Социально-экономические программы регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:00, реферат

Описание работы

На современном этапе развития общества основные стратегии регионального социального развития приобретают все большее значение, а само понятие регион отождествляется с основной формой территориальной организации производительных сил. В «Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» регион определяется как «часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации».

Содержание работы

1. Основные стратегии регионального социального развития……...
3
2. Характеристика областной целевой программы «Онкология»..…
11
Библиографический список …………………………………………..

18

Файлы: 1 файл

рег_соц.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

 

 

2. Характеристика областной целевой программы «Онкология»

 

В настоящее время  в России заболеваемость злокачественными опухолями имеет тенденцию к  росту. Злокачественные новообразования  остаются одной из сложнейших социальных и медицинских проблем. В Ростовской области ежегодно заболевает одной из форм злокачественных опухолей более 15 тысяч человек и умирает почти 9 тысяч человек. Число потерянных лет жизни в результате этого заболевания составляет в среднем 18,5 лет.

Объективно обоснованный рост онкозаболеваемости с высоким  уровнем инвалидизации и смертности населения Ростовской области, наносимый  в связи с этим социально-экономический  ущерб требуют своевременной  адаптации возможностей системы  здравоохранения. С этих позиций оказание специализированной онкологической помощи населению, мониторинг заболеваемости и смертности, диспансеризация обширных контингентов больных с опухолевыми заболеваниями, полноценная профилактическая работа и лечение должны рассматриваться как мероприятия государственного масштаба, решение которых возможно только при поддержке Администрации Ростовской области.

Областная целевая программа «Онкология»  на 2007-2010 годы утверждена Областным  законом от 28.11.06 № 596-ЗС. Основными  целями Программы являются снижение смертности населения Ростовской области от онкологических заболеваний и увеличение числа онкобольных, вернувшихся к труду.

Цели Программы могут  быть достигнуты реализацией ряда задач: совершенствования организации  онкологической службы за счет активизации работы женских смотровых кабинетов, восстановления их деятельности в части поликлинических подразделений муниципальных лечебно-профилактических учреждений; повсеместной организации работы мужских смотровых кабинетов; организации на базе онкологических диспансеров кабинетов противоболевой терапии для методического руководства врачами первичного звена, осуществляющими назначение онкобольным обезболивающих средств; внедрения маммологического обследования; реструктуризации коечного фонда онкодиспансеров.

Программа реализуется  в 2007-2010 годах. Мероприятия Программы  будут выполняться в соответствии с установленными сроками. Этапы  реализации Программы не предусматриваются, так как программные мероприятия  будут реализовываться весь период.

В соответствии с целями и задачами Программа предусматривает три направления, в рамках которых определены конкретные мероприятия для ее реализации, сроки и объемы финансирования, общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета – 345793,6 тыс. рублей, в том числе: 2007 год – 108943,6 тыс. рублей; 2008 год – 87750,0 тыс. рублей; 2009 год – 64250,0 тыс. рублей; 2010 год – 84850,0 тыс. рублей.

Для реализации поставленных задач в Программе предусмотрены  следующие мероприятия по направлению  «Укрепление материально-технической базы онкологических диспансеров»:

  • осуществление капитального ремонта здания радиологического отделения государственного областного учреждения здравоохранения «Онкологический диспансер» Ростовской области, разработки проектно-сметной документации и капитального ремонта двух зданий государственного областного учреждения здравоохранения «Онкологический диспансер» в г. Таганроге, разработки проектно-сметной документации и капитального ремонта здания государственного областного учреждения здравоохранения «Онкологический диспансер» в г. Шахты, капитального ремонта здания, являющегося памятником архитектуры, государственного областного учреждения здравоохранения «Онкологический диспансер» в г. Новочеркасске;
  • осуществление капитального строительства. До 2006 года государственное областное учреждение здравоохранения «Онкологический диспансер» Ростовской области располагался в четырех территориально разнесенных зданиях, в трех из них – на правах аренды. В рамках данного мероприятия планируется возведение четырех- и трехэтажного корпусов с сохранением исторических фасадов для диспансерного отделения и административных нужд. Имеется соответствующая проектно-сметная документация;
  • оснащение медицинским оборудованием. Основной парк диагностического, лабораторного, наркозного, следящего, операционного оборудования морально и физически устарел, требует постоянного текущего и капитального ремонта. При этом сроки эксплуатации значительной части оборудования превышены в несколько раз.

