Социальные ценности и нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 15:40, контрольная работа

Описание работы

Данная тема актуальна, понимание ценностей как совокупности идеалов, принципов, нравственных норм, представляющих приоритетное знание в жизни людей, имеют, как для отдельного социума, например, для российского общества, так и общечеловеческого уровня вполне конкретное гуманитарное значение. Поэтому проблема заслуживает всестороннего изучения. Ценности объединяют людей на основе их общезначимости, знание закономерностей их интегративного и консолидирующего характера вполне оправдано и продуктивно.

Содержание работы

Введение
1. Традиционные ценности национальной России
2. Моральные и смысложизненные ценности
3. Основные идеи и ценностные ориентации личности, сформировавшиеся у людей в советское время
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 26.50 Кб (Скачать файл)

Социальные  ценности и нормы

Введение

1. Традиционные ценности национальной  России

2. Моральные и смысложизненные  ценности

3. Основные идеи и ценностные  ориентации личности, сформировавшиеся  у людей в советское время

Заключение

Список  используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная  тема актуальна, понимание ценностей  как совокупности идеалов, принципов, нравственных норм, представляющих приоритетное знание в жизни людей, имеют, как  для отдельного социума, например, для  российского общества, так и общечеловеческого  уровня вполне конкретное гуманитарное значение. Поэтому проблема заслуживает  всестороннего изучения. Ценности объединяют людей на основе их общезначимости, знание закономерностей их интегративного и консолидирующего характера вполне оправдано и продуктивно.

Социальные  ценности, включающиеся в предметное поле проблем социологии, такие как  моральные ценности, идеологические ценности, религиозные ценности, экономические  ценности, национально - этические имеют  важнейшее значение для изучения и учёта ещё и потому, что  они выступают мерилом социальных оценок и критериальных характеристик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Традиционные ценности национальной  России

Одной из особенностей идейно - теоретической  деятельности как процесса производства идеологии является, то что она  представляет собой познавательно - оценочное отражение действительности. В любой идеологической системе  знания и ценности, ценностные ориентации - это целостное духовное явление. Если знание образует ядро науки, а  ценностные формы сознания - духовное основание морали, искусства, религии, политики, то в своём единстве знания и ценности характеризуют социодинамику  идеологии.

Среди социальных ценностей в контексте  национально - государственной идеологии  остановимся, во - первых, на традиционных ценностях российского общества, во - вторых, на ценностях, представляющих наследие советского общества, и, в - третьих, на ценностях постиндустриального  общества. По сути речь идет о трёх направлениях развития идеологии, каждое из которых, будучи относительно самостоятельным, в современной России взаимодействует  самым непосредственным образом  друг с другом.

Одной из ведущих ценностей национально  государственной идеологии является патриотизм, любовь к родине, отечеству, преданность и стремление служить  его интересам. Патриотизм, отмечал  В. И. Ленин, это «одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств». идеология моральная ценность россия

Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом? Ответ  на этот вопрос достаточно сложен. Но, так или иначе, но для простоты суждения можно условиться считать  первым, кто более или менее  внятно определил понятие «патриотизм», Владимира Даля, трактовавшего его  как «любовь к отчизне». «Патриот»  по Далю - «любитель отечества, ревнитель  о благе его, отчизнолюб, отечественник  или отчизник».

Советский энциклопедический словарь ничего нового к вышеприведенному понятию  не добавляет, трактуя «патриотизм» как «любовь к родине». Более  современные понятия «патриотизма»  связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней  среды в месте рождения данного  индивида, его воспитания, детских  и юношеских впечатлений, становления  его как личности. Вместе с тем  организм каждого человека, как и  организмы его соотечественников, сотнями, если не тысячами нитей связан с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями.

