Социальные бездействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:45, доклад

Описание работы

Концепции бездействия первоначально вырастают из идей античной философии. Проповедник теории устойчивого удовольствия и разумного наслаждения Эпикур всячески настаивал на уклонении от страданий и вообще считал наиболее разумным не деятельность как таковую, а покой, апатию или, говоря иначе, атараксию.

Файлы: 1 файл

Доклад. Социальные бездействия.doc

— 55.50 Кб (Скачать файл)

Янович Екатерина, ФИН-Д-3-2

Социальные бездействия

Концепции бездействия первоначально вырастают из идей античной философии. Проповедник теории устойчивого удовольствия и разумного наслаждения Эпикур всячески настаивал на уклонении от страданий и вообще считал наиболее разумным не деятельность как таковую, а покой, апатию или, говоря иначе, атараксию.

Идея бездействия  была органически связана с принципами неподвижности и неизменности бытия, которую отстаивали представители  элейской школы (Парменид, Зенон, Мелисс). Благодаря широко известным апориям Зенона сегодня уже никто из нас не сомневается в том, что в мыслях Ахиллес никогда не догонит черепаху, будучи отдаленным от нее бесконечным числом отрезков пути, а пущенной стреле, увы, не суждено долететь до цели, ибо в каждой точке своей траектории она мыслится в состоянии покоя. Таким образом, исходя из понимания движения как суммы неподвижных положений тела в пространстве, мы можем прийти к выводу, что любое действие есть не что иное, как сумма покоя, бездействий. Позже свою изощренную в софизмах метафизику мысли элеаты передали Платону, что решительным образом сказалось на всем дальнейшем развитии философии.

Наиболее  органичное толкование понятие бездействия  получило в древних философских  школах Востока. В даосизме (Лао-цзы, Конфуций) человеку предписывалось плыть по течению, не нарушая естественного ритма и состояния. Нравственный идеал даосизма – это отшельник, который добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, то есть слиться с природой, жить в соответствии с ее ритмами. Буддизм (Сиддхартха Гаутама) предоставил неограниченный простор теории тотального бездействия, провозглашавшей пустоту, несубстанциональность, отсутствие собственной независимой сущности и выход за пределы собственного «я».

В ходе дальнейшего  развития философии сущность бездействия  пытались объяснить сторонники эмпиризма  Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс. Они считали, что идея подлинного бездействия  заключается в нулевой активности субъекта на поприще созерцательного познавательного процесса. В эмпиризме позитивно оценивается лишь такое бездействие, которое является результатом анализа и сравнения, основанных на созерцании и абстрагированных от деятельности человека. Правда, при последовательном проведении этой концепции эмпирики все же обнаруживали практическую активность познающего субъекта, но увидели в ней признак несовершенства. Поэтому и пытались выработать надежный метод, исключающий человеческую активность и утверждающий созерцательный характер познания. Бездействие как идеал философии эмпиризма заключалось в чистом созерцании, а активность трактовалась как помеха.

Всплеск интереса к активности мира и человека тесно  связан желанием революционных преобразований. Когда активизм несет угрозу стабильности существующего сложившегося строя, то ему приходит философия бездействия (смирения) как естественная реакция господствующих слоев в самосохранении общества, попавшего в кризисный застой, стагнацию.

Социальное бездействие выступает сознательной волевой поведенческой реакцией человека на изменяющиеся неблагоприятные условия жизнедеятельности. Сущность его состоит в том, что в поведенческом акте субъект приходит к волевому решению не совершать определенных действий, в которых, как ему кажется, он не заинтересован.

Разумеется, абсолютного бездействия у живого человека нет и быть не может. Активность бездействующего человека может  быть равна нулю в отношении исключительно  запрещенных, требуемых и некоторых  ожидаемых обществом действий. Поэтому  к бездействующим субъектам целесообразно отнести не просто тех, кто не совершает каких-либо действий, а тех, кто бездействует в плане осуществления своего государственного, гражданского, трудового, семейного долга.

Социальное  бездействие направлено не на гармонизирующее благо личности и общества, а на достижение чаще асоциальных целей отдельных людей. В основе данного бездействия, как правило, лежат эгоистические потребности, интересы и цели, выступающие мотивами поведения, идущего в разрез с общепризнанными ценностями.

