Социальное взаимодействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 01:13, реферат

Описание работы

Социальное взаимодействие - одно из основных понятий социологии, т.к. оно составляет основу любого общества.

Содержание работы

Введение
1. Общее понятие о социальной интеракции (социальном взаимодействии)
2. Теории межличностного взаимодействия.
2.1. Теория Д. Хоуманса
2.2. Теория Г. Мида и символический интеракционизм
2.3. Драматургический подход Э. Гоффмана и теория межличностного общения З. Фрейда
2.4. Концепция П. Сорокина
3. Методы изучения явлений взаимодействия
4. Теории в социальной механике
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Реферат Социальное взаимодействие.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

Далее, следует различать проводники электрические. Сейчас электричеством пользуются и для передачи телеграмм, радиограмм, для передвижений людей (трамвай, электрические железные дороги); электричество же передает слова человека другому при телефонном разговоре, путем электричества взаимодействуют доктор и пациент при электролечении и т.д. Иными словами, электричество в ряде случаев проводит раздражения, идущие от одних людей к другим, то есть позволяет им взаимодействовать и влиять на поведение друг друга.

Таковы важнейшие виды проводников взаимодействия людей, то есть тех средств, путем которых  передаются раздражения, идущие от одних  к другим, или путем которых одни люди влияют на поведение и переживания других.

Сорокин утверждает, что  явление взаимодействия людей дано тогда, когда психические переживания или внешние акты, либо то и другое одного (одних) из людей представляет функцию существования и состояния (психического и физического) другого или других индивидов. Иными словами, когда изменение психических переживаний или внешних актов одного индивида вызываются переживаниями или внешними актами другого (других), когда между теми и другими существует функциональная связь, тогда эти индивиды взаимодействуют.

3. Методы изучения явлений взаимодействия

Из вышеизложенного о значении взаимодействия следует, что социология есть наука о поведении людей, находящихся в процессе взаимодействия и о результатах такого поведения. Существует несколько социологических методов изучения явлений взаимодействия:

1) При изучении явлений взаимодействия следует пользоваться совокупностью всех методов, пригодных для этого изучения и способных дать тот или иной научный плюс для понимания данного явления.

2) Объективный метод имеет все законные права на применение его в области исследования явлений взаимодействия. Он составляет основу, исходный пункт и главное рабочее орудие для познания причин взаимоотношений в данной области явлений.

Объективный метод исходит из “внешне” и объективно данного факта –  явлений, движения поступков, физиологических, доступных наблюдению процессов, идет к таким же внешним фактам и устанавливает связи только с внешними же фактами. Этот метод является исходным моментом в изучении явлений взаимодействия. Он независим от субъективных переживаний и самодостаточен.

Однако обращение к субъективным переживаниям людей если не всегда, то в ряде случаев кое-что дает для понимания явлений человеческого поведения. Стоя на чисто объективной точке зрения и исключая психические переживания из области исследования, мы в ряде случае рискуем не понять многое: явления подвига и энтузиазма, акты обожания и преклонения и т.д.

Вывод из сказанного об объективизме и субъективизме в социологии таков: исходным и основным методом изучения явлений взаимодействия людей может и должен быть метод объективный, изучающий внешние данные факты функциональной зависимости поведения одних людей от существования и поведения других. Здесь социолог должен исходить из внешних актов (поведения), идти от них к внешним же актам и кончать внешними же актами, устанавливая связи между ними.

В целях большей полноты анализа  изучаемых явлений наряду с объективным методом может быть допущен метод интроспекции, обращающийся к анализу психических переживаний людей. Психологическая интерпретация явлений взаимодействия и пользование психологическими приемами диктуется тем, что:

- психологические переживания даны человеку;

- в силу этого они весьма часто (при так называемых сознательных актах) являются посредствующим звеном между внешними актами;

- содержание и смысл многих актов дается характером этих психических переживаний;

- сознательно или не намеренно психологическое поведение всегда является предпосылкой всякого истолкования явлений общественного поведения.

  Согласно с элементами взаимодействия можно классифицировать виды взаимодействия в зависимости: от количества и качества взаимодействующих индивидов; от характера актов и от характера проводников.

В зависимости от количества индивидов можно различать случаи взаимодействия: между двумя индивидами, одним и многими (лектор и аудитория), между многими индивидами с той и другой стороны или между двумя группами индивидов (взаимодействие профессиональных групп, государств).

