Реальная
возможность в достижении той
или иной ценностной позиции называется ценностным
потенциалом.
Следовательно,
социальные отношения возникают
из взаимодействий, направленных на достижение
разного рода ценностей. Анализ человеческих
ценностей позволяет условно
разделить их на две основные группы:
ценности благосостояния и прочие ценности.
Под ценностями благосостояния понимаются
те ценности, которые являются необходимым
условием для поддержания физической
и умственной способности индивидов. В
эту группу ценностей входят прежде всего:
благополучие, богатство, мастерство (квалификация),
просвещенность.
Благополучие означает здоровье и безопасность
индивидов; богатство - услуги и различные
материальные блага; мастерство - приобретенный
профессионализм в некоторой практической
деятельности; просвещенность - знания
и информационный потенциал индивида,
а также его культурные связи.
Прочие ценности, как правило, выражаются
в действиях, как данного индивида, так
и других. Наиболее значимой из прочих
ценностей следует считать власть, уважение,
моральные ценности и аффективность. Самой
значимой из них является власть. Это более
универсальная и высокая ценность, так
как обладание ею дает возможность приобретать
любые другие ценности. Уважение - это
ценность, включающая статус, престиж,
славу и репутацию. Стремление к обладанию
этой ценностью по праву считается одной
из основных человеческих мотиваций. Моральные
ценности включают в себя доброту, великодушие,
добродетель, справедливость и другие
моральные качества. Аффективность - это
ценности, включающие прежде всего любовь
и дружбу.
Среди бесконечного
разнообразия социальных отношений
существуют такие, которые являются
основой и в той или иной
форме присутствуют во всех остальных
отношениях. Это прежде всего отношения
социальной зависимости и власти.
Действительно, если рассматривать отношения любви,
то очевидно, что любовь двух людей друг
к другу предполагает взаимные обязательства
и зависимость одного человека от мотивов
и действий другого. То же самое можно
сказать о дружбе, уважении, управлении
и руководстве, где отношения зависимости
и власти наиболее очевидны.
В связи с
этим отношения социальной зависимости
и власти являются основными в
анализе социальных структур и процессов,
в них происходящих.
Социальная
зависимость. Категория зависимости
занимает важное место во всех научных изысканиях, и любое
научное знание без нее трудно себе представить.
В естественных науках, как правило, изучается
вид зависимости между явлениями а или множеством
явлений А и явлением b или множеством
явлений B. Мы, однако, не используем категорию
зависимости в этом естественно-научном
смысле.
Социальная
зависимость - это социальное отношение,
при котором социальная система
S1 (может быть индивид,
группа или социальный институт) не может
совершить для нее социальное действие
d1, если социальная система S2
не совершит действий d2. При этом
система S2 будет называться доминирующей,
а система S1 - зависимой. Например,
школа или ВУЗ не может начать процесс
обучения, пока им не будут выделены средства
той организации, которая этими средствами
обладает (банком или вышестоящей организацией).
В этом случае учебное заведение можно
рассматривать как зависимую систему,
а организацию со средствами как доминирующую.
На практике
часто встречается ситуация, когда
личность или социальная группа в
отношении достижения одной цели является зависимой
от другого индивида или социальной группы,
а в отношении другой цели - доминирующей.
Такие двойственные отношения называются
взаимозависимыми. Например, рабочие на
предприятиях зависят от руководителей
в части получения заработной платы, но
и руководители зависят от рабочих, от
их желания сделать порученную работу
качественно и в срок. Это типичный случай
взаимозависимости.
Можно сделать
вывод, что отношения зависимости
ограничивают некоторое множество
ролей зависимой системы. Размеры этого ограничения
очевидно пропорциональны силе зависимости.
По мнению чехословацких ученых Ф. Хорвата
и Я. Кучеры, «зависимость следует расценивать
как силу, принуждающую к выполнению определенных
ролей или к отказу от них и к выполнению
других ролей».
На практике
отношения зависимости далеко не
всегда осознаются. Не зная о законах
тяготения, ребенок те м не менее
зависит от них. Рабочие и управленцы
могут не знать, не видеть лицо в
лицо друг друга, но находится в отношениях
зависимости. Осознание отношений зависимости
индивида может значительно изменить
характер этих отношений. Например, зависимые
индивиды пытаются выйти из зависимости,
а доминирующая сторона попытается превратить
эти отношения в отношения власти и подчинения.
