Социальные ценности и нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 09:04, контрольная работа

Описание работы

Состояние общества зависит не от установок, которые могут часто изменяться, а от более или менее устойчивых ценностей. Принято различать ценности, считающиеся чем-то постоянным и важным для общества, и установки, которые являются скоротечными и неустойчивыми.
Ценности объективны не потому, что они независимы от человека, разума, истории, действительности, а потому именно, что они порождаются этими универсальными началами, которые обладают собственной объективностью: человек объективен по отношению к другим людям, сообщество людей объективно по отношению к индивиду; история объективна по отношению к действительности и человеку, живущему в ней; действительность как нечто заданное, объективна по отношению к человеку, а он - к ней, потому что он задан ей и не может быть заменен. Иными словами, ценности возникают в совокупности объективных факторов и сами становятся объективными по отношению к нам.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………...3
1. Социальные ценности……………………………………………………………………..4-8
1.1 Градации ценностей……………………………………………………………………...4-5
1.2 Классификация ценностей………………………………………………………………5-6
1.3 Ценностные приоритеты………………………………………………………………...7-8
2. Социальные нормы……………………………………………………………………….9-16
2.1 Понятие и виды социальных норм……………………………………………………..9-11
2.2 Социальные предписания……………………………………………………………..11-12
2.3 Технические правила…………………………………………………………………..12-14
Заключение…………………………………………………………………………………15-16
Список литературы……………………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

Социальные ценности и нормы.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

МАУ ВПО «Воронежский институт экономики и социального управления»

Факультет «Государственное и муниципальное управление»

Кафедра «Социально гуманитарных дисциплин»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Социология»

На тему: «Социальные ценности и нормы»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                      Выполнила: Дупина Н.А.,

                                                              студент 2 курса,

                                                                               заочной формы обучения,

                                                                                      факультета «ГМУ»

                                                                                      Проверил: Белогубова Е.В.

                                                                                     кандидат философских

                                                                       наук, доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж, 2014

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3

1. Социальные ценности……………………………………………………………………..4-8

1.1 Градации ценностей……………………………………………………………………...4-5

1.2 Классификация ценностей………………………………………………………………5-6

1.3 Ценностные приоритеты………………………………………………………………...7-8

2. Социальные нормы……………………………………………………………………….9-16

2.1 Понятие и виды социальных  норм……………………………………………………..9-11

2.2 Социальные предписания……………………………………………………………..11-12

2.3 Технические правила…………………………………………………………………..12-14

Заключение…………………………………………………………………………………15-16

Список литературы……………………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Состояние общества зависит не от установок, которые могут часто изменяться, а от более или менее устойчивых ценностей. Принято различать ценности, считающиеся чем-то постоянным и важным для общества, и установки, которые являются скоротечными и неустойчивыми.

Ценности объективны не потому, что они независимы от человека, разума, истории, действительности, а потому именно, что они порождаются этими универсальными началами, которые обладают собственной объективностью: человек объективен по отношению к другим людям, сообщество людей объективно по отношению к индивиду; история объективна по отношению к действительности и человеку, живущему в ней; действительность как нечто заданное, объективна по отношению к человеку, а он - к ней, потому что он задан ей и не может быть заменен. Иными словами, ценности возникают в совокупности объективных факторов и сами становятся объективными по отношению к нам.

Участие разума в функционировании ценностей не в их имманентности разуму, а в том, что они осмысливаются, причем осознаются в качестве норм сознания и поведения. Эта нормативность, в свою очередь, придает ценностям объективный смысл, ибо без общего признания, т.е. признания их объективности они утрачивают смысл. В этом они подобны объективности закона, без признания которой невозможно единое для общества правосознание, а, следовательно, и признанная обществом единая судебная власть.

Структура ценностей включает не только нормативное начало, но и материальное, поскольку существует класс ценностей естественной и второй, искусственной природы мира вещей, процессов и событий, объективность которых не вызывает сомнения - свет, воздух, вода, почва, климат, времена года, дня и ночи, растительный и животный мир, полезные ископаемые и т.д. Они образуют особый класс ценностей, но в то же время и они социальны, поскольку ими определяется жизнь человека и общества, и в предельной мере нормативны по всем своим свойствам [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социальные ценности

1.1 Градации ценностей

Базисные ценности - концептуальная основа системы ценностей, необходимое условие ее формирования и функционирования. Базисные ценности включают:

1) природные и предметные  ценности (воздух, вода, ландшафт, восход солнца, солнечный свет и т.п.; вещное окружение человека, рукотворный предметный мир);

2) собственно социальные  ценности, порожденные сознанием, возникающие  в общении между людьми и  в процессе жизнедеятельности.