Согласно современным терапевтическим концепциям 70-75% онкологических больных нуждаются в лучевой терапии, тогда как в Российской Федерации и в Ростовской области этот вид лечения получают только 25-30% больных из-за низкого уровня технического оснащения отделений и кабинетов лучевой терапии, не обеспечивающий качественное лучевое лечение и его объемы в соответствии с потребностью.

В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения  для Ростовской области необходимо не менее 14 лучевых терапевтических аппаратов.

Подавляющее большинство  больных со злокачественными новообразованиями  нуждаются в проведении химиотерапевтического  лечения, эффективность которого резко  снижается при невозможности  введения необходимой дозы из-за общетоксического действия химиопрепаратов.

Для обеспечения сопровождения  химиотерапевтического лечения  детоксикационной терапией необходима закупка аппаратуры для проведения лечения; оснащение автотранспортом. Для укрепления автотранспортного парка онкослужбы планируется приобретение 4-х автомобилей «ГАЗель», 3-х автомобилей «УАЗ», 2-х автомобилей «ВАЗ».

Реализация мероприятия  по укреплению материально-технической  базы онкодиспансеров позволит улучшить качество оказания специализированной медицинской помощи онкологическим больным, увеличить количество пролеченных больных на 240 – 320 человек в год, уменьшить число диагностических ошибок, избежать ненужных оперативных вмешательств, более точно планировать тактику ведения больных, осуществлять в полном объеме сберегательные и расширенные хирургические пособия, проводить полноценное комбинированное и комплексное лечение, увеличив его объем на 10-14%.

По направлению «Обеспечение медицинской профилактики и ранней диагностики злокачественных новообразований» будет осуществлено проведение мероприятий по своевременному лечению заболеваний, способствующих развитию злокачественных новообразований. Значительная часть злокачественных новообразований развивается путем перерождения клеток доброкачественных опухолей или клеток в зонах хронических воспалений. Проведение целенаправленной диагностики таких заболеваний с последующим лечением (консервативным или оперативным) позволит сократить заболеваемость злокачественными новообразованиями указанных локализаций. Важной задачей реализации программы следует рассматривать раннее выявление онкозаболеваний. Одной из основных проблем в онкологии остается позднее выявление развившихся злокачественных новообразований на уровне первичного звена здравоохранения.

Для усиления роли первичного звена здравоохранения в профилактике и первичной диагностике онкопатологии необходима повсеместная организация и техническое оснащение смотровых кабинетов (как для женщин, так и для мужчин), организация качественных цитологических исследований, создание маммологических кабинетов (отделений). В рамках мероприятия планируется повышение квалификации врачей первичного звена здравоохранения по специальности «онкология», повышение квалификации медицинских работников среднего звена. Организация и проведение тематических научно-практических мероприятий для терапевтов, хирургов, стоматологов, гинекологов, цитологов, средних медработников смотровых кабинетов. Издание учебно-методических пособий, методических рекомендаций и информационных писем.

Огромную роль в сокращении смертности от онкозаболеваний играет своевременная и целенаправленная профилактическая работа среди населения по пропаганде здорового образа жизни, знаний по профилактике онкологических заболеваний. В рамках мероприятия привлечение работающих граждан в медицинские учреждения для прохождения диспансеризации через электронные и печатные средства массовой информации на территории Ростовской области: газета «Наше время» (тираж 25 тыс. экземпляров), газета «Молот» (11 тыс. экземпляров), «Домашняя газета» (13 тыс. экземпляров), телекомпания «Южный регион» (передача «Здоровый интерес»), радио «Дон-ТР». Один раз в квартал указанные средства массовой информации готовы предоставить свои тематические страницы и спецвыпуски радио- и телеперадач (20 минут эфира), посвященные вопросам онкологических заболеваний и мерам по предупреждению этих заболеваний. Государственным учреждением здравоохранения «Медицинский информационно-аналитический центр» РО будет издаваться и тиражироваться печатная продукция по профилактике онкозаболеваний в форме буклетов, листовок, плакатов, санитарных бюллетеней по данной проблеме для распространения в учебных заведениях, аптеках, больницах, библиотеках, на крупных предприятиях и т.д.

Реализация мероприятия  позволит усовершенствовать систему  профилактики онкологических заболеваний, увеличить на 3% выявление онкозаболеваний при профилактических осмотрах, на 4% сократить число больных с запущенными формами злокачественных новообразований.

