Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 09:04, контрольная работа
Состояние общества зависит не от установок, которые могут часто изменяться, а от более или менее устойчивых ценностей. Принято различать ценности, считающиеся чем-то постоянным и важным для общества, и установки, которые являются скоротечными и неустойчивыми.
Ценности объективны не потому, что они независимы от человека, разума, истории, действительности, а потому именно, что они порождаются этими универсальными началами, которые обладают собственной объективностью: человек объективен по отношению к другим людям, сообщество людей объективно по отношению к индивиду; история объективна по отношению к действительности и человеку, живущему в ней; действительность как нечто заданное, объективна по отношению к человеку, а он - к ней, потому что он задан ей и не может быть заменен. Иными словами, ценности возникают в совокупности объективных факторов и сами становятся объективными по отношению к нам.
Введение………………………………………………………………………………………...3
1. Социальные ценности……………………………………………………………………..4-8
1.1 Градации ценностей……………………………………………………………………...4-5
1.2 Классификация ценностей………………………………………………………………5-6
1.3 Ценностные приоритеты………………………………………………………………...7-8
2. Социальные нормы……………………………………………………………………….9-16
2.1 Понятие и виды социальных норм……………………………………………………..9-11
2.2 Социальные предписания……………………………………………………………..11-12
2.3 Технические правила…………………………………………………………………..12-14
Заключение…………………………………………………………………………………15-16
Список литературы……………………………………………………………………………17
К этому следует добавить, что негативные составляющие системы и ценности тоже могут представлять интерес и ценность для определенных лиц и политических режимов, и борьба может идти не только против них, но и за них и в противовес позитивным ценностям. Так, например, кризис общественной морали обычно и протекает в виде противостояния таким ценностям, как право, ум, честь, совесть и т.п. и в пользу их антиподов. [14]
2.1 Понятие и виды социальных норм
Социальная норма как механизм оценки и регуляции поведения индивидов, групп и социальных общностей является одним из ключевых понятий социологии. Не случайно великие теоретики социологической мысли обращались к этому понятию, делая его основой или необходимым элементом своих размышлений. Так, Ю. Конгейм предложил определять норму как то, что "свойственно большинству особей". Э. Дюркгейм рассматривал типы норм, воплощенных в праве. М.М. Ковалевский полагал, что солидарность людей - норма, классовая борьба - отклонение от нее . П.А. Сорокин писал, что главной причиной внутреннего социального мира является наличие в обществе "целостной, твердо вошедшей в жизнь системы основных ценностей и соответственных норм поведения". Столь пристальное внимание к нормам, включение их в социальные теории закономерно, поскольку вся социальная жизнь в той или иной мере ими пронизывается и регулируется.
Наличествующее сегодня представление о социальной норме необходимо отразить в определенной типологии, без которой описание нормы, понимание ее роли становится затруднительным.
Норма как идеал. Если рассмотреть этот вид применительно к различным областям человеческой жизнедеятельности, то можно опереться на следующие примеры: в медицине - совершенно здоровый человек, в педагогике - полностью успевающий по предметам класс, в социальной жизни - отсутствие преступлений.
Норма как образец поведения, как правило или эталон, как традиция. Примером в данном случае может быть следование любым, принятым в данном сообществе правилам, таким, например, как уважение к старшим.
Норма профессиональная. Пример - технические стандарты или свод правил для медиков, объединенный "клятвой Гиппократа".
Норма статистическая как выражение неких свойств, присущих большинству людей, событий.
Все указанные типы норм существуют в реальности и выполняют ряд функций. Можно согласиться с М.И. Бобневой, которая полагает, что "социальные группы вырабатывают нормы как средства для оформления, спецификации, упорядочивания; регулирования и оценивания отношений и взаимодействий людей" [6]. Именно такой подход к представлению нормы позволяет нам обозначить свою позицию по отношению к социальным нормам и предлагаемую технологию работы с ними, отработанную в области социологии школьного образования [6].
Социальные нормы представляют собой ожидаемые правила поведения человека и обществе, согласно которым человек должен вести себя таким образом, чтобы обеспечить согласованность индивидуальных поведений, необходимые для осуществления основных социальных функций. Ибо, как уже подчеркивалось, человек является свободным существом, и в рамках свободы, предоставленной ему естественным законом, он может вести себя по-разному. И чем более развитым является общество, чем уверенней оно прогрессирует, тем больше прогресс человеческого сознания и свободы, тем в большей мере человек ведет себя как свободное существо, а общество может воздействовать на его свободное поведение при помощи правил, создаваемых обществом. А это значит, что точно так же как нет общества без свободного и целесообразного поведения человека, так нет и общества без общественных правил, при помощи которых обеспечивается координация этих свободных поведений.
