Социальное пространство современного мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 21:07, контрольная работа

Описание работы

Пространственные структуры, характеризующие общественную жизнь, не сводятся ни к пространству неживой природы, ни к биологическому пространству. Здесь возникает и исторически развивается особый тип пространственных отношений, в котором развивается человек как общественное существо. Социальное пространство, вписанное в пространство биосферы и космоса, обладает особым человеческим смыслом. Оно функционально расчленено наряд подпространств, характер которых и взаимосвязь исторически меняются по мере развития обществ.

Содержание работы

Ведение
1.Социальное пространство
2. Социальное пространство современного мира
3. Социальное время
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

фолософия.doc..docx

— 41.21 Кб (Скачать файл)

В связи  с освоением космоса человечество расширяет свое социальное пространство. И если когда-нибудь люди начнут переселяться на другие планеты, то историческое пространство еще больше расширится, и в этом смысле можно сказать, что оно  так же бесконечно, как и пространство вообще.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Социальное время

Общефилософская дефиниция времени как формы  существования материи имеет  важное методологическое значение, так  как подчеркивает объективность  времени, протекающего независимо от человека и человечества. Но социально-философское  исследование времени этим не может  ограничиться. Как естественные (физика, биология, медицина), так и общественные (политэкономия, история, социология и т.д.) науки изучают время, но каждая из них рассматривает его под своим углом зрения. Что касается социальной философии, то она дает универсальную характеристику социального времени, анализирует его гносеологические и онтологические аспекты.

Ясперс, например, рассматривает время в  онтологическом аспекте. Он вводит понятие  осевого времени в связи с  исследованием оси мировой истории, которая, по его мнению, "может  быть обнаружена только эмпирически, как  факт, значимый для всех людей" независимо от вероисповедания.

Социальная  философия изучает развивающееся  во времени общество, деятельность субъектов истории, социальные процессы и феномены в их взаимосвязи и  развитии. Поэтому очень важно  выяснить, как осознается людьми время, какую роль оно играет в жизни  социума. В нашу бурно развивающуюся  и динамическую эпоху слово "время" по частоте употребления занимает одно из первых мест. Мы постоянно спешим, нам не хватает времени для  решения многих повседневных задач. Мы учитываем даже не сутки, а часы, минуты и секунды. Все чаще можно  слышать: "Как быстро летит время!" Но всегда ли так было? Всегда ли такое  значение придавали времени?

Люди  давно начали осознавать время, но в  каждую историческую эпоху оно воспринималось по-разному. Современное восприятие времени очень сильно отличается от его восприятия людьми древнего мира и даже Средневековья. Дело в  том, что представления о времени, ощущение его хода и необратимости  связаны с понятиями становления  и развития, но люди не всегда могли  понять и осознать, что все в  мире формируется, изменяется и развивается. Первобытные племена, например, воспринимали мир как нечто раз и навсегда данное и неизменное. Естественно, что  их понимание времени носило примитивный  характер. Они представляли время  лишь как конец жизни и не придавали  ему социального значения. Люди не ценили время в том смысле, что  не фиксировали его как определенный этап их жизнедеятельности. Даже до сих  пор, как пишет французский историк  Ф. Ариес, в африканских джунглях понятие о возрасте жизни все еще достаточно смутно. Это тем более касается первобытных обществ. Само восприятие времени связывалось с событиями, имевшими место в жизни рода или племени. Например, день рождения ребенка запоминался в связи с каким-нибудь событием: либо с днем рождения первого ребенка, либо с удачной охотой и т.д. Но дата рождения или смерти, конечно, не фиксировалась. Такое отношение ко времени, естественно, объясняется низким уровнем общественных отношений, культуры и отсутствием письменности. Объективно не было необходимости в точной фиксации времени, в его делении на часы, минуты, секунды. Примитивной социальной жизни соответствовало примитивное восприятие времени.

В античном мире представления о времени  резко меняются. Время уже получает социальную характеристику и воспринимается как фактор, играющий важную роль в  жизнедеятельности человека и поэтому  требующий к себе бережного отношения. Люди начинают осознавать связь настоящего, прошлого и будущего. Так, Аристотель писал, что "настоящее время соприкасается  с прошедшим и будущим"

Однако  подлинное понимание времени  начинается с эпохи Возрождения. "Это - эпоха, начинающаяся со второй половины XV века. Королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального  дворянства и создала крупные, в  сущности основанные на национальности, монархии, в которых начали развиваться современные европейские нации и современное буржуазное общество...". Эпоха Возрождения - это эпоха разложения феодализма и формирования капиталистических общественных отношений. Капиталист проявляет необычную активность для получения большей прибыли, и поэтому он бережет каждый час, каждую минуту, ибо понимает, что от экономии времени зависит его богатство. Сонное Средневековье было разбужено активно действующим буржуа. Вот почему "синонимом времени стала практическая деятельность, ее ритм". Именно с Возрождения появляется возможность сравнивать одну историческую эпоху с другой через призму времени. С этого периода люди начали представлять свою историю как историю, развивающуюся во времени.