Эмоциональное восприятие первого жилища, своих  родителей, своего двора, улицы, района (деревни), звуков птичьего щебетания, трепетания листвы на деревьях, колыханья  травы, смены времен года и связанных  с этим изменений оттенков леса и  состояния водоемов, песен и разговоров местного населения, их обрядов, обычаев  и образа жизни и культуры поведения, характеров, нравов и всего остального, что не перечесть, влияет на развитие психики, а вместе с ней и на становление патриотического сознания каждого человека, составляя важнейшие  части его внутреннего патриотизма, закрепляемые на его подсознательном  уровне .Вот почему первыми самыми жесткими карательными мерами советской  власти против врагов народа, предложенными  Лениным, были расстрел или высылка  из страны без права возвращения  обратно. Т.е. лишение человека родины даже большевиками по степени тяжести  наказания приравнивалось к расстрелу. Дадим понятиям «патриотизм» и «патриот»  более четкие определения:

Главный из них - наличие среди здоровых основных эмоций каждого человека почитания  места своего рождения и места  постоянного проживания как своей  Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной  области. В зависимости от широты восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания данного  индивида, границы его родины могут  простираться от площади собственного дома, двора, улицы, поселка, города до районных, областных и краевых  масштабов. Для обладателей высших уровней патриотизма широта их эмоций должна совпадать с границами  всего данного государственного образования, именуемого Отечеством.

Низшими уровнями данного параметра, граничащего  с антипатриотизмом, являются мещанско-обывательские  понятия, отраженные в поговорке: "Моя  хата с краю, ничего не знаю".Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим  на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель данного параметра - благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства, т.е. осознание того общественного организма, называемого во всем мире "нацией по гражданству".

Делать  конкретные каждодневные дела для улучшения  состояния своей родины, ее приукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки  своих земляков и соотечественников (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских  отношений с соседями в своей  квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом).Таким образом, широта понимания границ своей родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также  перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии  и развитие ее территории и проживающих на ней жителей - все это определяет степень патриотизма каждого индивида, является критерием уровня его истинно патриотического сознания.

Следует учитывать, что в настоящее время  патриотическая идея выступает как  осознание каждым гражданином, принадлежащим  к единому социокультурному пространству, как чувство преемственности  поколений.

В современных условиях утверждение  патриотизма на основе традиций российского  общества - процесс противоречивый и далеко не однозначный. Дело в том, что пока ещё не существует общероссийской нации в общеевропейском понимании. Поэтому вряд ли возможна интеграция общества через понятие «россияне», характеризующее новую общность людей подобно понятию «советский народ». Частое употребление этого  понятия в средствах массовой информации и в научной литературе - это пока ещё лишь заявка на обозначение  этнонима новой общероссийской нации, если таковая может существовать.

Россия - это многонациональное государство  и в тоже время национальное государство  русского народа. Русская культура - понятие историческое и многогранное. Она включает в себя факты, процессы, тенденции, свидетельствующие о  длительном и сложном развитии, как  в географическом пространстве, так  и в историческом времени. Большая  часть территории России заселена позднее, чем те регионы мира, в которых  сложились основные центры мировой  культуры. В этом смысле русская  культура - явление относительно молодое.

В силу своей исторической молодости  русская культура оказалась перед  необходимостью интенсивного исторического  развития. Конечно, русская культура развивалась под влиянием различных  культур Запада и Востока, исторически  определивших Россию. Но воспринимая  и усваивая культурное наследие других народов, русские писатели и художники, скульпторы и архитекторы, учёные и  философы решали свои задачи, формулировали  и развивали отечественные традиции, никогда не ограничиваясь копированием чужых образов . Длительный период развития русской культуры определялся христианско-православной религией. Вместе с тем, влияние христианства на русскую культуру - процесс далеко не однозначный. Русь восприняла только внешнюю форму, обряд, а не дух  и сущность христианской религии.

Русская культура вышла из-под влияния  религиозных догматов и переросла  границы православия. Специфические  черты русской культуры определяются в значительной степени тем, что  исследователи назвали «характером  русского народа». Об этом писали все  исследователи «русской идеи».

