Социально-педагогическая деятельность в приемной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2012 в 11:52, реферат

Описание работы

Приемная семья является возрожденной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Она обеспечивает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их право на семейное воспитание. Но законодательное оформление приемная семья получила только в связи с принятием Семейного кодекса РФ. Между тем в России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в чужие семьи.

Содержание работы

Введение
Глава I. Приемная семья, как социальное явление
1.1 Понятие приемной семьи
1.2 Семейные формы воспитания детей-сирот
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность в приемной семье
2.1 Особенности психологического развития детей в приемной семье
2.2 Деятельность социального педагога в приемной семье
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

носович.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

перегруженность отрицательным опытом, негативными  ценностями и образцами поведения;  

неуверенность в себе, своем будущем, агрессия по отношению к внешнему миру.  

Таким образом, процесс и результат социализации являются следствием внутреннего противоречия между степенью идентификации человека с обществом и его обособления в обществе.[19, с. 173] 

Личность, адаптированная в обществе и не способная противостоять  ему, может рассматриваться как жертва социализации, а неадаптированная личность в обществе может стать жертвой социализации – человеком с девиантным поведением. 

Наиболее очевидными жертвами неблагоприятных условий  социализации являются воспитанники учреждений социальной и психолого-педагогической поддержки детства, так как среди них наибольшее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и в приемных семьях зачастую таким детям не уделяется особого внимания. 

Краткая характеристика психологического портрета детей, оставшихся без попечения родителей, позволяет сделать вывод о том, что именно категория детей, попадающих в приемные семьи, должна пройти очень интенсивный путь социализации, так как он позволит им быть готовым к самостоятельной жизни. Не рассчитывая на поддержку родителей, необходимо самому научиться строить свою жизнь, использовать свои внутренние резервы, реализовывать жизненные планы. 

  

2.2 Деятельность  социального педагога в приемной  семье 
 

Одной из наиболее оптимальных форм замещающего семейного воспитания можно считать передачу ребенка на опеку в приемную семью. 

Опека и попечительство являются общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным категориям населения и, прежде всего, используются для защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опека и попечительство - это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях, предусмотренных законом.[21] 

Общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 февраля 1998г. №17-ФЗ. (ФЗ от 28 августа 1995г.). Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Здесь содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.[21] 

Приемная семья  сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем свойственных современному обществу, образу жизни. 

Среди них можно  выделить и собственно семейные проблемы. Это распределение между супругами семейных ролей и борьба за лидерство; потребность в общении отдельных членов семьи и невозможность ее реализации в семье в силу различных причин (отсутствие культуры общения, нежелание одного из членов семьи и др.); отсутствие познавательных потребностей у отдельных членов семьи или в целом у семьи-системы; неадекватность оценок поведения детей, грубое вмешательство в их внутренний мир, эмоциональное отвержение вплоть до депривации и жестокого обращения, что способствует при наличии у детей и подростков различных акцептуаций характера развитию девиантного поведения их; наличие в семье негативной нравственно-психологической атмосферы; неудовлетворительные материальные потребности семьи и многие другие. 

Экспериментально  обоснованная модель деятельности социального  педагога с семьей включает в себя следующие компоненты: 

наличие у специалиста  собственных представлений осодержании  поддержки семьи как клиента  и о представлениях клиента о  содержании этой поддержки, а также о форме ее оказания; 

широкое изучение семьи-системы и каждого ее членакак индивида (личности); 

дифференциация  семей на типы соответственно деформированности  семейных структур; 

разработка программы (соответственно выделенным входе дифференциации типам семей) социальных воздействий на семью коррекционно-воспитательной направленности; 

вхождение семьей-системой в контакт с целью реализации программы социальных действий; 

отслеживание  результатов коррекционно-воспитательной деятельности с семьей и внесение необходимых изменений. 

Приступая к  социальным действиям по отношению  к семье с целью оказания ей помощи, социальный педагог согласно разработанной нами модели обязан четко  представлять ее содержание и возможные  формы претворения этого содержания в практику. 

Наряду с наличием у социального педагога собственных  представлений о содержании помощи клиенту и о представлениях клиента  о содержании этой помощи, ему необходимо иметь представления о формах оказания помощи, среди которых выделяют форму компенсации нехватки чего-либо, освобождения от негативного, работа над чем-то и изменения [2, с. 42-43]. 

Профилактическая  и реабилитационная работа в центрах  социальной и психологической поддержки  сегодня строится по таким этапам: 

Подготовительный - сбор информации о приемной семье, социальном окружении ребёнка, на основе которой проводится диагностика его социально-психологического состояния. 

Организационный – анализ информации, выявление  ресурсов, возможностей семьи, проблемного  поля, разработка индивидуальной программы помощи. 

Практический  – реализация программы помощи. 

Организация профилактической работы: 

1-й шаг: выявление  дисфункциональных семей. 

2-й шаг: подготовка  социальных работников. 

3-й шаг: знакомство  с историей семьи и проектирование дальнейших действий по оказанию ей поддержки и помощи. 

4-й шаг: организация  и проведение встреч с родителями  и детьми. 

5-й шаг: проектирование  и реализация помощи родителям. 

