Социальное страхование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:58, контрольная работа

Описание работы

Сформированные финансовые инструменты и механизмы социального страхования, пусть и весьма несовершенные, позволили в условиях масштабных изменений экономической и социальной сферы предотвратить распространение крайних форм нищеты и бедности населения, обеспечив приемлемое в этих условиях социальное обеспечение пенсионеров, привлечь значительные финансовые ресурсы для медицинской помощи. Не случайно многие ученые и специалисты отмечают как несомненный положительный результат реформ в социальной сфере страны именно становление в основном системы социального страхования.
Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы на современном этапе.
Цель работы - рассмотреть систему социального страхования, как средство защиты населения.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Формирование социального страхования.................……………………5
2. Особенности и развитие социального страхования.………………….....7
3. Новые подходы к социальному страхованию в 2011 году……………...11
Заключение…………………………………………………………….………...15
Список используемой литературы…………………………………………...18

Файлы: 1 файл

Целевые внебюджетные фонды.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

     Достижение поставленных целей возможно только в результате коренной модернизации экономики, которая позволит обеспечить экономический рост, устойчиво опережающий рост мировой экономики, и создать базу для повышения уровня жизни граждан.

     Преобразования  в социальной сфере будут направлены на достижение следующих приоритетных задач:

- создание  необходимых условий для обеспечения  всеобщей доступности и общественно  приемлемого качества базовых  социальных благ (прежде всего  медицинского обслуживания и  общего образования);

- повышение  защиты социально уязвимых домохозяйств, которые не имеют возможностей  для самостоятельного решения  социальных проблем и нуждаются  в государственной поддержке;

- создание  для трудоспособного населения  экономических условий, позволяющих  гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления;

- формирование  правовых и организационных основ  для развития институтов социально-культурной  сферы, создающих возможность  максимально полной мобилизации  средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и обеспечение на этой основе высокого качества и возможности широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг.

     В основу реформ в сфере социальной поддержки населения будет положен  принцип адресного предоставления социальной помощи лишь тем домохозяйствам, фактические доходы или потребление  которых находятся ниже прожиточного минимума. Бюджетные ресурсы для  оказания адресной социальной помощи будут сформированы за счет сокращения бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также социально неоправданных льгот и выплат, предоставляемых различным категориям граждан. Сохраняемые для ветеранов войны, инвалидов Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза и России льготы, предполагается постепенно перевести в денежную форму. Натуральные льготы и выплаты, установленные для отдельных категорий государственных служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов, будут переводиться в форму оплаты труда и денежного довольствия из федерального бюджета.

     Потребности регионов в финансировании адресной социальной помощи будут учитываться  в формуле межбюджетного выравнивания при определении величины федеральных трансфертов на основе показателей доли бедных домохозяйств и глубины бедности. При этом планируется существенно расширить полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в определении приоритетов в оказании социальной помощи. Принимаются меры по совершенствованию механизма финансирования ежемесячного пособия на ребенка. Правительство Российской Федерации предусматривает также разработку концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года.

3. Новые подходы к социальному страхованию в 2011 году

     Переход в 2010 году внебюджетных фондов — пенсионного, социального и обязательного  медицинского — на страховые принципы прошел практически незаметно.  Страховое обеспечение застрахованных граждан осуществляется только за счет страховых взносов, иными словами, ресурс для выплат ограничивается суммой поступлений страховых взносов. Вероятно, именно поэтому обнародованные цифры дефицита бюджета Фонда социального страхования РФ и меры по его устранению вызвали в обществе некоторый резонанс.

     За  два последних года произошла  заметная «разбалансировка» бюджета  Фонда социального страхования  РФ. Его дефицит сегодня составляет более 75 млрд руб. И чтобы выплачивать  пособия всем, кто имеет на них право, в 2011 году фонду необходимо  ликвидировать дефицит и найти собственные резервы, поскольку страховые принципы не предполагают дотаций из государственной казны.

