Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:00, научная работа
2013г.
Цель проведения круглого стола – создание условий для развития системы непрерывного образования человека, направленной на социально-психологическую адаптацию личности в окружающем мире.
Нами предполагается обсудить вопрос, связанный с решением задач по формированию системы профилактики зависимостей в молодежной среде.
Направление сообщений и докладов:
Просвещение;
Непрерывное образование;
Формирование программ по ЗОЖ, инновационные методики, программы и проекты.
Профилактическая работа в молодежной среде, по нашему мнению, должна быть направлена не столько на негативные поведенческие аспекты, сколько основываться на позитивном подходе, на исследовании социальных и психологических факторов, препятствующих формированию девиантного поведения и на формирование ценностного отношения к жизни и своему здоровью.
Элементами ценностного отношения к жизни являются:
Ценностность - центральный компонент психологической структуры личности, связанный с переживанием значимости внешнего и внутреннего бытия личности для нее самой. Данная категория раскрывается через такие психологические понятия и феномены, как: ценности, потребности, ведущие установки личности, личностные смыслы, ценностные ориентации, смысл жизни и другие.11
Каждая историческая общественная форма характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. Согласно культурологическому подходу к проблеме ценностей, понятия ценности и ценностной ориентации признаются настолько важными, что это позволяет рассматривать культуру как систему ценностей. При этом ценность определяется как нечто такое, без чего данная культура оказывается ущербной, эмоционально-дискомфортной без чего существование личности полностью или частично теряет смысл.12
В современных исследованиях ценности рассматриваются как сложная иерархическая система, которая занимает место на пересечении мотивационно-потребностной сферы личности и мировоззренческих структур сознания, выполняя функции регулятора активности человека.
В структуре зрелой, развитой личности ценности характеризуются высокой осознанностью и выполняют функцию перспективных стратегических жизненных целей и мотивов жизнедеятельности.13 В последнем случае принято говорить о ценностных ориентациях личности.
Во многих отечественных работах ценностные ориентации как бы поглощаются другими, более устоявшимися психологическими понятиями, которые являются основным объектом исследования того или иного автора. В этой связи, для определения места ценностей и ценностных ориентации в общей системе личностных составляющих необходимо разграничить последние со смежными понятиями, прежде всего с такими, как «потребность», «мотив», «установка», «аттитюд», «диспозиция», «личностный смысл», «убеждение».
Понятие «качество жизни» относится к относительно новым понятиям. Оно появилось в конце 50-х годов и активно развивалось в 60-70-е годы ХХ века, прежде всего в зарубежной социологии. В российской научной литературе термин «качество жизни» используется в основном для характеристики социально-экономических условий существования и трактуется как субъективная оценка человеком достигнутого уровня материального благосостояния, включающего и удовлетворение психологических потребностей. Некоторые отечественные исследователи рассматривают определение качества жизни через ощущение благополучия или удовлетворенности определенными аспектами индивидуального бытия.14
Исследования социально-психологических факторов качества жизни человека в современном обществе, как в российской, так и зарубежной литературе представлены либо отдельными публикациями, либо рассматриваются в рамках изучения других феноменов: смысл жизни; счастье; образ жизни и т.д. Решение проблемы качества жизни нуждается в более детальном, научно-обоснованном изучении социально-психологических аспектов данного феномена, определении его содержания, индикаторов, механизмов и детерминант развития. Это позволит усовершенствовать процессы социализации личности, разработать более совершенные системы психологической помощи.
Наиболее полно и многосторонне качество жизни может быть определено как сложный социально – психологический феномен, проявляющийся в гармоничном взаимодействии духовного, психологического, социального и физического здоровья личности. Механизмом формирования и развития качества жизни являются ценности и ценностные ориентации личности.
Духовное здоровье предполагает наличие общечеловеческих ценностей, гуманистического мировоззрения, устойчивого смысла своего существования, активно-созидательной жизненной позиции, осознания гармонической связи своего бытия, всех событий и явлений мира.
Состояние психологического здоровья может выражаться в наличии у человека целостной и стабильной позитивной «Я-концепции», возможностью эмоционально-волевой саморегуляции, гармонично развитой иерархией мотивационно-потребностной сферы, творческим потенциалом для саморазвития и самосовершенствования.
Мир ценностей представляет собой особую сферу личности, выражающую социально-личностную форму бытия явлений действительности. Формирование системы ценностей, ценностных ориентаций личности нередко рассматриваются как основная цель и сущность воспитания. Однако фактически в школьной практике приоритетными остаются проблемы психологии обучения, связанные с профессиональной подготовкой, адаптацией, развитием познавательной сферы учащихся и незначительное место отводится формированию ценностей, этических и нравственных устремлений, осмысленности жизненной позиции, качеств составляющих основу внутреннего мира личности.