Для некоторых  людей бездействие – это жизненное  кредо. Их пассивность не просто дань неблагоприятным обстоятельствам, а укоренившаяся жизненная позиция. Они хотят улучшений своей  жизни, экономического и политического  положения в стране без приложения каких-либо со своей стороны усилий. При этом они руководствуются так называемым «бездействующим сознанием», опирающимся на житейские принципы: «не думать»; «если действовать, то подчиняясь»; «ни за что не отвечать». Данные индивиды вряд ли могут самореализоваться в жизни, проявить свои способности и таланты, найти свое предназначение в мире.

Оценочное отношение к бездействующему  человеку отнюдь не однозначно. Хотя обществом  и осуждается покорность, пассивность, бездействие, и поощряется самостоятельность  и активность, тем не менее, по-прежнему, многих руководителей, особенно бюджетных организаций, устраивают послушные и исполнительные работники. Для того чтобы обеспечить себе спокойное существование, руководители нередко избавляются от сильных, инициативных и принципиальных личностей.

Серьезным тормозом на пути реализации социальной активности является такой психологический  фактор, как страх. Страх – эмоция большой силы, оказывающая заметное влияние на восприятие, мышление и  поведение индивида. В зависимости  от своей интенсивности страх переживается как предчувствие, неуверенность или полная незащищенность. Появляется чувство недостаточной надежности, опасности и надвигающегося несчастья. Интенсивный и продолжительный страх является наиболее опасным для человека.

Прибывающие в постоянном страхе люди нередко  вынуждены использовать в качестве средства психологической самозащиты банальное бездействие: от меня ничего в этом обществе не зависит, следовательно, не надо проявлять усилий и активности.

Конечно, роль страха в жизни людей неоднозначна, и категорично объявлять страх фактором социального бездействия не следует. Функция страха заключается в том, что он сигнализирует человеку об опасности, выход из которой может быть как в активном действии, так и парализующем бездействии.

Наряду  со страхом хотелось бы остановиться на роли социальных манипуляций, которые  также могут вызвать у человека социальное бездействие. Манипуляция  – способ господства над людьми путем духовного воздействия  через программирования их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека; оно осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении. При успешном применении манипуляции индивид может быть ввергнут в состояние инертности, может прекратить действия и прийти к бездействию. Бездействие – одна из целей манипулирования сознанием. Именно такого состояния от людей нередко стремятся добиться средства массовой информации и государство, т. к. бездействие и социальная апатичность граждан гарантируют государству спокойствие и безнаказанное процветание.

Манипулирование сознанием – эффективное средство и одновременно источник, вызывающий социальное бездействие. И проблема заключается не только в том, что  человек находится в состоянии социального бездействия, но и в состоянии умственного упадка как результата манипуляционного отупляющего воздействия. Это – своего рода убаюкивание, которое снимает раздражение и социальную напряженность, освобождает от необходимости мыслить и размышлять о социальной действительности и предназначении в обществе, снижает в целом социальную и политическую активность граждан. В данном случае гражданские чувства, ориентирующие человека на положительные социальные действия, нейтрализованы манипуляцией.

Виды бездействия:

Во-первых, позитивное социальное бездействие  как волевая реакция на недопущения  действий, запрещенных и непоощряемых обществом (например, правонарушающее  и аморальное поведение).

Во-вторых, негативное бездействие  как сознательный волевой отказ  от требуемого (должного) обществом  социального действия.

В-третьих, нейтральное социальное бездействие как сознательный волевой  отказ личности от ожидаемых обществом  положительных действий (например, участие в выборах, служба в армии и т.п.).

В-четвертых, ситуативное бездействие  как уход, бегство от социальной действительности при решении отдельных  локальных житейских проблем.

В-пятых, апатичное бездействие, состоящее  в том, что человек не участвует в жизни общества и других процессах, потому что он изначально пассивен по своим психическим характерологическим признакам.

В-шестых, квазибездействие, основанное на убеждение субъекта в том, что  личность безразлична обществу и  наличие собственной позиции мешает жить, а условия жизни мотивируют приспособленчество.

Краткая оценка социального бездействия  такова: оно является преградой в  развитии гражданского общества, тормозом в повышении активности во всех сферах жизнедеятельности, отрицательно сказывается на нравственном облике общества, ведет его к деградации, а также искажает систему ценностных ориентаций и мотиваций поведения людей.

