Социальное пространство современного мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 21:07, контрольная работа

Описание работы

Пространственные структуры, характеризующие общественную жизнь, не сводятся ни к пространству неживой природы, ни к биологическому пространству. Здесь возникает и исторически развивается особый тип пространственных отношений, в котором развивается человек как общественное существо. Социальное пространство, вписанное в пространство биосферы и космоса, обладает особым человеческим смыслом. Оно функционально расчленено наряд подпространств, характер которых и взаимосвязь исторически меняются по мере развития обществ.

Содержание работы

Ведение
1.Социальное пространство
2. Социальное пространство современного мира
3. Социальное время
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

фолософия.doc..docx

— 41.21 Кб (Скачать файл)

План  работы:

 

Ведение

1.Социальное пространство 
2. Социальное пространство современного мира 
3. Социальное время 
Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

 

Возникновение социально организованной материи  связано с формированием новых, качественно специфических пространственно-временных структур.

Пространственные  структуры, характеризующие общественную жизнь, не сводятся ни к пространству неживой природы, ни к биологическому пространству. Здесь возникает и исторически развивается особый тип пространственных отношений, в котором развивается человек как общественное существо. Социальное пространство, вписанное в пространство биосферы и космоса, обладает особым человеческим смыслом. Оно функционально расчленено наряд подпространств, характер которых и взаимосвязь исторически меняются по мере развития обществ.

Освоенное человеком, «очеловеченное», и неосвоенное пространство природы с точки зрения природных свойств не различаются. Но в социальном плане их различие существенно. Оно определено отношениями человека к миру, исторически складывающимися особенностями воспроизводства способов человеческой деятельности и поведения.

 

Чтобы понять особую природу социального  пространства как объективно существующего, важно выработать представление  о целостной системе общественной жизни. Эта система включает в  качестве своих компонентов предметный мир, который человек создает  и обновляет в своей деятельности, самого человека и его отношения  к другим людям, состояния человеческого  сознания, регулирующие его деятельность. Все это единое системное целое  существует только благодаря взаимодействию составляющих его частей мира вещей  второй природы, мира идей и мира человеческих отношений. Организация этого целого усложняется и меняется в процессе исторического развития. Оно имеет  свою особую пространственную архитектонику, которая не сводится только к отношениям материальных вещей, а включает их отношение  к человеку, его социальные связи  и те смыслы, которые фиксируются  в системе общественно значимых идей.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социальное пространство

 

Известно, что физическое пространство есть объективная  форма существования материи. А  социальное пространство есть форма  бытия социальной материи, то есть общества, представляющего собой продукт  взаимодействия людей, создающих материальные и духовные ценности. Физическое пространство существует независимо от социальной материи. Что касается социального  пространства, то оно не существует без социальной материи, потому что  оно возникает вместе с обществом. Поэтому анализ социального пространства предполагает изучение становления  единой мировой истории, которая  существовала не всегда, поскольку  она была пространственно, политически  и экономически разрозненна и  не представляла собой единого целого. Так, первобытное общество существовало десятки тысяч лет, но его социальное пространство было крайне ограничено. Люди той эпохи жили внутри рода или племени, основу которого составляли кровнородственные связи и отношения. Они совершали далекие по тем  временам путешествия, имели определенные представления об окружающей их действительности, но даже не могли предположить, что  за пределами увиденного где-то еще  есть другая земля, другие регионы, на которых живут такие же люди.

Жизнь шла вперед, совершенствовались производительные силы, появилась классовая дифференциация общества, произошел переход от родового строя к рабовладельческому, шире - к классовому строю. Возникли государства, что привело к установлению межгосударственных отношений и связей. Заселялись новые территории, резко расширились контакты между народами.

