Социальное обеспечение Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:42, реферат

Описание работы

Социальное развитие республики неотделимо от состояния её национальной экономики. Уровень экономики определяет меру социальных возможностей государства. Социальная сфера по-прежнему остается приоритетной, несмотря на определённые трудности в развитии экономики республики. Доля затрат из государственного бюджета на социальные нужды остается достаточно высокой — более 50%. Проводимый в республике социально-экономический курс исходит из того, что социальное благополучие является необходимой основой экономического развития государства.

Содержание работы

Введение.
1.Социальная защита населения.
2.Рынок труда и занятость населения.
3.Охрана труда и трудовые отношения.
4. Состояние социальной политики в КР.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Соц. обеспечение.docx

— 36.97 Кб (Скачать файл)

Выплата пособия по безработице  является одной из социальных мер  на рынке труда. На сегодняшний день размер базового пособия по безработице  составляет 250 сомов в месяц, а  численность получающих пособие  достигает 6,3 тыс. безработных. Одним  из основных направлений в области  занятости населения является сейчас развитие малого и среднего бизнеса.

Службами занятости Министерства труда и социальной защиты, совместно с местными государственными администрациями в течение 1998—2000 создано 8 Центров по микрокредитованию безработных для выдачи кредитов общинам, в размере от 10 до 30 базовых пособий на каждого члена общины под 24% годовых сроком на 4 месяца. При эффективном ведении предпринимательской деятельности и своевременном возврате, как малого кредита, так и процентов за его использование, община имеет право на получение после дующего кредита в размере, увеличенном на 20% от первоначальной суммы использованного кредита. Положительным моментом в системе микрокредитования является полный возврат пользователем микрокредита средств и процентов за его использование.

Одним из приоритетных задач на ближайшую  перспективу следует считать  развитие социального партнёрства между государством, организациями работодателей и профсоюзами в проведении политики занятости. Механизмом реализации его является трёхсторонний совет, принципы которого легли в основу Закона Кыргызской Республики «О содействии занятости населения».

3.Охрана труда и трудовые отношения. В связи со структурными преобразованиями, в экономике республики произошли существенные изменения в формах управления предприятиями и организациями. Отдельные функции управления были утрачены. В первую очередь, это относится к системе контроля и надзора за состоянием охраны труда, соблюдением законодательства о труде. Поэтому создана Государственная инспекция труда при Министерстве труда и социальной защиты Кыргызской Республики (1999). На неё возлагается осуществление контроля и надзора за выполнением министерствами, государственными комитетами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм их собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной принадлежности, законодательства о труде и правил по его охране. В том числе, за соответствие требованиям техники безопасности. Государственной инспекцией труда при Министерстве труда и социальной защиты только за 2000 осуществлено более 1100 проверок предприятий и организаций. При этом выявлено 6500 нарушений. Штрафных санкций наложено на общую сумму 200 тыс. сомов. По результатам проверок работающим выплачены задержанная заработная плата и различные виды компенсаций на сумму около 6 млн. сом.

В республике контроль государства над уровнем оплаты труда осуществляется в основном в бюджетном секторе экономики. Наиболее высокий размер заработной платы имеют отрасли кредитования и страхования, связи, промышленности и строительства. Заработная плата работников кредитования и страхования составляет 4432,8 сомов в месяц, а размер заработной платы работников сферы здравоохранения, социальных услуг — 572,9 сомов. Размер минимальной заработной платы последовательно повышался, в соответствии с экономическими возможностями республики. На сегодняшний день он установлен на уровне 100 сомов. Заработная плата работников бюджетных учреждений повышена на 20% (2000).

Начиная с 1997, определились первые позитивные шаги в развитии социального партнёрства в сфере трудовых отношений. Регулирование социально-трудовых отношений стало осуществляться на различных уровнях: на республиканском уровне через трёхстороннее Генеральное соглашение с участием Правительства республики, Федерации профсоюзов Кыргызстана и Республиканского объединения работодателей через отраслевые (тарифные) соглашения и коллективные договоры.

В настоящее время в республике разрабатывается Комплексная основа развития Кыргызской Республики на период до 2010. Она представляет собой общий подход к решению целого ряда экономических и социальных задач. В ней поставлена конкретная задача сокращения уровня бедности в Кыргызстане к 2010 г. в 3 раза. Для достижения этой цели необходимо обеспечить в течение следующих 10 лет ежегодный рост национального производства на 5—7%. Это, предполагает дальнейшее развитие и более полное использование имеющихся производственных мощностей, особенно в сфере малого и среднего предпринимательства, с целью создания десятков тыс. новых рабочих мест.

Важным шагом на пути социальных преобразований явилось принятие и реализация Национальных программ по преодолению бедности «Аракет» , «Ардагер», «Эмгек», программы по поддержке инвалидов. Действует ряд специальных социальных программ развития проблемных регионов: высокогорья, малых городов и т.д.

