Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:42, реферат
Социальное развитие республики неотделимо от состояния её национальной экономики. Уровень экономики определяет меру социальных возможностей государства. Социальная сфера по-прежнему остается приоритетной, несмотря на определённые трудности в развитии экономики республики. Доля затрат из государственного бюджета на социальные нужды остается достаточно высокой — более 50%. Проводимый в республике социально-экономический курс исходит из того, что социальное благополучие является необходимой основой экономического развития государства.
Введение.
1.Социальная защита населения.
2.Рынок труда и занятость населения.
3.Охрана труда и трудовые отношения.
4. Состояние социальной политики в КР.
Заключение.
Список литературы.
Выплата пособия по безработице является одной из социальных мер на рынке труда. На сегодняшний день размер базового пособия по безработице составляет 250 сомов в месяц, а численность получающих пособие достигает 6,3 тыс. безработных. Одним из основных направлений в области занятости населения является сейчас развитие малого и среднего бизнеса.
Службами занятости
Одним из приоритетных задач на ближайшую перспективу следует считать развитие социального партнёрства между государством, организациями работодателей и профсоюзами в проведении политики занятости. Механизмом реализации его является трёхсторонний совет, принципы которого легли в основу Закона Кыргызской Республики «О содействии занятости населения».
3.Охрана труда и трудовые отношения. В связи со структурными преобразованиями, в экономике республики произошли существенные изменения в формах управления предприятиями и организациями. Отдельные функции управления были утрачены. В первую очередь, это относится к системе контроля и надзора за состоянием охраны труда, соблюдением законодательства о труде. Поэтому создана Государственная инспекция труда при Министерстве труда и социальной защиты Кыргызской Республики (1999). На неё возлагается осуществление контроля и надзора за выполнением министерствами, государственными комитетами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм их собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной принадлежности, законодательства о труде и правил по его охране. В том числе, за соответствие требованиям техники безопасности. Государственной инспекцией труда при Министерстве труда и социальной защиты только за 2000 осуществлено более 1100 проверок предприятий и организаций. При этом выявлено 6500 нарушений. Штрафных санкций наложено на общую сумму 200 тыс. сомов. По результатам проверок работающим выплачены задержанная заработная плата и различные виды компенсаций на сумму около 6 млн. сом.
В республике контроль государства над уровнем оплаты труда осуществляется в основном в бюджетном секторе экономики. Наиболее высокий размер заработной платы имеют отрасли кредитования и страхования, связи, промышленности и строительства. Заработная плата работников кредитования и страхования составляет 4432,8 сомов в месяц, а размер заработной платы работников сферы здравоохранения, социальных услуг — 572,9 сомов. Размер минимальной заработной платы последовательно повышался, в соответствии с экономическими возможностями республики. На сегодняшний день он установлен на уровне 100 сомов. Заработная плата работников бюджетных учреждений повышена на 20% (2000).
Начиная с 1997, определились первые позитивные шаги в развитии социального партнёрства в сфере трудовых отношений. Регулирование социально-трудовых отношений стало осуществляться на различных уровнях: на республиканском уровне через трёхстороннее Генеральное соглашение с участием Правительства республики, Федерации профсоюзов Кыргызстана и Республиканского объединения работодателей через отраслевые (тарифные) соглашения и коллективные договоры.
В настоящее время в республике разрабатывается Комплексная основа развития Кыргызской Республики на период до 2010. Она представляет собой общий подход к решению целого ряда экономических и социальных задач. В ней поставлена конкретная задача сокращения уровня бедности в Кыргызстане к 2010 г. в 3 раза. Для достижения этой цели необходимо обеспечить в течение следующих 10 лет ежегодный рост национального производства на 5—7%. Это, предполагает дальнейшее развитие и более полное использование имеющихся производственных мощностей, особенно в сфере малого и среднего предпринимательства, с целью создания десятков тыс. новых рабочих мест.
Важным шагом на пути социальных преобразований явилось принятие и реализация Национальных программ по преодолению бедности «Аракет» , «Ардагер», «Эмгек», программы по поддержке инвалидов. Действует ряд специальных социальных программ развития проблемных регионов: высокогорья, малых городов и т.д.
4. Состояние социальной политики в КР.
Сопровождающая Кыргызстан в последние 15 лет социальная нестабильность обусловлена, прежде всего, непониманием чиновниками важности акцентирования социальной политики для создания устойчивой, с количественным доминированием среднего класса социальной структуры. Ведь конфликтность в отношениях между людьми и революции во многом определяются уровнем поляризации общества. «Именно малочисленность среднего класса приводит к доминированию в политической жизни жестко противостоящих друг другу политических сил, так как они могут проводить интересы только реально существующих социальных групп. По мнению социологов, если придерживаться критериев, принятых в западных странах, по которым для попадания в состав среднего класса «обычно необходим постоянный месячный доход на каждого члена семьи в 2 – 2.5 тысячи долларов, не менее 40 метров общей жилой площади и 2–3 легковые машины на семью», то кыргызское общество состоит только из богатых и бедных. При среднем размере заработной платы в 145 долларов и при среднем количестве членов семьи в 5.5 человек, а также когда разница доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных кыргызстанцев составляет 20 раз, о наличии других слоев не приходится говорить. Не стоит удивляться и перманентности происходящих в стране революций. И вряд ли возможен выход из этой ситуации, пока социальная и экономическая политика не будет направлена на коренное изменение нынешней модели экономики, которая преимущественно основана на перепродаже товаров, произведенных в других странах, и предоставлении услуг. Нигде и никогда однобокая экономика не была эффективной, с большой наполняемостью государственного бюджета. Соответственно, и при справедливом и равномерном распределении доходов невозможно прийти к оптимальной социальной структуре без переориентации экономики на производство.
