Социальное взаимодействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 01:13, реферат

Описание работы

Социальное взаимодействие - одно из основных понятий социологии, т.к. оно составляет основу любого общества.

Содержание работы

Введение
1. Общее понятие о социальной интеракции (социальном взаимодействии)
2. Теории межличностного взаимодействия.
2.1. Теория Д. Хоуманса
2.2. Теория Г. Мида и символический интеракционизм
2.3. Драматургический подход Э. Гоффмана и теория межличностного общения З. Фрейда
2.4. Концепция П. Сорокина
3. Методы изучения явлений взаимодействия
4. Теории в социальной механике
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Реферат Социальное взаимодействие.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Российской Федерации

 

Санкт-Петербургский государственный  горный институт им. Г.В. Плеханова

(технический университет)

 

 

 

 

Реферат

 

По дисциплине  ____________________Социология___________________________

________________________________________________________________________

                        (наименование учебной  дисциплины согласно  учебному плану)

   

 

 

 

Тема: Социальное взаимодействие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: студент гр.   ГК-00       ____________________    /Симонова М. С./

                (подпись)   (Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

 

ПРОВЕРИЛ:               __доцент __      _______________      /Завражин В. Н./

          (должность)                          (подпись)                                 (Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2004 год

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социальное взаимодействие - одно из основных понятий социологии, т.к. оно составляет основу любого общества.

Представляется интересным разобраться в том, что называется социальным взаимодействием. Почему это  понятие является одним из основных в социологии, что в него входит, к чему оно относится? Это одни из главных вопросов, на которые я постараюсь ответить в данной работе.

Это понятие исследовали  и исследуют многие выдающиеся социологи, рассмотрение их идей, теорий, мыслей о социальном взаимодействии должно помочь ответить на многие вопросы и составить четкое представление об этом понятии.

1. Общее понятие о социальной интеракции (социальном взаимодействии)

По определению известного американского социолога Нейла  Смелзера это процесс, в котором люди действуют друг на друга. Согласно Смелзеру, существуют два основных уровня социологического исследования. Межличностная интеракция – это основной фокус исследования на микроуровне, состоящем из наименьших единиц межличностного общения. Представим себе двух людей, сидящих за столом напротив друг друга. Один из них подмигивает другому, тот в ответ понимающе кивает, а затем оба многозначительно улыбаются. Если бы общение в такой форме наблюдалось во время званого обеда при свечах, можно было бы предположить, что имеет место сцена ухаживания. Если бы это произошло на деловом заседании, то можно было бы подумать, что начальник опять сказал какую-то глупость. Такой вид межличностного взаимодействия – как бессловесный, так и словесный – играет важную роль в жизни общества.

На основе экспериментов и наблюдений социологи выявили и попытались объяснить некоторые типы поведения, характеризующие взаимодействие между индивидами.

Социология проявляет интерес  и к изучению взаимодействия на макроуровне, который связан с такими крупными структурами, как правительство, торговля или церковь. Макроуровень социального взаимодействия включает основные институты общества: религию, семью, экономику и другие.

2. Теории межличностного взаимодействия.

2.1. Теория Д. Хоуманса

Кратко  суть теории Джорджа Хоуманса можно охарактеризовать представлением о взаимодействии как обмене. Общение между двумя может быть очень сложным. Часто люди чувствуют себя свободно и понимают друг друга, но во многих случаях людям приходится прилагать усилия, чтобы создать устойчивое взаимодействие. Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты.

Обменные взаимоотношения постоянно  имеют место во взаимодействии между людьми. Согласно теории обмена, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его поступки в прошлом. Здесь можно выделить следующие четыре принципа:

- чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;

- если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-либо условий, человек стремится воссоздать эти условия;

- если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения;

- когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

 

2.2. Теория Г. Мида и символический интеракционизм

Другая важная теория социального взаимодействия была предложена Джорджем Гербертом Мидом. Он отрицал, что поведение людей – это пассивная реакция на вознаграждение и наказание. Он рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на коммуникации. Он считал, что человек реагирует не только на поступки других людей, но и на их намерения. Когда ваш знакомый подмигивает, вас интересует, что он подразумевает: может быть, он стремится поухаживать за вами, вместе посмеяться над шуткой. Человек разгадывает намерения других людей, анализируя их поступки и опираясь на свой прошлый опыт в подобных ситуациях.