 

Представители традиционной истории, продолжает Бродель, обращали внимание только на короткие отрезки времени, и не случайно ее называли событийной, или сериальной, историей, изучавшей лишь крупные события: войны, революции и т.д. Эта историческая наука фактически игнорировала время, и поэтому результаты ее исследований всегда отличались излишним схематизмом и абстрактностью. Анналовская школа, отмечает Бродель, решила устранить этот недостаток традиционной школы и в центр своих изысканий поставить время. Она делит его на короткое время (temps bref) и длительное время (longue duree).

Короткое  время охватывает дни, сутки, месяцы. Например, пожары, сезон дождей выражаются коротким временем, поскольку они  длятся сравнительно недолго. Оно также  охватывает все формы экономической, социальной, религиозной и т.д. жизни. Что касается длительного времени, то здесь речь идет о столетиях и тысячелетиях. Среди всех времен длительное время занимает особое место, и историку нелегко к нему привыкнуть, хотя без него нельзя объяснить всю историю человечества. Это время неподвижно и лежит в основе познания исторического процесса. Оно как бы составляет каркас истории.

Небезынтересно  отметить, что Бродель критикует тех историков (например, Лакомба), которые отрицали объективный характер времени. Нельзя, пишет он, абстрагироваться от времени и считать его своей субъективной идеей, ибо время - это процесс создания материальных богатств, жизнедеятельности человека. Всякое событие пронизано временем, так как оно связано с другими событиями, которые имели место раньше.

При исследовании социального времени  следует иметь в виду, что всякая разновидность времени носит  социальный характер, поскольку все, что происходит в обществе, социально. Поэтому время, изучаемое всеми  общественными дисциплинами (политической экономией, историей, социологией и  т.д.), есть социальное время. Но каждая наука исследует его под своим  углом зрения, как уже было сказано  выше.

В социальной философии время рассматривается  в более широком, философском  смысле. Весь исторический процесс  изучается как процесс, совершающийся  во времени, детерминированный материальными  отношениями. При этом социальная философия  опирается на достижения других наук, в частности - политической экономии, социологии, истории. Философский анализ времени требует знаний конкретной действительности, что возможно только при учете достижений других наук. Возьмем историческое время. Им занимается не только историческая наука, но и  социальная философия. Она исследует  его онтологические и гносеологические характеристики. В онтологическом смысле социальное время возникает вместе с историей общества. Являясь его  формой существования, оно развивается  и изменяется вместе с ним. Под  гносеологическим аспектом подразумевается  осознание времени в мифологических, натуралистических и космических  терминах. Другими словами, в данном случае речь идет о неисторическом восприятии времени, когда оно не связывалось с историческим развитием  общества. В мифах, сказках, эпосе  время не развивается и не изменяется. Но по мере развития исторического  процесса гносеологическая окраска  времени тоже меняется. Оно уже  воспринимается не через мифы и сказки, а через исторические события  и факты.

М.А. Барг специально выделяет календарное время, которое в отличие от исторического времени течет равномерно, ритмично и непрерывно. Оно совершенно одинаково для всех эпох и периодов. Так, календарное время в первобытном обществе текло также ритмично и равномерно, как протекает в нашу эпоху, хотя ритм родового строя существенно отличается от ритма современных людей. Календарное время подчиняется своим собственным законам, и оно независимо от развития и изменения исторических событий.

В отличие  от календарного времени историческое время предполагает содержательный анализ человеческой истории. Оно насыщено конкретным социально-историческим содержанием  и, по справедливому замечанию японского  философа Я. Кэндзюро, пронизывает всю историю, поскольку анализ времени позволяет представить человеческое общество как находящийся в постоянном развитии социальный организм. Мы чувствуем историческое время благодаря ходу истории, событий, явлений, процессов. Игнорирование времени неизбежно ведет к неисторическому подходу к исследованию общественных отношений.

Сравнивая календарное и историческое время, нельзя не отметить и то, что если календарное время всегда течет  ровно, плавно и ритмично, то историческое время прерывисто и относительно. В нем возможны и цикличность, и повторяемость (разумеется, не абсолютная), и даже движение вспять. Это видно особенно тогда, когда происходят крупные события, оказывающие большое влияние на последующее общественное развитие.