     Чтобы понять причины дефицита бюджета  ФСС, стоит вспомнить, что с переходом  на страховые принципы увеличился размер пособий, но ставка отчислений страховых взносов в ФСС, в отличие от других внебюджетных фондов, осталась без изменений:  как и прежде, она составляет 2,9 % и снижена для таких плательщиков, как сельхозтоваропроизводители, организации, использующие труд инвалидов, организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, а также имеющие  статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны. Кроме того, в период экономического кризиса многие предприятия снизили свои отчисления, поскольку сократился фонд оплаты труда. При этом система начисления пособий, то есть расходы ФСС, в отличие от доходов сориентирована не на фонд оплаты труда, а на среднюю заработную плату, которая существенно выросла. В итоге, по данным Минздравсоцразвития России, сегодня Фонд социального страхования РФ собирает на одного застрахованного 6,6 тыс. руб., а тратит — 8 тыс. руб. в год. Совершенно очевидно, что нужны новые подходы к социальному страхованию, которые будут соответствовать  новым принципам его работы.

Меры  для обеспечения  бездефицитности

     Эти подходы были предложены при формировании представленного в Государственную  думу РФ бюджета Фонда социального  страхования РФ на 2011 год и на плановый период 2012–2013 годов. Он сверстан в строгом соответствии со страховыми принципами. Предусматривается, что средства федерального бюджета будут использоваться лишь на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов по обязательному социальному страхованию (5,37 млрд руб.) и на выполнение государственных функций.

     Бездефицитность бюджета ФСС, по замыслу разработчиков, предполагается обеспечить за счет следующего комплекса мер. Во-первых, распространить обязательное социальное страхование  на лиц, работающих по гражданско-правовым договорам. В крупных организациях на выплаты по таким договорам приходится до 16 % оплаты труда, на предприятиях среднего бизнеса — до 26 %. Новая норма, с одной стороны, позволит повысить социальную защищенность этой категории граждан, поскольку до сих пор они не пользовались гарантиями, предусмотренными трудовым законодательством. С другой стороны, бюджет ФСС, по расчетам его специалистов, получит на этом дополнительно 3,7 млрд руб., а по мнению экспертов Минздравсоцразвития — не менее 7 млрд руб. Кроме того, это даст возможность унифицировать базу для начисления страховых взносов во все страховые фонды.

     Во-вторых, вводится начисление пособий по временной  нетрудоспособности, а также по беременности и родам из среднего заработка не за 12 месяцев работы, как это происходит сейчас, а за два календарных года, предшествующих страховому случаю.  Логика этой меры основана на том, чтобы учитывать не краткосрочный, а устойчивый  заработок, с которого поступали взносы. Предполагается, что для стабильно работающих и страхующихся граждан ухудшений не произойдет, но зато эта мера позволит исключить случаи злоупотребления правом как со стороны работодателя, так и со стороны работника, и будет более справедливой с точки зрения возмещения утраченного дохода и принципа эквивалентности страхового возмещения уплаченным взносам.

     Третья  новация, заложенная в бюджете ФСС, касается изменения трудового стажа  при определении размера пособия. Основа для этой новации — изменения  в законодательстве, по которым с 2007 года при определении процентной ставки пособия учитывается не непрерывный трудовой стаж, а страховой, включающий все периоды трудовой деятельности, в том числе и отпуск по беременности и родам, военную службу и т. д. Авторы предлагаемой меры исходили из того, что сегодня 80 % застрахованных граждан имеют право на получение пособия в размере 100 % заработка, и это не способствует стремлению работников скорее выздороветь и возвратиться на работу. Поэтому предлагается повысить «стажевые пороги» следующим образом: выплачивать 60 % заработка тем, кто проработал не менее  — 5 лет, 80 % — при стаже от 5 до 8 лет, 100 % — при стаже от 8 лет. Эта норма должна сэкономить 10,6 млрд руб.

