Социально-психологическая адаптация личности в условиях динамического кризиса окружающей среды. Формирование системы профилактики зави

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:00, научная работа

Описание работы

2013г.
Цель проведения круглого стола – создание условий для развития системы непрерывного образования человека, направленной на социально-психологическую адаптацию личности в окружающем мире.
Нами предполагается обсудить вопрос, связанный с решением задач по формированию системы профилактики зависимостей в молодежной среде.
Направление сообщений и докладов:
Просвещение;
Непрерывное образование;
Формирование программ по ЗОЖ, инновационные методики, программы и проекты.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

 

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ

 

Тема:

«Социально-психологическая  адаптация личности в условиях динамического кризиса окружающей среды. Формирование системы профилактики зависимостей в молодежной среде»

 

Выполнила                                                                      Кузнецова О.И.

Студент                                                                            3 курс, день

Факультет                                                                        МиМ

Специальность                                                                МО                                                               

Преподаватель                                                                Карпук С.А.

 

 

 

 

 

Брянск 

2013г.

          Цель проведения круглого стола – создание условий для развития системы непрерывного образования человека, направленной на социально-психологическую адаптацию личности в окружающем мире.

           Нами предполагается обсудить вопрос, связанный с решением задач по формированию системы профилактики зависимостей в молодежной среде.

           Направление сообщений и докладов:

Просвещение;

Непрерывное образование;

Формирование  программ по ЗОЖ, инновационные методики, программы и проекты.

Аннотация

           Общественная значимость и глубина рассматриваемой в статье проблемы приводит к выводу о целесообразности профилактики зависимого поведения в молодежной среде на основе целенаправленного формирования у молодых людей ценностного отношения к жизни.  Поведенческие девиации среди подростков и молодых людей представляют собой серьезную социальную и психологическую проблему.  

Ключевые  слова:

          Система профилактики зависимостей, отклоняющееся поведение, ценностное отношение к жизни, качество жизни, молодежная среда, позитивно-ценностный подход.

           Социализация - это процесс интеграции индивида в общество посредством усвоения им социальных норм и ценностей. В ходе этого процесса индивид из младенца превращается в человеческую личность с системой взаимосвязанных установок и ценностей, с индивидуальным видением мира. Процесс социализации не всегда протекает по нормативному варианту.  Социализация, отклоняющаяся от социально ожидаемого стандарта, является одним из вариантов индивидуального развития, и одновременно с этим – одной из причин девиантного поведения подростков и молодых людей.1

          Поведенческие девиации  среди подростков и  молодых людей представляют собой серьезную социальную и психологическую проблему. Традиционно к наиболее опасным формам девиаций в молодежной среде относятся: правонарушения, агрессивное поведение, вандализм, сексуальные аддикции и суициды. В последние  годы Россия устойчиво сохраняет лидирующее место в мире по смертности от самоубийств среди молодежи. По данным социологических опросов, мысль о самоубийстве возникала у 19 % юношей и 43 % девушек.2

          По всеобщему признанию, подростково-юношеский возраст представляет собой период, наиболее сензитивный к экспериментированию с психоактивными веществами и формированию различных форм зависимого (аддиктивного) поведения. Аддикция  в общем  смысле слова - стремление уйти от состояния внутреннего психологического дискомфорта (конфликта и тревоги),  изменить  свое  психическое состояние. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), более 90 % наркозависимых приобретают эту болезнь в возрасте до 20 лет. Результаты социологических исследований показывают, что главные мотивы потребления наркотиков - жажда удовольствий, желание испытать острые ощущения, эйфория. А поскольку речь в большинстве случаев идет о молодых людях, эти мотивы усиливаются личностной незрелостью, зависимостью от группы, беспечностью. Большинство опрошенных наркозависимых людей (77,1 %) пристрастились к «зелью» под воздействием других лиц, главным образом потребителей наркотиков из числа друзей и знакомых. Потребление наркотиков в молодежной среде часто носит групповой характер. Увлечение наркотиками также является атрибутом молодежной субкультуры.3

          Формирование системы профилактики зависимостей в молодежной среде представляет собой одну из наиболее актуальных и сложных социальных проблем. В целях предупреждения девиантного (отклоняющегося поведения) используются различные социально-психологические подходы, обоснованность и эффективность которых вызывает множество вопросов.

