Социальное взаимодействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 19:07, лекция

Описание работы

1.Общая характеристика социального взаимодействия.
2. Социологические теории социального взаимодействия.

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 38.96 Кб (Скачать файл)

Семинар по теме СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

Социльная защита

  • Инвалиды
  • Безработные
  • Сироты
  • Одинокие матери
  • Пенсионеры

Мат. И соц. Помощь (поддержание  мат. И соц. Положения)

  • Субсидии
  • Льготы
  • Пенсия (?)
  • Пособия
  • Мат. Помощь
  • Предоставление вещей, продуктов
  • Благотворительность

Предоставление услуг

  • Юристы
  • Медики
  • Психологи

Обеспечение прав и свобод человека

  • Страхование

ГИПОТЕЗЫ

  • Основные
  • Не основные

Один ребенок в семье  из-за:

  • Материального положения (
  • Наличие жилья
  • Отношения в семье
  • Любви к детям

 

ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

  • Экстремизм и секты
  • Отношение в семье
  • Криминал
  • Сми, учеба

 

ШКАЛА

Номинальная

Порядковая (ранг)

Интервальная

Правила построения шкал

  • Не противоречие
  • Правило единого основания классификации
  • Правило полноты

 

ЛЕКЦИЯ СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

1.Общая характеристика  соц. Взаимодествия

2. Социологические теории  соц. Взаимодействия

Общая характеристика соц. Взаимодействия

Соц взаимодействие – это система взаимообусловенных соц. Действий, связанных циклической причиной зависимости при которой действие одного субъекта  является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.

Признаки соц. взаимодействия

  • Предметность – т.е соц. Взаимодействие всегда имеет цель или причину, которые являются внешними по отношению к взаимодействующим группам или людям.
  • Внешняя выраженность – т.е доступна для наблюдения, обмен символами, которые мы можем видеть со стороны
  • Ситуативность – т.е соц взаимодействие привязано всегда к конкретной ситуации
  • Социальное взаимодействие выражает субъективные намерения участников (множественная рефлексивность)

ТРИ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

  • Кооперация, т.е сотрудничество индивидов для решения общей задачи.
  • Конкуренция, т.е индивидуальная или групповая борьба, за обладание дефицитными ценностями или благами
  • Конфликт, т.е скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.

Социология Макса Вебера – понимающая.

Именно им впервые соц действие. Соц действие по Веберу – это такое действие, которое соотносится с поведением окружающих людей и учитывает их поведение. Четыре типа соц действий выделил по признаку рациональности:

  • Целерациональное действие, т.е оно формируется через ожидание определенного поведения людей и при использовании этого ожидания как условие или средство для рационально направленных целей.
  • Ценностно-рациональное действие формируется через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или иную ценность определенного поведения.
  • Традиционное действие или действие по привычке
  • Аффективное действие или действие возникающее через чувства, через актуальные аффекты

Формальная социология Георга Зиммеля

Три социальные формы соц взаимодействия

  1. Социальные процесы или простые стабильные конфигурации взаимодействия, т.е постоянные, независимые от конкретных обстоятельств, их реализации, явления. (конфликт, свидание, разделение труда, мода – особое внимание уделял)
  2. Социальный тип или человек, включенный в определенного рода отношения, приобретающего характерные качества, которые проявляются постоянно, в независимости от природы конкретного взаимодействия. (циник, бедняк, кокетка
  3. Модель развития или повторяющееся моменты в развитии.

Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда

Полагал, что в процессе межличностного взаимодействия, человек  обращается к своему личному детскому опыту. Теория межличностного общения Фрейда, основана на том, что в процессе взаимодействия, люди воспроизводят свой детский опыт. (отношения начальник-подчиненный = аналогии родитель-ребенок). Методологию трехкомпонентной личности Фрейда можно использовать не только для анализа межличностного взаимодействия, но и для отношений личность-социальный институт. Ид – влечение, Эго – сознание, Суперэго – совесть. СЭ может проявляться в религии, в правовых нормах;  Э в политике, экономике; И в творчестве.

