Семинар по теме СОЦИАЛЬНАЯ
ЗАЩИТА
Социльная защита
- Инвалиды
- Безработные
- Сироты
- Одинокие
матери
- Пенсионеры
Мат. И соц. Помощь (поддержание
мат. И соц. Положения)
- Субсидии
- Льготы
- Пенсия
(?)
- Пособия
- Мат.
Помощь
- Предоставление
вещей, продуктов
- Благотворительность
Предоставление услуг
Обеспечение прав и свобод
человека
ГИПОТЕЗЫ
Один ребенок в семье
из-за:
- Материального
положения (
- Наличие
жилья
- Отношения
в семье
- Любви
к детям
ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ
- Экстремизм
и секты
- Отношение
в семье
- Криминал
- Сми,
учеба
ШКАЛА
Номинальная
Порядковая (ранг)
Интервальная
Правила построения шкал
- Не
противоречие
- Правило
единого основания классификации
- Правило
полноты
ЛЕКЦИЯ СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
1.Общая характеристика
соц. Взаимодествия
2. Социологические теории
соц. Взаимодействия
Общая характеристика
соц. Взаимодействия
Соц взаимодействие – это система
взаимообусловенных соц. Действий, связанных
циклической причиной зависимости при
которой действие одного субъекта
является одновременно причиной и следствием
ответных действий других субъектов.
Признаки соц. взаимодействия
- Предметность
– т.е соц. Взаимодействие всегда имеет
цель или причину, которые являются внешними
по отношению к взаимодействующим группам
или людям.
- Внешняя
выраженность – т.е доступна для наблюдения,
обмен символами, которые мы можем видеть
со стороны
- Ситуативность
– т.е соц взаимодействие привязано всегда
к конкретной ситуации
- Социальное
взаимодействие выражает субъективные
намерения участников (множественная
рефлексивность)
ТРИ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
- Кооперация,
т.е сотрудничество индивидов для решения
общей задачи.
- Конкуренция,
т.е индивидуальная или групповая борьба,
за обладание дефицитными ценностями
или благами
- Конфликт,
т.е скрытое или открытое столкновение
конкурирующих сторон.
Социология Макса Вебера – понимающая.
Именно им впервые соц
действие. Соц действие по Веберу – это
такое действие, которое соотносится с
поведением окружающих людей и учитывает
их поведение. Четыре типа соц действий
выделил по признаку рациональности:
- Целерациональное
действие, т.е оно формируется через ожидание
определенного поведения людей и при использовании
этого ожидания как условие или средство
для рационально направленных целей.
- Ценностно-рациональное
действие формируется через сознательную
веру в этическую, эстетическую, религиозную
или иную ценность определенного поведения.
- Традиционное
действие или действие по привычке
- Аффективное
действие или действие возникающее через
чувства, через актуальные аффекты
Формальная социология Георга Зиммеля
Три социальные формы соц
взаимодействия
- Социальные процесы
или простые стабильные конфигурации
взаимодействия, т.е постоянные, независимые
от конкретных обстоятельств, их реализации,
явления. (конфликт, свидание, разделение
труда, мода – особое внимание уделял)
- Социальный тип
или человек, включенный в определенного
рода отношения, приобретающего характерные
качества, которые проявляются постоянно,
в независимости от природы конкретного
взаимодействия. (циник, бедняк, кокетка
- Модель развития
или повторяющееся моменты в развитии.
Психоаналитическая теория Зигмунда
Фрейда
Полагал, что в процессе
межличностного взаимодействия, человек
обращается к своему личному детскому
опыту. Теория межличностного общения
Фрейда, основана на том, что в процессе
взаимодействия, люди воспроизводят свой
детский опыт. (отношения начальник-подчиненный
= аналогии родитель-ребенок). Методологию
трехкомпонентной личности Фрейда можно
использовать не только для анализа межличностного
взаимодействия, но и для отношений личность-социальный
институт. Ид – влечение, Эго – сознание,
Суперэго – совесть. СЭ может проявляться
в религии, в правовых нормах; Э в политике,
экономике; И в творчестве.
Теория обмена (Джорд Хоманс и Питер
Блау)
Истоки обмена в бихевиоризме.
Дж. Хоманс и Блау критиковали структурный
функцуализм Паттерсона. В их концепции
существуют 6 основных аксиом:
- Аксиома
успеха, т.е чем чаще действия людей получают
вознаграждение, тем вероятнее эти действия
будут осуществляться с определенной
частотой и дальше.
