Социально-экономические программы регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:00, реферат

Описание работы

На современном этапе развития общества основные стратегии регионального социального развития приобретают все большее значение, а само понятие регион отождествляется с основной формой территориальной организации производительных сил. В «Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» регион определяется как «часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации».

Содержание работы

1. Основные стратегии регионального социального развития……...
3
2. Характеристика областной целевой программы «Онкология»..…
11
Библиографический список …………………………………………..

18

Файлы: 1 файл

рег_соц.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

1. Основные стратегии  регионального социального развития……...

3

2. Характеристика областной  целевой программы «Онкология»..…

11

Библиографический  список …………………………………………..

 

18


 

1. Основные стратегии регионального социального развития

 

На современном этапе  развития общества основные стратегии регионального социального развития приобретают все большее значение, а само понятие регион отождествляется с основной формой территориальной организации производительных сил. В «Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» регион определяется как «часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации».

Сегодня регион – главный  субъект социально-экономических и политических отношений. Развитие России определяется состоянием ее регионов как социально-экономических субъектов, которое, в первую очередь, зависит от места их расположения на территории страны и ресурсов, которыми они обладают. Для осуществления эффективной политики в сфере социально-экономических отношений необходимо иметь ясную и обоснованную концепцию развития региона.

Под стратегией управления региональным социальным развитием понимается система целей, задач, направлений и действий в среднесрочной и долгосрочной перспективе с привлекаемыми стратегическими ресурсами (финансовыми, инвестиционными, природными, интеллектуальными, трудовым), задающая определенные схемы развития региона. Стратегии регионального социального развития тесно связаны со стратегиями экономического развития регионов, поэтому в научной литературе данные виды стратегий рассматриваются в совокупности. Принципы реализации стратегии социально-экономического развития регионов в программных документах изображены на рисунке 1.

 

Рис. 1 Принципы реализации стратегии социально-экономического развития регионов в программных документах

 

К основным направлениям стратегии социально-экономического развития регионов относятся: а) реформы секторов, связанных с развитием человеческого потенциала, в т.ч. реализация национальных проектов; б) формирование благоприятного инвестиционного климата; в) совершенствование институциональной системы (создание четких и понятных «правил игры»); г) совершенствование судебной и правоохранительной системы; д) обеспечение инновационной направленности.

Несомненно, что для  каждого субъекта Российской Федерации, а сегодня и для каждого  федерального округа, к концептуальному  подходу к разработке, методам, механизмам реализации программ социально-экономического развития, необходим индивидуальный подход.

Стратегические цели стратегий регионального социального развития – это:

  • обеспечение стабильного и сбалансированного развития экономики региона на основе наиболее эффективного использования его ресурсного потенциала;
  • законодательное обеспечение программы развития региона на основе гармоничной системы законодательных региональных актов, дополняющих и конкретизирующих (для условий региона) федеральное законодательство, учитывающих требования международных инвестиционных институтов;
  • структурная перестройка организационно-производственной инфрастуктуры региона, достаточной для реализации целевых региональных проектов и программ;
  • оптимизация использования регионального и федерального бюджетов, территориального размещения и развития производительных сил региона, административно-территориального деления региона на уровне районов с учетом наличия ресурсного потенциала, обеспечивающего самостоятельное эффективное развитие;
  • обеспечение экономической и экологической безопасности и соблюдение финансовых интересов субъектов федерации, эффективного участия организаций региона в реализации политики Правительства Российской Федерации в области структурной перестройки экономики и федеральных целевых программ;
  • повышение уровня социальной защищенности населения;
  • создание эффективной организационной инфраструктуры программы, способной представлять интересы региона в федеральных органах власти, международных инвестиционных институтах, согласовывать (координировать) действия субъектов программ социально-экономического развития, учесть интеграционные процессы;
  • создание эффективного регионального, межрегионального и международного инструментария реализации региональных программ на основе привлечения значительных дополнительных инвестиционных ресурсов в мероприятия программы, региональные проекты.

Основные стратегии  регионального социального развития в научной литературе разделяют на:

  • стабилизационные, цель – преодоление тенденций к снижению темпов роста, прекращение падения производства и уровня жизни;
  • комплексные, цель – интеграция экономического, экологического, социального, политического, культурного факторов для наиболее оптимального социального развития региона;
  • опережающие, цель – стимулирование инновационного типа развития региона;
  • антикризисные, цель – восстановление воспроизводственных пропорций и блокирование кризисных явлений.

Региональные стратегии  социального развития в той или  иной форме существовали в России с 1992 г. С начала 1992 г. до марта 1996 г. было выпущено 32 указа Президента и 56 постановлений Правительства, касающихся непосредственно стратегии социального регионального  развития, включающих нормативно-правовые акты о неотложных мерах по стабилизации экономического и социального положения, о финансировании различных региональных программ.

С 1994 г. в регионах начали реализовываться федеральные программы  социального и экономического развития отдельных территорий – например, для Сахалинской области была разработана федеральная программа  развития Курильских островов. Позже появились федеральные программы развития целых регионов: республик Саха (в 1995г.) и Башкортостан (в 1996 г.), впоследствии федеральных программ стало ещё больше.

На общероссийском уровне отдельные функции по регулированию  стратегического социального развития регионов возложены на Министерство регионального развития Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. На Минрегион России возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Также Министерство осуществляет мониторинг и анализ реализации государственной региональной и национальной политики. То есть, область деятельности Минрегиона России ограничивается общероссийскими аспектами социально-экономического развития регионов. В то же время Минрегион России разработал проект Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. В Концепции излагаются принципы федеральной политики в отношении социально-экономического развития регионов.

