Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 16:33, реферат
Объект работы – социальное страхование. Предмет контрольной работы – роль социального страхования в системе социальной защиты РФ. Цель данной работы – проанализировать значение социального страхования как основного направления развития системы социальной защиты населения.
Для достижения поставленной цели работы необходимо решить задачи:
- рассмотреть понятие, принципы социального страхования .
- Функции и модели социального страхования.
- Роль социального страхования в рыночной экономике.
- рассмотреть социальное страхование как основное направление развития системы социальной защиты в РФ.
Введение
1. Понятие, принципы социального страхования
2. Функции и модели социального страхования.
3. Роль социального страхования в рыночной экономике.
4. Социальное страхование как основное направление развития системы социальной защиты в РФ.
5. Социальные внебюджетные фонды.
6. Отмена единого социального налога.
7. Анализ современного состояния социального страхования в России.
Список литературы
Содержание.
Введение
1. Понятие, принципы социального страхования
2. Функции и модели социального страхования.
3. Роль социального страхования в рыночной экономике.
4. Социальное страхование как основное направление развития системы социальной защиты в РФ.
5. Социальные внебюджетные фонды.
6. Отмена единого социального налога.
7. Анализ современного состояния социального страхования в России.
Список литературы
Государственная система социальной защиты строится в двух формах: социальное обеспечение и социальное страхование. Социальное страхование является одной из наиважнейших форм общей системы социальной защиты.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью анализа новых социальных явлений. В связи с тем, что Россия переживает налоговую реформу, в частности, 1 января 2010 года вступили в силу Федеральные законы № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Перестала действовать глава 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ. Вместо налога, объединявшего в себе несколько выплат, страхователи (работодатели) перечисляют страховые взносы отдельно в ПФР, ФСС России и фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС).
Таким образом, произошел переход от налоговых к страховым принципам уплаты взносов.
Эти и ряд других обстоятельств и порождают актуальность исследования социального страхования как основного направления развития системы социальной защиты населения, современного состояния системы страхования в России, деятельности внебюджетных фондов.
В качестве теоретической базы контрольной работы были использованы труды известных ученых и исследователей, таких как В.Д. Роик, В.В. Шахов, Т.В. Сулейманова, а так же интернет-ресурсы.
Объект работы – социальное страхование. Предмет контрольной работы – роль социального страхования в системе социальной защиты РФ. Цель данной работы – проанализировать значение социального страхования как основного направления развития системы социальной защиты населения.
Для достижения поставленной цели работы необходимо решить задачи:
- рассмотреть понятие, принципы социального страхования .
- Функции и модели социального страхования.
- Роль социального страхования в рыночной экономике.
- рассмотреть социальное страхование как основное направление развития системы социальной защиты в РФ.
-провести анализ современного состояния социального страхования в России.
Данная работа содержит введение, основную часть, заключение и список использованных источников. Во введении рассмотрена актуальность работы, научно-теоретическая база, главная цель работы и задачи, посредством которых достигается цель работы, выделен объект и предмет работы. В основной части рассмотрены теоретические аспекты социального страхования. В заключении подведены итоги всей проделанной работы и сделаны основные выводы по главам контрольной работы.
1.Понятие, принципы социального страхования.
Государственная система социальной защиты строится в двух формах: социальное обеспечение и социальное страхование. Социальное страхование является одной из наиважнейших форм общей системы социальной защиты.
Социальное страхование – система мер, направленная на обеспечение социальной защищенности занятого населения от возможного изменения материального или социального положения. Строится на базе отчислений из заработка работника в специальные внебюджетные страховые фонды, которые управляются на трехсторонней основе (представители трудящихся, работодателей и государства).
Целью страхования является защита. Вся история экономики показывает объективную потребность общества в страховой защите, причем в защите надежной и эффективной. Тогда основная цель или миссия страховой деятельности может быть определена как удовлетворение общественной потребности в надежной страховой защите от случайных опасностей, соответствующей общепринятым требованиям по финансовой надежности. Важнейшей целью страхования, с макроэкономической точки зрения, является аккумуляция денежных средств, уплаченных множеством страхователей, и инвестирование их в экономику. Инвестиционная эффективность страхования гораздо выше банковской, поскольку страхование, особенно страхование жизни, обеспечивает долговременные инвестиции.
Исторически определились три формы организации системы страхования:
1) коллективная (страхование, организуемое профсоюзами);
2) государственная;
3) смешанная (основанная на взаимодействии государства и профсоюзов).
-Коллективное страхование – это самая ранняя форма социальной защиты. Его истоки лежат еще в Европе во второй половине XIX в. Это произошло тогда, когда профсоюзы начали отстаивать права наемных работников перед работодателями и государством. Особенно характерным примером в этом отношении является Англия, где социальное обеспечение осуществлялось как коллективная самопомощь и самострахование путем создания касс взаимопомощи, больничных касс, касс по безработице.
-Государственное социальное страхование появилось несколько позже. Оно было введено Бисмарком в рамках проводимых социальных реформ в Германии в 1883 г. и стало первым в истории законодательным решением вопроса социальной защиты населения. Государственное социальное страхование тогда заключалось в том, что были изданы законы о страховании на случай болезни, затем о страховании от несчастного случая, а в 1889 г. – закон о страховании по инвалидности и старости. Эти виды страхования должны были осуществлять больничные кассы, кассы предприятий и свободные кассы вспомоществования. Страховые взносы устанавливались законом и уплачивались работодателями и работниками пропорционально: одна треть и две трети суммы взносов соответственно.
