Социальное страхование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.
Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.
В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:
* пенсионным;
* обязательного медицинского страхования;
* социального страхования.
В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты становления системы социального страхования в России
1.1Сущность социального страхования
1.2. История развития социального страхования
1.3. Система государственных внебюджетных фондов в РФ.
глава 2. Роль Пенсионного фонда России в социальной защите граждан в условиях проведения пенсионной реформы (на примере г. Пятигорска)
заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая 2010.rtf

— 583.45 Кб (Скачать файл)

    По состоянию на 1 января 2003 г. состоит на учете 12880 плательщиков единого социального налога, в том числе:

  5661- юридических лиц;

  7219- индивидуальных предпринимателей

  В течение 2002 г. зарегистрировано плательщиков - 2067, в том числе:

  893- юридических лиц;     

  1174- индивидуальных предпринимателей

  За тот же период снято с учета 5100 плательщиков, в том числе:

  1344- юридических лиц;

  3756- индивидуальных предпринимателей.

  В течение года рассмотрено 13129 заявлений о назначении и перераспределении пенсии, в том числе: 

  - вновь назначено 2651 пенсий

  - произведено 9062 перерасчета.

  За 2002 г. произведено 1305 документарных проверок с выходом по юридическому адресу предприятия, в результате документарных проверок выявлено, что по 763 гражданам представлены недостоверные сведения для назначения или перерасчета пенсии, кроме того, произведено 90 документарных проверок на предприятиях города на предмет обоснованности включения работы в льготный стаж, где проверено 309 профессий.

  В связи с проводимой пенсионной реформой было принято на устном приеме 48130 человек. Это обязало в Управлении и на консультационных пунктах организовать ежедневный прием граждан, а также прием граждан дежурным специалистом в субботу в здании Управления. Специалистами Управления проводилась большая разъяснительная работа через средства массовой информации:

  1. В газете  «Пятигорская правда» опубликовано 25 статей, в газете «Бизнес КМВ» - 3 статьи, в которых разъяснялись условия назначения пенсий по новому пенсионному законодательству, разъяснялся порядок определения права на повышение пенсии лицам, пострадавшим от политических репрессий, об информационном обмене с застрахованными лицами, об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, об определении расчетного пенсионного капитала индивидуальных предпринимателей и лиц в найме у предпринимателей.

  2. За год было 13 выступлений на радио «Провинция», 5 выступлений по телевидению. В основном освещались вопросы разъяснения проводимой пенсионной реформы, ряд дополнений и разъяснений, внесенных в закон № 27 -ФЗ от 01.04.1996 г.,  о федеральном законе №167 - ФЗ от 15.12.2001 г.  

  3. В Управлении работает «телефон горячей линии». В течение года респондентами задано 324 вопроса, касающихся повышения пенсий, их перерасчета по новому законодательству, повышения пенсий «северянам», инвалидам и др.

              В течение декабря 2002 г. специалистами Управления проводилась большая подготовительная работа для приема индивидуальных сведений застрахованных лиц от работодателей. За месяц проведен 21 семинар, где присутствовало 1587 представителей от работодателей.

               В здании Управления открыт и функционирует пункт юридической клиники, где силами студентов-выпускников юридического факультета Пятигорского Филиала Северо-Кавказского Государственного Технического Университета оказывается правовая бесплатная помощь населению города по средствам консультирования и разъяснения действующего законодательства.   

  Управление ПФ РФ по г. Пятигорску проводит единую политику в сфере пенсионного обеспечения населения, решает комплекс задач, основными из которых являются:

  реализация на территории города конституционных прав граждан на государственное обеспечение пенсиями;

  организация и осуществление работы по своевременному и качественному назначению и перерасчету пенсий;

  осуществление контроля за целевым расходованием государственных средств;

  организация работы с ответственными представителями учреждений и организаций по вопросам обоснованности представления рабочих и служащих к назначению пенсий;

  организация работы по автоматизации технологических процессов назначения, выплаты пенсий;

  проведение разъяснительной работы по принимаемым законодательным актам в области пенсионного обеспечения;

  представление в отделение Пенсионного Фонда РФ по Ставропольскому краю заявок на финансирование выплат пенсий и отчетов об использовании этих средств;

  изучение и внедрение новых передовых форм и методов работы.

  Для обеспечения работ по пенсионному обслуживанию в структуре Управления ПФ РФ по г. Пятигорску предусмотрены отделы:

  отдел назначения и перерасчета пенсий;

  отдел выплаты пенсий;

  отдел по оценке пенсионных прав;

  отел персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами.

  Отдел выплаты пенсий обеспечивает работу по пенсионному обслуживанию населения в г. Пятигорске, связанную с выплатой пенсий. Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими Управлениями, отделением Сберегательного банка Российской Федерации и его филиалами, ООО « Группой Сервис-Пятигорск», а также другими организациями независимо от их организационно-правовой формы.

  Функции отдела:

  1.Передача информации на выплатные машины.

  2.Проведение среди населения разъяснительной работы входящей в компетенцию отдела.

  3.Рассмотрение в установленные сроки письменных и устных обращений граждан, подготовка письменного и цифрового анализа обращений.

  4.Учет выявленных сумм переплат, их анализ и осуществление контроля за их восстановлениям.

  5.Осуществление контроля за качеством и сроками оформления выплатных документов. Организация контроля за своевременной выборкой и отработкой сведений из ЗАГСа об умерших пенсионерах.

  6.Подготовка и выдача пенсионерам справок по вопросам входящим в компетенцию отдела.

