Социальные ценности и нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 15:40, контрольная работа

Описание работы

Данная тема актуальна, понимание ценностей как совокупности идеалов, принципов, нравственных норм, представляющих приоритетное знание в жизни людей, имеют, как для отдельного социума, например, для российского общества, так и общечеловеческого уровня вполне конкретное гуманитарное значение. Поэтому проблема заслуживает всестороннего изучения. Ценности объединяют людей на основе их общезначимости, знание закономерностей их интегративного и консолидирующего характера вполне оправдано и продуктивно.

Содержание работы

Введение
1. Традиционные ценности национальной России
2. Моральные и смысложизненные ценности
3. Основные идеи и ценностные ориентации личности, сформировавшиеся у людей в советское время
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 26.50 Кб (Скачать файл)

В наши дни многие представители интеллигенции, ставшие в начале 90 - х гг. на радикал - демократические позиции, начали испытывать ностальгию по советскому времени, признавая многие его достижения. Так С. Кортунов в статье «Судьба русского коммунизма» отмечал, что коммунизм есть и воскресение, и жизнь, подлинное разрешение противоречий между человеком и природой, человеком и человеком, существованием и сущностью, свободой и необходимостью. Марксизм был одновременно персонализмом, поскольку признавал ценность личности, и позитивизмом, так как утверждал ценность общества.

В столь же смягченных тонах высказывается  и А. Рязанцев: интеллигенции «прослойке»  чужда власть любого класса, но интеллигенту более симпатичен «социализм с человеческим лицом «чем капитализм».Многочисленные социологические опросы, проводимые за последние десять лет среди  различных групп населения и, в частности, среди молодежи, позволяют  выявить одну стабильную ситуацию: социальная справедливость как

одно  из главных достижений социализма сохраняет  свою ценность в настоящее время. Как отмечает Б. Капустин и И. Клямкин, если представления о социальной справедливости противоречат либерализму, то он не может укорениться в данном обществе. Утверждаться идея синтеза  капитализма и социализма. И все  же идея социальной справедливости остается основной в системе формирующейся  российской идеологии. По отношению  к этой идее определяется содержание таких социальных ценностей, как  свобода, равенство, личное состояние. Более того, многим людям далеко не безразлично, в какой стране они  живут. Осознание того факта, что  Россия, как и прежде СССР, должна оставаться великой державой, которую  уважают на международной арене  и которая может защитить своих  подданных, сохраняет свою значимость при утверждении новой идеологической системы. Последняя характеризуется  также и тем, что на протяжении последних трёх десятилетий происходила  постепенная переориентация в общественном сознании от общегосударственных интересов  к личным. Обретение своего личного  благополучия люди уже не хотели более  откладывать «на потом».

Итак, можно указать следующие основные идеи и ценностные ориентации личности, сформировавшиеся у людей в советское  время:

- Идея социальной справедливости  и социальной гарантий

- Идея союза братских народов,  чье единство основано на общих  экономических и политических  интересах в общем социокультурном  пространстве

- Идея единства личного и общенародного  благополучия.

Советское наследие в общественном сознании остается непременным элементом в формирующейся  российской интегративной идеологии.

Важным  элементом в государственной  идеологии современной России являются ценности, порождаемые в процессе становления постиндустриального  общества. Сам термин «постиндустриальное  общество» ввел в научный оборот Д. Белл. Встречаются и иные обозначения  нового этапа общественного развития: «вторая промышленная революция», «третья  волна», «супериндустриальное общество», «кибернетическое общество» и др. 70-е гг. ХХ века послужили точкой отсчета этого этапа. Который  характеризуется появлением информационных и кибернетических систем, внедрением микропроцессоров в промышленность, сферу услуг и т. д. повсеместное использование компьютерной техники  радикальным образом изменяет содержание труда, оказывает влияние на межличностные  отношения, мировоззрения и смысложизненные  установки.