Мид выделил два типа действий. Незначимый жест представляет собой автоматический рефлекс вроде моргания. С точки зрения Мида, более важную роль имеет значимый жест. В этом случае люди не реагируют автоматически на воздействие извне. Они разгадывают значение поступка, прежде чем ответить на него. Когда два мальчика спорят и один замахивается на другого, то последний, наверное, стремится уклониться от удара, он совершает незначимое действие, так как он действует автоматически. Когда два боксера сражаются на ринге, один из них, может быть, и не станет уклоняться от удара, если истолкует его как ложный, а может и сам нанести удар. Это значимое действие, так как оно связано с осмыслением не только поступков, но и намерений. Для этого необходимо “принять роль другого”, то есть поставить себя на место другого человека. [1]

Под влиянием Мида сформировалось научное направление, названное символическим интеракционизмом. Этот термин предложил Г. Блумер (1969). Сущность символического интеракционизма состоит в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них.

Интерпретация стимула  осуществляется в промежуток времени  между воздействием стимула и нашей ответной реакцией. В это время мы осмысливаем значение стимула и принимаем решение, как на него реагировать. Другими словами, человек связывает стимул с символом, на основе которого определяется ответная реакция.

Символический интеракционизм дает более реалистическое представление  о взаимодействии между людьми, чем  теория обмена. Сторонники символического интеракционизма считают, что наше осознание себя как личности формируется на основе социального взаимодействия. Предметы становятся значимыми для нас только тогда, когда мы придаем им значение. К символическому интеракционизму примыкает этрометодология – образ мышления, основоположником которого стал Гарольд Гарфинкель. Предметом изучения этрометодологии являются принятые на веру правила, регулирующие взаимодействие между людьми. Эти правила определяют, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, деликатно прекратить разговор и т.д. Люди все считают само собой разумеющимся, особенно когда общаются с людьми, которых очень хорошо знают. Например, в диалоге между мужем и женой может быть сказано очень мало, однако они прекрасно понимают друг друга, поскольку общие обязанности и любовь друг к другу научили их “читать между строк”.[1]

 

2.3. Драматургический подход Э. Гоффмана и теория межличностного общения З. Фрейда

Правила общения образуют сложную структуру. Определенные структурные  стереотипы воздействуют на людей независимо от того, какое значение они им придают. Эрвин Гоффман отводит важную роль управлению впечатлениями в социальном взаимодействии. Он считает, что люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других. Это концепция названа драматургическим подходом. Гоффман рассматривает социальные ситуации как драматические спектакли в миниатюре. Гоффман уделяет основное внимание анализу ситуаций межличностного общения, связанных с непрерывным взаимодействием впечатлений:” Человек может желать, чтобы другие хорошо относились к нему или чувствовали, что он высокого мнения о них, или чтобы они не имели об этом ясного представления ”

Гоффман утверждает, что “несмотря на определенную цель, которую индивид мысленно ставит перед собой, несмотря на мотив, определяющий эту цель, он заинтересован в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Эта регуляция осуществляется главным образом путем его влияния на понимание ситуации другими; он действует так, чтобы производить на людей необходимое ему впечатление, под воздействием которого другие станут самостоятельно делать то, что соответствует его собственным замыслам”.

Теория межличностного общения Зигмунда Фрейда основана на убеждении, что в процессе взаимодействия людей воспроизводится их детский опыт. Согласно Фрейду, в различных жизненных ситуациях человек применяет понятия, усвоенные в раннем детстве. Человек склонен с уважением относится к человеку, обличенному властью, например к начальнику – человеку он напоминает кого-то из родителей. Фрейд считал, что люди образуют социальные группы и остаются в них отчасти потому, что испытывают чувство преданности и покорности лидерам групп. По мнению Фрейда, это объясняется тем, что человек отождествляет лидеров групп с могущественными, богоподобными личностями, которых в детстве олицетворяли отцы. В таких ситуациях человек регрессирует или возвращается к более ранней стадии развития. Регрессия происходит главным образом в ситуациях, когда взаимодействие является неформальным или неорганизованным. [1]

При рассмотрении символического интеракционизма  и методологического подхода  к социальному взаимодействию была подчеркнута важность взаимопонимания между индивидами в процессе общения. Это взаимопонимание облегчает общение между людьми, делает их поведение предсказуемым, помогает не “начинать с нуля” каждое взаимодействие.

