Социальное страхование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:58, контрольная работа

Описание работы

Сформированные финансовые инструменты и механизмы социального страхования, пусть и весьма несовершенные, позволили в условиях масштабных изменений экономической и социальной сферы предотвратить распространение крайних форм нищеты и бедности населения, обеспечив приемлемое в этих условиях социальное обеспечение пенсионеров, привлечь значительные финансовые ресурсы для медицинской помощи. Не случайно многие ученые и специалисты отмечают как несомненный положительный результат реформ в социальной сфере страны именно становление в основном системы социального страхования.
Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы на современном этапе.
Цель работы - рассмотреть систему социального страхования, как средство защиты населения.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Формирование социального страхования.................……………………5
2. Особенности и развитие социального страхования.………………….....7
3. Новые подходы к социальному страхованию в 2011 году……………...11
Заключение…………………………………………………………….………...15
Список используемой литературы…………………………………………...18

Файлы: 1 файл

Целевые внебюджетные фонды.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

    СОДЕРЖАНИЕ: 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Формирование социального  страхования.................……………………5

2. Особенности и развитие социального страхования.………………….....7

3. Новые подходы к социальному страхованию в 2011 году……………...11

Заключение…………………………………………………………….………...15

Список  используемой литературы…………………………………………...18 
 
 
 
 
 

 

Введение

     Трансформация общественно-экономической системы  России в начале 90-х годов создала  для населения страны радикально новую ситуацию, которая стала  характеризоваться непривычно высоким уровнем социальных рисков: утраты места работы, повышения стоимости жизни, в получении надлежащей медицинской помощи и качественного профессионального образования.

     Противодействовать  возросшим по кругу, видам, уровню, частоте и последствиям социальным рискам прежняя, социалистическая система социальной защиты не могла, прежде всего, по причине отсутствия развитой системы социального страхования. В СССР социальное страхование, в силу идеологических установок и организации экономической жизни, играло незначительную и вспомогательную роль. Основным институтом социальной защиты выступало государственное социальное обеспечение, которое в новых условиях могло занять не главную, а дополняющую социальное страхование роль.

     С развитием многообразия форм собственности сфера государственного обеспечения и его возможности сократились.

     В то же время резко возросла численность  населения, нуждающегося в социальной защите: безработные, бездомные, беженцы, многодетные семьи. Обвальное снижение покупательной способности заработной платы, пенсий и пособий, массовые явления задержки выплат заработной платы и пенсий — эти и другие факторы привели к возникновению ареалов бедности и нищеты.

     Таким образом, в последние 15 лет существенно  возросла актуальность социальной защиты для подавляющей части населения России.

     Решая эту задачу, исполнительные и законодательные  органы страны в последние 10-12 лет  разработали законодательную базу социального страхования, регламентирующую деятельность основных субъектов правоотношений в данной сфере, создали государственные внебюджетные социальные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации, федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования Российской Федерации.

     Это позволило сформировать значительную по объемам ресурсную базу для целей социальной защиты работников и членов их семей и обеспечить ее функционирование на постоянной и независимой от бюджетов всех уровней основе, что представляет собой основное и принципиальное отличие от советской модели государственного социального обеспечения, для которой была характерна значительная зависимость (более чем на 60%) от государственного бюджета.

     Сформированные  финансовые инструменты и механизмы  социального страхования, пусть и весьма несовершенные, позволили в условиях масштабных изменений экономической и социальной сферы предотвратить распространение крайних форм нищеты и бедности населения, обеспечив приемлемое в этих условиях социальное обеспечение пенсионеров, привлечь значительные финансовые ресурсы для медицинской помощи. Не случайно многие ученые и специалисты отмечают как несомненный положительный результат реформ в социальной сфере страны именно становление в основном системы социального страхования.

     Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы на современном этапе.

     Цель  работы - рассмотреть систему социального страхования, как средство защиты населения.

      Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. 
 
 

1. Формирование социального страхования

     Поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйствования к рыночному потребовал глубоких реформ не только в экономической  сфере, но и в социальной политике. Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики, сформулированными Президентом и Правительством России и нашедшими отражение в Конституции Российской Федерации от 1 декабря 1993 года, которая провозгласила, что «Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (статья 7). В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

     Признавая право каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Конституция провозгласила Российскую Федерацию демократическим, правовым и социальным государством. Это означает, что социальные права граждан являются наивысшей ценностью и государство обязано защищать эти права. Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяется «социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей».

     Социальное страхование - установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счёт государственного целевого внебюджетного фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов.