Что касается контроля над  качеством региональных стратегий  социального развития и программ, то во исполнение Распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 г. № 800-р Минэкономразвития России выпустило Приказ №170 от 17 июня 2002 г. «О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации», в котором возложило эту функцию для большинства стратегий и программ на департаменты Минэкономразвития России. 

В соответствии с упомянутым приказом был разработан Порядок  согласования с федеральными органами программ социально-экономического развития для регионов федерального значения и регионов, предполагающих использовать при реализации программ развития средства федерального бюджета. Этим же приказом утверждён Типовой макет программ социально-экономического развития субъектов РФ. Регионам рекомендовано руководствоваться этим макетом при разработке региональных программ развития. То есть формально регионы не обязаны писать свои стратегии по предложенному шаблону. Однако реально сегодняшние рекомендации со стороны федеральных властей в адрес регионов являются директивными указаниями. Как известно, с недавних пор главы регионов стали фактически назначаемыми, а это значит, что рекомендации из центра приобрели «добровольно-принудительный порядок». 

Что касается регионов-реципиентов, то у них рамки ещё жёстче. В соответствии с указанным Порядком, Департамент региональной экономики Минэкономразвития России рассматривает представленную региональную программу и приложения к ней на предмет соответствия Типовому макету. В случае несоответствия Департамент возвращает документы госзаказчику региональной программы с конкретными замечаниями на доработку. То есть, если программа региона-реципиента не соответствует Типовому макету, то Минэкономразвития России её не примет, как бы грамотно она ни была составлена.

Такой подход к контролю социально-экономических программ реципиентов с точки зрения центра вполне понятен. Действительно, регионы-реципиенты должны каким-то образом оправдывать средства, вложенные в их развитие. И одним из самых лёгких способов достижения этой цели является создание типового плана развития для всех этих регионов.

Распоряжением Правительства  РФ от 3 апреля 2006 г. № 467р была одобрена Концепция повышения эффективности  межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006–2008 годах. Основной идеей концепции является уход от межбюджетного выравнивания к повышению финансовой самостоятельности регионов. В частности, регионам-реципиентам предполагается установить лимиты государственного долга и дефицита бюджета, расходов на содержание органов государственной власти и т.п. Финансирование регионов-доноров, согласно концепции, не будет сокращаться. Хотя в тексте Концепции не указывается влияние нововведений на создание стратегий регионами, по всей видимости, эта инициатива будет способствовать повышению конкурентоспособности регионов и подведёт их к необходимости создания конкурентных стратегий.

Функции по разработке региональных стратегий в субъектах Федерации  распределены по разным органам власти. Во многих регионах разработка стратегий социального регионального развития относится не только к ведению департаментов, министерств социального развития, но и к ведению министерств экономики или министерств экономического развития. Так, например, Министерством экономики и торговли Кабардино-Балкарской республики при участии отраслевых министерств и ведомств Республики была разработана Стратегия социально-экономического развития на 2002-2006 гг.. Другой пример: среднесрочная Программа экономического и социального развития Ставропольского края была разработана Министерством экономического развития и торговли Ставропольского края, в соответствии с законодательно возложенными на него функциями. Основным разработчиком среднесрочной программы Удмуртской республики является республиканское правительство, хотя и при участии представителей всех кругов экономической и социальной жизни республики.

А вот долгосрочная стратегия  Приморского края была разработана  группой исследователей под редакцией  Губернатора края и научном сопровождении Тихоокеанского центра стратегических разработок. В отдельных случаях программа развития региона разрабатывалась по федеральному заказу. Например, программа развития Республики Татарстан на 2001-2006 гг. является федеральной целевой программой, и государственным заказчиком выступает Минэкономразвития России. Разрабатывалась же она Кабинетом Министров Татарстана совместно с Международным фондом развития регионов. Однако многие области не ограничиваются собственными ресурсами. Надо отметить, что основная масса нетиповых стратегий появилась именно в результате такой организации работы.  Например, при разработке стратегии развития Камчатской области был привлечён Дальневосточный научно-исследовательский институт рынка, и до сих пор институт участвует в стратегических разработках области. А Администрация Томской области провела тендер на разработку долгосрочной стратегии развития среди консалтинговых компаний.

Если проанализировать региональные программы и стратегии  развития более подробно, с содержательной стороны, то выявляется следующая картина. Большинство стратегий разработано в соответствии с Типовым макетом. Нетиповых стратегий совсем немного. Всего 9 регионов разработали нетиповые долгосрочные программы –   Калининградская область (2003-2010); Камчатская область (2005-2010); Красноярский край (2004-2010); Омская область (до 2020); Санкт-Петербург (с 1997); Сахалинская область (2003-2010); Республика Алтай (2004-2010); Томская область (до 2020); Удмуртская республика (2005-2009 и до 2014). В Ростовской области существует среднесрочная Программа стратегического развития.

Таким образом, организация  разработки стратегий социального развития на региональном уровне может строиться по-разному. Успешное функционирование основных стратегий регионального социального развития во многом зависит от возможностей и умения региональных органов власти принимать оптимальные решения, учитывающие интересы центра и регионов. «Лицо» каждого региона определяется способами управления экономикой, социально-экономическими отношениями, экологической ситуацией, рациональным использованием региональных преимуществ, поиском методов сочетания федеральных и региональных социально-экономических интересов, которые могут находиться в противоречии. В процессе социального развития регионов большое значение имеют программы федерального, регионального и местного уровней. Стратегии и программы социально-экономического развития территорий имеются в настоящее время у 64 регионов (данные на май 2007 г.).

Информация о работе Социально-экономические программы регионов