Социальное самочувствие жителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 22:17, реферат

Описание работы

Социальное самочувствие человека определяется степенью удовлетворения его социальных потребностей, которые, в свою очередь, являются производными от существующей в обществе системы социальных благ, их производства и распределения. Чем больше человек ощущает нехватку социальных благ, тем хуже его социальное самочувствие.
При изучении социального самочувствия необходимо обращать внимание на зависимость социальных потребностей от возраста, на значительный разрыв между мужским и женским самочувствием, на его
зависимость от формы занятости, от принадлежности к той или иной поселенческой группе и т.д.

Содержание работы

1. Введение
2. Алгоритмы построения индексов социального самочувствия населения
3. Социальное самочувствие жителей города Волгограда
4. Заключение
5. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

социология сема.docx

— 32.70 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальное самочувствие жителей Волгограда

 

Как же чувствуют себя в быстро меняющемся привычном мире жители Волгоградской области? Чтобы ответить на этот вопрос, в ходе прикладного социологического исследования "Социально-политическая ситуация в Волгоградской области в условиях избирательной кампании по выборам Президента РФ" для оценки общего фона социального самочувствия был использован "Региональный индекс потребительских настроений" (РИПН), разработанный для использования в инициативном проекте Ассоциации региональных социологических центров "Группа 7/89". Исследование выполнено ЦСМИ "Аналитик" по заказу Комитета по печати и информации на территории Волгоградской области в период с 1 по 15 февраля 2008 г. на территории 23 населенных пунктов Волгоградской области. В исследовании использовалась комбинированная стратифицированная выборка. Стратификация выборки проводилась по признаку "тип населенного пункта". Квотирование проводилось по признакам "пол" и "возраст" респондентов. Общий расчетный объем выборки составил 800 респондентов. Всего в ходе исследования было получено более 1000 интервью. По результатам контроля к обработке было отобрано 919 документов. Максимальная статистическая погрешность выборки такого объема при уровне значимости 0,95 составляет 3,2%. РИПН – это вариант показателя, который известен как "Индекс потребительских на- строений". Общая логика расчета регионального индекса потребительских настроений сводится к следующему: 1. По каждому из вопросов, характеризующих различные аспекты жизни респондента и ожидания, рассчитываются распределения ответов респондентов (доли ответов, приходящихся на каждую из категорий представленной шкалы). В исследовании использовались следующие частные индексы: индекс положения семьи, индекс межрегиональных сравнений, индекс ожиданий, индекс покупательской активности. Результаты расчета частных индексов и РИПН в целом представлены в таблице. 2. Каждое из полученных распределений используется для построения частного индекса, который рассчитывается следующим образом: из доли положительных ответов вычитается доля отрицательных (средние и несодержательные варианты ответов не учитываются) и к этой разнице прибавляется 100, чтобы исключить появление отрицательных величин. 3. Совокупный индекс рассчитывается как среднее арифметическое частных индексов. Значения индекса могут изменяться в пределах от 0 до 200. Индекс равен 200, когда все население положительно оценивает экономическую ситуацию. Индекс равен 100, когда доля положительных и отрицательных оценок одинакова. Значения индекса ниже 100 означают преобладание в обществе негативных оценок. Очевидно, сами по себе безразмерные индексные показатели мало что могут сказать о социальном самочувствии населения – интерес представляет либо проведение сравнительного структурного анализа (оценка различий в социальном самочувствии различных социальных групп, выделенных в объекте исследования), либо анализ временных рядов.

                                        Заключение

 

В данной  работе были рассмотрены основные подходы к определению понятия «социальное самочувствие», компоненты социального самочувствия и факторы, влияющие на уровень социального самочувствия населения. Итак, социальное самочувствие - это интегральная характеристика удовлетворенности или неудовлетворенности человека своим социальным положением, как обобщенный индикатор реакции населения на социальные преобразования. Чаще всего состояние социального самочувствия выявляют по следующим основным составляющим: 1) социальный статус человека в различных сферах жизнедеятельности общества; 2) восприятие, оценка и отношение к своему социальному статусу (эмоциональный фактор, связанный с удовлетворённостью); 3) восприятие и оценка объективных условий жизни в обществе, ситуации в стране в настоящем и будущем. 
 
           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Список литературы

 

1. Бурко, А. А. Интерпретация показателя "Социальное самочувствие" / А. А. Бурко // Социология и общество: тези- сы Первого Всероссийского социологического конгресса "Общество и социология: новые реалии и новые идеи". – СПб.: Изд-во "Скифия", 2000. – 682 с.

2. Ожегов, С. И. Словарь русского  языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. –  М.: Русский язык, 1988. – 750 с.

3. Дубин Б. В. Социальное  самочувствие//Экономические и социальные  перемены: мониторинг общественного  мнения. Информационный бюллетень. -1993.-№5.С.18-20. 
 

 


Информация о работе Социальное самочувствие жителей