           Ведущими методами психопрофилактической работы среди молодежи в настоящее время являются: организация массовых мероприятий, информирование, групповые дискуссии, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики. В зависимости от используемых методов психопрофилактическая работа может осуществляться в форме тренингов, образовательных программ (например, школьного спецкурса), психологического консультирования, кризисной помощи (телефон доверия), а также психотерапии пограничных состояний и нервно-психических расстройств. В целом, следует признать, что эффективность профилактики зависимого поведения подростков и молодежи является не достаточно высокой.

          Профилактические программы, ориентированные на молодежь, недостаточно учитывают психологические особенности молодого возраста: высокую социальную активность, любознательность, склонность к протестному поведению, зависимость от моды и молодежной субкультуры, склонность к риску и экстремальным формам активности. Специалисты также отмечают, что неадекватные способы воздействия на молодежь (запреты, запугивание, чрезмерное информирование о психотропных эффектах наркотиков, излишняя категоричность и морализаторство, неактуальные для молодых людей рассуждения о вреде для здоровья) могут оказывать эффект, обратный ожидаемому.

          В целом, психопрофилактика базируется на так называемом негативном подходе, т. е. изучении факторов и особенностей девиантного поведения и личностей зависимых индивидов (т.е. того, что приводит к девиациям). Выявленные аддиктивные свойства (например, конфликтность, стрессонеустойчивость, тревожность, архаичные психологические защиты) определяют соответствующие задачи психопрофилактической работы (формирование навыков конструктивного разрешения конфликтов, повышение способности совладания со стрессом, снижение тревоги и прочее). При этом недостаточно изучаются и явно не учитываются качества подростков и молодых людей, не склонных (толерантных) к зависимому поведению. В связи с этим, до сих пор не совсем ясно – какие именно свойства и ценности личности являются гарантией защиты от различных форм зависимости.

           В системе общечеловеческих культурных ценностей высокий уровень физического и психического здоровья человека во многом определяет возможность освоения им всех остальных ценностей и является основой, без которой сам процесс гармоничного развития человека, его самосовершенствования мало эффективен. В этих условиях проблема сохранения здоровья и воспитания ценностного отношения  молодежи к жизни представляют особый интерес. Известно, что здоровье человека определяется 20 % наследственности, 20 % природной среды, 7-10 % уровня здравоохранения, и 50 % здоровья человека зависит от его образа жизни человека.4

           Основы ценностного отношения к жизни человека закладываются еще в подростковом и юношеском возрасте, т.к. именно в этот период молодежь наиболее восприимчива к воспитательным воздействиям. Школьный возраст справедливо считается наиболее сензитивным периодом для направленного формирования личности ребенка. Ориентиры, установленные в качестве критериев его ценности, обладают силой инерции, а сформированные в этом возрасте внутренние поведенческие регуляторы, обладают устойчивостью,  проецируются на будущее, изменяют жизненную позицию человека, его взаимоотношения с другими людьми и существенно определяют дальнейшее его развитие, являются профилактикой разрушительных и саморазрушительных  форм поведения.5

          Ценность социальна по своей природе и складывается лишь на уровне социальной общности. Сформированные в процессе деятельности индивидуальные ценностные значения - явления общественные, коллективные. Ценностное отношение формируется в процессе деятельности и реализуется через деятельность. Человек может выбрать цель, сформировать стратегию будущего поведения, исходя из индивидуальной системы ценностей. Диапазон  и количество социальных ролей личности определяется многообразием социальных групп, с которыми она себя идентифицирует, разнообразной структурой  деятельности   и  отношений,   в  которые она включена. Каждая роль - совокупность общих значений, без освоения которых не возможна коммуникация, установление социальных связей человека с миром.

