Социальные движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:24, контрольная работа

Описание работы

Гюстав Лебон стал автором теории о психологии толпы. Годы его жизни: 1841-1931. Он был консерватором, пессимистом и сторонником аристократии. Он считал, что современная демократия – это эра господства толпы. Толпа лишена разума, она похожа на стадо копытных животных. Элита олицетворяет все великие достижения человечества, но она сегодня обречена на гибель. Он с ужасом воспринял французскую революцию, т. к. во время революции многие аристократы погибли на гильотине.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 36.24 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Социальные движения 

1. Психология толпы. 

Гюстав Лебон  стал автором теории о психологии толпы. Годы его жизни: 1841-1931. Он был  консерватором, пессимистом и сторонником  аристократии. Он считал, что современная  демократия – это эра господства толпы. Толпа лишена разума, она похожа на стадо копытных животных. Элита  олицетворяет все великие достижения человечества, но она сегодня обречена на гибель. Он с ужасом воспринял  французскую революцию, т. к. во время  революции многие аристократы погибли  на гильотине. 

Человек в  толпе – это посредственность, готовая к героическим и варварским поступкам. Он испытывает чувство неодолимой мощи. Он готов убивать, громить, убегать или восхищаться вождём. Анонимность участников толпы позволяет чувствовать себя безответственным и безнаказанным. У человека в толпе как бы сносит сознание и обнажается бессознательный фундамент, у всех одинаковый, обнажаются инстинкты, главный из которых – стадный инстинкт. Человек в толпе – это варвар и дикарь, который обладает энтузиазмом и героизмом примитивных существ. Агрессивная толпа готова крушить всё на своём пути, бить стёкла и убивать людей. Пример действий агрессивной толпы – это еврейские погромы в России в начале 20 в., вандализм футбольных фанатов на стадионе и электричках, погромы на рынках, которые устраивают «скинхеды» (бритоголовые). Пример убегающей толпы – это паника на фронте. Пример поклонения толпы своему вождю – это поведение фанатов на рок-концерте, это факельные шествия и митинги в Нюрнберге, когда Гитлер умел довести степень поклонения своей персоне до экстаза. Часто участники толпы гибнут в результате давки, примерами служит давка на Ходынском поле во время коронации Николая 2 (погибло 1389 человек) или давка во время похорон Сталина. Поэтому нужно предостеречь учащихся от участия в действиях толпы. Чтобы не рисковать своей жизнью и здоровьем, чтобы не погибнуть в давке, нужно обойти толпу стороной. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Почему люди участвуют  в действиях толпы? 

Согласно  теории заражения Г. Лебона, человек в толпе превращается в жестокого обезумевшего зверя, при этом заражение или эпидемия распространяется словно вирус насилия или страха, переходя от одного к другому. По мнению Г. Блумера, в стаде животных страх распространяется через мычание, тяжёлое дыхание и так далее, что приводит к паническому бегству. В толпе людей социальное беспокойство и страх проявляется через суматоху и суету, через слухи и преувеличения, через позыв действовать, рост внушаемости и агрессивности поведения. Блумер выделяет несколько стадий нарастания агрессивности толпы: 

· Толчея, когда  люди беспорядочно кружатся друг возле  друга подобно овцам. В этом состоянии  люди готовятся действовать сообща. 

· Коллективное возбуждение, которое делает человека безответственным. 

· Социальная эпидемия, которая распространяется очень быстро. Пример инфекции –  тюльпанная лихорадка в Голландии  в 17 в., танцевальная мания в средние  века, военная истерия в 20 в., биржевая паника. 
 

3. Четыре типа групп: 

· Действующая  толпа. 

· Экспрессивная  толпа. 

· Масса. 

· Общественность. 

Сущность  различия между массой и толпой установил  Дж. Лофланд. Толпа – это большое число людей, находящихся лицом к лицу. Масса – это совокупность людей, которых волнует одна и та же проблема, но они не находятся в непосредственной близости друг от друга. 
 