Появились мировые державы с огромными  территориями и населением. Империя  Александра Македонского, например, занимала обширные пространства от Греции до Индии. Началась колонизация чужих земель. Резко усиливается взаимовлияние  культур и цивилизаций. Народы делятся  друг с другом материальными и  духовными ценностями. Всем известно, что благодаря китайской цивилизации  мир обогатился многими достижениями медицины. Широко известно влияние  античной Греции на соседние государства  и народы. Оно до сих пор ощущается  всеми странами мира. С возникновением государства и межгосударственных отношений к историческому пространству добавляются политическое и экономическое  пространства, которые, в сущности, являются частью исторического пространства, поскольку на его основе происходит экономическая и политическая деятельность.

Налаживаются  экономические связи, появляются великие  торговые пути, сближающие торгующие  народы. Естественно, через торговлю происходит обмен экономической  информацией, культурными и научными ценностями.

На  политическом пространстве устанавливаются  дипломатические и иные отношения  между государствами. Нередко развязываются  войны из-за расширения политического  пространства. Более мощные государства  подчиняют себе менее сильные  и навязывают им собственные ценности, собственные экономические, социальные и политические порядки, собственный  образ жизни, хотя это не всегда удается, так как побежденные государства  оказывают ожесточенное сопротивление.

После смены рабовладельческого строя  феодальным еще больше расширяется историческое пространство. Если в предыдущую эпоху многие государства были как бы исключены из международной экономической и политической жизни, поскольку в силу географических, климатических и иных условий жили почти замкнуто и изолированно, то в период феодализма они уже включены в общую межгосударственную деятельность. Так, Россия эпохи Петра Великого резко усилила свое влияние на европейскую политику. Собственно говоря, Петр Первый превратил Россию в европейскую державу, вернее, в мировую, ибо в то время Европа решала и мировые проблемы. До XVII века Россия имела относительно слабые связи с европейскими государствами, смотревшими на нее свысока и относившимися к ней неуважительно. Петр Первый решил во что бы то ни стало, выражаясь современным языком, войти в "европейский дом", и с этой целью он предпринял ряд зарубежных поездок, пристально изучал жизнь европейцев, старался перенять у них самое лучшее. Его даже обвиняли в том, что он якобы хотел ассимилировать Россию с Западной Европой. Но "он не питал к ней слепого или нежного пристрастия, напротив, относился к ней с трезвым недоверием и не обольщался мечтами о ее задушевных отношениях к России, зная, что Россия всегда встретит там только пренебрежение и недоброжелательность". Петру Первому Западная Европа нужна была для того, чтобы использовать ее достижения, особенно в сфере техники и военной области, для блага России. Безусловно, Петр, как выдающийся государственный деятель, понимал, что происходит процесс интеграции европейской жизни и что Россия в ней должна принять самое активное участие.

С одной  стороны, она не должна отставать  от европейских государств (иначе  может потерять все), а с другой - сама, как великая держава, должна внести свой вклад в европейскую  цивилизацию, сохранив при этом, разумеется, свои духовные ценности, менталитет и  стиль жизни.

Логика  развития исторического процесса приводит к тому, что более мощные государства  занимают больше экономического и политического  пространства. Они объективно начинают подчинять себе менее крупные государства, включают их в орбиту своего влияния. Выражаясь фигурально, каждое из них как бы составляет солнечную систему со своими планетами, вращающимися вокруг своего солнца. Выпадение из этой системы часто приводило к гибели государства. А если само "солнце" погибало, то гибли и его планеты. Так было с империей Александра Македонского, так было с Римской империей, так было и с другими империями.

Хотя  феодальное общество расширяет рамки  исторического пространства, тем  не менее пока мы не имеем единого для всей планеты исторического пространства. С переходом к капиталистическому способу производства начинается интенсивное становление единой всемирной истории, то есть единого исторического пространства.

