Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:45, доклад
Концепции бездействия первоначально вырастают из идей античной философии. Проповедник теории устойчивого удовольствия и разумного наслаждения Эпикур всячески настаивал на уклонении от страданий и вообще считал наиболее разумным не деятельность как таковую, а покой, апатию или, говоря иначе, атараксию.
Янович Екатерина, ФИН-Д-3-2
Социальные бездействия
Концепции бездействия первоначально вырастают из идей античной философии. Проповедник теории устойчивого удовольствия и разумного наслаждения Эпикур всячески настаивал на уклонении от страданий и вообще считал наиболее разумным не деятельность как таковую, а покой, апатию или, говоря иначе, атараксию.
Идея бездействия
была органически связана с
Наиболее органичное толкование понятие бездействия получило в древних философских школах Востока. В даосизме (Лао-цзы, Конфуций) человеку предписывалось плыть по течению, не нарушая естественного ритма и состояния. Нравственный идеал даосизма – это отшельник, который добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, то есть слиться с природой, жить в соответствии с ее ритмами. Буддизм (Сиддхартха Гаутама) предоставил неограниченный простор теории тотального бездействия, провозглашавшей пустоту, несубстанциональность, отсутствие собственной независимой сущности и выход за пределы собственного «я».
В ходе дальнейшего
развития философии сущность бездействия
пытались объяснить сторонники эмпиризма
Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс. Они считали,
что идея подлинного бездействия
заключается в нулевой
Всплеск интереса к активности мира и человека тесно связан желанием революционных преобразований. Когда активизм несет угрозу стабильности существующего сложившегося строя, то ему приходит философия бездействия (смирения) как естественная реакция господствующих слоев в самосохранении общества, попавшего в кризисный застой, стагнацию.
Социальное бездействие выступает сознательной волевой поведенческой реакцией человека на изменяющиеся неблагоприятные условия жизнедеятельности. Сущность его состоит в том, что в поведенческом акте субъект приходит к волевому решению не совершать определенных действий, в которых, как ему кажется, он не заинтересован.
Разумеется,
абсолютного бездействия у
Социальное бездействие направлено не на гармонизирующее благо личности и общества, а на достижение чаще асоциальных целей отдельных людей. В основе данного бездействия, как правило, лежат эгоистические потребности, интересы и цели, выступающие мотивами поведения, идущего в разрез с общепризнанными ценностями.
Для некоторых
людей бездействие – это
Оценочное отношение к бездействующему человеку отнюдь не однозначно. Хотя обществом и осуждается покорность, пассивность, бездействие, и поощряется самостоятельность и активность, тем не менее, по-прежнему, многих руководителей, особенно бюджетных организаций, устраивают послушные и исполнительные работники. Для того чтобы обеспечить себе спокойное существование, руководители нередко избавляются от сильных, инициативных и принципиальных личностей.
Серьезным тормозом на пути реализации социальной активности является такой психологический фактор, как страх. Страх – эмоция большой силы, оказывающая заметное влияние на восприятие, мышление и поведение индивида. В зависимости от своей интенсивности страх переживается как предчувствие, неуверенность или полная незащищенность. Появляется чувство недостаточной надежности, опасности и надвигающегося несчастья. Интенсивный и продолжительный страх является наиболее опасным для человека.
Прибывающие в постоянном страхе люди нередко вынуждены использовать в качестве средства психологической самозащиты банальное бездействие: от меня ничего в этом обществе не зависит, следовательно, не надо проявлять усилий и активности.
Конечно, роль страха в жизни людей неоднозначна, и категорично объявлять страх фактором социального бездействия не следует. Функция страха заключается в том, что он сигнализирует человеку об опасности, выход из которой может быть как в активном действии, так и парализующем бездействии.
Наряду со страхом хотелось бы остановиться на роли социальных манипуляций, которые также могут вызвать у человека социальное бездействие. Манипуляция – способ господства над людьми путем духовного воздействия через программирования их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека; оно осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении. При успешном применении манипуляции индивид может быть ввергнут в состояние инертности, может прекратить действия и прийти к бездействию. Бездействие – одна из целей манипулирования сознанием. Именно такого состояния от людей нередко стремятся добиться средства массовой информации и государство, т. к. бездействие и социальная апатичность граждан гарантируют государству спокойствие и безнаказанное процветание.
Манипулирование
сознанием – эффективное
Виды бездействия:
Во-первых, позитивное социальное бездействие как волевая реакция на недопущения действий, запрещенных и непоощряемых обществом (например, правонарушающее и аморальное поведение).
Во-вторых, негативное бездействие как сознательный волевой отказ от требуемого (должного) обществом социального действия.
В-третьих, нейтральное социальное бездействие как сознательный волевой отказ личности от ожидаемых обществом положительных действий (например, участие в выборах, служба в армии и т.п.).
В-четвертых, ситуативное бездействие как уход, бегство от социальной действительности при решении отдельных локальных житейских проблем.
В-пятых, апатичное бездействие, состоящее в том, что человек не участвует в жизни общества и других процессах, потому что он изначально пассивен по своим психическим характерологическим признакам.
В-шестых, квазибездействие, основанное на убеждение субъекта в том, что личность безразлична обществу и наличие собственной позиции мешает жить, а условия жизни мотивируют приспособленчество.
Краткая оценка социального бездействия такова: оно является преградой в развитии гражданского общества, тормозом в повышении активности во всех сферах жизнедеятельности, отрицательно сказывается на нравственном облике общества, ведет его к деградации, а также искажает систему ценностных ориентаций и мотиваций поведения людей.
В качестве одной из важных причин
возникновения социального
Социальное бездействие
Отсутствие духовно-
В новых
социально-экономических и
Причинами
социального бездействия
Социальное бездействие проявляется и в трудовых отношениях. При значительном разнообразии причин трудового бездействия выделим одну из главных – это несовершенство оплаты труда, его морального и материального стимулирования, что приводит к экономическим негативным последствиям, трудовым и нравственным потерям. Нередко работники получают совершенно одинаковую зарплату при разной интенсивности, сложности труда. Это порождает социальную несправедливость, притупляет интерес к работе, вызывает ощущение равнодушия, что в целом и порождает трудовое бездействие.
Хотелось бы отметить, что у части населения нашей страны сложился некий стереотип к работе: «где бы ни работать, лишь бы не работать». У многих простых тружеников отсутствует стимул к работе, нежелание проявлять свои способности и опыт, стимулировать мыслительную деятельность для улучшения дела. В трудовых коллективах часто царит атмосфера бездействия и пассивности, оказывающая негативное влияние на индивидуальное сознание каждого его члена. Наблюдается широкомасштабное приспособленчество, конформизм в поведении. Работников лишают права на разумный риск, вполне оправданный и возможный при новаторской деятельности. Отсутствие такой возможности сковывает инициативу, плодит консерваторов, перестраховщиков, действующих с оглядкой даже в самых малых начинаниях. Недаром у нас существует расхожее мнение, что «инициатива наказуема», которое реализуется в жизни в виде бездействия и апатии ко всему новому и неизведанному. Отсюда поддержка многими работниками так называемой «этики бездействия».
Авторитарный стиль руководства становится помехой в удовлетворении творческих потребностей и активной инициативы, выступающей составным элементом механизма личного престижа работника. Издержки в кадровой и воспитательно-трудовой политике отрицательно сказываются на демократизации, укреплении трудовой дисциплины, справедливости в оплате труда, формировании активности граждан в трудовых отношениях.