Лофланд выделил три основных типа эмоций толпы: страх, враждебность и радость. Эти эмоции могут быть различной силы, например, страх может проявляться как ужас, испуг, тревога, смятение, оцепенение, паника, отвращение или трепет. Примеры: 

· Страх  толпы – это паника в театре, где зрители убегают от пожара, это оцепенение заложников, захваченных  в самолёте террористами. 

· Страх  массы – паника при стихийных  бедствиях (землетрясение, цунами, извержение вулкана), еврейские погромы, преследования  сектантов и еретиков. 

· Враждебность толпы – это толпа, линчующая негра, это расовые беспорядки. 

· Массовая враждебность – это объявление политиков  «козлами отпущения». 

· Радость  толпы – это праздничный карнавал, это рок-концерт, это спортивные зрелища. 

· Массовая радость – это золотая лихорадка, это низкопробная мода, это увлечение  стилем диско. 

Действующая толпа – это агрессивная толпа. Можно представить какие ужасы  творились при разграблении города завоевателями. 

Чтобы рассеять толпу нужно переориентировать  внимание толпы. Способы разгона  толпы: нужно посеять панику, возбудить  интерес к другим объектам, привлечь к дискуссии или аргументированному спору. 

Экспрессивная толпа - это танцующая толпа, которая  образуется при возникновении религиозных  сект. Бесцельные движения, ритмический танец, смех, плач, крик, скачки, невнятное бормотание и даже судороги нужны людям для снятия напряжения. Ритмический танец – это средство заражения во время карнавалов и вакханалий. Человек остро чувствует, что он увлечён каким-то духом, он переживает экстаз и экзальтацию. С помощью танца человек получает полную разрядку внутреннего напряжения и испытывает радость от этого. 

Масса состоит  из людей, которые возбуждены событиями  общенационального масштаба. Например, в США люди были увлечены захватом ничейных земель на Диком Западе, они  были увлечены массовой миграцией из Европы в Америку. Члены массы, в  отличие от толпы, не могут толочься и делают, например, собственный выбор новой зубной пасты или книги. Когда эти выборы совпадают, тогда влияние массы будет огромно, в результате какая-нибудь партия потерпит крах или переживёт пик успеха. 

Общественность  начинает действовать при возникновении  какой-нибудь проблемы, она начинает обсуждать возможные пути решения  этой проблемы. Иногда в результате дискуссии группа людей образует идеологическую секту и не хочет  никого слушать, как коммунисты. Иногда государство может вмешиваться  и мешать свободной дискуссии, может  запретить оппозиции высказывать  свои взгляды, может пропагандировать, внушать ложную точку зрения. В  результате общественность может принять  неправильные способы решения проблемы и прийти к национальной катастрофе, как немецкий народ в результате первой и второй мировой войны. 

4. Пропаганда и агитация. 

Практические  правила пропаганды: 

· Привлечь внимание людей к своей точке  зрения дешёвыми трюками и скандалами. Признанным мастером таких скандалов  является Жириновский, который с  этой целью способен обливать оппонента  водой из стакана и таскать  за волосы женщин. 

· Преподнести  свои взгляды в привлекательном  свете. 

· Слова  и образы пропагандиста должны быть простыми и отточенными, ибо человек  в толпе не будет ломать голову над экономическими теориями. 

· Необходимо постоянно повторять в процессе выступления лозунги и призывы. Лучше вовсе не спорить по существу, а просто твердить одно и то же, вновь  и вновь как попугай. Именно так  делает Зюганов в телевизионных  дискуссиях с демократами, он просто вновь и вновь клеймит «антинародный  режим» Ельцина и Путина, не обращая  внимания на содержание аргументов своих  оппонентов и не отвечая на их вопросы. 

· Можно  просто обругать оппонента, навесить ярлык, чтобы заставить его оправдываться  и «отмываться». Навешивание «ярлыков»  было излюбленным большевистским приёмом. 

· Пропагандист должен быть изобретателен на приёмы, например, Константин Боровой пытался  использовать на выборах частушки собственного сочинения. 

Три способа  пропаганды: 

· Подтасовка фактов и предоставление ложной информации, например, коммунисты при советской  власти по всем каналам массовой информации твердили, что капитализм загнивает, это проявляется в росте преступности и безработицы. 