Открытие  Америки и других регионов земного  шара сформировало у людей единое географическое пространство, показало, что все люди на Земле постоянно  взаимодействуют, создают материальные и духовные ценности. Экономическое  сотрудничество между народами и  государствами получило качественно  новые ориентиры и параметры. Появился всемирный рынок, для которого характерна ломка национальных перегородок  и интернационализация капитала. Национальные отрасли, то есть отрасли, которые раньше работали на местном  сырье, стали уничтожаться. На смену  старой национальной замкнутости пришли всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга. Товар стал интернациональным как  в смысле производства, так и в  смысле продажи. Резкое расширение исторического  пространства произошло не только в  сфере материального, но и духовного  производства. Плоды духовной деятельности отдельных наций стали достоянием всех. Возьмем философию. Конечно, в  античную эпоху философы Греции, Китая  и Индии имели друг о друге  информацию. Многие из них совершали  длительные путешествия для того, чтобы встретиться, если можно так  выразиться, с коллегами. Но тем не менее нельзя не признать, что философская информация вплоть до Нового времени носила скудный и отрывочный характер. Уже в XVII-XVIII веках меняется философская картина. Европейская философия не ограничивается национальными рамками. Декарт, например, становится известным не только во Франции, но и в Нидерландах, где он прожил около 20 лет. Английский философ Д. Юм находился в близких отношениях со многими французскими просветителями XVIII века, которые широко были известны в России. Д. Дидро приезжал в Петербург, встречался с русскими интеллектуалами, вел беседы по философским, политическим и другим проблемам. А философия Гегеля вызывала бурные дискуссии среди русских интеллигентов.

Европейская культура была перенесена на Новый  Свет, Австралию и другие регионы  мира, что привело к частичной  европеизации мировой духовной культуры. Одни считают, что это сказалось негативно на развитии мировой цивилизации, что европейцы уничтожили местную культуру, навязали свои традиции и нормы жизни. Так была ликвидирована древнейшая цивилизация инков в Америке. Другие, напротив, полагают, что Европа внесла новые ценности, способствовавшие прогрессу всех народов, подъему их культуры. Истина, как всегда, лежит где-то посередине. Да, европейцы при расширении своего социального пространства поступали не лучшим образом с туземцами, с их культурой. Но, с другой стороны, благодаря европейской культуре многие народы совершили качественный скачок по пути социального прогресса и приобщения к мировой цивилизации. Еще раз подтверждается старая истина о том, что исторический процесс не есть прямая дорога, что развитие истории носит не только драматический, но и порой трагический характер. Поэтому история не поддается моральным оценкам.

Таким образом, с победой буржуазных общественных отношений во всемирном масштабе сложилось единое социальное пространство, на котором расположились сотни  государств и народов. На этом социальном пространстве они занимают разные политические пространства, размеры которого определяются экономической мощью, территорией  и людскими ресурсами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социальное пространство современного мир

В современном  мире человечество имеет единое социальное пространство. Все страны и народы так или иначе сотрудничают в области экономики, политики и культуры. Существуют различные международные организации, призванные разрабатывать соответствующие мероприятия по проведению международных форумов, совещаний, спортивных соревнований и т.д. Организация Объединенных Наций, созданная после окончания Второй мировой войны для решения спорных вопросов мирными политическими средствами, включает в свои ряды почти все государства мира. Она представляет собой уникальное политическое образование, которое занимается всеми проблемами, касающимися всех народов и государств. Благодаря современному транспорту в считанные часы можно пересечь океаны и континенты, познакомиться с культурой, традициями и обычаями народов, что позволяет очень быстро освоить мировые духовные ценности. Нынешние средства массовой информации дают небывалую возможность увидеть и услышать происходящее в любой точке земного шара. Влияние масс-медиа чрезвычайно велико. Они формируют планетарное мышление, остро и живо реагирующее на все происходящее в мире. В свое время Ясперс, размышляя над будущим мировой истории, отмечал, что единое историческое пространство должно привести к глобальному единству. "Мотивы на пути к глобальному единству - это, с одной стороны, свойственная нашему времени, как и всякому другому, воля к власти, не знающей покоя, пока ей не подчинится все; с другой - нависшее над всей планетой бедствие, требующее немедленной договоренности великих держав, которые перед огромной грозящей всем опасностью не решаются в отдельности применить силу, а над обоими этими мотивами возвышается идея солидарного в своих стремлениях человечества" . Из глобального единства, считает Ясперс, может возникнуть либо мировая империя, либо мировой порядок. В первом случае будет установлена деспотическая власть, базирующаяся только на насилии и подчиняющая себе всех из единого центра. Она будет формировать конформистское сознание и будет подавлять всякую свободную духовную деятельность. Во втором случае речь идет о мирном демократическом сообществе, находящемся в состоянии постоянного изменения и совершенствования. Этот "мировой порядок являет собой единство без единой власти, за исключением тех случаев, когда она утверждается по договоренности и в силу общего решения. Установленный порядок может быть изменен только законодательным путем на основе новых постановлений. Стороны сообща подчинились этой процедуре и постановлениям большинства, гарантировали общие всем права, которые защищают существующее в каждый данный момент меньшинство и остаются основой человеческого существования в его движении и самокоррегировании". В мировом порядке нет больше чуждых сил, варварских народов и строго охраняемых государственных границ. Все государства и народы стремятся к тому, чтобы был мир, чтобы не нарушались права и суверенитет государства.