Когда между людьми устанавливается  устойчивое взаимопонимание, происходит становление ролей или совокупности ожиданий, определяющих поведение личности. Социальные взаимодействия связанны как с формальными, так и с неформальными ролями. Виды формальных ролей – священника, бизнесмена, супруга. Примерами неформальных ролей являются роли “души общества”, “семейного клоуна”, “козла отпущения” и т.д.

 

2.5. Концепция П. Сорокина

По мнению П.А.Сорокина, “конечной и главной задачей  в социологии является понимание поведения и деятельности людей. Но так как люди живут не уединенно, так как поведение и судьба любого человека зависит от поведения других людей, то для решения этой задачи нужно изучить совместную жизнь многих людей, нужно понять общество, общественные отношения и общественную жизнь: нужно рассматривать человека не как одинокое существо, а как “общественника”, живущего в среде себе подобных”.

Раз предметом изучения социологии является группа совместно живущих  и взаимодействующих (влияющих друг на друга) людей, то, очевидно, два взаимодействующих индивида будут простейшей моделью общества. Один человек не может составить общества, двое или большее число людей, которые не встречаются, не взаимодействуют, также общества составить не могут. Следовательно, для того, чтобы общество могло быть, нужно, по меньшей мере, двое людей и чтобы эти люди были связаны друг с другом связью взаимодействия. Такой случай будет простейшим видом общества или социального явления. На такие простейшие случаи разлагается вся общественная жизнь и все сложные общества. Какой бы обшественный процесс мы ни взяли: будет ли то совместная молитва верующих в церкви, тяжба двух противников в суде, борьба насмерть двух полков, обучение учителем ученика – все эти формы социальной деятельности представляют частные случаи общего явления взаимодействия; всюду здесь один или одни люди влияют на поведение другого или других людей. [2]

В этой простейшей модели общества в  качестве элементов даны:

- индивиды (по крайней мере два);

- их  действия – акты;

- проводники взаимодействия.

Для того чтобы раздражение, идущее от одного человека, дошло до другого, особенно когда они разделены большим пространством или временем, между ними должны быть проводники. Проводники взаимодействия – это все те средства, при помощи которых раздражение, идущее от одних людей, доходит до других. Это прежде всего звуковые проводники. Их главным видом является человеческая речь, слова. Вторым видом звуковых проводников является музыка.

Вторым важным видом проводников  взаимодействия людей являются проводники светоцветовые. Главнейшими видами их являются письменность (книги, рукописи и т.п.) и живопись (рисунки, картины). Любая книга, любая рукопись, наконец, любая картина или рисунок представляют собой не что иное, как множество цветных значков определенной формы, которые передают переживания человека другим. Например, человек, живущий в России, может передать посредством письма, то есть бумаги с черными значками, свои переживания другому человеку, живущему в Америке. Письмо “проводит” переживания человека и дает ему возможность взаимодействовать с другим человеком, несмотря на огромное расстояние, лежащее между ними. Чтение книги заменяет беседу с автором. Люди, как утверждает Сорокин, “соединяются” с авторами читаемых ими книг. “Благодаря этим проводникам мертвые могут взаимодействовать с живыми”. [3] Сказанное о письменности также применимо к рисункам и к картинам.

Третьим видом проводников являются проводники двигательные. Они состоят  в определенных движениях человека, в частности в движениях его  руки и мускулов лица. Вместо слов “убирайся вон” то же желание человек может передать жестом руки, указывающим на дверь; вместо “да” человек часто ограничивается легким кивком головы вперед и т.д.

Примером же двигательных проводников, соединенных со светоцветовыми, может служить кинематограф, где сложнейшие драмы, комедии, переживания передаются путем двигающихся цветных рисунков, изображающих различные предметы и людей, совершающих ряд действий.

Четвертым видом проводников общения  служат предметные проводники. Для передачи другим ряда переживаний – мыслей, чувств, волевых действий и обусловливания их поведения люди часто пользуются определенными предметами, сигнализирующими или символизирующими эти переживания. Например, скипетр и держава царя являли собой символ его власти. Предметные проводники - “все, на чем отразилась деятельность людей, все, что носит печать работы и труда последних. Совокупность таких предметов, на которых отразилась деятельность людей, или которые нарочито ими созданы, носит название “материальной культуры”.

Информация о работе Социальное взаимодействие