Социальное обслуживание граждан в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" в статье 1 подчеркивается, что социальное обслуживание предоставляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально правовых услуг и материальной помощи, в проведении социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Важную роль играют статьи Закона, в которых раскрывается основное содержание видов социального обслуживания - материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных
условиях, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж граждан и семей.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Социальное обслуживание граждан
1.1 Общие положения социального обслуживания граждан
1.2 Принципы социального обслуживания граждан
Глава 2. Виды и формы социального обслуживания
2.1 Государственные и негосударственные службы социального обеспечения
2.2 Социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях
Глава 3. Социальное обслуживание отдельных категорий граждан
3.1 Социальное обслуживание инвалидов
3.2 Социальное обслуживание престарелых (детей)

Файлы: 1 файл

Введени1.docx

— 38.00 Кб (Скачать файл)

а) стационары;                                              

б) полу стационары;

2) социальное  обслуживание инвалидов и престарелых  на дому;

3) содержание  детей в детских учреждениях;                   

4) срочное  социальное обслуживание;

5) социально-консультативная  помощь;

6) реабилитационные  услуги:                                

а) профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов;

б) обеспечение  инвалидов средствами передвижения;

в) обеспечение  инвалидов транспортными средствами;

г) протезно-ортопедическая помощь гражданам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

2.1. Социального обслуживания на дому

 

Отделения социального обслуживания на дому, являются в настоящее время наиболее массовой и особенно необходимой  формой социального обслуживания. Их деятельность направлена на продление  пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной для  них социальной среде, на поддержание  социального статуса, защиту прав и  интересов этой категории населения.

Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых  отделениями социального обслуживания на дому, включает в себя; покупку  и доставку продуктов питания, горячих  обедов, помощь в приготовлении пищи; покупку и доставку на дом товаров  первой необходимости; помощь в приобретении медикаментов; содействие в получении  медицинской помощи, включая сопровождение  в медучреждения; содействие в организации  и выполнении ремонта и уборки жилого помещения; содействие в организации  юридической помощи и иных правовых услуг; содействие в обеспечении  топливом и водой в жилых помещениях без центрального отопления и  водоснабжения.

Социальные  работники посещают своих подопечных не реже 3 раз в неделю. В отделениях социальной помощи на дому заводятся  специальные дневники, которые передаются клиентам для ведения записей  об оказанных им услугах. По установившейся практике в конце каждого месяца дневники передаются для просмотра  и контроля руководителю отделения. Кроме того, в соответствии с должностной  инструкцией заведующий отделением обязан ежеквартально посетить каждого  обслуживаемого.

Технология  работы отделения социальной помощи на дому включает в себя услуги психолога  и патронажную помощь. Наряду с  осуществлением планового приёма в  помещении отделения, психолог обходит  клиентов и по заявкам социальных работников. Также патронажная сестра кроме плановых обходов выполняет  заявки социальных работников.

В условиях сложного социально-экономического положения  в стране, когда государство не способно финансировать многие важные расходы по социальному обеспечению, надомное обслуживание становится частично платным. Если пенсия клиентов ЦСО ниже местного прожиточного минимума, то они  обслуживаются бесплатно, если выше, то и за гарантированное государством надомные услуги они вынуждены платить. Причём сам принцип и размер этой платы устанавливается решениями  местных администраций.

Второе  направление развития платных услуг  и деятельности ЦСО связано с  предоставлением клиентам на основе прейскуранта дополнительных, не гарантированных  государством услуг по обслуживанию. К числу таких платных услуг  относятся: стирка белья, приготовление  пищи, мелкий ремонт в доме, основательная  уборка помещения и другие.

Исследование  перечней платных услуг, оказываемых  ЦСО в различных регионах страны, свидетельствуют о наметившейся тенденции чрезмерной коммерциализации в сфере социального обслуживания. В перечень дополнительных платных  услуг стали попадать и обязательные, гарантированные государством услуги. В то же время такие действительно  необязательные, но востребованные услуги, как обеспечение автотранспортом, проведение лечебной и лечебно-реабилитационной гимнастики на дому, доставка клиенту  врачей-специалистов пока не получили широкого развития.

Социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание в условиях полустационара осуществляют отделения дневного пребывания ЦСО. В этих отделениях получают услуги граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активного передвижения. Наряду с организацией досуга эти отделения организуют питание своих клиентов и их посильную трудовую деятельность.

Для оказания неотложной помощи разового характера  лицам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке, создаются отделения  срочной социальной помощи ЦСО. Как  правило, это единовременная помощь в виде вещей или талонов на питание. Срочное социальное обслуживание может в отдельных случаях  осуществляться и в форме разового оказания материальной помощи или содействия в получении временного жилья, в  организации срочной юридической  или экстренной медико-психологической  помощи.

В соответствии с существующими положениями  о службе срочной социальной помощи к лицам, обслуживаемым этой службой, относятся: одинокие граждане, утратившие средства к существованию, одинокие инвалиды и престарелые, а также  несовершеннолетние дети, оставшиеся без надзора и попечения родителей  или лиц их заменяющих, многодетные  матери и неполные семьи. Технологическая  процедура оказания срочной социальной помощи предполагает, что нуждающийся  в ней человек подаёт в соответствующее  отделение ЦСО заявление. К нему прилагается документ, подтверждающий его минимальный доход или  особое положение гражданина, дающее право на получение такой помощи.