Опыт мировой истории  говорит о том, что, по крайней  мере, до настоящего времени мир  развивался неравномерно. Одни страны экономически были богаче, другие - беднее. Затем появлялись новые государства, которые со временем начинали играть доминирующую роль в мировой экономике. Иначе говоря, закон неравномерного экономического развития является универсальным  законом, действующим на протяжении всей мировой истории. Этот закон, естественно, действует и в нашу эпоху. Так, развитые страны занимают сравнительно небольшой процент социального  пространства, и драматизм ситуации состоит в том, что развивающиеся  государства, судя по прогнозам и  по их нынешнему состоянию, навряд ли догонят когда-нибудь развитые. Здесь в силу вступает такой мощный фактор, как энергетические ресурсы. Казалось бы, большая часть этих ресурсов находится на территории развивающихся стран. Эти ресурсы заключают в себе колоссальные возможности для качественного экономического скачка и соответственно для резкого повышения жизненного уровня людей и формирования глобального экономического пространства. Но в том-то и дело, что это только возможности, а не действительность. А возможности, как правило, носят абстрактный характер, а потому допускают всякие случаи, в том числе и абсурдные. Как не вспомнить великого диалектика Гегеля! "Возможно, что сегодня вечером луна упадет на землю, ибо луна есть тело, отделенное от земли, и может поэтому также упасть вниз, как камень, брошенный в воздух; возможно, что турецкий султан сделается папой, ибо он - человек и может как таковой обратиться в христианскую веру, сделаться католическим священником и т.д." . Но "возможно ли нечто или невозможно, это зависит от содержания, т.е. от тотальности момента действительности, которая в своем раскрытии обнаруживает себя как необходимость".

В настоящее  время мы имеем уникальную картину  единого социального пространства, на котором расположены сотни  государств и народов со своими традициями, обычаями, культурными и иными  ценностями. Кроме того, человечество должно решить, если не хочет погибнуть, глобальные проблемы, что требует  усилий всех государств мира, компромисса  при решении энергетических и  иных задач. В этой связи спрашивается: захотят ли народы мира "американизироваться"? Будут ли они послушно следовать  американской политике? На мой взгляд, нет. Каждый народ будет стремиться к тому, чтобы не изолироваться  от остального мира, но вместе с тем  сохранить свое лицо, свою историю, свою культуру и свои ценности. Кроме  того, не следует забывать, что всякая монополия порождает противодействие, сопротивление и в конечном итоге, как это бывало не раз, войну. Не следует забывать и то, что всякое могущество со временем, как это бывало опять-таки не раз, ослабевает и приходит в упадок. Поэтому нет ни одного народа, способного на длительное время взять на себя ответственность управлять всем миром. Только союз различных народов, их согласие и сотрудничество для решения международных проблем может создать условия для подлинного мира. В таком случае в политическом пространстве всем найдется место и никто себя не будет чувствовать ущемленным в правах.

Информация о работе Социальное пространство современного мира