Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 16:33, реферат
Объект работы – социальное страхование. Предмет контрольной работы – роль социального страхования в системе социальной защиты РФ. Цель данной работы – проанализировать значение социального страхования как основного направления развития системы социальной защиты населения.
Для достижения поставленной цели работы необходимо решить задачи:
- рассмотреть понятие, принципы социального страхования .
- Функции и модели социального страхования.
- Роль социального страхования в рыночной экономике.
- рассмотреть социальное страхование как основное направление развития системы социальной защиты в РФ.
Введение
1. Понятие, принципы социального страхования
2. Функции и модели социального страхования.
3. Роль социального страхования в рыночной экономике.
4. Социальное страхование как основное направление развития системы социальной защиты в РФ.
5. Социальные внебюджетные фонды.
6. Отмена единого социального налога.
7. Анализ современного состояния социального страхования в России.
Список литературы
Финансовый кризис государственного
здравоохранения и легализация
безработицы потребовали
Таким образом, вначале 1990-х гг. Россия вернулась на путь всеобъемлющего социального страхования. Созданием новой страховой системы социальной защиты государство пыталось на практике поставить размеры социальной помощи в строгую зависимость от результатов функционирования экономики, а индивидуальные социальные выплаты - в зависимость от трудового вклада каждого работника. Данный подход полностью соответствует международной практике и имеет несомненное положительное значение с точки зрения реализации принципов социальной справедливости.
Система социального страхования РФ является государственной, т. е. страховые фонды находятся в собственности государства. Социальное страхование в РФ носит для населения всеобщий характер, за исключением страхования временной нетрудоспособности, которое действует только для наемных работников. Разница в подходах к построению системы социальной защиты, несомненно, обусловлена национальными особенностями общества, сложившимся менталитетом.
Состояние экономики обусловливает вероятность возникновения социальных рисков для трудящихся, опасность для них оказаться в тяжелом материальном положении, а направленность социальной политики влияет на организацию социальной защиты, в частности, социального страхования. Этим определяется тесная взаимосвязь экономики, социальной политики и социального страхования .
Переход к рыночной
экономике существенно меняет социально-экономическую
среду. В общественное сознание возвращается
понятие "социальный риск" - вероятность
материальной необеспеченности трудящихся
вследствие потери возможности участвовать
в экономическом процессе. Причины и факторы
социального риска зачастую носят объективный
характер: утрата заработка в случае временной
нетрудоспособности, профессиональных
заболеваний, утрата нетрудоспособности
из-за несчастного случая, риск безработицы
и т.д. - не зависят или мало зависят от
возможностей значительного количества
людей.
Социальное страхование распространяется,
прежде всего, на активное, занятое население
и финансируется за его счет, а также за
счет работодателей. Оно основывается
на анализе различных социальных рисков
потери дохода или заработка лицами наемного
труда и тщательном статиститческом учете.
Социальные риски существовали и при прежней
модели хозяйственной деятельности, но
в значительно меньших размерах. Централизованно-плановая
социалистическая система стандартизировала,
минимизировала, но обеспечивала определенные
условия общественной жизнедеятельности,
в том числе несла ответственность и за
социальные риски.
С развитием многообразных форм собственности
сфера государственного обеспечения и
его возможности сокращаются, т.е. с переходом
к рыночному хозяйствованию неизбежно
меняется модель распределительных отношений.
Для социального страхования это имеет
принципиальный характер. В таких условиях
возникает необходимость в создании механизмов
и форм социальной защиты, адекватных
новым социально-экономическим условиям.
В основу формирующейся системы социальной
защиты положены страховые методы, суть
которых сводится к распределению материальной
ответственности по компенсации и минимизации
социальных рисков на максимально возможное
число участников, придание этому виду
защиты организованной взаимопомощи и
самоуправления
Социальные внебюджетные фонды.
Современная система государственного социального страхования в России состоит из четырех самостоятельных государственных внебюджетных страховых фондов: Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные). Средства этих фондов являются федеральной государственной собственностью, не входят в состав федерального бюджета, бюджетов других уровней и не подлежат изъятию.
1)Фонд социального страхования РФ (ФСС). ФСС управляет средствами государственного социального страхования на всей территории страны. Это страхование является обязательным и распространяется на все работающее население. ФСС выступает как специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ. За счет средств социального страхования работающим гражданам выдаются пособия при наступлении страховых событий, связанных с болезнью, травмой, рождением и воспитанием детей, смертью: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, оплата четырех дополнительных выходных дней в месяц родителям, воспитывающим ребенка-инвалида, на погребение.
Около половины
выплачиваемых пособий составля
2)Государственный фонд занятости населения РФ (ФЗ). Данный фонд осуществляет государственное страхование по безработице и является одним из наиболее важных финансовых механизмов, обеспечивающих реализацию государственной политики содействия занятости населения.
Страхование по безработице покрывает риски, возникающие в связи с потерей работы или невозможностью трудоустроиться (неполучение трудового дохода, отсутствие необходимой для трудоустройства профессии или квалификации, достижение предпенсионного возраста, усложняющего трудоустройство). Кроме этого, за счет страхования по безработице покрываются риски, связанные с наличием в обществе скрытой безработицы (материальная помощь работникам, находящимся в административных отпусках без сохранения заработной платы, сохранение и создание новых рабочих мест, организация оплачиваемых общественных работ, финансирование государственных программ содействия занятости).