Следует отметить, что в последние годы из-за финансовых затруднений возможности  отделений срочной социальной помощи становятся всё более ограниченным.

На психологическую  поддержку, адаптацию пожилых и  инвалидов в обществе, на создание благоприятных отношений в их семьях направлена социально-консультативная  помощь. Она осуществляется как ЦСО, так и самостоятельными социально-консультативными службами. В рамках центров социального  обслуживания это направление социальной работы может проводиться отделениями  социальной помощи на дому, дневного пребывания, а также и специализированными отделениями социально-консультативной помощи. Консультативная помощь осуществляется в таких формах, как психолого-консультативная поддержка, консультация по вопросам профобучения и трудоустройства инвалидов, консультативно-посредническая работа с семьями граждан пожилого возраста и инвалидов, правовая помощь.

Пенсионеры  и инвалиды нередко обращаются к  работникам ЦСО за консультациями по вопросам оказания материальной помощи, по льготам и компенсациям, по вопросам расчёта и перерасчёта пенсий, по вопросам оформления завещания и  другое. Многие клиенты ЦСО нуждаются  в психологической поддержке, в  коррекции невротических отклонений, что достигается в ходе психологического консультирования. Наряду с контактным консультированием, когда консультант  непосредственно общается с клиентом лицом к лицу, применяется и  дистантное-телефонное, письменное консультирование, службы телефонного доверия, осуществляет как дистантное консультирование, так  и срочную социальную помощь.

2.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.

3.1. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИНВАЛИДОВ

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» определяет государственную  политику в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с  другими гражданами возможностей в  реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а  также в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Согласно указанному Закону, инвалидом  является лицо, которое имеет нарушение  здоровья со стойким расстройством  функций организма, обусловленное  заболеваниями, последствиями травм  или дефектами, приводящее к ограничению  жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Под ограничением жизнедеятельности  понимается полная или частичная  утрата способности или возможности  осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться  и заниматься трудовой деятельностью.[1]

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения  жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет – категория «ребенок-инвалид».

Социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных  государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих условия  для создания инвалидам равных с  другими гражданами возможностей участия  в жизни общества: для индивидуального  развития, реализации творческих и  производственных возможностей и способностей путем учета потребностей инвалидов в соответствующих государственным программах, предоставления им социальной помощи и т.д.

В соответствии с Федеральными Законами определяются следующие формы социального  обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:[1]

- социальное обслуживание на  дому, включая социально-медицинское  обслуживание;

- полустационарное социальное  обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений  социального обслуживания;

- стационарное социальное обслуживание  в стационарных учреждениях социального  обслуживания (домах-интернатах, пансионатах  и других учреждениях);

- срочное социальное обслуживание  в целях оказания несложной  помощи разового характера остро  нуждающимся в социальной поддержке;

- социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан  пожилого возраста и инвалидов  в обществе, развитие опоры на  собственные силы, облегчение адаптации  к меняющимся социально-экономическим  условиям.

Все большую роль играют нестационарные учреждения, в том числе центры социального обслуживания одиноких пожилых людей и инвалидов.

Согласно Примерному положению  о Центре социального обслуживания (от 20 июля 1993 г.) это учреждение социальной защиты населения осуществляет на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке.

Центр может иметь в своей  структуре различные подразделения  социального обслуживания, в том  числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, срочной социальной помощи и т.д.

Основными задачами деятельности Центра являются:

- выявление престарелых, инвалидов  и других лиц, нуждающихся в  социальной поддержке, совместно  с государственными и общественными  организациями (органами здравоохранения,  образования, миграционной службы, комитетами Общества Красного  Креста, ветеранскими организациями,  обществами инвалидов и т.д.);

- определение конкретных видов  и форм помощи лицам, нуждающимся  в социальной помощи;

- дифференцированный учет всех  лиц, нуждающихся в социальной  поддержке, в зависимости от  видов и форм требуемой помощи, периодичности ее предоставления;

- предоставление различных социально-бытовых  услуг разового или постоянного  характера лицам, нуждающимся  в социальной поддержке;

- анализ уровня социально-бытового  обслуживания населения города, района, разработка перспективных  планов развития этой сферы  социальной поддержки населения,  внедрение в практику новых  видов и форм помощи в зависимости  от характера нуждаемости граждан  и местных условий;

- привлечение различных государственных  и негосударственных структур  к решению вопросов оказания  социально-бытовой помощи нуждающимся  слоям населения и координации  их деятельности в этом направлении.

В настоящее время расширяется  система медико-социальной помощи инвалидам.

Так, Федеральный Закон о социальной защите инвалидов конкретизирует понятие  медико-социальной экспертизы как определения  в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния  организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого  лица с использований классификаций  и критериев, которые разрабатываются  и утверждаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Медико-социальная экспертиза осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения.

На Государственную службу медико-социальной экспертизы возлагаются:

1)                определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

2)                разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

3)                участие в разработке комплексной программы профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;

4)                определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание;

5)                определение причины смерти инвалида в случаях, когда действующим законодательством предусматривается предоставление льгот семье умершего.

Информация о работе Социальное обслуживание граждан в РФ