Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:19, курсовая работа
Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.
Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.
В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:
* пенсионным;
* обязательного медицинского страхования;
* социального страхования.
В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты становления системы социального страхования в России
1.1Сущность социального страхования
1.2. История развития социального страхования
1.3. Система государственных внебюджетных фондов в РФ.
глава 2. Роль Пенсионного фонда России в социальной защите граждан в условиях проведения пенсионной реформы (на примере г. Пятигорска)
заключение
Список использованной литературы
Приложения
По состоянию на 1 января 2003 г. состоит на учете 12880 плательщиков единого социального налога, в том числе:
5661- юридических лиц;
7219- индивидуальных предпринимателей
В течение 2002 г. зарегистрировано плательщиков - 2067, в том числе:
893- юридических лиц;
1174- индивидуальных предпринимателей
За тот же период снято с учета 5100 плательщиков, в том числе:
1344- юридических лиц;
3756- индивидуальных предпринимателей.
В течение года рассмотрено 13129 заявлений о назначении и перераспределении пенсии, в том числе:
- вновь назначено 2651 пенсий
- произведено 9062 перерасчета.
За 2002 г. произведено 1305 документарных проверок с выходом по юридическому адресу предприятия, в результате документарных проверок выявлено, что по 763 гражданам представлены недостоверные сведения для назначения или перерасчета пенсии, кроме того, произведено 90 документарных проверок на предприятиях города на предмет обоснованности включения работы в льготный стаж, где проверено 309 профессий.
В связи с проводимой пенсионной реформой было принято на устном приеме 48130 человек. Это обязало в Управлении и на консультационных пунктах организовать ежедневный прием граждан, а также прием граждан дежурным специалистом в субботу в здании Управления. Специалистами Управления проводилась большая разъяснительная работа через средства массовой информации:
1. В газете «Пятигорская правда» опубликовано 25 статей, в газете «Бизнес КМВ» - 3 статьи, в которых разъяснялись условия назначения пенсий по новому пенсионному законодательству, разъяснялся порядок определения права на повышение пенсии лицам, пострадавшим от политических репрессий, об информационном обмене с застрахованными лицами, об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, об определении расчетного пенсионного капитала индивидуальных предпринимателей и лиц в найме у предпринимателей.
2. За год было 13 выступлений на радио «Провинция», 5 выступлений по телевидению. В основном освещались вопросы разъяснения проводимой пенсионной реформы, ряд дополнений и разъяснений, внесенных в закон № 27 -ФЗ от 01.04.1996 г., о федеральном законе №167 - ФЗ от 15.12.2001 г.
3. В Управлении работает «телефон горячей линии». В течение года респондентами задано 324 вопроса, касающихся повышения пенсий, их перерасчета по новому законодательству, повышения пенсий «северянам», инвалидам и др.
В течение декабря 2002 г. специалистами Управления проводилась большая подготовительная работа для приема индивидуальных сведений застрахованных лиц от работодателей. За месяц проведен 21 семинар, где присутствовало 1587 представителей от работодателей.
В здании Управления открыт и функционирует пункт юридической клиники, где силами студентов-выпускников юридического факультета Пятигорского Филиала Северо-Кавказского Государственного Технического Университета оказывается правовая бесплатная помощь населению города по средствам консультирования и разъяснения действующего законодательства.
Управление ПФ РФ по г. Пятигорску проводит единую политику в сфере пенсионного обеспечения населения, решает комплекс задач, основными из которых являются:
реализация на территории города конституционных прав граждан на государственное обеспечение пенсиями;
организация и осуществление работы по своевременному и качественному назначению и перерасчету пенсий;
осуществление контроля за целевым расходованием государственных средств;
организация работы с ответственными представителями учреждений и организаций по вопросам обоснованности представления рабочих и служащих к назначению пенсий;
организация работы по автоматизации технологических процессов назначения, выплаты пенсий;
проведение разъяснительной работы по принимаемым законодательным актам в области пенсионного обеспечения;
представление в отделение Пенсионного Фонда РФ по Ставропольскому краю заявок на финансирование выплат пенсий и отчетов об использовании этих средств;
изучение и внедрение новых передовых форм и методов работы.
Для обеспечения работ по пенсионному обслуживанию в структуре Управления ПФ РФ по г. Пятигорску предусмотрены отделы:
отдел назначения и перерасчета пенсий;
отдел выплаты пенсий;
отдел по оценке пенсионных прав;
отел персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами.
Отдел выплаты пенсий обеспечивает работу по пенсионному обслуживанию населения в г. Пятигорске, связанную с выплатой пенсий. Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими Управлениями, отделением Сберегательного банка Российской Федерации и его филиалами, ООО « Группой Сервис-Пятигорск», а также другими организациями независимо от их организационно-правовой формы.
Функции отдела:
1.Передача информации на выплатные машины.
2.Проведение среди населения разъяснительной работы входящей в компетенцию отдела.
3.Рассмотрение в установленные сроки письменных и устных обращений граждан, подготовка письменного и цифрового анализа обращений.
4.Учет выявленных сумм переплат, их анализ и осуществление контроля за их восстановлениям.
5.Осуществление контроля за качеством и сроками оформления выплатных документов. Организация контроля за своевременной выборкой и отработкой сведений из ЗАГСа об умерших пенсионерах.
6.Подготовка и выдача пенсионерам справок по вопросам входящим в компетенцию отдела.