В качестве одной из важных причин возникновения социального бездействия  является неэффективность функций социальных институтов, их отставание от изменившихся условий жизни, потребностей политического, социально-экономического, нравственного и культурного развития общества. Среди них особое место занимает правовая система нашего общества, ее недостатки. Это – несовершенство и пробелы в законодательстве, отсутствие ряда необходимых законов и подзаконных актов, пресекающих бездействие и поощряющих активность граждан, наличие беззакония, некомпетентность государственных органов, отсутствие судебной защиты прав и законных интересов граждан, отвечающей требованиям современного правового государства.

Социальное бездействие обусловлено  недостатками в деятельности правоприменительных  органов, бюрократическими препонами, отсутствием процедурной упорядоченности  реализации прав, просчетами в сфере правотворчества. Так, действующим законодательством все еще не предусмотрены надежные меры защиты потерпевших и свидетелей. А это в свою очередь вызывает ощущение незащищенности, порождает атмосферу неуверенности и страха, а страх как основа бездействия, парализует волевые усилия человека.

Отсутствие духовно-нравственного  и идеологического стержня в  политическом и правовом сознании россиян  способствует росту пассивного отношения  граждан к грубым фактам попрания их прав и свобод. Важно отметить, что каждый случай нарушения прав – это посягательство не только на интересы человека, но и на интересы всего социума. Безнаказанность такого рода нарушений разрушает и без того слабую политическую и правовую культуру общества, подрывает веру в устойчивость демократических институтов государства.

В новых  социально-экономических и политических условиях развития общества большую  опасность для активности граждан  представляет попустительство и  равнодушие государства, государственных  органов и должностных лиц к нуждам людей. Государство практически перестало принимать участие в социальных преобразованиях и реформировании нашего общества, что приводит к негативным последствиям и росту преступности. Оно нередко вмешивается в жизнь общества и отдельного человека там, где не должно этого делать, а там, где должно – бездействует и не защищает своих граждан.

Причинами социального бездействия является также низкая политическая культура граждан, отсутствие твердых политических убеждений, безразличие к политическим проблемам, массовый страх, переживание чувства боязни за последствия своей деятельности в политической сфере. Большинство населения просто самоустранилось от активного участия в политической жизни, считая ее непродуктивной. Зачастую народ вообще не имеет реалистического представления о властных отношениях, политических институтах. Граждане рассматривают участие в выборах не столько как канал опосредованного (через представителей) вовлечения их в выработку и принятие государственных решений или как инструмент диалога с властью, сколько в качестве способа выражения поддержки или протеста властям и политикам. Многие вообще остаются равнодушными к государственным делам, хотя своим голосом вполне способны изменить ситуацию в нашем государстве. Отсюда и рождается политическая индифферентность, неверие изменить что-то к лучшему и, как следствие, социальное бездействие.

Социальное  бездействие проявляется и в  трудовых отношениях. При значительном разнообразии причин трудового бездействия  выделим одну из главных – это  несовершенство оплаты труда, его морального и материального стимулирования, что приводит к экономическим негативным последствиям, трудовым и нравственным потерям. Нередко работники получают совершенно одинаковую зарплату при разной интенсивности, сложности труда. Это порождает социальную несправедливость, притупляет интерес к работе, вызывает ощущение равнодушия, что в целом и порождает трудовое бездействие.

Хотелось  бы отметить, что у части населения  нашей страны сложился некий стереотип  к работе: «где бы ни работать, лишь бы не работать». У многих простых тружеников отсутствует стимул к работе, нежелание проявлять свои способности и опыт, стимулировать мыслительную деятельность для улучшения дела. В трудовых коллективах часто царит атмосфера бездействия и пассивности, оказывающая негативное влияние на индивидуальное сознание каждого его члена. Наблюдается широкомасштабное приспособленчество, конформизм в поведении. Работников лишают права на разумный риск, вполне оправданный и возможный при новаторской деятельности. Отсутствие такой возможности сковывает инициативу, плодит консерваторов, перестраховщиков, действующих с оглядкой даже в самых малых начинаниях. Недаром у нас существует расхожее мнение, что «инициатива наказуема», которое реализуется в жизни в виде бездействия и апатии ко всему новому и неизведанному. Отсюда поддержка многими работниками так называемой «этики бездействия».

Авторитарный  стиль руководства становится помехой  в удовлетворении творческих потребностей и активной инициативы, выступающей  составным элементом механизма личного престижа работника. Издержки в кадровой и воспитательно-трудовой политике отрицательно сказываются на демократизации, укреплении трудовой дисциплины, справедливости в оплате труда, формировании активности граждан в трудовых отношениях.

Информация о работе Социальные бездействия