  7.Работа с выплатными документами, отчетными и другими вспомогательными контрольными документами и их проверка.

  8.Отработка и ввод неоплаты.

  9.Осуществление контроля за правильностью и обоснованностью выплаты пенсий через Сберегательный банк.

  10.Осуществление контроля за своевременностью и качеством производимых удержаний из пенсий.

  11.Оформление документов для выплаты пособия на погребение умерших пенсионеров, не работающих на день смерти.

  12.Ведение отдельного учета пенсионных дел получателей, прибывших из Чеченской республики.

  Финансово-экономическим отделом осуществляется финансово-экономическая деятельность ПФ РФ по г. Пятигорску. В ведении бухгалтерского учета, согласно107 Инструкции, составлении экономических отчетов, соблюдении лимитов выделенных средств по кодам экономической классификации расходов, обработка документации по пенсиям, отчеты по пенсионному обеспечению, работа с дебиторами, кредиторами. Важное место в работе отводится контролю над своевременной выплатой пенсии, составлению отчетов и заявок по бюджетным средствам.                                     

  Отдел персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами в рамках пенсионной реформы в Российской Федерации осуществляет индивидуальный (персонифицированный) учет застрахованных лиц, состоящих на учете в ГУ УПФ РФ по г. Пятигорску, проводит работу с работодателями по своевременному и качественному представлению индивидуальных сведений на работников. Осуществляет контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ работодателями и индивидуальными предпринимателями. Проводит работу по страхованию физических лиц в системе обязательного пенсионного страхования (оформление страховых свидетельств), регистрации юридических лиц в ГУ УПФ РФ по г. Пятигорску, постановки на учет индивидуальных предпринимателей.

  Отделом персонифицированного учета в период с 1 января 2003 по           28 февраля 2003 года были приняты отчеты по уплате страховых взносов в ПФ РФ  работодателями страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии  в целом по предприятию и отдельно по каждому работнику.

  Анализируя плановые и фактические данные по уплате страховых взносов (таблицы 1. и 2.) можно сделать вывод, что собираемость взносов в ПФ в 2002 году имеет хорошие показатели, однако надо учитывать, что большая часть ФОТ еще остается в тени и сделать объективный анализ по полноте уплаты страховых взносов в ПФ на данный момент невозможно.

  Таблица 2.1

  Анализ собираемости взносов в Пенсионный фонд по г. Пятигорску7. 

  
      Сумма уплаты страховых взносов (план)

  (тыс. руб.)

  Сумма уплаты страховых взносов

  (факт)

  (тыс. руб.)

  Отклонения

  + (-)

  (тыс. руб.)

  В Федеральный бюджет на формирование базовой части пенсии  
  241179
 
  318816
 
  + 77637   
  В ПФ РФ на формирование страховой части трудовой пенсии  
  216042
 
  265544
 
  + 49502   
  В ПФ РФ на формирование накопительной части трудовой пенсии  
  25882
 
  36660
 
  + 10778   
  Итого   483103   621020   + 137917
 

  Таблица 2.2

  Динамика собираемости страховых взносов в ПФ РФ по г. Пятигорску за 2000-2002гг8. 

  
      2000г.

  (тыс. руб.)

  2001г.

  (тыс. руб.)

  2002г.

  (тыс. руб.)

  Общая сумма уплаченных страховых взносов   331755   331889   621020
 
 

  Реализация пенсионного законодательства на местном уровне сталкивается со следующими проблемами:

  несовершенное пенсионное законодательство;

  низкий уровень пенсионного обеспечения, не обеспечивающий потребностей пенсионера;

  утрата связи пенсионного обеспечения с трудовым вкладом работника;

  миграционные  потоки;

  высокий уровень дифференциации оплаты труда в различных отраслях экономики.

        Отделом персонифицированного учета в соответствии с Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2003 года № 15 п. «Об утверждении Порядка обращения застрахованных лиц с целью уточнения адреса места жительства, содержащегося в индивидуальных лицевых счетах в системе индивидуального (персонифицированного) учета» проводится работа по актуализации адреса места жительства застрахованных лиц и внесению изменений в индивидуальные лицевые счета. Эта работа проводится в связи с тем, что в июне - июле 2003 года Пенсионным фондом РФ каждому застрахованному лицу в системе обязательного пенсионного страхования будет выслан пакет документов со сведениями, которые отражены на индивидуальном счете застрахованного лица для сверки и уточнения данных, если имеются расхождения или отсутствуют какие - либо периоды трудовой деятельности (работодателями не были представлены индивидуальные сведения в УПФ РФ).

  Начата работа по конвертации пенсионных прав застрахованных лиц. Проводятся семинары на предприятиях с целью ознакомления с законодательными актами и необходимостью проведения данной работы  в интересах всех граждан РФ для обеспечения социальных прав, гарантированных Конституцией РФ.

  Организация работы отдела персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами:

  - Прием индивидуальных сведений (ИС) форма СЗВ-К от страхователей осуществляется в целом по организации в полном объеме. Не допускается прием отдельных пачек или пачек, содержащих ИС форма СЗВ-К без страховых  номеров.

  - Пачки ИС, содержащие формы СЗВ-К, в которых присутствует запись о льготном стаже, передаются специалистами по оценке пенсионных прав застрахованных лиц для правовой оценки правильности заполнения сведений о трудовом стаже застрахованных лиц за период  до 01.01.2002г. в части специального трудового стажа.

Информация о работе Социальное страхование в России