Главной чертой этого характера называли веру. Альтернатива «вера-знание», «вера-разум» решалась в России в конкретные исторические периоды по-разному. Русская культура свидетельствует: при всём разночтении  русской души и русского характера  трудно не согласится со знаменитыми  строчками Ф.Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать - в Россию можно только верить»

Нет необходимости доказывать, что любой  народ, любая нация, могут участвовать  и развиваться только тогда, когда  они сохраняют свою национально-культурную идентичность, когда, находясь в постоянном взаимодействии с другими народами и нациями, обмениваясь с ними культурными ценностями, тем не менее, не теряют своеобразия своей культуры. В истории можно найти многочисленные примеры того, как исчезали государства, чей народ забывал свой язык и  культуру. Но если сохранялась культура, то, несмотря на все трудности и  поражения, народ поднимался с колен, обретая себя в новом качестве и занимая достойное место  среди других народов.

Подобная  опасность подстерегает сегодня  и русскую нацию, что цена за западную технологию может оказаться слишком  высокой. Не только резко возрастает социальное неравенство внутри нашего общества, со всеми отрицательными последствиями, но и углубляется  социальное неравенство между русским  народом и так называемыми  западными этносами. Вернуть же утраченные позиции в мировой культуре крайне сложно, а смириться с утратой - значит оказаться на краю пропасти в культурно-историческом развитии.

Русская культура накопила великие ценности. Задача нынешних поколений - сохранить  и приумножить их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Моральные и смысложизненные  ценности

Так же особо хочется выделить моральные  и смысложизненные ценности. Моральные  ценности - жизнь, достоинство человека, его нравственные качества, нравственные характеристики деятельности и поступков  человека содержание различных форм морального сознания - норм, принципов, этических понятий (добра, зла, справедливости, счастья), нравственнее характеристики социальных институтов, групп, коллективов, классов. Смысложизненные ценности - представление о справедливом и  несправедливом, добре и зле. Ведь можно сказать, что бытовая жестокость, кровавые распри в семье, пьяные драки, насилие в тюрьмах и солдатских казармах, унижение и уничтожение  военнопленных и мирного населения  во время войн, межнациональных и  религиозных конфликтов - самая вульгарная, самая банальная форма зла. Но она и самая распространенная,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные идеи и ценностные  ориентации личности, сформировавшиеся  у людей в советское время

Идеалы  и символы, которые в течении  многих веков определяли общественную психологию и духовную культуру, сохраняют  и поныне роль сильного фактора интеграции и самоидентификации нашего общества в настоящее время.

Справедливости  ради необходимо отметить, что на формирование современной российской государственной  идеологии сильнейшее воздействие  оказывает наследие советской культуры, социалистической идеологии. И в  этом нет ничего удивительного, поскольку  и советская культура, и социалистическая идеология вобрали в себя рассмотренные  ваше традиционные ценности с целью  утверждения идеалов труда на благо общества, социальной справедливости, гуманизма, братства народов и т. д.

Советская культура- это наше национальное достояние. Она создавалась на лучших образцах мировой и отечественной культуры и потому остается фундаментом нашего современного социального бытия. Советская  культура, как бы к ней не относиться в настоящее время, органично  вошла в наш язык и наше державное  чувство, нашу систему ценностей  и образ жизни.

В последнее время в печати все  чаще звучит призыв перестать стыдиться  самого слова «советский», к чему бы оно ни относилось. С новой  силой мы начинаем воспринимать, что  дали нам и всему миру советская  литература и музыка, кинематограф и система образования, наука  и техника, сам по себе советский  строй и принцип поддержания  геополитического баланса сил. Великие  свершения советской эпохи, советский  патриотизм, дерзания сталинского «поколения победителей, беспримерный героизм  участников Великой Отечественной  войны, соединившие в единое целое  духовные традиции отечественной истории  и плоды научно- технической революции, должны стать основой развития российской цивилизации в начале 21 в. Как  справедливо отмечает Ю. П. Савельев, «создание сильного национального  государства, в основу которого положен  культ Отечества, земли, почвы, пространства, а не расы и крови, - вот та задача, без разрешения которой не решить экономические, социальные и духовные проблемы современной России».

Информация о работе Социальные ценности и нормы