Теория обмена (Джорд Хоманс и Питер Блау)

Истоки обмена в бихевиоризме. Дж. Хоманс и Блау критиковали структурный функцуализм Паттерсона. В их концепции существуют 6 основных аксиом:

  • Аксиома успеха, т.е чем чаще действия людей получают вознаграждение, тем вероятнее эти действия будут осуществляться с определенной частотой и дальше.
  • Аксиома стимула, т.е если в прошлом тот или иной стимул был связан с вознаграждением действия индивида, тем вероятнее индивид совершит такое же действие в настоящем.
  • Аксиома ценности, т.е чем больше ценность представляет для индивида результат его действия, тем более вероятно совершение им данного действия в последующем.
  • Аксиома депривации-насыщения, т.е чем чаще в прошлом индивид получал награду, тем менее ценным становится для него, получение этой награды в последующем.
  • Аксиома агрессии-одобрения, т.е если действия индивида не вызовет ожидаемого вознаграждения или приведет к наказанию, он испытает состояние гнева, т.е будет чаще выбирать агрессивное поведение. Если же действия индивида ведут к ожидаемому вознаграждению, то он испытывает чувство удовольствия, т.е будет чаще выбирать одобряемое со стороны поведение.
  • Аксиома рациональности, т.е при выборе между альтернативными действиями, индивид выберет то, для которого ценность результата помноженная на вероятность его получения наибольшая.

Символический интеракционализм Джорда Мида и Герберта Блумера

Жесты бывают значащие и незначащие. Жесты – главное в процессе взаимодействия. Незначащиее (фехтовальщики с рапирами). Значащие – жест, который вызывает реакцию одного типа, действующего и у того, на кого направлено действие (дуэль).

И. Гофман и драматургическая социология

Вся жизнь театр, а люди в ней – актёры. (с) Его теория – теория управления впечатлениями. Люди создают ситуации, с помощью  которых они производят впечатление  на других. Ролевая дистанция, т.е  степень отдаления себя от роли.

Этнометодология Гаральда Гарфинкеля

Повседневное взаимодействие людей. Предметом изучения в этнометодологии являются принятые на веру правила, которые регулируют взаимодействие между людьми. Этнометодологами был проведен ряд исследований (нарушение привычных правил). Гарфинкель попросил своих студентов вести себя дома как в гостях, и попросил подробно записывать как они себя ведут.

 

                                                           СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

 

  1. Определения понятия социальная группа
  2. Классификация социальных групп
  3. Структура малых групп

 

  1. Социальная группа – совокупность индивидов ИЛИ это собрание людей, взаимодействующих определенным упорядоченным образом, на базе согласованных взаимных ожиданий, соответствующего поведения друг друга.
  2. Классификация
  3. Характер отношений группы: Первичные (группы, которые характеризуются тесными упорядоченными отношениями, возникающими между людьми постоянно и непосредственно взаимодействующими между собой. Пример: семья) и вторичные (группы, которые создаются всилу необходимости объединения силы людей, для достижения желаемой силы. Пример: любой производственный коллектив).
  4. По размеру: Большие реальные группы (это группы, выделенные на основании реально существующего признака. Пример: студенты омгу, работники нефтезавода, учителя, подростки, пенсионеры-соц признаки. ! Наличие условий для взаимодействия. ), большая условная группа или номинальная (это группа, выделенная только для статистического учёта населения, иногда это тип группы называют социальные категории. ) и малые группы (это небольшое число людей, которые знают друг друга и постоянно взаимодействуют между собой. Пример: Спортивная команда, семья, школьный класс. Джордж Хомманс считает, что МГ – представляет собой некоторое число лиц, взаимодействующих между собой в течении определенного времени и достаточно малочисленных, чтобы иметь возможность контактировать с друг  другом без посредников. Роберт Мертон – относит к МГ совокупность лиц, которые определенным образом взаимодействуют с друг другом, осознают принадлежность к ней и считаются членами этой группы с точки зрения других. Роберт Бейлз – МГ это некоторое число людей, активно взаимодействующих между собой в течении более чем одной встречи лицом к лицу, так что каждый получает определенное представление обо всех остальных при этом достаточное, чтобы различать каждого персонально, реагировать на него.

Признаки МГ: 1) Ограниченное число членов группы; 2) Стабильность состава; 3) Внутренняя структура –  есть определенные правила поведения, санкции, нормы; 4) Число связей увеличивается  в геометрической прогрессии, если количество членов возрастает в арифметической; 5) Чем меньше по размерам группа, тем интенсивнее в ней взаимодействие; 6) Размеры группы зависят от характера деятельности группы. 7) Принадлежность к группе побеждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов. 8) Взаимодействие в группе лишь тогда устойчивое, когда оно сопровождается взаимным подкреплением, участвующих в нём людей.