· Нужно  натравливать один социальный слой на другой, например, Ленин натравил рабочих  на предпринимателей, бедных крестьян на богатых. 

· Нужно  отождествить свою точку зрения с  такими благозвучными понятиями, как  демократия, свобода, равенство и  братство, а точку зрения оппонентов с такими отрицательными понятиями, как привилегии, тирания и клевета. 

Вывод: единственное средство, которое может избавить нас от пропаганды, от обмана - это  свободная дискуссия и запрет государственной цензуры. Это одна из самых дорогих ценностей западной цивилизации. 

Агитация  возбуждает людей и превращает их в возможных сторонников. Агитация бросает вызов неравенству и  угнетённому прозябанию людей. Два  типа агитаторов: 

· Возбуждённый и агрессивный человек, который  призывает к борьбе, он использует драматические жесты и театральные  движения, например, рвёт на груди рубаху и громко кричит. Он пользуется успехом, когда зрители уже взволнованы  и выбиты из колеи, иначе бы его  поведение могло вызвать их дружный  смех. 

· Более  спокойный человек, который умеет  злить толпу с помощью едких  и острых слов. 

Демагог –  это человек, который умеет влиять на толпу в личных целях. Методы влияния  на толпу со стороны демагога: 

· Слова  нужно произносить с пафосом  и благоговением. У людей в  толпе разум исчезает, поэтому  на них нельзя воздействовать с помощью  рациональных доказательств. Но стоит  свои слова произнести с благоговением, как головы покорно склоняются. Именно такой тип личности, как психолог умеет применять этот метод. Толпа  никогда не будет слушать теоретика, как мастера рациональных доказательств  и интеллектуального английского  юмора. В выступлении перед толпой юмор неуместен, т. к. юмор делает пафос  смешным. Теоретик представляется слишком  умным для толпы. К тому же теоретик испытывает панический страх перед публичным выступлением, т.к. является ярким интровертом. 

· По мнению Лебона, масса – это послушное стадо, которое не в силах жить без господина и она готова подчиниться всякому, кто назовёт себя её властелином. Напротив, по мнению Фрейда, вождь должен соответствовать потребностям толпы своими личными качествами. Вождь должен быть фанатиком, захваченным глубокой верой в идею, чтобы пробудить эту веру в толпе. Именно такой тип личности, как психолог является прирождённым фанатиком. Вождь должен обладать сильной импонирующей волей, которую переймёт у него безвольная масса. Толпа уважает силу, даже насилие со стороны вождя, доброту же она считает разновидностью слабости. Поэтому толпа будет слушать спикера, и никогда не будет слушать меланхолика, последний не обладает сильной волей. Толпа изменчива, импульсивна и возбудима. Ею руководят инстинкты. Толпа чувствует себя всемогущей, у индивида в толпе исчезает понятие невозможного. Толпа немедленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же превращается в непоколебимую уверенность, зерно антипатии – в дикую ненависть. 

· Нужно  живописать ярчайшими красками и  преувеличивать. Поэтому толпа никогда  не будет слушать техника, который  не умеет живописать яркими красками и выражать сильные эмоции. 

Можно сделать  вывод, что прирождённым вождём и  прирождённым оратором являются такие  типы личности, как спикер и психолог. 

Примеры демагогов: психолог Гитлер, спикеры Ленин, Троцкий, Жириновский, Лужков, Хрущёв. В процессе выступления Гитлер играл роль религиозного пророка, для этого он использовал  два следующих приема: 

· Он любил  выступать в сумерках или ночью. 

· Он начинал  свою речь негромкими словами, а заканчивал истеричными воплями. 

Троцкий любил  использовать красивое словцо, для  этого во время выступления у  него в кармане лежала тетрадь  с приготовленными заранее крылатыми  выражениями. 
 
 
 

5. Социальные движения. 

Социальные  движения – это действующие группы людей, цель которых – установление нового строя жизни. Социальные движения возникают из социального беспокойства. Существует четыре типа социальных движений: общие, специфические, экспрессивные  пространственные. 

Примеры общих  движений – это рабочее, молодёжное, женское движение и движение за мир. Члены таких движений требуют  расширения своих прав. 
 

Информация о работе Социальные движения