6-й шаг: поиск  и реализация оптимальных образовательно-воспитательных, коррекционно-развивающих форм и методов работы с детьми и подростками. 

7-й шаг: интеграция  семейных отношений. 

8-й шаг: психолого-социальное  сопровождение созданного сообщества  детей и взрослых [5, с.325]. 

Знание социальным педагогом представлений о содержании и формах оказываемой помощи является первым компонентом в модели социальных действий с семьей. 

Изучение семьи  и каждого ее члена как индивида (личности) строится на обязательном составлении  характеристики микрорайона (в ней  отражены все сущностные характеристики каждого жителя - его возраст, профессия, образование, интересы и т.д.), на основе получаемой обширной информации путем ознакомления с первичными материалами — личными делами учащихся (членов семьи), бесед с учителями, соседями, знакомыми и друзьями семьи, руководством предприятий и учреждений, на которых трудятся родители, посещения родительских собраний, заседаний родительских комитетов, анкетирования детей и родителей, а также диагностирования межсемейных взаимоотношений. 

Второй компонент социальных действий с семьей на этом этапе предусматривает после составления характеристики микрорайона провести изучение положения личности в семье и семьи-системы. 

Диагностирование  межсемейных взаимоотношений проводится на основе соответствующих анкет и диагностических методик. 

Для определения  наличия в семье конфликтных  структур можно идти двумя путями: посредством работы с детьми и  посредством работы с приемными  родителями.

Заключение 
 

Приемная семья  предусмотрена Семейным кодексом РФ как одна из трех форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей. В развитие СК РФ принято Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье». Вместе с тем на практике такая форма устройства детей на воспитание в семью является наименее востребованной, о чем свидетельствует незначительное количество созданных на сегодняшний день приемных семей 1. Этому можно найти много причин, в том числе экономических. Но препятствием для последовательной реализации положений о приемной семье на практике служат и некоторые недостатки правовых предпосылок существующих форм устройства детей на воспитание и регламентации отношений, складывающихся в рамках приемной семьи[11, с. 20].  

В полном соответствии с нормами международного права в ст. 1 СК РФ провозглашен в качестве одного из основополагающих принципов российского семейного законодательства приоритет семейного воспитания детей. Этот принцип отражен в ст. 123 СК РФ, согласно которой только при отсутствии возможности устройства на воспитание в семью допускается устройство детей в воспитательные учреждения (в том числе в детский дом семейного типа), предназначенные зля детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.  

Постановлением  Правительства РФ от 10 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа» предусматривается создание детских домов семейного типа, имеющих организационно-правовую норму детского учреждения. Сходство детского дома семейного типа с приемной семьей состоит в самой идее создания подобного рода детского учреждения. Она заключается в организации обстановки, максимально приближенной к обычной семье. Представляется, однако, что при всех достоинствах этой идеи существует некоторая непоследовательность в ее нормативном закреплении.  

Существующие  проблемы в функционировании семьи на современном этапе обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Анализ педагогической литературы, некоторые исследования показывают, что это возможно посредством организуемой с семьей социальной (или социально-педагогической) работы. 

На самом деле, если семья не выполняет свою ведущую  функцию – первичной базисной социализации личности ребенка –  в силу разного рода причин или  социальных дефицитов структурные, деформация взаимоотношений в подсистемах  её, негативное влияние референтной группы, нарушение ролевых функций и т.д.), то необходимо влияние на неё извне с определенной целью: внести необходимые коррективы в её функционирование, т.е. внести изменения. 

Семья как социальный институт общества обладает большими возможностями для осуществления процесса социализации ребенка, успешность осуществления этого процесса определяется её воспитательным потенциалом. 

Выполняя функции  первичной социализации личности, она  выступает в роли субъекта этого  процесса и должна пониматься как сложная социальная система, состоящая из отдельных компонентов. Понимание семьи в качестве системы, способствует повышению её воспитательного потенциала. 

Список использованной литературы 
 

1.       Шакурова М.В. Методика и технология  работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Социальная педагогика" - М.: Академия, 2007 

2.       Гуров В.Н., Социальная работа  школы с семьей: Учеб. пoсoбие для  студ. ВУЗов – М.: Педагогическое общество России, 2002 

3.       Шеляг Т.В. Теория и практика  социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. - М., 1992 

4.       Социальная работа с молодой  семьей. Сборник теоретических и  методических материалов для  работников социальных служб для молодежи. Вып. 2. - М.: А.Л.Д., 1995.  

5.       Варга А. Я. Системная семейная  психотерапия. Курс лекций. СПб, 2001 

6.       Василькова Ю.В. Методика и  опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов  высших учебных заведений. –  М., 2001 

7.       Головей Л. А, Рыбалко Е.Ф.  Практикум по возрастной психологии. СПб., 2001 

8.       Дивицына Н.Ф. Социальная работа  с неблагополучными детьми и  подростками. Конспект лекций. –  Ростов на Дону, 2005 

9.       Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. – М., 1996 

10.  Макаренкова  И.В., Мисько А.В. Социальная дезадаптация  детей и подростков (психолого  – педагогические основы коррекционно  – профилактической работы). –  М., 2004 

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность в приемной семье