по отношению к экономически активному населению) на протяжении последних лет стабильно держится на отметке 3,1%.
Наибольший стратегический приоритет отдается сейчас проведению активной политики на рынке труда, направленной на снижение уровня безработицы и обеспечение эффективной занятости населения. В целях трудоустройства без работных используются такие нетрадиционные инструменты на рынке труда, как Ассоциация содействия занятости, Клубы ищущих работу, Молодёжные биржы труда, Ярмарки вакансии, создаются и функционируют «бизнес-инкубаторы». В перспективе предполагается доведение удельного веса трудоустроенных до 35—40% от числа всех обратившихся в поисках работы. Данный показатель будет достигнут путём улучшения контактов с работодателями и местными государственными администрациями.
Исходя из потребностей рынка труда, безработные, с учётом их базовой профессии и индивидуальных особенностей, получают профессиональную подготовку и переподготовку по новым профессиям и специальностям. Цель профессионального обучения и переобучения безработных граждан — повышение их конкурентоспособности на рынке труда, путем овладения приоритетными специальностями, пользующимися наибольшим спросом. Профессиональное обучение и переобучение незанятого населения является важным средством его социальной защиты. В 2000 на профессиональное обучение было направлено 8,6 тыс. безработных граждан. Эффективность профессионального обучения безработных граждан оценивается прежде всего показателями последующего их трудоустройства. В 2000 из числа обученных трудоустроено 4,3 тыс. чел. или 50%. В перспективе предполагается, что профессиональная подготовка и переподготовка будет одним из приоритетных направлений политики занятости и около 25—30% от общего числа безработных смогут воспользоваться подобной возможностью.
Система начального профессионального
образования органически
Эффективным методом снижения напряжённости на рынке труда является организация оплачиваемых общественных работ, направленных на создание и развитие экономической и социальной инфраструктуры. На оплачиваемые общественные работы в 2000 были направлены 19,7 тыс. чел.
Информация о работе Социальное обеспечение Кыргызской Республики