Малая группа – это  группа, которая имеет общую цель, общие интересы, общие ценности, общие нормы, общие правила поведения, в ней есть всегда постоянное взаимодействие.

 

  1. Структура малых групп.

Формальные и неформальные могут быть.  Формальные (официальные) малые группы:

    1. Есть всегда разделение труда( наличие формы разделение труда) в соответствии с которым происходит специализация функций в рамках обще-групповой активности.
    2. Ответственность разделяется и делегируется (передаются полномочия) соответственно с характером разделения труда, конкретным членом группы или отдельным подразделением.
    3. Право принимать обязательные для членов группы решения, распределяется по иерархически соподчиненным уровням. Устанавливается обязательный порядок передачи сообщений, команд по установленным каналам.
    4. Разделение труда в формальной группе предполагает наличие необходимости обеспечения координации деятельности всех её звеньев, создания контрольного механизма, который ревизирует деятельность подразделений, решает возникающие конфликты, вырабатывает рекомендации по изменению направлений форм деятельности группы.
    5. Успех деятельности формальных групп зависит от степени конкретности, ясности, формулировки, цели и от рационального выбора наиболее целесообразных средств.

Неформальные (неофициальные) малые группы: - это группы, основным принципом объединения которых  являются: взаимные склонности, положительное  отношение к друг другу. Граница между Ф И НФ группами условна, поскольку они могут полностью совпадать с друг другом. Пример: ученики в классе-внешкольные друзья. Они могут частично совпадать. ПРИМЕР: В классе не все друзья. В рамках одной формальной группы, могут существовать несколько неформальных групп.

Формальные – вторичные  группы, неформальные – первичные. Агрегаты – группы, находящиеся  на границе – это совокупность людей, выделенная на основе поведенческих  признаков. Пример: хоккейные болельщики.

СТРУКТУРА:

  1. Размер – нижняя граница от двух-трех человек или диада. Диада –  два человека - это самая хрупкая группа. Триада – три человека – появляется роль наблюдателя, зарождаются социальные отношения.  Верхняя граница – 9 человек.

Член группы по отношению к кому проявляется  наибольшее число предпочтений, на другом полюсе появляются те, кому наименьшее число предпочтений уделяется (аутсайдер, отверженный) Инструментальный лидер  – это человек, который лучше  других членов группы знает как достичь групповой цели. Экспрессивный лидер – это человек, к которому обращаются за советом, ищут эмоциональной поддержки.

 

Тема СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

  1. Понятие социальный институт
  2. Общие признаки
  3. Функции социальных институтов
  4. Процесс институализации

Инстиутт с латинского языка (установление).

Социальный институт –  это организованная система связей, социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры  и удовлетворяющая основным потребностям общества. Герберт Спец, во второй половине 19века. Выделил 6 типов:

  1. Институт родства
  2. Институт образования
  3. Институт политики
  4. Институт профессиональный
  5. Цекровные институты
  6. Промышленные институты

Закрепление социальных отношений, очень важно. Понятие социальный институт – центральное понятие  в социологии. Зарождение и гибель института (институт дуэлей)

 ПЯТЬ БАЗОВЫХ ИНСТИТУТОВ:

  1. Институт семьи (для удовлетворения потребностей, в воспроизводстве рода)
  2. Политический институт (потребность в безопасности и социальном порядке)
  3. Экономические институты (удовлетворение потребностей в средствах существования)
  4. Институт образования (потребность получения новых знаний, социализация)
  5. Институт религии (потребность в решении духовных проблем)

 

ПРИЗНАКИ СОЦ. ИНСТИТУТА

  1. Установки и образцы поведения
  2. Утилитарные культурные черты
  3. Культурные символы – любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде, специфические черты данного института, складывающие его ценностный образ. (музыка, звезда Давида, здания)
  4. Кодекс поведения (устный или письменный)
  5. Идеология (совокупность идей, которая санкционирована совокупностью норм, она выступает как важнейший культурный комплекс, который поддерживает влияние института и оправдывает и объясняет, всю деятельность института)

Информация о работе Социальное взаимодействие