4. Состояние социальной политики в КР.

Сопровождающая Кыргызстан в последние 15 лет социальная нестабильность обусловлена, прежде всего, непониманием чиновниками  важности акцентирования социальной политики для создания устойчивой, с количественным доминированием среднего класса социальной структуры. Ведь конфликтность в  отношениях между людьми и революции  во многом определяются уровнем поляризации  общества. «Именно малочисленность  среднего класса приводит к доминированию  в политической жизни жестко противостоящих друг другу политических сил, так как они могут проводить интересы только реально существующих социальных групп. По мнению социологов, если придерживаться критериев, принятых в западных странах, по которым для попадания в состав среднего класса «обычно необходим постоянный месячный доход на каждого члена семьи в 2 – 2.5 тысячи долларов, не менее 40 метров общей жилой площади и 2–3 легковые машины на семью», то кыргызское общество состоит только из богатых и бедных. При среднем размере заработной платы в 145 долларов  и при среднем количестве членов семьи в 5.5 человек, а также когда разница доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных кыргызстанцев составляет 20 раз, о наличии других слоев не приходится говорить. Не стоит удивляться и перманентности происходящих в стране революций. И вряд ли возможен выход из этой ситуации, пока социальная и экономическая политика не будет направлена на коренное изменение нынешней модели экономики, которая преимущественно основана на перепродаже товаров, произведенных в других странах, и предоставлении услуг. Нигде и никогда однобокая экономика не была эффективной, с большой наполняемостью государственного бюджета. Соответственно, и при справедливом и равномерном распределении доходов невозможно прийти к оптимальной социальной структуре без переориентации экономики на производство.

Наблюдаемая в последние годы политическая неустойчивость тоже в большей степени  связана с неэффективностью действующей  социальной политики. В ней создание законодательных условий и стимулирование развития общественного самоуправления не рассматриваются как приоритетные задачи. Предпринимаемые же правительством в её рамках меры не обеспечивают активное участие населения в решении  местных и общегосударственных  проблем, и она не направлена на завоевание в людях доверия к власти. Наоборот, выборы в избираемые органы местной  и государственной власти проходят коррупционным путем, полностью  нейтрализуя волю народа. Следовательно, «ангажированная определенными  социальными группами населения»  власть не заинтересована в решении проблем в интересах широких слоев общества, а значит и в активности граждан. Не случайно при анкетировании, проведенном автором статьи летом 2012 года с целью выявления причин роста протестного настроения людей, всего 3.5% опрошенных отметили, что они активно участвуют в общественных делах. Примерно такая же ситуация наблюдается и с доверием людей к властям. Им полностью доверяют менее 10% респондентов. Более того, 85.7% опрошенных считают, что члены правительства заняты не проведением реформ, а личной наживой, а 79.2% из них не верят тому, что правительству удастся вытащить страну из кризиса. Все это говорит о том, что коррупционная власть по своей природе не заинтересована в расширении участия населения в управлении делами государства и общества, и преодоление отчужденности основной массы от своих функций в нынешних условиях остается невыполнимым.

Несмотря на крайнюю актуализированность проблемы справедливого распределения власти в хозяйстве (собственности), она государством не рассматривается как задача социальной политики. В результате передел собственности, начиная с насильственного захвата чужого имущества и кончая принуждением собственников к банкротству с помощью фискальных органов и прокуратуры, становится повсеместным и постоянным, синхронизируется с быстротой смены власти (за 20 лет правительство сменилось 23 раза). Что говорить о частных и государственных производственных предприятиях, заводах, фабриках и офисных зданиях, когда государству не удалось сохранить столь важные для населения и всей социальной сферы здания детских садов и дошкольных учреждений. За 20-летнее постсоветское время развития в Кыргызстане, несмотря на катастрофическую нехватку, число детских садов сократилось с 1500 до 400, а дошкольные учреждения - с 1255 до 786 . Практически все эти здания приватизированы коррупционным путем. Сколько незаконно присвоено зданий библиотек, домов культур и других объектов социокультурного характера, не знает никто. Между тем, рейдерство и незаконное присвоение чужой собственности, как в последние дни (обвинение депутата парламента С. Жапарова в коррупционном присвоении чужой собственности и организация им митингов в свою поддержку, закончившаяся попыткой захвата власти) , становятся причиной периодических обострений политической ситуации и резкого увеличения количества безработных, а также падения уровня жизни населения. Следовательно, передел собственности не является чисто экономической проблемой. К нему стоит относиться, прежде всего, как к социальной проблеме.