Понятые таким образом социальные нормы предполагают и относительную свободу человеческого поведения, которую каждый человек ощущает, когда поступает в соответствии с социальными правилами, хотя мог бы последним и пренебречь. В то же время, когда человек нарушает правила поведения, он должен быть готов подвергнуться определенного рода санкциям, применяя которые общество обеспечивает уважительное отношение индивидов к общественным правилам.
При помощи социальных норм общество стремится обеспечить осуществление определенных общественных функций. Осуществление этих функций представляет общественный интерес. Этот общественный интерес не обязательно является, в полном смысле слова, интересом преобладающей части общества. Однако он является общественным в том смысле, что при помощи социальных норм обеспечивает координацию и согласование действий индивидов для того, чтобы успешно разворачивался, прежде всего, процесс общественного производства, обеспечивающий существование общества на данной ступени его развития.
Для реализации многочисленных и разнообразных целей в обществе существует множество социальных норм. Однако это Множество существовало не всегда. Социальные нормы прошли свой путь исторического развития, вместе с развитием общества. В начале истории человечества, когда человеческое общество было неразвитым, социальные нормы составляли единую совокупность и не различались между собой ни по способу их Возникновения, ни по тому, как обеспечивалось их применение.
С развитием общества возникают особые группы людей, имеющих особый интерес и желающих его осуществить. Тогда-то и происходит дифференциация социальных норм. Социальные нормы начинают различаться как по целям, которые люди пытаются реализовать с их помощью, так и по своей форме, т.е. по способу их возникновения и по средствам, с помощью которых обеспечивается их применение.
С развитием общества возрастало и количество социальных норм. Многочисленные социальные нормы делятся на разнообразные группы в зависимости от критериев, которыми пользуются при их классификации. Чаще всего, исходя из тех средств, при помощи которых оказывается воздействие на людей, ведущих себя в соответствии с социальными нормами, последние делятся на социальные предписания и технические правила.
2.2 Социальные предписания
Социальные предписания - это социальные нормы в узком смысле слова. Это социальные нормы, которые определяют социальное поведение человека, т.е. отношение человека к другим членам общества. Когда люди поступают в соответствии с общественными предписаниями, устанавливается такое социальное состояние, которое является полезным, т.е. такое, которое может считаться полезным для общества, создающего данные правила. Социальные предписания регулируют отношения между людьми в государстве и в более узких общностях, т.е. в социальных группах. Это нормы, при помощи которых осуществляется регулирование поведения человека по отношению к другим людям в государстве, в семье, на улице, в процессе производства материальных благ и т.д. Эти нормы служат реализации общей цели, достижение которой соответствует интересам некоторой широкой общности, хотя и не обязательно отвечает интересам отдельных ее членов. Для того, чтобы обеспечить уважительное отношение к данным нормам, общность принимает определенные меры, начиная с воспитания и вплоть до санкций, при помощи которых нарушителя социальных норм лишают тех или иных благ.
Социальное предписание имеет две части: диспозицию и санкцию. Диспозиция представляет собой ту часть социального предписания, которая определяет поведение индивида таким образом, чтобы был соблюден интерес общности, коллектива. Санкция предусматривает лишение того, кто нарушил диспозицию, известных благ и тем самым удовлетворяется стремление общности к наказанию тех членов общества, которые не придерживаются принятого способа поведения. Весьма важным является также и опосредованное воздействие санкции на поведение людей, а именно: зная, что им грозят определенные санкции, т.е. лишение известных благ, люди, как правило, воздерживаются от нарушения общественных предписаний.
Однако санкции, при помощи которых общество стремится воздействовать на поведение людей, дабы оно соответствовало диспозиции юридической нормы, не могут быть исключительно негативными, т.е. направленными лишь на лишение некоторых благ тех членов общества, которые нарушают общественные правила. Могут быть предусмотрены и позитивные санкции - не за нарушение правила, а за поведение в соответствии с ними. Они являются по сути наградой за поведение, желательное для общества и предписываемое диспозицией социального предписания.
В обществе существуют многочисленные социальные предписания, которые можно отнести к различным видам на основе самых разных критериев. Однако, можно утверждать, что чаще всего социальные предписания различаются в зависимости от вида общности, которая их создает, от деятельности, к которой данные предписания относятся, и вида санкций, которые применяются при нарушении предписания.