Исследователи развития личности в онтогенезе указывают, что формирование ценностных ориентаций ребенка осуществляется, прежде всего, в семье под влиянием системы ценностей родителей. Особое место в онтогенетическом развитии отводится подростковому возрасту как периоду активного усвоения системы личностных смыслов. Развитие личности в подростковом возрасте обусловлено наличием противоречий между растущими возможностями ребенка и способами их удовлетворения, что приводит к возникновению различных аддикций.15
Девиантный путь развития выбирают, прежде всего, люди, не имеющие легальной возможности для самореализации в условиях сложившейся социальной иерархии, чья индивидуальность подавляется, фрустрирующая энергия блокируется. Они не считают общепринятые нормы порядка естественными и справедливыми, не могут сделать карьеру, изменить свой социальный статус через легитимные каналы социальной мобильности.
Таким образом, многообразие действий людей, находящихся в сходных условиях, объясняется, прежде всего, наличием в самой объективной действительности различных путей и возможностей, что и составляет основу для принятия человеком того или иного решения.
Профилактическая работа, особенно специальные ее формы, связанные с анализом ситуаций и предупредительным воздействием на лиц, уже впитавших в себя определенные антиобщественные навыки, призвана активизировать все социально полезные воздействия.
Из вышесказанного
можно сделать следующие
Дифференцированный подход к оценке образа жизни людей в различных микросоциальных группах должен быть связан с дифференцированным подходом к самим людям, к использованию разнообразных форм и методов работы с ними. Поиски “слабого звена” в системе ценностей личности и личностных смыслов имеют принципиальное значение для оказания помощи личности со сформированным девиантным поведением.
16 Применительно к молодежной группе изучение её ценностных ориентаций дает возможность выявить реальную степень включенности молодых людей в общественные отношения, определить их адаптационные способности, охарактеризовать инновационный потенциал молодежи, от которого во многом зависит будущее состояние общества.
Целью профилактики зависимого поведения в молодежной среде является нейтрализация, блокировка асоциальных установок у молодых людей, формирование и усиление новых установок социально одобряемого поведения, а также активизация процесса самовоспитания и самосовершенствования.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи: формирование позитивных жизненных ценностей, ориентация на здоровый образ жизни, выработка адаптивных стратегий поведения; самореализация личности в творчестве и учебно-профессиональной деятельности. Выполнение этих задач возможно методами консультирования, семейной психотерапии, тренингами (стрессоустойчивости, совладания с агрессией, личностного роста), диагностики свойств личности. В данной работе необходимо использовать такие технологии, как: приобщение к творчеству, всестороннее развитие способностей молодых людей, профессиональная ориентация и адаптация, специальные уроки в школе.
Профилактика зависимого поведения, должна быть основана, прежде всего, на принципах раннего вмешательства, дифференцированном подходе по полу и возрасту, раннем взаимодействии с семьей, выработке у молодых людей ценностного отношения к жизни. Это означает необходимость целенаправленного и последовательного формирования позитивной направленности личности. Молодые люди окажутся внутренне защищены от аутодеструкции в том случае, если в их системе ценностей приоритетное место займут не потребности в риске, физиологических ощущениях, протесте и принадлежности группе, а противоположные стремления: к безопасности, духовному развитию, творческой самореализации и сотрудничеству с другими людьми. Центральным переживанием, сопровождающим перечисленные потребности и формы личностного бытия, является переживание ценности собственной личности и окружающего мира. То, что искренне признается ценным, не может ни игнорироваться, ни разрушаться.
Таким образом, позитивно-ценностный подход, на наш взгляд, является альтернативным методом профилактической работы, направленным на формирование ценностного отношения к жизни на всех этапах развития личности детей, подростков и молодежи (в семье, в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, в вузах, на предприятиях и др.).
Список использованной литературы:
1 Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения личности, М., 2007. – 288с.
2 Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 2002. – 480с.
3 Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения личности, М., 2007. – 288с.
4 Лисовский В. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие, СПб., СПбГУП, 2010. – 508с.
5 Колесов Д.В. Психология смысла//Развитие личности. М., 2006. – 240с.
6 Лисовский В. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие , СПб, СПбГУП, 2010. – 508с.
8 Лисовский В. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие, СПб, СПбГУП, 2010. – 508с.
9 Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации. М., Наука №1, 2004. – 105с.
10 Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков, М., Наука №2, 2011. – 92с.
11 Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 2001. – 272с.
12 Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 2008. – 288с.
13 Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения личности, М., 2007. – 288с.
14 Шамионов Р.М. Личность и ее становление в процессе социализации, Саратов, 2002. – 305с.
15 Выготский Л.С. Детская психология. Собр. Соч.: В 6 т. М., 2004. – 366с.
16 Леонтьев Д.А. Деятельность, сознание, личность. М., 2005. – 431с.