Как известно, от распределения экономических  ресурсов в большой мере зависят  уровень, качество жизни людей и  решение социальных проблем. Здесь  основным источником, откуда поступают  инвестиции в социальную сферу, является государственный бюджет. Однако в  Кыргызстане в силу слабой развитости экономики, несмотря на то, что более 25% ВВП составляют расходы на социальную сферу, с каждым годом растет число  безработных и количество бедных. Так, по данным Всемирного банка 32% населения  находятся за чертой бедности, безработные  составляют более 5% трудоспособных граждан . Государству не удалось расширить каналы внебюджетного финансирования: мотивировать бизнес на вложение денег в социальную сферу, направить активность гражданского общества на решение социальных проблем и эффективно реализовать выделяемые международными организациями на социальную сферу кредиты. По утверждению экспертов, уровень внебюджетного финансирования социальной сферы не превышает и 10% государственных расходов. Самое главное, оно не пошло на «резкое перераспределение доходов» посредством внедрения новых видов налогообложения богатых, таких как налог на роскошь, сверхдоходы и сверхприбыли. На такой шаг можно было пойти смело, так как разница между доходами бедных и богатых превышает 20-кратный размер. Было бы не лишне и внедрение в систему управления социальной сферой механизмов оптимизации расходов, повышающих отдачу выделяемых средств.

Государство не смогло до конца провести работу по внесению в соответствии с требованиями рыночной экономики  изменений в систему обеспечения  социальной защиты населения. Если бы вовремя были приняты эффективные  меры по обеспечению занятости людей, сейчас количество уехавших в другие страны в поисках работы не превысило  бы миллион человек. Что бы мы ни говорили, в государственный бюджет никогда не закладывались средства на проведение переквалификации и переобучения потерявших работу молодых людей, что затрудняло им приобретение тех специальностей, которые пользуются спросом на рынке труда. Пособие же по безработице, не превышающее своим размером 20 долларов, не обеспечивало человеку даже выживание. Коррупция съедала и без того ограниченные средства, которые выделялись на поддержку малого бизнеса, домашнего хозяйства и индивидуально – трудовой и предпринимательской деятельности. За последние 4 года объем выделяемых средств на оказание помощи социально уязвимым слоям населения снизился на 3.5%. Такая же тенденция наблюдается и в финансировании льготников . Практически каждый раз завершалась скандалами и судебными разбирательствами адресная доставка этим категориям людей гуманитарной помощи, предоставляемой международными организациями. Бизнес до сих пор продолжает оставаться совершенно безучастным к этой стороне социальных проблем. Словом, правительство оказалось не способным на реализацию поставленных в начале 2000-х годов своих целей «Перейти от социальной защиты к социальному развитию» .

В проводившейся государством социальной политике не уделялось и не уделяется  достаточного внимания и экологическим  проблемам как одному из основных факторов, обуславливающих не только рост заболеваемости людей, но и неустойчивость общества. Хотя в структуре правительства  есть специальное ведомство, не ведется  регулярное отслеживание экологической  ситуации (просто нет средств). Вся  их работа ориентирована на ликвидацию последствий природных катастроф. Выездные в районы с неблагоприятной  экологической ситуацией комплексные  обследования с целью определения  степени влияния на здоровье жителей, особенно детей, загрязнения воздуха, почвы, воды и т. д. стали пределом мечтаний; на них в последние годы перестали выделять деньги из бюджета. В бюджете не предусмотрены средства на оказание помощи больным, проживающим  в районах с неблагоприятной  экологической обстановкой, они  даже не включены в категорию льготников. И это тогда, когда в экологически небезопасных районах, по подсчетам  экспертов, проживают более 20% населения . Как ни печально, указанными проблемами, несмотря на весьма ограниченные возможности, преимущественно занимаются общественные и международные экологические организации. Нужна государственная программа, предусматривающая решение социальных проблем вместе с их экологическими факторами.

 

 

 

Заключение.

Таким образом, оптимизация социальной политики в силу усложнения общественных отношений в связи с переходом  к рыночной экономике, кризисного и  конфликтного протекания политических процессов и продолжающегося  загрязнения окружающей среды, следствием которого является обострение социальных проблем, превращается в первоочередную задачу государственного управления. Её можно решить: предельно активизируясь  в социальной области, т.е. инициируя  крупные социальные проекты, даже если их реализация будет сопровождаться возможными рисками; решительно идя  на перераспределение собственности  и доходов; методично внедряя  в систему управления социальной сферой новые механизмы оптимизации  расходов; проводя структурные реформы  в самих институтах социального  сектора; неотступно продолжая демократизацию общественной жизни с тем, чтобы  острые социальные проблемы, включая  и экологические, не оставались вне  поля зрения общественности. На мой  взгляд, строгое следование этим задачам  в конечном итоге может привести к выработке собственной модели социальной политики, максимально приспособленной  к особенностям нашей страны.

 

Список литературы:

1. Тихонова Н. Е., Шкаратан О. И. Российская социальная политика: выбор без альтернативы? // Социологические исследования. 2001. №3. С 111.

Информация о работе Социальное обеспечение Кыргызской Республики