Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:58, контрольная работа
Сформированные финансовые инструменты и механизмы социального страхования, пусть и весьма несовершенные, позволили в условиях масштабных изменений экономической и социальной сферы предотвратить распространение крайних форм нищеты и бедности населения, обеспечив приемлемое в этих условиях социальное обеспечение пенсионеров, привлечь значительные финансовые ресурсы для медицинской помощи. Не случайно многие ученые и специалисты отмечают как несомненный положительный результат реформ в социальной сфере страны именно становление в основном системы социального страхования.
Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы на современном этапе.
Цель работы - рассмотреть систему социального страхования, как средство защиты населения.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Формирование социального страхования.................……………………5
2. Особенности и развитие социального страхования.………………….....7
3. Новые подходы к социальному страхованию в 2011 году……………...11
Заключение…………………………………………………………….………...15
Список используемой литературы…………………………………………...18
Достижение поставленных целей возможно только в результате коренной модернизации экономики, которая позволит обеспечить экономический рост, устойчиво опережающий рост мировой экономики, и создать базу для повышения уровня жизни граждан.
Преобразования в социальной сфере будут направлены на достижение следующих приоритетных задач:
- создание
необходимых условий для
- повышение
защиты социально уязвимых
- создание
для трудоспособного населения
экономических условий,
- формирование
правовых и организационных
В
основу реформ в сфере социальной
поддержки населения будет
Потребности
регионов в финансировании адресной
социальной помощи будут учитываться
в формуле межбюджетного
Переход в 2010 году внебюджетных фондов — пенсионного, социального и обязательного медицинского — на страховые принципы прошел практически незаметно. Страховое обеспечение застрахованных граждан осуществляется только за счет страховых взносов, иными словами, ресурс для выплат ограничивается суммой поступлений страховых взносов. Вероятно, именно поэтому обнародованные цифры дефицита бюджета Фонда социального страхования РФ и меры по его устранению вызвали в обществе некоторый резонанс.
За два последних года произошла заметная «разбалансировка» бюджета Фонда социального страхования РФ. Его дефицит сегодня составляет более 75 млрд руб. И чтобы выплачивать пособия всем, кто имеет на них право, в 2011 году фонду необходимо ликвидировать дефицит и найти собственные резервы, поскольку страховые принципы не предполагают дотаций из государственной казны.
Чтобы понять причины дефицита бюджета ФСС, стоит вспомнить, что с переходом на страховые принципы увеличился размер пособий, но ставка отчислений страховых взносов в ФСС, в отличие от других внебюджетных фондов, осталась без изменений: как и прежде, она составляет 2,9 % и снижена для таких плательщиков, как сельхозтоваропроизводители, организации, использующие труд инвалидов, организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, а также имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны. Кроме того, в период экономического кризиса многие предприятия снизили свои отчисления, поскольку сократился фонд оплаты труда. При этом система начисления пособий, то есть расходы ФСС, в отличие от доходов сориентирована не на фонд оплаты труда, а на среднюю заработную плату, которая существенно выросла. В итоге, по данным Минздравсоцразвития России, сегодня Фонд социального страхования РФ собирает на одного застрахованного 6,6 тыс. руб., а тратит — 8 тыс. руб. в год. Совершенно очевидно, что нужны новые подходы к социальному страхованию, которые будут соответствовать новым принципам его работы.
Эти
подходы были предложены при формировании
представленного в
Бездефицитность бюджета ФСС, по замыслу разработчиков, предполагается обеспечить за счет следующего комплекса мер. Во-первых, распространить обязательное социальное страхование на лиц, работающих по гражданско-правовым договорам. В крупных организациях на выплаты по таким договорам приходится до 16 % оплаты труда, на предприятиях среднего бизнеса — до 26 %. Новая норма, с одной стороны, позволит повысить социальную защищенность этой категории граждан, поскольку до сих пор они не пользовались гарантиями, предусмотренными трудовым законодательством. С другой стороны, бюджет ФСС, по расчетам его специалистов, получит на этом дополнительно 3,7 млрд руб., а по мнению экспертов Минздравсоцразвития — не менее 7 млрд руб. Кроме того, это даст возможность унифицировать базу для начисления страховых взносов во все страховые фонды.