Совокупность социальных базисных ценностей образуют социально-политические и гражданские ценности (свобода, равенство, право и др.); моральные (совесть, честь, честность, порядочность и мн. др.); этические (активность, целеустремленное деловитость, исполнительность и др. интенциональные идеологические качества), политические (способности управлять, решать, исполнять, договариваться и т.д.); познавательные (интеллектуальность, интуиция, инвентивность, критицизм и пр.); общественные (мир, порядок, стабильность, развитие и др.); ценности цивилизации (прогресс, смена условий и форм жизни и пр.); ценности отдельных эпох, быта культуры и мн. др. Мир людей, вещей и отношений между ними в целом может быть представлен как совокупность взаимосвязанных базисных ценностей.

Все базисные ценности социальны, поскольку они обусловлены интересами, потребностями, взглядами, интенциями человека и коллективов людей любой степени общности, однако второй класс базисных ценностей социален в собственном смысле слова, ибо ценности этого рода генерируются сознанием, являются средством рефлективного отражения действительности, способом социальной ориентации, нормирования отношений к человеку и миру.

Базисные ценности могут быть разделены на субъективные (социальные ценности) и объективные ценности первой и второй (рукотворной природы), но ценностное отношение и к ним тоже субъективно (напр., отношение к ночи, к смене времен года). Базисные ценности также индивидуальны в основе, но их всеобщность позволяет им легко коллективизироваться, становиться фактом культуры и истории, приобретать общественный смысл и общечеловеческое значение. Таким образом субъективная рациональность индивидуальной ценности становится объективной и общезначимой.

Базисные ценности образуют центр ценностной системы, из которого они ориентированы в двух направлениях: к непосредственному функционированию и обобщению его результатов. Вне этих ориентаций базисные ценности абстрактны, дифференцируясь на конкретные формы, они объективируются: свобода как ценность функционирует как структура ценностей свободы - волитивные (свобода воли), моральные (эмоций и чувств, поведения), политические (слова, печати, собраний), гражданские (совести, убеждений) и т.д. Право проявляется как совокупность прав (права человека) и т.д.

К этому классу базисных ценностей примыкают ценностные суждения, оценки, характеристики объектов (хорошо, плохо, красиво и т.д.), с той, однако, разницей, что эти оценки не дифференцируются на конкретные элементы. Они не структурны, хотя степенями сравнения (хорошо-лучше-превосходно и т.п.) они обладают, не являются базисными, но показывают, что ценности, даже и базисные могут быть не самодостаточными и потому атрибутивны, допускают определения.

Другая ориентация базисных ценностей - восхождение от первичных, фундаментальных ценностей к вторичным, производным, комплексным ценностям более высокого порядка, таким как справедливость, долг, милосердие и др. Производные ценности, в отличие от первичных не имеют собственных определений и определяются через первичные ценности. Справедливость обретает содержание как реализация свободы, равенства, права, чести, совести, согласия и т.д. И определяется через первичные ценности и их конкретные формы. Тогда вторичная ценность — это наименование: справедливость социальная, политическая, долг моральный, гражданский, сыновний и т.п. Поэтому ценности этого класса и определяются как их соответствие первичным ценностям и оценивают эти последние с точки зрения более высоких категорий: свобода + право + равенство = справедливость. Таков же порядок отношений ценностей, например, моральных.

Таким образом, справедливость возникает из ряда первичных ценностей как производная переменная форма, противообраз негативной форме (несправедливое! также производной), во-первых, и нового качества, возникающего из базисных форм, - во-вторых. Есть основание говорить о многих вторичных ценностях; они обобщают ценностные структуры ряда, если не всех общественных систем. К таким производным ценностям можно отнести, например, честность, ответственность, самосознание и т. Еще более сложными по генезису и содержанию оказываются такие ценности, к; политический строй, политический режим, общественная система и высшая ценность - общее благо[4].