По направлению «Обеспечение онкологических больных лекарственными средствами на стационарном этапе лечения» будут осуществлены следующие мероприятия – обеспечение государственного учреждения здравоохранения «Областная детская больница» лекарственными средствами для лечения гематологических заболеваний у детей. В Ростовской области существует многолетняя практика закупки лекарственных средств для лечения детей, больных злокачественными новообразованиями, в государственном учреждении здравоохранения «Областная детская больница» в дополнение к медикаментозному обеспечению, осуществляемому в рамках обязательного медицинского страхования. Это положило основу увеличения выживаемости детей на уровне ведущих клиник Российской Федерации и Евросоюза. Необходимо продолжить обеспечение онкологических отделений лекарственными средствами для химиотерапевтического лечения. В рамках мероприятия планируется распространение практики дополнительного медикаментозного обеспечения на онкологические отделения онкодиспансеров в пределах выделяемых средств в порядке, устанавливаемом Минздравом.

Реализация мероприятия позволит использовать в лечении онкобольных наиболее эффективные препараты, что приведет к снижению смертности онкологических больных на 2% , увеличению возврата к труду онкобольных более чем на 4%.

Программа будет  реализована в соответствии с действующим законодательством, в том числе постановлениями Администрации Ростовской области от 15 ноября 2004 г. № 442 «О минимальном ассортименте лекарственных средств», от 8 декабря 2004 г. № 478 «О порядке обеспечения жителей Ростовской области дорогостоящими (высокотехнологичными) видами медицинской помощи». Цели, задачи и мероприятия Программы определены в соответствии с приоритетами развития здравоохранения Российской Федерации и Ростовской области, рекомендациями Комитета по охране здоровья Государственной Думы от 20.04.2006 г. Минздрав обеспечивает в ходе реализации Программы координацию деятельности основных исполнителей, контролирует целевое и эффективное использование выделенных средств и выполнение намеченных мероприятий. Минздрав формирует совместно с соисполнителем Программы бюджетные заявки и ежегодно представляет их в установленном порядке в министерство финансов Ростовской области и в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (в случае софинансирования из средств федерального бюджета), принимает возможные меры по полному финансированию Программы.

Основными показателями социально-экономической эффективности  реализации Программы являются:

  • улучшение качества оказания специализированной медицинской помощи онкологическим больным;
  • обеспечение социальных гарантий оказания адекватной бесплатной медицинской помощи онкобольным как на стационарном, так и на амбулаторно-поликлиническом этапах;
  • увеличение пятилетней выживаемости на 3%;
  • снижение смертности от онкологических заболеваний на 2%;
  • увеличение на 3% выявления онкозаболеваний при профосмотрах;
  • увеличение количества больных, выявленных на I и II стадиях заболевания на 4%;
  • увеличение числа онкобольных, возвратившихся к труду на 4%.

Таким образом, в Ростовской области с 2007 года начала действовать целевая программа «Онкология», в рамках которой предусмотрено совершенствование организации онкологической службы; развитие материально-технической базы онкологических диспансеров; повышение эффективности мероприятий по медицинской профилактике и раннему выявлению онкологических заболеваний; обеспечение современного уровня лекарственного лечения онкологических больных. Контроль за реализацией Программы осуществляется Законодательным Собранием Ростовской области, Администрацией Ростовской области, Контрольно-счетной палатой Ростовской области.

 

Библиографический список

  1. Лапин Н.И. Регион, его статус и функции в российском обществе: теоретико-методологические основы исследования // Социологические  исследования. – 2006. – № 8. – С.25-34.
  2. Николаев И.А. Точилкина И.С. Аналитический доклад «Стратегии и программы развития регионов (сравнительный анализ)» – М., 2006 – 49 с.
  3. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 464 с.
  4. Регионоведение: учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шишов, Р.А. Исляев; под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 424 с.
  5. Реутов Е.В. Общество и власть в регионе // Социологические  исследования. – 2006. – № 9. – С.72-78.
  6. Сигов И.И. Регионоведение, как наука о территориальной организации общества // Регион: политика, экономика, социология. – 1998. – № 1.
  7. Социальная политика. Официальный сайт  Администрации Ростовской области // http://www.donland.ru.

Информация о работе Социально-экономические программы регионов