Историческое  время связано с содержательным анализом социальных организмов и поэтому  требует целостного подхода. Оно  приобретает содержание лишь при  условии, если его определить как  специфическую форму существования  социальной целостности. Анализ содержания исторического времени возможен только при учете диалектического  единства всех фактов, явлений, процессов  и событий истории, ибо они-то и составляют его содержание. И  для раскрытия цикличности и  прерывистости исторического времени  нужно исследовать его содержание, то есть события и процессы, имевшие  место на данном отрезке времени. Насыщенность исторического времени  зависит от содержательности и насыщенности исторических событий. Примером могут  служить революции и войны, которые  ломают привычный уклад жизни  людей и за короткий период качественно  изменяют общественные порядки, менталитет и образ жизни людей. За последние  десять лет в мире произошли такие  колоссальные изменения, которые привели  к коренному и полному преобразованию социально-политических и экономических  институтов, к пересмотру сложившихся  после Второй мировой войны государственных границ многих стран. Иначе говоря, эти процессы полностью изменили картину мира. Десять лет исторического времени по насыщенности и содержанию равняются многим векам прошлых эпох.

Календарное время не зависит от людей, тогда  как историческое время зависит  от них, и в этом смысле оно (историческое время) субъективно. Его содержание зависит от деятельности субъектов истории, которые могут быстро наполнить его большими историческими событиями, имеющими громадное значение для человечества, и изо дня в день трудиться, создавать материальные и духовные ценности и передавать их из поколения в поколение.

Субъективность  исторического времени состоит  также в том, что всякий индивид  по-своему распоряжается своим временем. Он может его интенсифицировать, он может его "убивать", а может  за короткий срок создавать великие  творения, работать с полной отдачей  сил. Пушкин, Моцарт, Рафаэль прожили  мало, но внесли в историю культуры неоценимый вклад. Правильно говорят, что жизнь измеряется не количеством  прожитых лет, а ее содержанием, то есть тем, что было сделано за отведенное на жизнь время. Маркс отмечал, что  время - это простор для развития способностей, а мерилом богатства  общества он считал наличие свободного времени, используемого каждым человеком  для самосовершенствования и  для проявления своих творческих способностей.

Время как основное условие всякого  развития показывает историю в движении и изменении, оно дает представление  о том, как человеческое общество по мере продвижения по пути социального  прогресса совершенствуется, гуманизируется и превращается в действительное пространство людей, уникальных творцов цивилизаций на Земле.

Время необратимо. Прошлое нельзя вернуть. Каждый день сокращает жизнь человека. Нельзя не вспомнить Пушкина, выразившего  в гениальных стихах необратимый  характер времени:

Пора, мой друг, пора!

Покоя сердце просит –

Летят за днями дни,

 и  каждый час уносит

Частичку  бытия,

 а  мы с тобой вдвоем

Предполагаем  жить...

 И  глядь - как раз - умрем.

 

Не  хочется человеку умирать. Он хочет  жить вечно, но понимает, что это  невозможно и придумывает загробную  жизнь. Но в действительности никакой  загробной жизни нет, а есть суровые  реалии: природа нам отвела определенный отрезок времени, и мы должны его  максимально использовать для проявления своих сущностных сил, для того, чтобы  своими творениями обессмертить свое имя. Это касается не только человека, но и цивилизаций, государств, народов  и т.д. Давно ушел в мир иной древнегреческий мир, но никто не станет отрицать, что нашими современниками являются Сократ, Платон, Аристотель и другие мыслители античности, обессмертившие себя великими творениями и внесшие огромный вклад в сокровищницу мировой цивилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Социальные смыслы (знания, эмоции, стимулы) обладают свойством старения, т. е. утрачивают ценность со временем. Но только не с календарно-астрономическим временем, измеряемым сутками, годами, веками, а с социальным временем, измеряемым скоростью общественных преобразований. Смыслы устаревают потому, что появляются новые, более актуальные смыслы, завладевающие вниманием общества. Поэтому одни смыслы, например математические теоремы, сохраняют свою ценность веками, а другие, например прогнозы погоды на завтра, послезавтра, никого не интересуют. Движение смыслов в социальном времени — это длительность сохранения смыслами своей ценности.

Изучать социальную коммуникацию как движение смыслов в социальном пространстве и времени это значит изучать, как знания, умения, эмоции, стимулы доходят до реципиентов и понимаются ими, а также как долго эти смыслы сохраняют свою ценность для общества.

Информация о работе Социальное пространство современного мира