Социальное обслуживание граждан в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" в статье 1 подчеркивается, что социальное обслуживание предоставляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально правовых услуг и материальной помощи, в проведении социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Важную роль играют статьи Закона, в которых раскрывается основное содержание видов социального обслуживания - материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных
условиях, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж граждан и семей.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Социальное обслуживание граждан
1.1 Общие положения социального обслуживания граждан
1.2 Принципы социального обслуживания граждан
Глава 2. Виды и формы социального обслуживания
2.1 Государственные и негосударственные службы социального обеспечения
2.2 Социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях
Глава 3. Социальное обслуживание отдельных категорий граждан
3.1 Социальное обслуживание инвалидов
3.2 Социальное обслуживание престарелых (детей)

Файлы: 1 файл

Введени1.docx

— 38.00 Кб (Скачать файл)

Введение 

Глава 1.  Социальное обслуживание граждан 

1.1 Общие  положения социального обслуживания  граждан 

1.2 Принципы  социального обслуживания граждан

 

Глава 2. Виды и формы социального обслуживания

2.1 Государственные  и негосударственные службы социального  обеспечения

2.2 Социальное  обслуживание на дому и   в стационарных учреждениях

 

Глава 3. Социальное обслуживание отдельных  категорий граждан

3.1 Социальное  обслуживание инвалидов

3.2 Социальное  обслуживание престарелых (детей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 
Современная социально - экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива  и многоаспектна: имеет место  нестабильность в экономике, остро  ощущается дефицит Федерального бюджета, практически не снижается  численность людей с доходом  ниже прожиточного минимума, усиливается  дифференциация населения по доходам, остро проявляются тенденции  неблагополучия, в том числе социальной девиации. Сложившаяся ситуация требует  от государства и неправительственных 
организаций, общественных объединений, принятия адекватных мер прежде 
всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения 
социальной безопасности. 
Возможность осуществления социального обслуживания в условиях современной России становится реальной и ощутимой по мере организации и развития сети территориальных социальных служб и быстрого формирования отрядов профессиональных социальных работников и других специалистов в сфере социальной работы, социальной педагогике и психологии. 
Не во всех странах мира категория социального обслуживания понимается одинаково. Нередко в этот термин вкладывается различное содержание. Например, в Финляндии в " Законе о социальном обслуживании" (1982) под социальным обслуживанием понимается совокупность социальных услуг, поддержки средствами к существованию, социальных пособий и связанных с ними 
действий, которые призваны служить укреплению социальной обеспеченности и 
способствовать развитию отдельного человека, семьи, сообществу. Целесообразно исходить из того, что система социального обслуживания  населения характеризуется не просто суммой учреждений с динамикой их 
развития на определенных территориях Российской Федерации, а как совокупность составляющих. Определенный порядок взаимодействия органов и социального обслуживания, межведомственная взаимосвязь, последовательные и обоснованные действия всех учреждений, направленные на поддержку различных слоев населения; форма организационной деятельности учреждений социального обслуживания, определенный способ устройства региональной упорядоченной совокупности учреждений, объединенных общими целями, задачами, функциями; соотнесение усилий, направленных на становление социальных служб и полученных результатов социального обслуживания, выражающихся, прежде всего в степени удовлетворенности клиентов социальных служб, эффективности социальных услуг. 
Новое представление о сущности социального обслуживания населения внесли 
Федеральные законы " Об основах социального обслуживания населения в 
Российской Федерации" и " О социальном обслуживании граждан пожилого 
возраста и инвалидов (с изменениями на 22 августа 2004 года)", принятые в 1995 году. 
В Федеральном законе " Об основах социального обслуживания населения в 
Российской Федерации" в статье 1 подчеркивается, что социальное обслуживание предоставляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально правовых услуг и материальной помощи, в проведении социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. 
Важную роль играют статьи Закона, в которых раскрывается основное  содержание видов социального обслуживания - материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных 
условиях, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж граждан и семей. 
Федеральный закон " О социальном обслуживании граждан пожилого возраста 
и инвалидов (с изменениями на 22 августа 2004 года)" существенно дополняет и конкретизирует наше представление о 
социальном обслуживании отдельных социальных групп нашего общества. Он предназначен для регулирования отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения. При этом в законе предмет определяется таким образом: " Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах". Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.  
Предусмотрена возможность получения достаточных для удовлетворения жизненных основных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг. 
Понятие " социальное обслуживание", как любой термин, описывает некоторый идеальный объект. С точки зрения его системных  свойств, он выступает как множество подсистем и элементов. С формальной точки зрения, социальное обслуживание - это вид социальной деятельности, осуществляемый главным образом через сеть социальных служб, взаимодействующих между собой во имя достижения промежуточных и конечных целей предоставления социальных услуг.