Новые потребности порождают и новые  ценности. Конец ХХ в., согласно Дж. Томпсону, связан с созданием транснациональных  средств массовой коммуникации, которые  осуществляют процесс культурной трансмиссии. В результате этого передача информации и идей осуществляется, минуя государственные  границы. Из этого можно сделать  вывод о том, что ни одна национальная идеология в конце ХХ в. не может  ограничиваться ценностями какой - либо одной культуры. Это проявляется  в утверждении постмодернистских  установок в культуре, политики, идеологии. Более того, ряд авторов  утверждают, что «национальная идея для России - это не декларативный  набор умозрительных ло-зунгов, а  реалистическая стратегия скорейшего продления кризиса идентичности». С преодолением кризиса идентичности эти авторы усматривают и предназначение России в постиндустриальном обществе ХХI в. Оно заключается в том, чтобы  Россия в своём экономическом  развитии смогла «связать напрямую Евро - Атлантический и Азиатско - Тихоокеанский  экономические регионы, тем самым  достроив недостающее звено глобальной экономической системы».

Включение России в глобальную экономическую  систему объективно предполагает включение  в государственную идеологию  ряда общецивилизационных идей, которые  имеют интернациональный характер. Это - гуманизм и идея защиты прав и  свобод человека, экологическая идея и идея социального прогресса. Так, в настоящее время ценности свободы  и гуманизма стали общезначительными  для большинства современных  государств - наций.

По  верному замечанию П. Козловски, права человека являются общей концепцией для всех культур, а «объединение универсалистской традиции прав человека с культурной самобытностью нации - это проблема культурного проникновения  и символизации ценностей, аналогичная  постмодернистской проблеме объединения  культурного проникновения и  символизации научно и технически выраженного  мира в индустриальных странах современности».

Идеи, проповедующие права и свободы  человека, созвучны русской культуре. «Стать настоящим русским, стать  вполне русским, - писал Ф. М. Достоевский  в очерке об А, С. Пушкине, - может  быть и значит только стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите». Следует отметить, что идея прав и свобод человека, гражданского мира и согласия имеет конституционно оформленный статус высшей социальной ценности. Не меньшую значимость в  условиях становления постиндустриального  общества имеет экологическая идея.

Экологический императив в условиях техногенной  цивилизации созвучен нравственному  императиву: относись к природе так  же, как ты хотел, чтобы относились к тебе. Некоторые авторы даже пытаются представить государственную идеологию  России как идеологическую идеологию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, мы рассмотрели вопросы, связанные  с социальными ценностями, их форматную  проекцию на социальную реальность современной  России. Определено понятие сущности социологических ценностей, их структура, взаимодействие между различными ценностями и оценками, роль тех или иных ценностей в конкретных исторических условиях, как прошлого России, так  и в ее современности. Также рассмотрели  моральные ценности.

Выяснили, что среди таковых наиболее значимыми  являются: жизнь и достоинство  человека, его нравственные качества, нравственные характеристики деятельности и поступков человека, содержание различных форм морального сознания - норм, принципов, идеалов, этических  понятий (добра, зла, справедливости, счастья), нравственные характеристики социальных институтов, групп, коллективов, классов, общественных движений и тому подобных социальных сегментов.

Мы  также рассмотрели партикулярные  или гражданские ценности - любовь к Родине, патриотизм, любовь и привязанность  к «малой Родине», привязанность  к своему коллективу, семье, роду и  т. д.

Среди социологического рассмотрения ценностей  важное место принадлежит также  религиозным ценностям. Вера в Бога, стремление к абсолюту, дисциплина как добропорядочность, высокие  духовные качества, культивируемые религиями  настолько социологически значимы, что эти положения не оспариваются ни одним социологическим учением.

Рассмотренные идеи и ценности (гуманизм, права  и свободы человека, экологическая  идея, идея социального прогресса  и единства общечеловеческой цивилизации) выступают в качестве ориентиров в формировании государственной  идеологии России, которая становится неотъемлемым звеном постиндустриального  общества. Синтез традиционных ценностей, достояния советского строя и  ценностей постиндустриального  общества является реальной предпосылкой формирования своеобразной матрицы  интегративной государственной  идеологии России.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Зинченко Г. П. Социология для  менеджеров. : «Феникс», 2001.

2. новейший философский словарь: 2-е  изд.-Мн.: Интерпрессервис; Книжный  дом, 2001.

3. Социология: Учебник\Отв. Ред. П.  Д. павленок.-2-е изд.-М.: «Маркетинг», 2002.

4. В. Т. Пуляев, Н. В. Шеляпин.  Журнал: «Социально гуманитарные  знания», 2001 г., №5.


Информация о работе Социальные ценности и нормы