Во-вторых, вводится начисление пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам из среднего заработка не за 12 месяцев работы, как это происходит сейчас, а за два календарных года, предшествующих страховому случаю. Логика этой меры основана на том, чтобы учитывать не краткосрочный, а устойчивый заработок, с которого поступали взносы. Предполагается, что для стабильно работающих и страхующихся граждан ухудшений не произойдет, но зато эта мера позволит исключить случаи злоупотребления правом как со стороны работодателя, так и со стороны работника, и будет более справедливой с точки зрения возмещения утраченного дохода и принципа эквивалентности страхового возмещения уплаченным взносам.
Третья
новация, заложенная в бюджете ФСС,
касается изменения трудового стажа
при определении размера
И, наконец, четвертая новация в социальном страховании — оплата пособий по нетрудоспособности за счет средств ФСС не с третьего дня, как сейчас, а с четвертого. По мнению экспертов Минздравсоцразвития, эта мера будет экономически стимулировать работодателей обеспечивать своим работникам безопасные и комфортные условия труда, что в свою очередь позволит снизить заболеваемость. Кроме того, это должно усилить контроль работодателя за обоснованностью больничных листов. При этом, считают эксперты, если уровень заболеваемости в результате принятых работодателем мер будет ниже среднего, его расходы будут сопоставимы с теми, которые он несет сейчас при оплате первых двух дней больничного листа.
В итоге бюджет ФСС на 2011 год спланирован с учетом названных позиций. Его оптимизация позволяет провести предусмотренную индексацию пособий. В частности, среднедневной размер пособия по беременности и родам увеличится с 413,69 до 438,30 руб., размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет — с 4634,95 до 5547,30 руб. Впервые предусмотрен в соответствии с требованием 130-й Конвенции Международной организации труда минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности на уровне минимального размера оплаты труда.
В
части обязательного
Материал для статьи взят с официального сайта www.bujet.ru
Потребность
в социальном страховании возникает
на определенном историческом этапе
экономического и социального развития
общества. Анализ истории развития
социального страхования в
Социальное страхование - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.
Обоснованная
система социального
Система социального страхования все более активно используется как высокоэффективный механизм социальной защиты всех граждан независимо от взносов или продолжительности их трудового стажа, хотя эти факторы продолжают играть заметную роль при определении размеров отдельных пособий, превышающих основной минимум.
Социальное страхование включает обязательное пенсионное страхование, страхование на случай болезни, от несчастных случаев и по безработице. Финансирование выплат осуществляется за счет взносов работодателей, работополучателей и государственных дотаций. Виды страхования отличаются суммами взносов и выплат при наступлении страховых случаев.
К
основным принципам обязательного
социального страхования
устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов; всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых, рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
государственное
регулирование системы
обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования; ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования; обеспечение надзора и общественного контроля;
автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
Социальное страхование существует в различных видах и зависит от причин потери заработка: страхование от несчастных случаев, на случай болезни, по старости, по инвалидности, страхование материнства, на случай потери кормильца и по безработице. Оно имеет разные формы и соответствующие способы их организации: обязательное, добровольное, а также ряд переходных форм, которые можно определить как “условно обязательное страхование”. Страхование может иметь общегосударственный характер, а может быть местным.
Система социального страхования характеризуется также принципом солидарности, что означает: размер взносов зависит от величины доходов страхуемого, а получаемые по системе социального страхования услуги - от состояния его здоровья и соответствующих потребностей. Важно подчеркнуть: социальное страхование финансируется за счет страховых взносов как трудящихся по найму, так и предпринимателей, и лишь в некоторых случаях могут привлекаться средства госбюджета. В то же время социальная помощь строится исключительно на использовании госбюджетных средств; из них выплачиваются пособия нуждающимся, тогда как в страховании организуются специальные страховые фонды. Тем самым трудящиеся с более высоким заработком оказывают определенную компенсационную помощь тем, чьи заработки ниже.