Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:19, курсовая работа
Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.
Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.
В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:
* пенсионным;
* обязательного медицинского страхования;
* социального страхования.
В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты становления системы социального страхования в России
1.1Сущность социального страхования
1.2. История развития социального страхования
1.3. Система государственных внебюджетных фондов в РФ.
глава 2. Роль Пенсионного фонда России в социальной защите граждан в условиях проведения пенсионной реформы (на примере г. Пятигорска)
заключение
Список использованной литературы
Приложения
Реализация "Основных принципов и направлений социальной политики..." предполагала разработку целевых социальных программ: поддержки занятости, социального страхования, здравоохранения, социальной помощи и др.
В 1993 г. была утверждена программа "Развитие реформ, и стабилизация российской экономики на 1993-1996 гг.". В области реформ социальной защиты населения данная программа ставила следующие задачи:
ускорение формирования законодательства в области социальной защиты населения;
улучшение соотношения между уровнем пенсий, социальных пособий и прожиточного минимума;
реализация пенсионной реформы для повышения эффективности пенсионного обеспечения;
формирование региональных систем образования и переподготовки безработных граждан в структуре федеральной службы занятости;
разграничение
между, видами социальной помощи: отделение
тех, которые связаны с бедностью, от других:
введение единого пособия по малообеспеченности
вместо ряда социальных выплат;
определение и законодательное установление объема социальных услуг, гарантируемого государством населению на бесплатной и льготной основе.
В области здравоохранения: улучшение санитарно-эпидемиологической и экологической ситуации в стране, обеспечение населения и медицинских учреждений медикаментами по доступным ценам, приоритет финансирования программ социальной и медицинской профилактики.
Переход к обязательному медицинскому страхованию планировался в программе в течение двух-трех лет, по мере готовности регионов.
Социальная политика в Российской Федерации, помимо разработки социальных программ, включает формирование нового социального законодательства на основе принятия новой Конституции. Российский парламент в течение 1990-1996 гг. утвердил ряд новых законов в области социальной сферы: о минимальных заработной плате, пенсии и социальных пособиях, КЗОТ РФ, Кодекс о браке и семье РФ, Основы законодательства РФ в области здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, законы об образовании, о высшем и послевузовском образовании, о государственных пенсиях в РФ, о занятости населения РФ, о медицинском страховании граждан в РФ, о социальной защите инвалидов, о благотворительной деятельности и благотворительных организациях, о некоммерческих организациях и др.
Вопросы социальной политики являются
совместной компетенцией Федерации
и ее субъектов. Важнейшая цель государственной
социальной политики - стабилизация жизненного
уровня российских граждан. Общий объем
государственных социальных расходов
(бюджетных и внебюджетных)
в 1994 г. составлял 18% ВВП.
1.3. Система государственных внебюджетных фондов в РФ.
Формирование современной системы социального страхования в России включает создание государственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков. Они обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условиях рыночной экономики и включают деятельность Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован постановлением Правительства России от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в стране.
ПФР обеспечивает:
аккумуляцию страховых взносов и финансирование
расходов,
предусмотренных Положением о нем;
контроль
за своевременным и полным поступлением
в ПФР
страховых взносов, за правильным и рациональным
расходованием его
средств;
международное
сотрудничество по вопросам, относящимся
к
компетенции ПФР;
проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.
ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
Средства ПФР направляются на:
* выплату государственных пенсий;
* выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
* оказание
материальной помощи
престарелым и
нетрудоспособным гражданам;
* обеспечение деятельности ПФР.
В России осуществляется постепенный переход от распределительной пенсионной системы к накопительной, суть которой состоит в том, что каждый работник в течение трудовой деятельности осуществляет взносы, в пенсионный фонд средства которого длительное время используются для инвестирования в экономику, а после прекращения трудовой деятельности идут на его личное пенсионное обеспечение. Аккумуляция финансовых ресурсов в пенсионном фонде и их расходование на выплату пенсий осуществляется по установленным государством тарифам и нормативам.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Закон "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". Он обеспечивает конституционное право граждан России на медицинскую помощь и направлен на повышение ответственности граждан, государства и работодателей в области охраны здоровья. Законом введено обязательное медицинское страхование (с 1993 г.), в России оно является всеобщим, составной частью государственного социального страхования и реализуется посредством программ обязательного медицинского страхования (базовой и региональных).