Фонд занятости построен по территориальному принципу. В его систему входят Федеральный фонд занятости, фонды занятости субъектов федерации, фонды занятости городов и районов.
Застрахованными по государственному страхованию по безработице являются все трудоспособные граждане. При этом социальные гарантии имеют граждане, официально получившие статус безработного в Центре занятости.
3) Пенсионный фонд РФ образован с 1 января 1992 г. в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в ред. Федерального закона от 5 мая 1997 г. № 77-ФЗ).
Этот фонд является
финансово-кредитным
Пенсионный фонд - это государственный централизованный внебюджетный фонд пенсионного обеспечения населения, предназначенный, прежде всего на выплату пенсий. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение, которой определяется федеральным законом. Она предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы, при достижении установленных законом выслуг при выходе на трудовую пенсию.
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют следующие виды: 1) за выслугу лет; 2) по возрасту; 3) по инвалидности; 4) социальная пенсия.
Средства Пенсионного фонда РФ используются: на выплату трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России; на оказание материальной помощи престарелым и не трудоспособным гражданам; на выплату пособий на погребение получателям пенсий; на финансовое обеспечение текущей деятельности ПФ и его органов; на прочие расходы.
Размеры поступлений средств в Пенсионный фонд РФ и расходов средств отражаются в бюджете Пенсионного фонда, который утверждается в форме закона Федеральным Собранием РФ.
4)Фонд обязательного медицинского страхования в России является государственным и всеобщим для населения Всеобщность ОМС заключается в обеспечении всем гражданам равных гарантированных возможностей получения медицинской, лекарственной и профилактической помощи в размерах, устанавливаемых государственными программами ОМС.
Основная цель ОМС заключается в сборе и капитализации страховых взносов и предоставлении за счет собранных средств медицинской помощи всем категориям граждан на законодательно установленных условиях и в гарантированных размерах. Поэтому систему ОМС двойственна: с одной стороны, это составная часть государственной системы социальной защиты наряду с пенсионным, социальным страхованием и страхованием по безработице; с другой стороны, ОМС представляет собой финансовый механизм обеспечения дополнительных к бюджетным ассигнованиям денежных средств на финансирование здравоохранения и оплату медицинских услуг.
Медицинское обслуживание
в рамках ОМС предоставляется
в соответствии с базовыми и территориальными
программами обязательного
01 января 2010 года вступили в силу Федеральные законы № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Принятые законы позволяют начать полноценную реализацию принципов социального страхования. Особое значение это приобретает в сложившихся экономических условиях, так как позволяет более четко и адресно проводить в жизнь социальную политику государства. Для работающих граждан это важно тем, что создает прямую зависимость величины заработка, с которого уплачиваются страховые взносы и размера получаемых пособий, для работодателей - тем, что устанавливаются единые правила уплаты страховых взносов, для Фонда социального страхования РФ -тем, что упорядочивает систему выплат, четко разделяя пособия, подлежащие страховому обеспечению за счет средств Фонда и пособия, выплачиваемые за счет других источников, прежде всего, за счет средств федерального бюджета.
С 2010 года не просто отменяется ЕСН, и вместо него вводятся страховые взносы. Система обязательного социального страхования переходит по-настоящему на страховые принципы. Во-первых, теперь законодательно четко определены страховые случаи, по которым будет осуществляться возмещение работнику утраченного заработка. За счет страховых взносов, отчисляемых работодателями за своих работников в Фонд, будут выплачиваться пособия в случае временной нетрудоспособности, беременности и родов, ухода за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и в случае смерти. Во-вторых, размер выплаты теперь зависит от суммы страхуемого заработка работника, т. е. устанавливается взаимосвязь между суммой выплаты работнику пособия и суммой уплаченного за него страхового взноса. В отличие от тех, кто работает и неплохо зарабатывает, детям, старикам и инвалидам объявленные новации не сулят ничего хорошего. Делая заявление о необходимости отмены ЕСН, Аркадий Дворкович не стал разъяснять, из каких средств будут идти социальные выплаты для тех, у кого нет работодателей – ни плохих, ни хороших.
Анализ современного состояния социального страхования в России.
Анализ современного состояния социального страхования в России показал, что его формы и задачи меняются в соответствии с социально-политической и экономической ситуацией в обществе.
В настоящее время, скорее всего, невозможно разработать такую модель социального страхования, которая могла бы быть применима в будущем российском обществе, сегодня можно говорить только о модели социального страхования переходного периода, четко указывая границы ее использования и возможности. Это не временная модель, а модель, которая должна соответствовать именно данному отрезку времени и решать свои специфические задачи. При этом ни зарубежный, ни отечественный опыт не может быть использован, по крайней мере, в полной степени, поскольку каждая страна всегда находится в уникальной ситуации и поэтому строит свою собственную, в большей или меньшей степени отличную от других стран, систему социального страхования.
Можно сделать вывод, что государственное социальное страхование - объективная необходимость, на современном этапе развития общества. Оно берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.
Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.
С развитием рыночной экономики переход к системе социального страхования на новых принципах закономерен, но при этом принципиально меняется роль каждого субъекта.
Государство перестает быть единственным собственником средств производства и главным страхователем, но оно остается одним из участников системы социального страхования.