Социальную
зависимость делят по типам ее функционирования.
Так, существует структурная зависимость,
которая означает зависимость, основанную
на различии статусов в группе (этот тип
зависимости особенно характерен для
организаций). Индивиды или группы, имеющие
низкий статус, будут зависимы от индивидов
или групп, имеющий более высокий статус,
если их деятельность связана отношениями
иерархии. Руководитель доминирует над
подчиненными, если они находятся в его
коллективе; генерал руководит офицерами,
если они входят в состав его дивизии,
и т.д. Второй тип зависимости называется
латентным.
Отношения власти.
Большинство современных ученых-социологов
в самом общем виде представляют
власть как способность одних
индивидов контролировать действия
других. Однако у ученых нет согласия
в том, как осуществлять отношения
власти и каков характер этого контроля.
Можно выделить два имеющих право на существование
основных подходов к определению сущности
властных отношений.
Первый подход
связан с именем М. Вебера. В наиболее
концентрированном виде его сущность выражена
в следующем определении власти: «Власть
означает любую закрепленную социальными
отношениями возможность настаивать на
своем даже при наличии сопротивления,
независимо от того, в чем эта возможность
выражается».
Второй подход
к объяснению сущности властных
отношений называется системным. Его последователи
полагают, что основной власти в организационном,
сложном человеческом обществе является
статус индивида или социальной группы.
Иными словами, власть только тогда способна
контролировать действия других индивидов,
когда она узаконена в соответствии с
коллективными требованиями-ожиданиями
или с некоторым множеством ролей в человеческой
организации. Таким образом, власть руководителя
в организации проявляется в том случае,
если его личное положение заставляет
других подчиняться ему, несмотря на личностные
качества руководителя и подчиненных2.
Заключение
В наше время происходят
очень важные изменения в социально-классовой
структуре общества. Кроме социально-классовой
структуры общества каждый человек включен в профессиональную
структуру. Профессиональная структура
общества - это состав занятого в экономике
населения по роду занятий и профессий.
Любой индивид включен
также в культурную среду, поселенческую
структуру (город, село), семью и т.д. Таким образом,
мы видим, что создается сложное переплетение
социальной структуры общества. Здесь
еще очень важно отметить, что человек
в течение жизни может поменять свою классовую
принадлежность и профессию. Только половые,
этнические и культурные особенности
являются устойчивыми элементами современной
структуры общества.
Понимание сущности, содержания,
закономерностей развития общества
является наиболее важным, исходным во
всей системе философских исследований
жизни человека и человечества в
целом. Это и естественно, поскольку формы существования
людей, их материальное благосостояние,
духовность, счастье или невзгоды в большой
степени зависят от того, в каком обществе
они появились на свет, сформировались
как личность, проявили свои способности,
обрели социальный статус, значимость
для семьи, нации, государства, всего человечества,
наконец.
Итак, общество - это совокупность
исторически сложившихся форм совместной
деятельности людей; в более узком
смысле общество - исторически конкретный
тип социальной системы, определенная форма социальных
отношений.
Общественные отношения
- это многообразные связи между
социальными группами, нациями, религиозными
общинами, а также внутри них, в процессе их экономической, социальной,
политической и культурной деятельности.
Список литературы
1. Волков Ю.Г. Социология: Учебник / Под
ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Дашков, 2011. – 384с.
2. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник.
- М.: Гардарики, 2004. - 592с.
3. Кондауров В.И.,
Страданченков А.С., Багдасарова Н.В и др. Социология: Общий курс. –
М.: Инфра-М, 2011. – 332с.
4. Кравченко А.И.,
Анурин В.Ф. Социология. – СПб.: Питер-Юг, 2011.
– 432с.
5. Общая социология: Учебное
пособие / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. –
М.: Инфра-М, 2011.
– 654с.
6. Социология: основы общей
теории / Под ред. А.Ю. Мягкова. – М.: Флинта, 2011. – 256с.
1 Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник.
- М.: Гардарики, 2004. - с. 260.
2
Общая социология: Учебное пособие / Под
общ. ред. А.Г. Эфендиева. – М.: Инфра-М, 2011. – с.
358.