Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2012 в 11:52, реферат
Приемная семья является возрожденной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Она обеспечивает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их право на семейное воспитание. Но законодательное оформление приемная семья получила только в связи с принятием Семейного кодекса РФ. Между тем в России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в чужие семьи.
Введение
Глава I. Приемная семья, как социальное явление
1.1 Понятие приемной семьи
1.2 Семейные формы воспитания детей-сирот
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность в приемной семье
2.1 Особенности психологического развития детей в приемной семье
2.2 Деятельность социального педагога в приемной семье
Заключение
Список использованной литературы
перегруженность
отрицательным опытом, негативными
ценностями и образцами поведения;
неуверенность
в себе, своем будущем, агрессия по
отношению к внешнему миру.
Таким образом,
процесс и результат социализации являются
следствием внутреннего противоречия
между степенью идентификации человека
с обществом и его обособления в обществе.[19,
с. 173]
Личность, адаптированная
в обществе и не способная противостоять
ему, может рассматриваться как жертва
социализации, а неадаптированная личность
в обществе может стать жертвой социализации
– человеком с девиантным поведением.
Наиболее очевидными
жертвами неблагоприятных условий
социализации являются воспитанники учреждений
социальной и психолого-педагогической
поддержки детства, так как среди них наибольшее
количество детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, но и в приемных
семьях зачастую таким детям не уделяется
особого внимания.
Краткая характеристика
психологического портрета детей, оставшихся
без попечения родителей, позволяет сделать
вывод о том, что именно категория детей,
попадающих в приемные семьи, должна пройти
очень интенсивный путь социализации,
так как он позволит им быть готовым к
самостоятельной жизни. Не рассчитывая
на поддержку родителей, необходимо самому
научиться строить свою жизнь, использовать
свои внутренние резервы, реализовывать
жизненные планы.
2.2 Деятельность
социального педагога в
Одной из наиболее
оптимальных форм замещающего семейного
воспитания можно считать передачу ребенка
на опеку в приемную семью.
Опека и попечительство
являются общими технологиями социальной
работы, применимы при оказании помощи
разным категориям населения и, прежде
всего, используются для защиты прав
и интересов детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей. Опека и попечительство
- это правовые формы защиты личных, имущественных
прав и интересов граждан в случаях, предусмотренных
законом.[21]
Общие принципы,
содержание и меры государственной
защиты детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, определены Федеральным
законом от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной защите детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей»,
с изменениями, внесенными Федеральным
законом от 8 февраля 1998г. №17-ФЗ. (ФЗ от
28 августа 1995г.). Данный закон регулирует
отношения, возникающие в связи с предоставлением
и обеспечением органами государственной
власти дополнительных гарантий по социальной
защите прав детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, а также лиц из
их числа в возрасте до 23 лет. Здесь содержится
важная норма, согласно которой дополнительные
гарантии по социальной защите детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
предоставляемые в соответствии с действующим
законодательством, обеспечиваются и
охраняются государством.[21]
Приемная семья
сосредотачивает в себе всю совокупность
социальных проблем свойственных современному
обществу, образу жизни.
Среди них можно
выделить и собственно семейные проблемы.
Это распределение между супругами семейных
ролей и борьба за лидерство; потребность
в общении отдельных членов семьи и невозможность
ее реализации в семье в силу различных
причин (отсутствие культуры общения,
нежелание одного из членов семьи и др.);
отсутствие познавательных потребностей
у отдельных членов семьи или в целом у
семьи-системы; неадекватность оценок
поведения детей, грубое вмешательство
в их внутренний мир, эмоциональное отвержение
вплоть до депривации и жестокого обращения,
что способствует при наличии у детей
и подростков различных акцептуаций характера
развитию девиантного поведения их; наличие
в семье негативной нравственно-психологической
атмосферы; неудовлетворительные материальные
потребности семьи и многие другие.
Экспериментально
обоснованная модель деятельности социального
педагога с семьей включает в себя
следующие компоненты:
наличие у специалиста
собственных представлений
широкое изучение
семьи-системы и каждого ее членакак
индивида (личности);
дифференциация
семей на типы соответственно деформированности
семейных структур;
разработка программы
(соответственно выделенным входе дифференциации
типам семей) социальных воздействий на
семью коррекционно-воспитательной направленности;
вхождение семьей-системой
в контакт с целью реализации
программы социальных действий;
отслеживание
результатов коррекционно-
Приступая к
социальным действиям по отношению
к семье с целью оказания ей
помощи, социальный педагог согласно
разработанной нами модели обязан четко
представлять ее содержание и возможные
формы претворения этого содержания
в практику.
Наряду с наличием
у социального педагога собственных
представлений о содержании помощи
клиенту и о представлениях клиента
о содержании этой помощи, ему необходимо
иметь представления о формах
оказания помощи, среди которых выделяют
форму компенсации нехватки чего-либо,
освобождения от негативного, работа над
чем-то и изменения [2, с. 42-43].
Профилактическая
и реабилитационная работа в центрах
социальной и психологической поддержки
сегодня строится по таким этапам:
Подготовительный
- сбор информации о приемной семье, социальном
окружении ребёнка, на основе которой
проводится диагностика его социально-психологического
состояния.
Организационный
– анализ информации, выявление
ресурсов, возможностей семьи, проблемного
поля, разработка индивидуальной программы
помощи.
