Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 15:40, контрольная работа
Данная тема актуальна, понимание ценностей как совокупности идеалов, принципов, нравственных норм, представляющих приоритетное знание в жизни людей, имеют, как для отдельного социума, например, для российского общества, так и общечеловеческого уровня вполне конкретное гуманитарное значение. Поэтому проблема заслуживает всестороннего изучения. Ценности объединяют людей на основе их общезначимости, знание закономерностей их интегративного и консолидирующего характера вполне оправдано и продуктивно.
Введение
1. Традиционные ценности национальной России
2. Моральные и смысложизненные ценности
3. Основные идеи и ценностные ориентации личности, сформировавшиеся у людей в советское время
Заключение
Список используемой литературы
В наши дни многие представители интеллигенции, ставшие в начале 90 - х гг. на радикал - демократические позиции, начали испытывать ностальгию по советскому времени, признавая многие его достижения. Так С. Кортунов в статье «Судьба русского коммунизма» отмечал, что коммунизм есть и воскресение, и жизнь, подлинное разрешение противоречий между человеком и природой, человеком и человеком, существованием и сущностью, свободой и необходимостью. Марксизм был одновременно персонализмом, поскольку признавал ценность личности, и позитивизмом, так как утверждал ценность общества.
В столь же смягченных тонах высказывается и А. Рязанцев: интеллигенции «прослойке» чужда власть любого класса, но интеллигенту более симпатичен «социализм с человеческим лицом «чем капитализм».Многочисленные социологические опросы, проводимые за последние десять лет среди различных групп населения и, в частности, среди молодежи, позволяют выявить одну стабильную ситуацию: социальная справедливость как
одно
из главных достижений социализма сохраняет
свою ценность в настоящее время.
Как отмечает Б. Капустин и И. Клямкин,
если представления о социальной
справедливости противоречат либерализму,
то он не может укорениться в данном
обществе. Утверждаться идея синтеза
капитализма и социализма. И все
же идея социальной справедливости остается
основной в системе формирующейся
российской идеологии. По отношению
к этой идее определяется содержание
таких социальных ценностей, как
свобода, равенство, личное состояние.
Более того, многим людям далеко
не безразлично, в какой стране они
живут. Осознание того факта, что
Россия, как и прежде СССР, должна
оставаться великой державой, которую
уважают на международной арене
и которая может защитить своих
подданных, сохраняет свою значимость
при утверждении новой
Итак,
можно указать следующие
-
Идея социальной
-
Идея союза братских народов,
чье единство основано на
-
Идея единства личного и
Советское
наследие в общественном сознании остается
непременным элементом в
Важным
элементом в государственной
идеологии современной России являются
ценности, порождаемые в процессе
становления
Новые
потребности порождают и новые
ценности. Конец ХХ в., согласно Дж. Томпсону,
связан с созданием транснациональных
средств массовой коммуникации, которые
осуществляют процесс культурной трансмиссии.
В результате этого передача информации
и идей осуществляется, минуя государственные
границы. Из этого можно сделать
вывод о том, что ни одна национальная
идеология в конце ХХ в. не может
ограничиваться ценностями какой - либо
одной культуры. Это проявляется
в утверждении
Включение
России в глобальную экономическую
систему объективно предполагает включение
в государственную идеологию
ряда общецивилизационных идей, которые
имеют интернациональный
По верному замечанию П. Козловски, права человека являются общей концепцией для всех культур, а «объединение универсалистской традиции прав человека с культурной самобытностью нации - это проблема культурного проникновения и символизации ценностей, аналогичная постмодернистской проблеме объединения культурного проникновения и символизации научно и технически выраженного мира в индустриальных странах современности».
Идеи,
проповедующие права и свободы
человека, созвучны русской культуре.
«Стать настоящим русским, стать
вполне русским, - писал Ф. М. Достоевский
в очерке об А, С. Пушкине, - может
быть и значит только стать братом
всех людей, всечеловеком, если хотите».
Следует отметить, что идея прав
и свобод человека, гражданского мира
и согласия имеет конституционно
оформленный статус высшей социальной
ценности. Не меньшую значимость в
условиях становления
Экологический
императив в условиях техногенной
цивилизации созвучен нравственному
императиву: относись к природе так
же, как ты хотел, чтобы относились
к тебе. Некоторые авторы даже пытаются
представить государственную
Заключение
Таким образом, мы рассмотрели вопросы, связанные с социальными ценностями, их форматную проекцию на социальную реальность современной России. Определено понятие сущности социологических ценностей, их структура, взаимодействие между различными ценностями и оценками, роль тех или иных ценностей в конкретных исторических условиях, как прошлого России, так и в ее современности. Также рассмотрели моральные ценности.
Выяснили, что среди таковых наиболее значимыми являются: жизнь и достоинство человека, его нравственные качества, нравственные характеристики деятельности и поступков человека, содержание различных форм морального сознания - норм, принципов, идеалов, этических понятий (добра, зла, справедливости, счастья), нравственные характеристики социальных институтов, групп, коллективов, классов, общественных движений и тому подобных социальных сегментов.
Мы
также рассмотрели
Среди социологического рассмотрения ценностей важное место принадлежит также религиозным ценностям. Вера в Бога, стремление к абсолюту, дисциплина как добропорядочность, высокие духовные качества, культивируемые религиями настолько социологически значимы, что эти положения не оспариваются ни одним социологическим учением.
Рассмотренные идеи и ценности (гуманизм, права и свободы человека, экологическая идея, идея социального прогресса и единства общечеловеческой цивилизации) выступают в качестве ориентиров в формировании государственной идеологии России, которая становится неотъемлемым звеном постиндустриального общества. Синтез традиционных ценностей, достояния советского строя и ценностей постиндустриального общества является реальной предпосылкой формирования своеобразной матрицы интегративной государственной идеологии России.
Список используемой литературы
1. Зинченко Г. П. Социология для менеджеров. : «Феникс», 2001.
2. новейший философский словарь: 2-е изд.-Мн.: Интерпрессервис; Книжный дом, 2001.
3. Социология: Учебник\Отв. Ред. П. Д. павленок.-2-е изд.-М.: «Маркетинг», 2002.
4. В. Т. Пуляев, Н. В. Шеляпин. Журнал: «Социально гуманитарные знания», 2001 г., №5.