    1. Классификация ценностей

Существует длинный ряд специфических политических ценностей, таких, например, как политические идеи, теории и взгляды, умение руководить и управлять, качества лидера, потенциал воли и характера и мн. др. Однако их нелегко, да и нецелесообразно отделять от других социальных и даже природных ценностей - большинство из них имеет тот или иной политический смысл. Так, пространство и время, даже в их конкретных формах - смены времен года, дня и ночи, наличия или отсутствия ископаемых природных ресурсов и множество других естественных богатств -несомненные ценности политики. Большие общественные системы (политика, экономика, право, мораль, идеология, наука, культура, религия) с их конкретными свойствами, структурными элементами и отношениями, в том числе и негативными, также образуют ценностные системы с важнейшим политическим содержанием, при этом не только позитивного, но и негативного характера. Поэтому я не буду пытаться делить ценности на сугубо политические и неполитические. Есть ряд других принципов их классификации, в том числе уже затронутое выше деление их на исходные и производные. Этот важнейший принцип, возводящий классификацию до уровня подлинной типологии, и к нему мы еще вернемся, но начнем с исходных базисных ценностей.

Можно выделить крупные группы ценностей по генетическому и функциональному признаку: политические (государство и его институты, включая конституционное право и пр.); публичные (общественные) ценности (возможность группировок, ассоциативной жизни, самоуправления и мн. др.) и ценности приватной деятельности и жизни (личной жизни и личных отношений). Такую группу ценностей можно назвать функциональной. Впрочем, разделять ценности по структурным, функциональным и им подобным признакам не всегда убедительно. Проще, как это обычно и делают, выделять ценности больших общественных систем, как мы уже и сделали, то есть собирать отдельно моральные, политические, экономические ценности, ценности культуры, науки и т.п. Это обычный путь, поэтому испробуем другой.

Итак, вслед за функциональными ценностями собираем ценности по субстанциональному признаку (по имени носителя). Вполне возможно, что одни и те же ценности могут оказаться в разных группах. Так, государство и его институты могут рассматриваться и как ценности и как их носители. Назовем, тем не менее, в этом разряде, гражданские, международные и др.

Ценности различаются по их качественным характеристикам, а еще точнее, - по степени их приближения к представлению об общем благе в различных его воплощениях (экономическом, политическом, моральном, культурном и др.) и обобщенном, как качество жизни в открытом обществе, в котором реализуются в предельно возможной мере известные нам фундаментальные, а следовательно, и производные и высшие ценности, в том числе и сама ценность их всеобщности (по так называемому "принципу Парето": благо не может быть общим, если не распространяется "на всех".[4, с. 14-16]

    1. Ценностные приоритеты

Обычный вопрос ценностных суждений - их содержательные характеристики при том, однако, что сравнительно-сопоставительный отбор предпочтительных более существенных ценностей весьма спорен, если и вообще возможен (ср., например, ум, честь, совесть). Все они равно значительны и не исключают одна другую. Есть, однако, структурные различия между ними, часть которых уже отмечалась выше, а некоторые другие мы сейчас затронем.

Исследование ценностных систем побуждает ответить на ряд вопросов, связанных с их взаимоотношениями. Один из них - о вероятностном характере ценностей различных порядков. Так, если первичные ценности конвенциональны, относительны и условны и безусловны лишь в некоторых конкретных случаях (равенство в правах, нумерическое равенство, свобода воли и т.п.) то составленные из них производные ценности вероятностны в еще большей степени. Поэтому, в частности, идея какой-либо политической, социальной и иной справедливости реализуется не из нее самой, а в итоге осуществления слагающих ее первичных ценностей.

Следует также уточнить соотношение позитивных и негативных ценностей таких парных категорий, как право и бесправие (и синонимичные ему понятия своеволия, самоуправств - беззакония и мн. др.), свобода и несвобода (неволя, принуждение и т.п.). Могут ли вообще негативные явления именоваться ценностями? Ответ, казалось бы, напрашивается сам собой, однако мы уже говорили об относительном характере ценностей - он относителен и для негативных, и для позитивных ценностей. Когда речь идет, например, о свободе, тотчас возникают вопросы: для чего (позитивная свобода) и от чего (негативная свобода)? Переходы от позитивных к негативным ценностям и порождают вопросы: право как аксиологическая абстракция - это хорошо, но ее конкретизация сразу же порождает вопросы - чье право? Какое право? Право на что и для чего и т.д. Кулачное право - это уже то же, что бесправие и более, без конца. В конце же возникает одно и главное заключение: позитивные ценности приходится открывать, отстаивать, за них нужно бороться, они - будущее общества, политики и культуры, негативные же - это ценности прошлого, хотя стойкие, и вся система ценностей состоит в неизменном противостоянии и движении двух образующих ее начал - позитивного и негативного. Ценность этого последнего, по-видимому, в том, что оно постигается, преодолевается и дает начало позитивным составляющим системы.

Информация о работе Социальные ценности и нормы