Практический
– реализация программы помощи.
Организация профилактической
работы:
1-й шаг: выявление
дисфункциональных семей.
2-й шаг: подготовка
социальных работников.
3-й шаг: знакомство
с историей семьи и
4-й шаг: организация
и проведение встреч с
5-й шаг: проектирование
и реализация помощи родителям.
6-й шаг: поиск
и реализация оптимальных
7-й шаг: интеграция
семейных отношений.
8-й шаг: психолого-социальное
сопровождение созданного
Знание социальным
педагогом представлений о
Изучение семьи
и каждого ее члена как индивида
(личности) строится на обязательном составлении
характеристики микрорайона (в ней
отражены все сущностные характеристики
каждого жителя - его возраст, профессия,
образование, интересы и т.д.), на основе
получаемой обширной информации путем
ознакомления с первичными материалами
— личными делами учащихся (членов семьи),
бесед с учителями, соседями, знакомыми
и друзьями семьи, руководством предприятий
и учреждений, на которых трудятся родители,
посещения родительских собраний, заседаний
родительских комитетов, анкетирования
детей и родителей, а также диагностирования
межсемейных взаимоотношений.
Второй компонент
социальных действий с семьей на этом
этапе предусматривает после составления
характеристики микрорайона провести
изучение положения личности в семье и
семьи-системы.
Диагностирование
межсемейных взаимоотношений
Для определения наличия в семье конфликтных структур можно идти двумя путями: посредством работы с детьми и посредством работы с приемными родителями.
Заключение
Приемная семья
предусмотрена Семейным кодексом РФ
как одна из трех форм устройства на
воспитание в семью детей, оставшихся
без попечения родителей. В развитие СК
РФ принято Постановление Правительства
РФ от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье».
Вместе с тем на практике такая форма устройства
детей на воспитание в семью является
наименее востребованной, о чем свидетельствует
незначительное количество созданных
на сегодняшний день приемных семей 1.
Этому можно найти много причин, в том
числе экономических. Но препятствием
для последовательной реализации положений
о приемной семье на практике служат и
некоторые недостатки правовых предпосылок
существующих форм устройства детей на
воспитание и регламентации отношений,
складывающихся в рамках приемной семьи[11,
с. 20].
В полном соответствии
с нормами международного права
в ст. 1 СК РФ провозглашен в качестве одного
из основополагающих принципов российского
семейного законодательства приоритет
семейного воспитания детей. Этот принцип
отражен в ст. 123 СК РФ, согласно которой
только при отсутствии возможности устройства
на воспитание в семью допускается устройство
детей в воспитательные учреждения (в
том числе в детский дом семейного типа),
предназначенные зля детей-сирот или детей,
оставшихся без попечения родителей.
Постановлением
Правительства РФ от 10 марта 2001 г. №
195 «О детском доме семейного типа» предусматривается
создание детских домов семейного типа,
имеющих организационно-правовую норму
детского учреждения. Сходство детского
дома семейного типа с приемной семьей
состоит в самой идее создания подобного
рода детского учреждения. Она заключается
в организации обстановки, максимально
приближенной к обычной семье. Представляется,
однако, что при всех достоинствах этой
идеи существует некоторая непоследовательность
в ее нормативном закреплении.
Существующие
проблемы в функционировании семьи на
современном этапе обуславливают необходимость
оказания ей помощи со стороны общества.
Анализ педагогической литературы, некоторые
исследования показывают, что это возможно
посредством организуемой с семьей социальной
(или социально-педагогической) работы.
На самом деле,
если семья не выполняет свою ведущую
функцию – первичной базисной
социализации личности ребенка –
в силу разного рода причин или
социальных дефицитов структурные,
деформация взаимоотношений в подсистемах
её, негативное влияние референтной группы,
нарушение ролевых функций и т.д.), то необходимо
влияние на неё извне с определенной целью:
внести необходимые коррективы в её функционирование,
т.е. внести изменения.
Семья как социальный
институт общества обладает большими
возможностями для осуществления процесса
социализации ребенка, успешность осуществления
этого процесса определяется её воспитательным
потенциалом.
Выполняя функции
первичной социализации личности, она
выступает в роли субъекта этого
процесса и должна пониматься как сложная
социальная система, состоящая из отдельных
компонентов. Понимание семьи в качестве
системы, способствует повышению её воспитательного
потенциала.
Список использованной
литературы
1.
Шакурова М.В. Методика и
2.
Гуров В.Н., Социальная работа
школы с семьей: Учеб. пoсoбие для
студ. ВУЗов – М.: Педагогическое
общество России, 2002
3.
Шеляг Т.В. Теория и практика
социальной работы: проблемы, прогнозы,
технологии. - М., 1992
4.
Социальная работа с молодой
семьей. Сборник теоретических и
методических материалов для
работников социальных служб для
молодежи. Вып. 2. - М.: А.Л.Д., 1995.
5.
Варга А. Я. Системная
6.
Василькова Ю.В. Методика и
опыт работы социального
7.
Головей Л. А, Рыбалко Е.Ф.
Практикум по возрастной
8.
Дивицына Н.Ф. Социальная
9.
Закатова И.Н. Социальная
10. Макаренкова
И.В., Мисько А.В. Социальная
Информация о работе Социально-педагогическая деятельность в приемной семье