     И, наконец, четвертая новация в  социальном страховании — оплата пособий по нетрудоспособности за счет средств ФСС не с третьего дня, как сейчас, а с четвертого. По мнению экспертов Минздравсоцразвития, эта мера будет экономически стимулировать работодателей обеспечивать своим работникам безопасные и комфортные условия труда, что в свою очередь позволит снизить заболеваемость. Кроме того, это должно усилить контроль работодателя за обоснованностью больничных листов. При этом, считают эксперты, если уровень заболеваемости в результате принятых работодателем мер будет ниже среднего, его расходы будут сопоставимы с теми, которые он несет сейчас при оплате первых двух дней больничного листа.

     В итоге бюджет ФСС на 2011 год спланирован  с учетом названных позиций. Его  оптимизация позволяет провести предусмотренную индексацию пособий. В частности,  среднедневной размер пособия по беременности и родам увеличится с 413,69 до 438,30 руб., размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет — с 4634,95 до 5547,30 руб. Впервые предусмотрен в соответствии с требованием 130-й Конвенции Международной организации труда минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности на уровне минимального размера оплаты труда.

     В части обязательного социального  страхования от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний сохранится прежний порядок формирования расходов и доходов. Тариф страхового взноса по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составит 0,51%. Будут проиндексированы в соответствии с уровнем инфляции максимальный размер ежемесячной страховой выплаты (до 52 740 руб.) и сумма, с которой исчисляется единовременная страховая выплата (до 68 586 руб.). Также предусмотрен рост расходов на медицинскую реабилитацию пострадавших на производстве.

     Материал  для статьи взят с официального сайта www.bujet.ru

Заключение

 

     Потребность в социальном страховании возникает  на определенном историческом этапе  экономического и социального развития общества. Анализ истории развития социального страхования в России показал, что его формы и задачи меняются в соответствии с социально-политической и экономической ситуацией в обществе. Это относится в равной степени и к нынешнему переходному этапу развития страны.

     Социальное страхование - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.

     Обоснованная  система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения  социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

     Система социального страхования все  более активно используется как  высокоэффективный механизм социальной защиты всех граждан независимо от взносов или продолжительности  их трудового стажа, хотя эти факторы  продолжают играть заметную роль при определении размеров отдельных пособий, превышающих основной минимум.

     Социальное  страхование включает обязательное пенсионное страхование, страхование  на случай болезни, от несчастных случаев  и по безработице. Финансирование выплат осуществляется за счет взносов работодателей, работополучателей и государственных дотаций. Виды страхования отличаются суммами взносов и выплат при наступлении страховых случаев.

     К основным принципам обязательного  социального страхования относятся:

     устойчивость  обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов; всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;

     государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых, рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

     государственное регулирование системы обязательного  социального страхования; паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

     обязательность  уплаты страхователями страховых взносов  в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования; ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования; обеспечение надзора и общественного контроля;

     автономность  финансовой системы обязательного  социального страхования.

     Социальное страхование существует в различных видах и зависит от причин потери заработка: страхование от несчастных случаев, на случай болезни, по старости, по инвалидности, страхование материнства, на случай потери кормильца и по безработице. Оно имеет разные формы и соответствующие способы их организации: обязательное, добровольное, а также ряд переходных форм, которые можно определить как “условно обязательное страхование”. Страхование может иметь общегосударственный характер, а может быть местным.

     Система социального страхования характеризуется также принципом солидарности, что означает: размер взносов зависит от величины доходов страхуемого, а получаемые по системе социального страхования услуги - от состояния его здоровья и соответствующих потребностей. Важно подчеркнуть: социальное страхование финансируется за счет страховых взносов как трудящихся по найму, так и предпринимателей, и лишь в некоторых случаях могут привлекаться средства госбюджета. В то же время социальная помощь строится исключительно на использовании госбюджетных средств; из них выплачиваются пособия нуждающимся, тогда как в страховании организуются специальные страховые фонды. Тем самым трудящиеся с более высоким заработком оказывают определенную компенсационную помощь тем, чьи заработки ниже.

Информация о работе Социальное страхование в России