Согласно закону, граждане России имеют право на:
выбор
страховой медицинской организации, свободный
выбор
медицинского учреждения и врача;
медицинскую помощь на всей территории России;
предъявление
иска страхователю, страховщику и медицинскому
учреждению на возмещение ущерба пациенту.
Для выполнения задач по обязательному медицинскому страхованию в РФ образован Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Средства ФОМС направляются на:
финансирование ОМС проводимого страховыми медицинскими органами;
осуществление финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы ОМС;
выравнивание ресурсов городов, районов для проведения ОМС;
направление финансовых ресурсов для разработки тарификации стоимости медицинских услуг;
создание финансовых резервов устойчивого медицинского страхования;
текущее содержание.
Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования России. Он является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.
Основные задачи фонда:
обеспечение
гражданам государственных пособий,
санаторно-
курортного лечения, оздоровления работников
и членов их семей;
участие в разработке и реализации государственных
программ
охраны здоровья работников;
осуществление
мер, обеспечивающих финансовую устойчивость
фонда;
разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов;
подготовка и повышение квалификации
специалистов системы
государственного социального страхования;
сотрудничество с аналогичными фондами
других государств и
международными организациями по вопросам
социального страхования.
Средства ФСС направляются на:
выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком - инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения;
частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев;
частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря;
частичное содержание детско - юношеских спортивных школ;
оплату проезда к месту лечения и обратно;
создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;
обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
проведение научно - исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
участие
в финансировании программ международного
сотрудничества по вопросам социального
страхования.
В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
пенсия за выслугу лет;
пенсия по старости;
пенсия по инвалидности;
социальная пенсия.
По
старости. Право на трудовую пенсию
по старости имеют мужчины, достигшие
возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста
55 лет.
Трудовая пенсия по старости назначается
при наличии не менее пяти лет страхового
стажа.
Размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 450 рублей в месяц.
Сумма базовой части и страховой части трудовой пенсии по старости не может быть менее 660 рублей в месяц.
Размер
трудовой пенсии по старости определяется
по формуле:
П = БЧ + СЧ + НЧ, где
П - размер трудовой пенсии по старости;
БЧ - базовая часть трудовой пенсии
по старости;
СЧ - страховая часть трудовой пенсии
по старости;
НЧ - накопительная часть трудовой
пенсии по старости.
По инвалидности. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям.
Размер
базовой части трудовой пенсии по инвалидности
в зависимости от степени ограничения
способности к трудовой деятельности
устанавливается в следующих суммах:
1) при III степени - 900 рублей в месяц;
2) при II степени - 450 рублей в месяц;
3) при I степени - 225 рублей в месяц.
Сумма
базовой части и страховой части трудовой
пенсии по инвалидности не может быть
менее 660 рублей в месяц. Размер
трудовой пенсии по инвалидности определяется
по формуле:
П = БЧ + СЧ + НЧ, где
П - размер трудовой пенсии по инвалидности;
БЧ - базовая часть трудовой пенсии
по инвалидности;
СЧ - страховая часть трудовой пенсии
по инвалидности;
НЧ - накопительная часть трудовой
пенсии по инвалидности.
По случаю потери кормильца. Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.
Размер
базовой части трудовой пенсии по случаю
потери кормильца устанавливается в следующих
суммах:
детям, потерявшим обоих родителей, или
детям умершей одинокой матери (круглым
сиротам) - 450 рублей в месяц (на каждого
ребенка);
другим нетрудоспособным членам семьи
умершего кормильца - 225 рублей в месяц
(на каждого члена семьи).