 

 

Глава 1.

1.1 Общие положения социального обслуживания граждан

 

Самостоятельным элементом государственной системы  социального обеспечения является социальное обслуживание, которое охватывает все виды социальной помощи престарелым, нетрудоспособным, семьям, имеющим детей, предоставляемые в «натуре».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об основах  социального обслуживания населения  в Российской Федерации»1 от 10 декабря 1995 г. социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Таким образом, социальное обслуживание имеет комплексный  характер и охватывает многообразные  виды социальных услуг, адресованных гражданам для удовлетворения их специфических потребностей, обусловленных болезнью, инвалидностью, старостью, воспитанием детей.

В настоящее  время правовое регулирование в  области социального обслуживания рассматривается в качестве одного из направлений деятельности государства по социальной защите населения. Основные концепции социальной политики Российского государства в общем виде отражены в программных правовых актах. Так, 22 февраля 1997 г. постановлением Правительства Российской Федерации утверждена Программа социальных реформ Российской Федерации на период 1996-2000 гг.2, в которой наряду с мерами по совершенствованию пенсионного обеспечения предусматриваются развитие социального обслуживания пожилых граждан на дому работниками отделений социальной помощи, дальнейшее развитие системы учреждений социального обслуживания, для малообеспеченных пенсионеров - предоставление различных видов натуральной помощи и т. д. Особое внимание в этом постановлении обращено на обеспечение гарантий прав граждан в области социального обслуживания.

Федеральная комплексная программа «Социальная  поддержка инвалидов», утвержденная постановлением Правительства РФ 16 января 1995 г.3, предусматривает также комплекс мер, направленных на дальнейшее развитие сети социальных услуг для этой категории граждан РФ с целью усиления социальной защиты инвалидов в условиях рынка.

Указом  Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. утверждены Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г.4 (национальный план действий в интересах детей). Необходимость принятия этого программного акта была вызвана самой жизнью. Нестабильная экономическая обстановка в стране, снижение уровня жизни многих семей, связанное с отставанием темпов роста доходов населения от темпов роста потребительских цен, ослабление инфраструктуры здравоохранения, образования и культуры резко ухудшили положение детей и возможности семей по их жизнеобеспечению, воспитанию и развитию.

В принятом документе в числе мер, направленных на социальную поддержку детства, предусматривалось  развитие широкой сети учреждений, оказывающих социальные услуги для несовершеннолетних граждан страны.

Указанные акты носят программный характер и отражают основные принципы государственной  политики в области социального обслуживания. Их реализация требует принятия специальных нормативных актов, направленных на социальную поддержку и защиту малообеспеченных слоев населения, расширение видов их социального обслуживания.

Следует признать, что правотворчество государства  в области социального обслуживания развивается в последнее время  довольно интенсивно. Важной вехой в формировании системы социального обеспечения явилось принятие Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» №122-ФЗ от 2 августа 1995 г.5

По степени  концентрации законодательного материала  данный Закон можно рассматривать  как нормативный акт кодификационного значения.