-Смешанная форма социального страхования впервые появилась в Швейцарии. В 1893 г. при муниципалитете г. Берна была создана специальная касса по страхованию на случай безработицы, управление которой осуществляла комиссия, состоящая из работодателей, представителей профсоюзов и муниципалитета. Членство в кассе было добровольным. Туда мог вступить гражданин страны. Он должен был в течение девяти месяцев уплачивать страховые взносы, а уже после этого он получал право на пособие по безработице сроком на 70 дней в течение года.
В России социальное страхование зародилось в начале XX в. (одновременно с развитием системы фабричной медицины). На предприятиях создавались больничные кассы, членство в которых было добровольным. В состав правления этих касс входили представители рабочих и работодателей. Основной задачей таких касс являлась компенсация работникам ущерба от несчастных случаев на производстве. В 1912 г. Законом Государственной Думы было введено обязательное больничное страхование работающих граждан, которое должны были осуществлять фабричные кассы. В 1916 г. в России было 2043 больничные кассы, насчитывающие 1962 тыс. членов.
Наряду с собственно социальным страхованием складывалась еще одна система социальной защиты населения – государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет налоговых поступлений в бюджет. При этом государство самостоятельно, решениями своих властных органов определяло, кому, в каких размерах и при каких условиях следует оказывать социальную помощь.
Названные формы
социальной защиты населения имеют
различные механизмы организаци
Функции и модели социального страхования.
Основная функция социального страхования – гарантийная. Она состоит в предоставлении страховой защиты лицам, включенным в систему социального страхования, при наступлении соответствующих условий.
Кроме того, социальное страхование выполняет важные экономические функции, среди которых выделяются аккумулирующая и инвестиционная.
Аккумулирующая функция заключается в концентрации ресурсов для финансирования оказываемых социальных услуг за счет сбора страховых взносов и формирования самостоятельных страховых фондов. Инвестиционная функция состоит в обеспечении накопления этих фондов путем получения инвестиционного дохода от вложений временно свободных денежных средств в государственные ценные бумаги, акции предприятий, банковские ценные бумаги и другие финансовые инструменты.
В мире существует три основные модели организации социального страхования: централизованная, децентрализованная и кумулятивная.
Централизованная модель – это такая система организации, в которой доминирующее положение занимает государственное социальное страхование, являющееся обязательным и всеобщим. Данная модель характерна для России, Великобритании, Италии, Скандинавских стран.
Децентрализованная модель предполагает такое преобладание коллективного социального страхования, которое может быть как обязательным, так и добровольным. Данная модель характерна для Японии и США.
Кумулятивная модель – это смешанная модель. В ней государственное социальное страхование и коллективное имеют примерно равное значение в покрытии социально значимых рисков. Эта модель применяется во Франции, Швейцарии и Германии.
Роль
социального страхования в
Социальное страхование – это «механизм реализации социальной политики государства и способ ее финансирования» [5, с. 6]. Социальное страхование сочетает два принципа управления социальными рисками: социальное регулирование и собственно страхование. Принцип социального регулирования заключается в установлении основных социальных ориентиров развития общества, а страхование является механизмом финансового обеспечения поставленных социальных целей. В процессе своего развития социальное страхование превратилось в самостоятельную систему финансового обеспечения общественных потребностей в медицинской помощи и поддержке нетрудоспособных граждан, основанную на перераспределении национального дохода. Эта система отлична как от коммерческого страхования, так и от распределительной системы социальной защиты.
Роль страхования в рыночной экономике описывают следующие понятия – это риск, услуга по защите от него и стоимость этой услуги.
Риск определяют в общем виде как вероятностное, случайное распределение результатов хозяйственных действий субъекта. Страхование – это защита, но не от всех неблагоприятных событий, которые могли наступить с некоторой, заранее оцененной вероятностью и о которых невозможно заранее и точно знать, где, когда и кем они могут произойти.
Место, которое занимают страховые отношения в экономике, относится к перераспределению материальных благ. Страховщик создает специфическую финансовую услугу по страховой защите, но реализует ее обычно лишь после того, как получит страховые взносы от клиентов. Отдельные фазы предоставления услуги (оплата – получение услуги) в страховании значительно отдалены друг от друга во времени.
Следует отметить, что роль страхования как механизма защиты материальных интересов российскими гражданами еще не осознана, на страхование расходуется менее 1% доходов (против 20% в США). Принято считать, что при стабилизации положения в стране и росте благосостояния людей увеличиваются показатели сбора страховых премий. Кроме того, за рубежом страховщики обеспечивают поступление почти 50% инвестиций в экономику. В отечественной экономике недостаток инвестиционных средств остается одной из основных проблем.
Таким образом, страхование как социальный институт в системе социально-трудовых отношений регулирует социально-экономические отношения индивида (работника) гражданского общества или группы индивидов (профсоюзы) в обеспечении достойного существования при взаимодействии с окружающей (рыночной) средой или сопредельными сообществами в лице работодателей или их объединений, а также государством в лице соответствующих его институтов. Страхование становится новой формой взаимоотношений субъектов системы социально-трудовых отношений.
Социальное страхование как основное направление развития системы социальной защиты в РФ.
Социальное страхование является основным элементом системы социальной защиты РФ. Начало становлению нового российского социального страхования было положено в конце 1990 г. созданием двух государственных внебюджетных фондов: 22 декабря был организован Пенсионный фонд РФ (ПФР), а 25 декабря - Фонд социального страхования РФ (ФСС). Создание Пенсионного фонда являлось логичным следствием реализации нового Закона «О государственных пенсиях в РСФСР.
Переход к рыночной экономике, бюджетный кризис, рост неплатежеспособности естественным образом привели начале 1990-х гг. к критическому состоянию и в других областях социальной защиты: охране здоровья и занятости населения.