С количественной стороны  все процессы взаимодействия входят в одну из этих групп. Второй и третий типы взаимодействия могут быть разложены на ряд взаимодействий первого типа, то есть на ряд взаимодействий одного с одним. Количество взаимодействующих индивидов, независимо от их качества, само является весьма важным условием, придающим ряд свойств процессу взаимодействия и играющим колоссальную роль в явлениях общественной жизни и поведения людей.

4. Теории в социальной механике

В настоящее время существует ряд  теорий, учитывающих качественное различие индивидов и пытающихся тем или  иным различием их объяснить ряд социальных явлений. Эти теории составляют предмет “Социальной механики”. Здесь важнейшее значение имеют формы взаимодействия между лицами, принадлежащими к: одной семье, одному государству, одной расе, одной языковой группе, одному полу, одному возрасту, сходным по профессии, степени богатства, религии, объему прав и обязанностей, по политической партии, по научным, художественным, литературным вкусам и т.д. И принадлежащим к: разным семьям, разным государством, разным расам, разным языковым группам, различным по профессии, по имущественному положению, религии, объему прав, по партии и т.д.

Исследование любой  социальной группы требует, прежде всего, познания количества и качества индивидов, ее составляющих. Без этого невозможно понять ни истории, ни судеб данной группы, потому что характер и свойства взаимодействия функционально связанны с характером и свойствами взаимодействующих центров. Это положение близко к аксиоме: оно представляет почти очевидную истину. Свойства и характер взаимодействие между камнями будут совершенно отличны от свойств и характера взаимодействия между организмами, например, между птицами или двумя позвоночными. Если в первом случае почти все взаимодействие ограничивается отношениями тяготения, то во втором – налицо ряд движений, совершающихся в силу целого ряда условий; явления взаимных акций и реакций в виде, например, борьбы или полового спаривания, или кормления детенышей и т.д. Эту теорему можно найти у Спенсера в виде положения “характер агрегата зависит от характера единиц, его составляющих”. Из этой общей теоремы в качестве частного случая вытекает положение: характер и свойства взаимодействия людей друг с другом функционально связаны с характером и свойствами взаимодействующих людей. В зависимости от характера актов, которыми взаимодействующие индивиды раздражают друг друга и реагируют на эти раздражения, процессы взаимодействия могут быть группируемы на огромное количество способов.

Присматриваясь к взаимоотношениям людей, мы видим, что в одних случаях эти взаимоотношения носят шаблонный характер, в других – это свойство отсутствует. В первых случаях обмен акциями и реакциями носит однообразную, стереотипную форму. Шаблонные формы взаимодействия почти всегда представляют взаимоотношения, повторяющиеся часто. Там, где взаимодействие и сосуществование индивидов не кратковременно, а длительно или постоянно, там взаимоотношения их мало-помалу кристаллизуются и шаблонизируются. Иными словами, они организуются. Оседая в определенной форме, эти взаимоотношения повторяются, повторение актов делает их привычными, привычка становится обычаем – неосознанным шаблоном. Совокупность же осознанных шаблонов поведения в определенной сфере можно назвать институтом. Система институтов поведения образует организацию общества. Таким образом, схема образования шаблонных взаимодействий и организации общества такова: 1) акт; 2) его повторение (привычка); 3) обычай; 4) юридическое правило (осознанный шаблон); 5) институт; 6) организация. Нешаблонные отношения - это отношения новые, не успевшие еще пройти эти стадии.

Сообразно степени шаблонности  взаимодействия можно выделить различные виды человеческих групп. Отсутствием шаблонности взаимодействия характеризуется толпа и публика как формы человеческих групп. Толпа – аморфное сборище индивидов, не имеющее никакой организации, она бесформенна, беспорядочна.

Следующей ступенью, с  зачатками шаблонности взаимоотношений, является такая группа, как массовый митинг. Он представляет собрание гетерогенных лиц, но собрание не вполне бесформенное, здесь обычно имеется председатель, известный порядок в выступлении ораторов, соблюдаются некоторые правила взаимоотношений.

Иную картину дают группы и собрания организованные, состоящие из членов, созванных для  спокойного и делового обсуждения вопросов, объединенных общностью цели и интереса. В зависимости от деления актов на сознательные и бессознательные взаимодействия двух или большего числа индивидов может принимать различные формы: 1) оно может быть сознательным с той и с другой стороны; 2) оно может быть бессознательным с обеих сторон; 3) оно может быть сознательным раздражением, с одной стороны, и бессознательной реакцией – с другой; 4) оно может быть бессознательным раздражением, с одной стороны, и сознательной реакцией – с другой.

