Социальное взаимодействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 19:07, лекция

Описание работы

1.Общая характеристика социального взаимодействия.
2. Социологические теории социального взаимодействия.

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 38.96 Кб (Скачать файл)

Признаки

Институт семьи

Государство

Экономика

Образование

Религия

  1. Установки и образцы поведения
  1. Привязанность, ответственность, уважение
  1. Послушание, субардинация
  1. Прозводство прибыли, производительность, экономность.
  1. Стремление к знаниям
  1. Поклонение
  1. Культурные символы

 

  1. Обручальное кольцо, брачный ритуал
  1. Флаг, гимн, герб
  1. Денежные эквиваленты, фабричная марка, логотип
  1. Форма
  1. Коран, цветы
  1. Утилитарные культурные черты
  1. Дом, квартира, мебель
  1. Правительственные здания, бланки
  1. Оборудование
  1. Библиотеки, стадионы, классы

Церковь, мечети, ладан, свечи.

  1. Кодекс поведения(устный или письменный)

4. Семейные традиции, запреты

4. Конституции

4. Лицензии, контракты, акции

4.  Устав, правила обучающихся

4. Запреты. Посты, вера

  1. Идеология

Романтика, совместимость, взаимопонимание

Демократия, национализм

 Монополия, Свободная торговля, право  на труд

Права, академическая свобода

религия


 

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА

Явные (легко распознаются) и латентные (скрытые, они могут  быть не признанными)

Явные:

  1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений, т.е каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.
  2. Регулятивная функция, т.е функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества, и выработки шаблонов поведения.
  3. Интегративная функция, т.е процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция в институте состоит из двух основных элементов:  1) Консолидация или совмещение усилий 2) Мобилизация (каждый член группы вкладывает все для достижения целей) 3) Комфорность личных целей индивидов с целями других, или целями группы.
  4. ) Функция передачи социального опыта (Транслирующая)
  5. Коммуникативная функция (распространение информации)

Латентные функции.

 

 

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ, ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ  ПОВЕДЕНИЕ.

  1. Социальный контроль.
  2. Понятие девиантного поведения, факторы его формирования
  3. Теории объясняющие девиантного поведения.

ПЕРВЫЙ. Социальный контроль – это совокупность  институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Формальный (законы, уставы. Проявляется в закрепленных нормах. Социальный контроль получает институтациональную поддержку) и неформальный (основан на осуждении или одобрении группой родственников, друзей, коллег, знакомых или через общественное мнение, которое транслируется через средства массовой информации, традиции, обычаи) контроль.

ВТОРОЙ. Любое поведение определено какими-то правилами и нормами. Девиантное поведедение – поведение, которое рассматривается как отклонение от норм группы и общества. Конформист – полное принятие норм.

Нормы правила – наиболее важные в обществе правила, они представляют  собой механизмы, которые регулируют общественную жизнь и скрепляют  единство общества, за нарушение этих норм следует суровое наказание. Нормы ожидания – менее важные нормы общества, а их нарушение не ведёт к наказанию.  Делинкветное поведение –поведение, которое ведет к нарушению законов. Три основных компонента девиации: 1) сам человек, которому свойственно определенное поведение 2) ожидание или норма, которая является критерием оценки деятельности человека 3) человек или группа, которые реагируют на поведение человека.

Трудности определение девиантного поведения связаны с тем, что нормы изменяются со временем; нормы могут быть неопределёнными;  нормы вариативные в разных культурах.

Девиация как процесс-стадии, формирование: 1) создаются нормы; 2) важна сущность норм; 3) оценка поведения с точки зрения девиации; 4) навешивание девиантного ярлыка; 5) стигматизация (стигма-порог); 6) эффект стигматизации (человек вживается в роль девианта).

Избежать эффект стигматизации:

  1. Нейтрализовать наклеенный на них ярлык
  2. По собственному желанию выстраивают систему ценностей, таким образом, что она допускает нарушение норм.

ТРЕТИЙ. Теории:

  1. Биологического объяснения. Представитель итальянский врач Ч. Ломбразо. Установил связь между Д поведением и физиологическими чертами. Он анализировал множество фотографий.
  2. Психологическое объяснение девиантного повдеения. Подчеркивается в совершении преступлений важность общих стостояний таких, как умственные дефекты, слабоумие, дегенеративность, психопатия.
  3. Социологическое объяснение. Учитывает культурные, социальные факторы, которые объясняют нам нормы. Культурологический подход – делается акцент на анализе культурных ценностей, которые благоприятствуют девиации. Девиация возникает тогда, когда человек усваивает ценности, которые противоречат господствующей культуре.
  4. Теория аномии Эмиля Гюргейма.

Символические интеракционалисты говорили, что человек живет в мире значений, а не стимулов. Они критиковали структурный функцуализм Паттерсона.


Информация о работе Социальное взаимодействие