- Аксиома
стимула, т.е если в прошлом тот или иной
стимул был связан с вознаграждением действия
индивида, тем вероятнее индивид совершит
такое же действие в настоящем.
- Аксиома
ценности, т.е чем больше ценность представляет
для индивида результат его действия,
тем более вероятно совершение им данного
действия в последующем.
- Аксиома
депривации-насыщения, т.е чем чаще в прошлом
индивид получал награду, тем менее ценным
становится для него, получение этой награды
в последующем.
- Аксиома
агрессии-одобрения, т.е если действия
индивида не вызовет ожидаемого вознаграждения
или приведет к наказанию, он испытает
состояние гнева, т.е будет чаще выбирать
агрессивное поведение. Если же действия
индивида ведут к ожидаемому вознаграждению,
то он испытывает чувство удовольствия,
т.е будет чаще выбирать одобряемое со
стороны поведение.
- Аксиома
рациональности, т.е при выборе между альтернативными
действиями, индивид выберет то, для которого
ценность результата помноженная на вероятность
его получения наибольшая.
Символический интеракционализм Джорда
Мида и Герберта Блумера
Жесты бывают значащие и незначащие.
Жесты – главное в процессе
взаимодействия. Незначащиее (фехтовальщики
с рапирами). Значащие – жест, который
вызывает реакцию одного типа, действующего
и у того, на кого направлено действие
(дуэль).
И. Гофман и драматургическая социология
Вся жизнь театр, а люди
в ней – актёры. (с) Его теория
– теория управления впечатлениями.
Люди создают ситуации, с помощью
которых они производят впечатление
на других. Ролевая дистанция, т.е степень
отдаления себя от роли.
Этнометодология Гаральда Гарфинкеля
Повседневное взаимодействие
людей. Предметом изучения в этнометодологии
являются принятые на веру правила, которые
регулируют взаимодействие между людьми.
Этнометодологами был проведен ряд исследований
(нарушение привычных правил). Гарфинкель
попросил своих студентов вести себя дома
как в гостях, и попросил подробно записывать
как они себя ведут.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
- Определения
понятия социальная группа
- Классификация
социальных групп
- Структура
малых групп
- Социальная группа
– совокупность индивидов ИЛИ это собрание
людей, взаимодействующих определенным
упорядоченным образом, на базе согласованных
взаимных ожиданий, соответствующего
поведения друг друга.
- Классификация
- Характер
отношений группы: Первичные (группы, которые
характеризуются тесными упорядоченными
отношениями, возникающими между людьми
постоянно и непосредственно взаимодействующими
между собой. Пример: семья) и вторичные
(группы, которые создаются всилу необходимости
объединения силы людей, для достижения
желаемой силы. Пример: любой производственный
коллектив).
- По
размеру: Большие реальные группы (это
группы, выделенные на основании реально
существующего признака. Пример: студенты
омгу, работники нефтезавода, учителя,
подростки, пенсионеры-соц признаки. !
Наличие условий для взаимодействия. ),
большая условная группа или номинальная
(это группа, выделенная только для статистического
учёта населения, иногда это тип группы
называют социальные категории. ) и малые
группы (это небольшое число людей, которые
знают друг друга и постоянно взаимодействуют
между собой. Пример: Спортивная команда,
семья, школьный класс. Джордж Хомманс
считает, что МГ – представляет собой
некоторое число лиц, взаимодействующих
между собой в течении определенного времени
и достаточно малочисленных, чтобы иметь
возможность контактировать с друг
другом без посредников. Роберт Мертон
– относит к МГ совокупность лиц, которые
определенным образом взаимодействуют
с друг другом, осознают принадлежность
к ней и считаются членами этой группы
с точки зрения других. Роберт Бейлз –
МГ это некоторое число людей, активно
взаимодействующих между собой в течении
более чем одной встречи лицом к лицу,
так что каждый получает определенное
представление обо всех остальных при
этом достаточное, чтобы различать каждого
персонально, реагировать на него.
Признаки МГ: 1) Ограниченное
число членов группы; 2) Стабильность
состава; 3) Внутренняя структура –
есть определенные правила поведения,
санкции, нормы; 4) Число связей увеличивается
в геометрической прогрессии, если
количество членов возрастает в арифметической;
5) Чем меньше по размерам группа, тем интенсивнее
в ней взаимодействие; 6) Размеры группы
зависят от характера деятельности группы.
