Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 04:49, реферат
Исследование внутреннего устройства общества занимает одно из центральных мест в современной социологической науке, так как позволяет "проникнуть" в глубину общества, обнаруживая взаимосвязи между его элементами.
Социальная система складывается на базе той или иной социальной общности, к которой можно отнести социальную группу, социальную организацию и т.д. Ее элементами являются люди, чье поведение обусловлено определенными социальными позициями (статусами), которые они занимают, и конкретными социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе.
Введение 3
1. Социально-классовая структура общества 4
2. Социальные отношения 7
Заключение 14
Список литературы 15
Содержание
Введение
1. Социально-классовая структура
общества
2. Социальные отношения
Заключение
Список литературы
Введение
Исследование внутреннего устройства общества занимает одно из центральных мест в современной социологической науке, так как позволяет "проникнуть" в глубину общества, обнаруживая взаимосвязи между его элементами.
Социальная система складывается на базе той или иной социальной общности, к которой можно отнести социальную группу, социальную организацию и т.д. Ее элементами являются люди, чье поведение обусловлено определенными социальными позициями (статусами), которые они занимают, и конкретными социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе.
Индивид осуществляет свою деятельность не изолированно, а взаимодействуя с окружающей средой в целом, и с другими индивидами, в частности. Социальная среда систематически влияет на индивида, а он, в свою очередь, оказывает обратное влияние на других индивидов и среду.
Общество является социальной суперсистемой, так как включает в себя названные аспекты во всем многообразии их взаимосвязей и взаимодействий.
Общество существует и развивается только благодаря наличию устойчивых взаимосвязей между его субъектами. Различные формы взаимодействия людей, связи, возникающие между социальными субъектами или внутри них, называются общественными отношениями.
Общественные отношения условно можно разделить на две большие группы: отношения материальные и отношения духовные. Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, а закрепляются в вещественных формах материальной культуры (создание, распределение, потребление материальных ценностей). Духовные отношения связаны с идеальными ценностями: моральными, художественными, философскими, религиозными.
В социологии существует много концепций и теорий, объясняющих природу, причины возникновения, характер, содержание и другие аспекты социальной структуры. Две из этих концепций - К. Маркса и М. Вебера - дали начало основным подходам (парадигмам), которые условно можно назвать классовым и стратификационным. Условно потому, что Маркс не отвергал существования в социальной структуре общества определенных слоев, тем более Вебер не отрицал наличия классов.
Однако главными элементами социальной структуры для Маркса выступали классы, и вся его концепция общества базируется на признании их в качестве основы этой структуры. Вебер же, наряду с наличием классов в их «марксовом» понимании, определяющую роль отводил различиям между слоями (стратами) общества по таким критериям, как доход, власть, статус.
Имеющееся в нашей литературе утверждение об отрицании западной социологией классовой дифференциации общества лишено всяких оснований. Подтверждение тому - множество работ, посвященных классам, начиная с Вебера. Сам он характеризовал классовые проблемы как чрезвычайно важные для разработки теории социальной структуры, однако Марксово деление общества на классы считал узким, экономическим, не отражающим сложности и глубины реальной социальной дифференциации.
Представители современной западной социологии постоянно обращаются к исследованию классовой структуры конкретных обществ. Один из примеров такого анализа - работы Э. Гидденса, в частности его учебник, седьмая глава которого - «Стратификация и классовая структура» - посвящена именно этой проблеме. Так, английский социолог анализирует (на материалах, касающихся классовой структуры Великобритании) положение трех классов в современном западном обществе - высшего, среднего, рабочего. В целом теория классов и связанный с ней анализ социально-классовых отношений, конфликтов, компромиссов - важная и глубоко разработанная часть мировой социологической науки.
Рассмотрим классовую парадигму социальной структуры общества, фундаментальный вклад в создание которой внесен К. Марксом. Его концепция классов и классовых отношений оказала очень сильное влияние на развитие отечественной социологии в 1960-1980-х гг., да и сейчас взгляды Маркса на классовую структуру общества привлекают некоторых ее представителей. Он исходит из того, что класс является важнейшей ячейкой социальной структуры, поскольку выступает устойчивым носителем экономических, политических и идеологических отношений (к слову, Маркс нигде не дает определения класса, что в определенной мере парадоксально).
Образование классов - сложный исторический процесс, результат расслоения общества. Непосредственная причина их появления - вытеснение общинной и родовой коллективной собственности частной сo6ственностью, отчуждение продукта труда, эксплуатация. Следствием этого процесса становится различное отношение к средствам производства . Ключевое значение в процессе формирования социальной структуры имеет, в соответствии с учением Маркса, общественное разделение труда. Оно является первоисточником социальных различий. Социальная структура жестко детерминирована господствующими производственными отношениями. Последние и определяют принадлежность человека к классу - основной единице социальной структуры.
Допуская наличие
Что касается критерия класса, то у «раннего» Маркса им является лишь отношение к собственности, и только затем, в работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», он вводит дополнительные критериальные характеристики: «Поскольку миллионы семей живут в экономических условиях, отличающих и враждебно противопоставляющих их образ жизни, интересы и образование образу жизни, интересам и образованию других классов, - они образуют класс». Как видно, здесь фигурируют уже не только экономические условия (что напрямую связано с отношением к собственности), но и образ жизни, интересы, образование. Эти характеристики призваны подчеркнуть объективное положение класса в обществе1.