Он отличается актуальностью нормативного регулирования, особой емкой внутренней структурой (состоит из 7 глав, 40 статей), что  обеспечивает единое согласованное нормативное регулирование отношений в области социального обслуживания указанной категории граждан.

Этот  Закон, по существу, является базовым  для института социального обслуживания, ибо регулирует в комплексе круг вопросов, касающихся социального обслуживания двух наиболее слабо социально защищенных групп населения — граждан  пожилого возраста и инвалидов. Указанный  Закон закрепляет следующие формы социального обеспечения этих категорий граждан:

1) стационарное  обслуживание в учреждениях социального  обслуживания;                                                           

2) полустационарное  социальное обслуживание;                 

3) социально-медицинское  обслуживание на дому;               

4) срочное  социальное обслуживание;                          

5) социально-консультативная  помощь.         

 

1.2 Принципы  социального  обслуживания граждан

 

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения и Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г.6 закрепляет основы правового регулирования в области социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. При этом выделяются следующие принципы социального обслуживания граждан:

адресностъ. В условиях развития рыночных отношений, характеризующихся усилением обнищания населения, низким уровнем пенсионного обеспечения и т. д., совершенно очевидным становится тот факт, что государстве! на сегодняшний день не имеет реальных возможностей обеспечить социальными услугами всех нуждающихся в них7. В силу указанных обстоятельств законодатель устанавливает дополнительные требования к гражданам, претендующим на тот или иной вид социального обслуживания (одинокое проживание, отсутствие трудоспособных членов семьи, минимальный размер получаемой пенсии и т. д.), с целью оказания услуг только тем гражданам, которые наиболее в этом нуждаются;

доступность. Этот принцип означает реальность для каждого гражданина, имеющего право на тот или иной вид социального обслуживания, получить его без каких-либо препятствий в кратчайшие сроки путем обращения в соответствующее учреждение социальной защиты населения8.

добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на условиях добровольного согласия гражданина на получение услуг. Согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14-летнего возраста, и лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, дается их законными представителями, а при их временном отсутствии решение о согласии принимается органом опеки и попечительства9. Помещение граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждения социальной защиты без их согласия возможно лишь в случаях, если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном порядке недееспособными;

гуманность. При получении социальных услуг граждане имеют право на уважительное и гуманное отношение к себе со стороны работников учреждений социального обслуживания10;

приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации11. Провозглашение этого принципа в законодательном порядке продиктовано социальной необходимостью защитить, прежде всего, тех, кто не может это сделать самостоятельно в силу возрастной недееспособности;

конфиденциальность. Статья 11 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» указывает, что сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники учреждений социального обслуживания, чиновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ;

профилактическая направленность. Одной из основных целей социального обслуживания является профилактика негативных последствий, возникающих в связи с возникшей у гражданина жизненной ситуацией (обнищание, обострение заболеваний, беспризорность, одиночество и т. д.)12. Для оказания социальных услуг государство создает систему социальных служб, состоящую из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов власти РФ и ее субъектов. Муниципальную систему социальных служб составляют соответствующие муниципальные предприятия, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.    

Социальное  обслуживание осуществляется также  предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Однако  независимо от форм собственности социальное обслуживание осуществляется в учреждениях  следующих типов:

  • комплексные центры социального обслуживания населения;
  • территориальные центры социальной помощи семье и детям;
  • центры социального обслуживания;
  • социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  • центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; 
  • социальные приюты для детей и подростков;        
  • центры психолого-педагогической помощи населению;  
  • центры экстренной психологической помощи по телефону;  
  • центры социальной помощи на дому;     
  • дома ночного пребывания;     
  • специальные дома для одиноких престарелых;              
  • стационарные учреждения социального обслуживания;     
  • геронтологические центры;             
  • и иные учреждения, предоставляющие социальные услуги13.   

   Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. закрепляет следующие виды социального обслуживания:                                     

1) содержание  инвалидов и престарелых в  учреждениях социальной зашиты населения:

Информация о работе Социальное обслуживание граждан в РФ