7) Принадлежность к группе побеждается
надеждой найти в ней удовлетворение личных
запросов. 8) Взаимодействие в группе лишь
тогда устойчивое, когда оно сопровождается
взаимным подкреплением, участвующих
в нём людей.
Малая группа – это
группа, которая имеет общую цель,
общие интересы, общие ценности,
общие нормы, общие правила поведения,
в ней есть всегда постоянное взаимодействие.
- Структура малых групп.
Формальные и неформальные
могут быть. Формальные (официальные)
малые группы:
- Есть
всегда разделение труда( наличие формы
разделение труда) в соответствии с которым
происходит специализация функций в рамках
обще-групповой активности.
- Ответственность
разделяется и делегируется (передаются
полномочия) соответственно с характером
разделения труда, конкретным членом группы
или отдельным подразделением.
- Право
принимать обязательные для членов группы
решения, распределяется по иерархически
соподчиненным уровням. Устанавливается
обязательный порядок передачи сообщений,
команд по установленным каналам.
- Разделение
труда в формальной группе предполагает
наличие необходимости обеспечения координации
деятельности всех её звеньев, создания
контрольного механизма, который ревизирует
деятельность подразделений, решает возникающие
конфликты, вырабатывает рекомендации
по изменению направлений форм деятельности
группы.
- Успех
деятельности формальных групп зависит
от степени конкретности, ясности, формулировки,
цели и от рационального выбора наиболее
целесообразных средств.
Неформальные (неофициальные)
малые группы: - это группы, основным
принципом объединения которых
являются: взаимные склонности, положительное
отношение к друг другу. Граница между
Ф И НФ группами условна, поскольку они
могут полностью совпадать с друг другом.
Пример: ученики в классе-внешкольные
друзья. Они могут частично совпадать.
ПРИМЕР: В классе не все друзья. В рамках
одной формальной группы, могут существовать
несколько неформальных групп.
Формальные – вторичные
группы, неформальные – первичные.
Агрегаты – группы, находящиеся
на границе – это совокупность
людей, выделенная на основе поведенческих
признаков. Пример: хоккейные болельщики.
СТРУКТУРА:
- Размер
– нижняя граница от двух-трех человек
или диада. Диада – два человека - это
самая хрупкая группа. Триада – три человека
– появляется роль наблюдателя, зарождаются
социальные отношения. Верхняя граница
– 9 человек.
Член группы
по отношению к кому проявляется
наибольшее число предпочтений, на
другом полюсе появляются те, кому наименьшее
число предпочтений уделяется (аутсайдер,
отверженный) Инструментальный лидер
– это человек, который лучше
других членов группы знает как достичь
групповой цели. Экспрессивный лидер –
это человек, к которому обращаются за
советом, ищут эмоциональной поддержки.
Тема СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
- Понятие социальный институт
- Общие признаки
- Функции социальных институтов
- Процесс институализации
Инстиутт с латинского языка (установление).
Социальный институт –
это организованная система связей,
социальных норм, которая объединяет
значимые общественные ценности и процедуры
и удовлетворяющая основным потребностям
общества. Герберт Спец, во второй половине
19века. Выделил 6 типов:
- Институт
родства
- Институт
образования
- Институт
политики
- Институт
профессиональный
- Цекровные
институты
- Промышленные
институты
Закрепление социальных отношений,
очень важно. Понятие социальный
институт – центральное понятие
в социологии. Зарождение и гибель института
(институт дуэлей)
ПЯТЬ БАЗОВЫХ ИНСТИТУТОВ:
- Институт
семьи (для удовлетворения потребностей,
в воспроизводстве рода)
- Политический
институт (потребность в безопасности
и социальном порядке)
- Экономические
институты (удовлетворение потребностей
в средствах существования)
- Институт
образования (потребность получения новых
знаний, социализация)
- Институт
религии (потребность в решении духовных
проблем)
ПРИЗНАКИ СОЦ. ИНСТИТУТА
- Установки
и образцы поведения
- Утилитарные
культурные черты
- Культурные
символы – любой материальный или нематериальный
элемент культуры, выражающий в наиболее
концентрированном виде, специфические
черты данного института, складывающие
его ценностный образ. (музыка, звезда
Давида, здания)
- Кодекс
поведения (устный или письменный)
- Идеология
(совокупность идей, которая санкционирована
совокупностью норм, она выступает как
важнейший культурный комплекс, который
поддерживает влияние института и оправдывает
и объясняет, всю деятельность института)