Наблюдаемая в последние годы политическая
неустойчивость тоже в большей степени
связана с неэффективностью действующей
социальной политики. В ней создание
законодательных условий и
Несмотря на крайнюю актуализированность проблемы справедливого распределения власти в хозяйстве (собственности), она государством не рассматривается как задача социальной политики. В результате передел собственности, начиная с насильственного захвата чужого имущества и кончая принуждением собственников к банкротству с помощью фискальных органов и прокуратуры, становится повсеместным и постоянным, синхронизируется с быстротой смены власти (за 20 лет правительство сменилось 23 раза). Что говорить о частных и государственных производственных предприятиях, заводах, фабриках и офисных зданиях, когда государству не удалось сохранить столь важные для населения и всей социальной сферы здания детских садов и дошкольных учреждений. За 20-летнее постсоветское время развития в Кыргызстане, несмотря на катастрофическую нехватку, число детских садов сократилось с 1500 до 400, а дошкольные учреждения - с 1255 до 786 . Практически все эти здания приватизированы коррупционным путем. Сколько незаконно присвоено зданий библиотек, домов культур и других объектов социокультурного характера, не знает никто. Между тем, рейдерство и незаконное присвоение чужой собственности, как в последние дни (обвинение депутата парламента С. Жапарова в коррупционном присвоении чужой собственности и организация им митингов в свою поддержку, закончившаяся попыткой захвата власти) , становятся причиной периодических обострений политической ситуации и резкого увеличения количества безработных, а также падения уровня жизни населения. Следовательно, передел собственности не является чисто экономической проблемой. К нему стоит относиться, прежде всего, как к социальной проблеме.
Как известно, от распределения экономических ресурсов в большой мере зависят уровень, качество жизни людей и решение социальных проблем. Здесь основным источником, откуда поступают инвестиции в социальную сферу, является государственный бюджет. Однако в Кыргызстане в силу слабой развитости экономики, несмотря на то, что более 25% ВВП составляют расходы на социальную сферу, с каждым годом растет число безработных и количество бедных. Так, по данным Всемирного банка 32% населения находятся за чертой бедности, безработные составляют более 5% трудоспособных граждан . Государству не удалось расширить каналы внебюджетного финансирования: мотивировать бизнес на вложение денег в социальную сферу, направить активность гражданского общества на решение социальных проблем и эффективно реализовать выделяемые международными организациями на социальную сферу кредиты. По утверждению экспертов, уровень внебюджетного финансирования социальной сферы не превышает и 10% государственных расходов. Самое главное, оно не пошло на «резкое перераспределение доходов» посредством внедрения новых видов налогообложения богатых, таких как налог на роскошь, сверхдоходы и сверхприбыли. На такой шаг можно было пойти смело, так как разница между доходами бедных и богатых превышает 20-кратный размер. Было бы не лишне и внедрение в систему управления социальной сферой механизмов оптимизации расходов, повышающих отдачу выделяемых средств.
Государство не смогло до конца провести
работу по внесению в соответствии
с требованиями рыночной экономики
изменений в систему
В проводившейся государством социальной
политике не уделялось и не уделяется
достаточного внимания и экологическим
проблемам как одному из основных
факторов, обуславливающих не только
рост заболеваемости людей, но и неустойчивость
общества. Хотя в структуре правительства
есть специальное ведомство, не ведется
регулярное отслеживание экологической
ситуации (просто нет средств). Вся
их работа ориентирована на ликвидацию
последствий природных
Заключение.
Таким образом, оптимизация социальной
политики в силу усложнения общественных
отношений в связи с переходом
к рыночной экономике, кризисного и
конфликтного протекания политических
процессов и продолжающегося
загрязнения окружающей среды, следствием
которого является обострение социальных
проблем, превращается в первоочередную
задачу государственного управления.
Её можно решить: предельно активизируясь
в социальной области, т.е. инициируя
крупные социальные проекты, даже если
их реализация будет сопровождаться
возможными рисками; решительно идя
на перераспределение
Список литературы:
1. Тихонова Н. Е., Шкаратан О. И. Российская социальная политика: выбор без альтернативы? // Социологические исследования. 2001. №3. С 111.
Информация о работе Социальное обеспечение Кыргызской Республики