7.Работа с выплатными документами, отчетными и другими вспомогательными контрольными документами и их проверка.
8.Отработка и ввод неоплаты.
9.Осуществление контроля за правильностью и обоснованностью выплаты пенсий через Сберегательный банк.
10.Осуществление контроля за своевременностью и качеством производимых удержаний из пенсий.
11.Оформление документов для выплаты пособия на погребение умерших пенсионеров, не работающих на день смерти.
12.Ведение отдельного учета пенсионных дел получателей, прибывших из Чеченской республики.
Финансово-экономическим
отделом осуществляется финансово-экономическая
деятельность ПФ РФ по г. Пятигорску. В
ведении бухгалтерского учета, согласно107
Инструкции, составлении экономических
отчетов, соблюдении лимитов выделенных
средств по кодам экономической классификации
расходов, обработка документации по пенсиям,
отчеты по пенсионному обеспечению, работа
с дебиторами, кредиторами. Важное место
в работе отводится контролю над своевременной
выплатой пенсии, составлению отчетов
и заявок по бюджетным средствам.
Отдел персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами в рамках пенсионной реформы в Российской Федерации осуществляет индивидуальный (персонифицированный) учет застрахованных лиц, состоящих на учете в ГУ УПФ РФ по г. Пятигорску, проводит работу с работодателями по своевременному и качественному представлению индивидуальных сведений на работников. Осуществляет контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ работодателями и индивидуальными предпринимателями. Проводит работу по страхованию физических лиц в системе обязательного пенсионного страхования (оформление страховых свидетельств), регистрации юридических лиц в ГУ УПФ РФ по г. Пятигорску, постановки на учет индивидуальных предпринимателей.
Отделом персонифицированного учета в период с 1 января 2003 по 28 февраля 2003 года были приняты отчеты по уплате страховых взносов в ПФ РФ работодателями страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии в целом по предприятию и отдельно по каждому работнику.
Анализируя плановые и фактические данные по уплате страховых взносов (таблицы 1. и 2.) можно сделать вывод, что собираемость взносов в ПФ в 2002 году имеет хорошие показатели, однако надо учитывать, что большая часть ФОТ еще остается в тени и сделать объективный анализ по полноте уплаты страховых взносов в ПФ на данный момент невозможно.
Таблица 2.1
Анализ
собираемости взносов в Пенсионный фонд
по г. Пятигорску7.
Сумма
уплаты страховых взносов (план)
(тыс. руб.) |
Сумма
уплаты страховых взносов
(факт) (тыс. руб.) |
Отклонения
+ (-) (тыс. руб.) | |
В Федеральный бюджет на формирование базовой части пенсии | 241179 |
318816 |
+ 77637 |
В ПФ РФ на формирование страховой части трудовой пенсии | 216042 |
265544 |
+ 49502 |
В ПФ РФ на формирование накопительной части трудовой пенсии | 25882 |
36660 |
+ 10778 |
Итого | 483103 | 621020 | + 137917 |
Таблица 2.2
Динамика
собираемости страховых взносов в ПФ РФ
по г. Пятигорску за 2000-2002гг8.
2000г.
(тыс. руб.) |
2001г.
(тыс. руб.) |
2002г.
(тыс. руб.) | |
Общая сумма уплаченных страховых взносов | 331755 | 331889 | 621020 |
Реализация пенсионного законодательства на местном уровне сталкивается со следующими проблемами:
несовершенное пенсионное законодательство;
низкий уровень пенсионного обеспечения, не обеспечивающий потребностей пенсионера;
утрата связи пенсионного обеспечения с трудовым вкладом работника;
миграционные потоки;
высокий уровень дифференциации оплаты труда в различных отраслях экономики.
Отделом персонифицированного учета в соответствии с Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2003 года № 15 п. «Об утверждении Порядка обращения застрахованных лиц с целью уточнения адреса места жительства, содержащегося в индивидуальных лицевых счетах в системе индивидуального (персонифицированного) учета» проводится работа по актуализации адреса места жительства застрахованных лиц и внесению изменений в индивидуальные лицевые счета. Эта работа проводится в связи с тем, что в июне - июле 2003 года Пенсионным фондом РФ каждому застрахованному лицу в системе обязательного пенсионного страхования будет выслан пакет документов со сведениями, которые отражены на индивидуальном счете застрахованного лица для сверки и уточнения данных, если имеются расхождения или отсутствуют какие - либо периоды трудовой деятельности (работодателями не были представлены индивидуальные сведения в УПФ РФ).
Начата работа по конвертации пенсионных прав застрахованных лиц. Проводятся семинары на предприятиях с целью ознакомления с законодательными актами и необходимостью проведения данной работы в интересах всех граждан РФ для обеспечения социальных прав, гарантированных Конституцией РФ.
Организация работы отдела персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами:
- Прием индивидуальных сведений (ИС) форма СЗВ-К от страхователей осуществляется в целом по организации в полном объеме. Не допускается прием отдельных пачек или пачек, содержащих ИС форма СЗВ-К без страховых номеров.
- Пачки ИС, содержащие формы СЗВ-К, в которых присутствует запись о льготном стаже, передаются специалистами по оценке пенсионных прав застрахованных лиц для правовой оценки правильности заполнения сведений о трудовом стаже застрахованных лиц за период до 01.01.2002г. в части специального трудового стажа.