     И система социального обеспечения, и система социального страхования  все более активно используются как высокоэффективные механизмы  социальной защиты всех граждан независимо от взносов или продолжительности их трудового стажа, хотя эти факторы продолжают играть заметную роль при определении размеров отдельных пособий, превышающих основной минимум. Формирование идей, доктрин, а впоследствии и механизмов социальной защиты, основанных на принципах социальной справедливости, позволяет странам Запада распространять материальную поддержку на широкий круг лиц, исходя скорее из их потребностей, нужд, чем из приобретенных ими прав на пособие.

     Нужда при этом интерпретируется достаточно широко и связывается с уровнем доходов нуждающегося в прошлом (при установлении уровня пособий по старости, инвалидности и безработице), или исходя из некоторых общепринятых прав на социальную помощь (медицинское обслуживание, образование).

     Постепенно  системы социального страхования  и обеспечения расширили свою деятельность, перестав ограничиваться лишь теми, кто имеет полную занятость  в государственном или частном  секторах. Системы стали охватывать другие социальные группы (практически всех трудящихся и граждан) - трудящихся, работающих неполное рабочее время, а также не имеющих постоянного места работы, работающих самостоятельно. Такой подход позволил развитым странам обратить внимание на нужды и других категорий населения, например, безработной молодежи, не имеющей дохода, а также предоставить материальную помощь родителям-одиночкам; охватить медицинским обслуживанием лиц, не пользующихся системами медицинского страхования; дать возможность досрочного выхода на пенсию безработным трудящимся пожилого возраста и предоставлять медицинское обслуживание более продолжительное время по сравнению с тем, которое предусмотрено в рамках системы, основывающейся на взносах.

     Расширение  сферы применения систем социального  страхования и обеспечения выходит за рамки прямой зависимости между взносами и пособиями и подводит общество к пониманию того, что оно должно нести ответственность за своих неимущих членов, по разным причинам испытывающих нужду. Эта ответственность измеряется скорее реальными нуждами, чем приобретенными правами.

     Как показывает опыт развитых стран, наличие  сбалансированных систем социального  страхования и социального обеспечения  как базовых элементов социальной защиты трудящихся и всего населения  расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, усиливает национальный потенциал экономического роста, является необходимым условием проведения реформ, а также содействует политической и экономической стабилизации общества.

     Понятие социальной защиты, ее составляющих, было дано еще в 1952 г. в Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения, принятой Международной Организацией Труда (МОТ). Конвенция установила 9 видов социальной защиты: медицинское обслуживание, пособие по безработице, по производственному травматизму, по инвалидности, в связи с потерей кормильца, по беременности и родам, по болезни, семейные пособия и пенсия по старости.

2. Особенности и развитие социального страхования

     Государственное социальное страхование - объективная  необходимость. На определенном этапе  развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.

     Обоснованная  система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения  социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

     К задачам социального страхования  относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

     Учитывая  особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает  системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность  значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны.

     Переход к рыночной экономике сопровождался  модернизацией всей финансовой системы  Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену - бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.

     Система социального страхования все  более активно используется как  высокоэффективный механизм социальной защиты всех граждан независимо от взносов или продолжительности их трудового стажа, хотя эти факторы продолжают играть заметную роль при определении размеров отдельных пособий, превышающих основной минимум.

     Главной целью социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу являются последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных ценностей России, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе.

     В этой связи безусловным приоритетом  в области социальной политики являются инвестиции в человека. Именно поэтому  будет предусматриваться опережающий  рост ассигнований на эти цели из бюджетов всех уровней по сравнению с большинством других направлений государственных расходов.

     Стратегическими целями социальной политики являются:

- создание  условий для реализации гражданами  своих прав на образование,  по своей структуре и качеству  соответствующее потребностям развития  экономики и гражданского общества;

- улучшение  состояния здоровья населения  на основе реально доступной  широким слоям населения медицинской  помощи и повышения качества  лечебных услуг, развития массовой  физической культуры и спорта;

- развитие  культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны, обеспечение единства культурного пространства и доступности культурных ценностей широким слоям населения;

- создание  эффективного цивилизованного рынка  труда;

- усиление  адресности социальной поддержки  населения;

- обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы, повышение реального размера пенсий;

- создание  условий для осуществления права  граждан на жилище с учетом  их платежеспособного спроса  и в соответствии с социальными  стандартами жилищных условий.

Информация о работе Социальное страхование в России