Наиболее существенные различия отдельных социальных предписаний проистекают из санкций, при помощи которых обеспечивается уважительное к ним отношение; причем характер таких санкций зависит от того, какие социальные общности - организованные или неорганизованные — создают те или иные социальные предписания. Более суровые санкции по отношению к нарушителю предусматривают те общественные предписания, которые созданы организованными социальными общностями, т.е. социальными организациями. Обычно в этом случае речь идет о лишении нарушителя значительных благ при помощи принуждения, которое часто выступает в форме физического насилия. Правовые нормы, как это будет показано ниже, являются наиболее типичным представителем данного вида социальных предписаний [6, с. 315-317].
В неорганизованных социальных общностях (а также в организованных общностях при урегулировании такого поведения в течение длительного времени, и глубоко внедрены в сознание членов общности. В таких общностях, в которых дело не доходит до острых конфликтов, санкции за нарушение правил поведения не являются строгими, и применяет их общество в целом, а не особые органы. Примером социальных предписаний создаваемых организованными общностями, являются правовые, а неорганизованными общностями - обычные нормы.
2.3 Технические правила
Технические правила по существу представляют собой такие нормы поведения, которые являются социальными лишь опосредованно. Но именно они регулируют не отношение человека к другим людям, а отношение человека к природе. Это те нормы, которые основываются на знаниях о природе и определяют поведение человека в процессе присвоения им природы. Однако человек относится к природе не только как природное, но и как общественное существо, т.е. его отношение к природе и обществу является социальным отношением. В этом смысле рассматриваемые нормы также являются социальными нормами.
Посредством действий, которые предписываются техническими правилами, человек может осуществить известные благоприятные для него изменения в природе. Поэтому можно сказать, что данные нормы определяют деятельность по преобразованию природы (материальной природы в узком смысле слова). Таковы, например, правила, указывающие, как получить определенный химический продукт путем соединения тех или иных элементов, как лечить от болезни, создавать некоторые материальные блага и т.д.
Таким образом, технические правила служат достижению определенной цели, в которой заинтересованы либо отдельный человек, либо множество людей. Что касается поведения в соответствии с этими правилами, то здесь существует «полное совпадение интересов общества и индивида: как общество, так и индивид заинтересованы в соблюдении технических норм, и между ними нет разногласия. Технические нормы по существу представляют собой инструкции индивиду по поводу того, каким образом ему следует поступать; они выступают в качестве помощи индивиду со стороны общества, а не в качестве приказов нарушителям данных норм. Поскольку субъекты, к которым относятся технические правила (т. е. используются ими в присвоении природы), желают реализовать некую цель, то они должны придерживаться данных правил. Если субъекты не будут следовать этим правилам, цель не будет достигнута, и их интерес не будет реализован. Так, например, тот, кто хочет выздороветь, должен соблюдать предписания специалистов медицины, иначе он будет продолжать болеть. Поэтому и полагают, что для того, чтобы человек поступал в соответствии с техническими правилами, ему достаточно лишь понять, что такое поведение обеспечивает реализацию желаемой цели.
Люди в своем поведении придерживаются технических правил, ибо, поступая в соответствии с ними, они осуществляют некий свой интерес; игнорируя же данные правила, они не могут реализовать свой интерес и могут понести определенные лишения. Именно поэтому и не существует необходимости в том, чтобы общество обеспечивало выполнение технических правил путем применения санкций по отношению к их нарушителям.
Тем не менее, возможны и случаи, когда социальная общность оказывается заинтересованной в соблюдении технических правил и, для того, чтобы обеспечить их выполнение, предусматривает также и санкции в отношении тех, кто нарушает данные правила. Но в этом случае техническое правило превращается в социальное предписание, а когда эти санкции применяет государство, техническая норма превращается в правовую. Так, например, существуют технические правила, определяющие строительство жилых зданий, и тот, кто их не соблюдает, создает опасность разрушения данных построек. Сегодня государство предписывает: сколько арматуры и каким именно образом она должна быть использована при строительстве для того, чтобы здание не разрушилось при землетрясении. Поскольку землетрясение представляет опасность для всего общества, последнее стремится предохранить себя от возможных губительных последствий, предписывая способ строительства.
Какие, именно технические правила и когда они станут социальными предписаниями, зависит от многих общественных обстоятельств и от имеющихся у людей знаний о природе и способах ее присвоения, т.е. приспособления и преобразования в соответствии с человеческими потребностями. В современном обществе все больше моментов процесса труда регулируются правовыми нормами, для того чтобы были созданы условия труда, достойные человека.