Люди, входящие в систему взаимодействия, раздражают (обуславливают) переживания и поведение других членов этой системы не только своими сознательными актами, но и бессознательными. Например, А, не заметивший кланяющегося ему В, и не ответивший на его привет, может вызвать у В чувство обиды.

Наряду с этими случаями обусловливания поведения одних  людей другими, случается, где одна сторона действует сознательно, а другая бессознательно. Например, плач одного ребенка часто вызывает плач –другого.

Явления сознательного взаимодействия со стороны всех взаимодействующих индивидов известны каждому. А и В, заключающие договор, согласно которому А должен вырыть канаву, а В уплатить сто рублей, совершенно сознательно предопределяют поведение друг друга.

Соответственно со сказанным взаимодействие индивидов дает такие типичные случаи:

1. Индивид А сознательно совершает акт-раздражитель. В сознательно реагируют на него. Начальник командует “пли”, солдаты стреляют.

2. А бессознательно совершает акт, В сознательно реагирует на раздражение. Ребенок плачет. Мать подходит и дает ему грудь.

3. А сознательно совершает акт. В бессознательно реагирует. А замахивается, желая ударить В. В бессознательно поднимает руку для защиты.

4. А бессознательно совершает акт. В бессознательно реагирует. А зевает, в силу подражания, В зевает тоже.

В этой схеме первый тип  подразделяется на подвиды:

1.а) А и В сознательно  обусловливают поведение друг  друга, зная о взаимных целях и преследуя общую цель.

b) А и В знают о взаимных целях, но цели эти разные: преступник убегает от преследующего его сыщика, сыщик — гонится за ним. Их акты сознательны, цели известны, но они разные.

с) А и В не знают целей друг друга, но цели объективно тождественны. А, желая помочь В, приносит ему деньги. С желая помочь В, но, не зная, что А уже “выручил” В, приносит ему деньги. В отказывается от денег С. Здесь А и С совершают свои действия сознательно. Их цели объективно однородны. А своим актом вызвал ряд актов со стороны С. (С получает деньги обратно и покупает, например, книги, чего он не сделал бы, если бы деньги взял В).

d) А и В не знают о взаимных целях и цели эти разные. Госпожа А является на концерт, желая встретить С. В, влюбленный в А, едет на концерт, желая встретить А.

Психология учит, что  всякое психическое переживание  представляет единый процесс, где имеются  и познавательные, и чувственные, и волевые элементы. Все виды психологического взаимодействия представляют собой  одновременно обмен и познавательными переживаниями, и чувственно-эмоциональными, и волевыми.

Можно найти процессы взаимодействия, где “материей” обмена служат преимущественно познавательные элементы психических переживаний - представления и идеи. Существуют и такие процессы взаимодействия, где главной “материей” обмена служат чувства - эмоции. Наконец, существуют такие процессы взаимодействия, где главной “материей” обмена служат волевые решения, передаваемые от одних к другим.

В интеллектуальном взаимодействии сознательно или бессознательно все направленно к тому, чтобы сделать “ровными” эмоциональные переживания; чтобы удалить все, что рассеивает внимание и мешает спокойному и правильному восприятию идей.

Также существует взаимодействие посредственное и непосредственное. Под первым подразумеваются все те случаи взаимодействия, где взаимодействующие люди обходятся без посредников-людей, где обмен раздражениями не требует других индивидов для передачи раздражений и реакций. Под вторым понимается такое, где “акт-раздражитель” (и реакция) достигает адресата лишь при помощи других людей, функционирующих в роли проводников-контакторов.

Посредственное взаимодействие обычно дано при взаимодействии лиц  разделенных пространством или  временем. Именно при таких условиях люди чаще всего функционируют в роли проводников-контакторов, передающих раздражение одних другим.

По мнению Я. Щепаньского, взаимодействия развиваются на основе социальных контактов. Социальный контакт уже предполагает определенный объем действий, которые относятся к предмету или другой ценности, которая является предметом или основой контакта. “ Взаимодействия – это  систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера, это воздействие и на самого партнера, причем вызванная реакция вызывает в свою очередь реакцию воздействующего” Схематически: А воздействует на В, чтобы вызвать его ответную реакцию, после чего эта реакция в свою очередь вызывает очередное действие А. Следовательно, “взаимодействие – это система действий по меньшей мере двух лиц, или двух общностей, или же индивида и общности”. Без взаимодействий нет общественной жизни.

Информация о работе Социальное взаимодействие