          Ориентация - это целая система установок, в свете которых индивид или группа воспринимает ситуацию и выбирает соответствующий образ действия. Ориентации, направленные на какие-либо социальные ценности, называются ценностными ориентациями.6

          Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности,  в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии. Это тот компонент структуры личности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы. Наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека.7

          Ценностные ориентации очень тесно связаны с идеалом. Мы вправе сказать, что ценностное отношение возникает при сравнении, сопоставлении объекта с идеалом.

          Изменение социальных условий, смена общественных ценностных ориентиров ведут к тому, что механизм воспроизводства ценностных ориентаций перестает быть ведущим, уступая место адаптационным механизмам. 

           Динамику этого процесса можно проследить через анализ индивидуальной ценностной системы личности:

  • сохранение прежней ценностной системы субъекта, несмотря на происходящие общественные перемены. Сформированная в процессе прошлого опыта индивидуальная система ценностных ориентаций служит своеобразным фильтром для поступающей извне ценностной информации;
  • расстройство индивидуальной ценностной системы. Состояние, которое означает индивидуальный ценностный вакуум, состояние отчуждения; 
  • развитие - такое изменение в ценностно - ориентационной системе личности, когда обогащается внутренне содержание ценностных ориентаций с помощью механизма адаптации к изменившейся социокультурной сфере.8

          В социальном портрете современной молодежи можно выделить следующие противоречивые характеристики:

  • возросший уровень образованности и недостаточную согласованность социального и личностного смысла образования;
  • признание молодежью социальной значимости участия в общественной жизни и стремление самоутвердиться в непроизводственной сфере, главным образом, в сфере досуга;
  • стремление к активному участию в социальных преобразованиях и фактическое отстранение, особенно учащейся молодежи, от многообразных видов социальной деятельности;
  • желание что-то изменить к лучшему в окружающей действительности и пассивность в поиске и реализации возможностей для самостоятельного улучшения жизни.

Такое положение  дел явилось следствием ряда причин:

  • отношение к подрастающему поколению как к объекту только воспитания, что подкреплялось авторитарной методикой, рассчитанной на получение результатов, в которых проявляются, прежде всего, исполнительские, конформистские наклонности молодого человека; 
  • отстраненность молодежи от любых форм власти и от решения задач, стоящих перед обществом (социальное отчуждение);
  • продолжительное пребывание молодых людей в заниженном социальном статусе;
  • отсутствие социальных программ, рассчитанных на развитие таких качеств подрастающего поколения, как самостоятельность, творчество, деловитость.9

          Сегодня можно с полным основанием говорить о борьбе ценностей в массовом сознании и в жизни общества. Сегодня рушатся ценности, которые еще вчера казались стабильными, т.к. исчезают социальные гарантии, растут экономические катаклизмы.

          Современное подрастающее поколение проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность и пессимизм, неверие в себя и общество:

  • одни живут в прошлом, слушая рассказы старших о «прекрасном времени, когда якобы успешно решались все проблемы»;
  • другие, наоборот, агрессивно ведут себя по отношению ко всем нововведениям, критикуют «все и вся», занимаются поисками «врагов», на которых можно было бы свалить причины всех бед;
  • третьи, отчаявшись, уходят в «никуда», становятся на преступный путь, превращаются в алкоголезависимых и наркозависимых людей; 
  • четвертые ищут «путь к богу», вступают в различные секты, увлекаются мистикой и колдовством;
  • пятые, понимая, что только с помощью собственной активности можно добиться успеха в жизни, объективно оценивают ситуацию, ищут пути решения возникающих проблем.10

Информация о работе Социально-психологическая адаптация личности в условиях динамического кризиса окружающей среды. Формирование системы профилактики зави