Социальные движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:24, контрольная работа

Описание работы

Гюстав Лебон стал автором теории о психологии толпы. Годы его жизни: 1841-1931. Он был консерватором, пессимистом и сторонником аристократии. Он считал, что современная демократия – это эра господства толпы. Толпа лишена разума, она похожа на стадо копытных животных. Элита олицетворяет все великие достижения человечества, но она сегодня обречена на гибель. Он с ужасом воспринял французскую революцию, т. к. во время революции многие аристократы погибли на гильотине.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 36.24 Кб (Скачать файл)

6. Специфические движения. 

Пример специфического движения – это движение за отмену рабства в США в 19 веке. Оно  имеет чёткую цель, своё признанное руководство и постоянный членский состав. Чтобы придать движению долговечность, нужно создать внутри движения корпоративный  дух – чувство солидарности между  соратниками в борьбе. Соратники  проводят вместе много времени. Совместное пение и дружеская беседа дают человеку чувство признания и  поддержки. Такая группа соратников напоминает семью или общину. Корпорация создаёт свои церемонии, ритуалы, знаки  отличия, лозунги, гимны, униформу. Например, нацисты в Германии имели свою эмблему – свастику, форму одежды – коричневую рубашку, галстук и  красную повязку на руке со свастикой  в белом круге, своё приветствие  в форме вскинутой руки, своё обращение  к вождю – «фюрер». Большевики имели свои эмблемы – красную  звезду, серп и молот, свой флаг –  красный, своё обращение друг к другу  – «товарищ», свой гимн – «Интернационал». Эти символы усиливают сплочённость внутри движения через организацию  группового энтузиазма. Но на одном  энтузиазме далеко не уедешь, поэтому  внутри движения взращивается своя мораль и фанатическая вера: 

· Верность конечной цели движения. Христиане  верили в страшный суд и тысячелетнее царство бога. Большевики верили в  коммунизм, когда люди будут равны  и социальные блага польются широким  потоком, как из рога изобилия. Слова  из Интернационала, которые они повторяли  как молитву: «Весь мир насилья  мы разрушим до основанья, а затем  мы свой, мы новый мир построим, кто  был никем, тот станет всем». Нацисты  верили в господство германской нации  в будущем мире. История показала, что конечная цель коммунистов и  нацистов оказалась утопией.

· Вера в  неизбежность своей окончательной  победы после тяжёлой борьбы. Критика  и приговор существующей системе, например, коммунисты критикова 

и выносили суровый приговор системе представительной демократии и капитализму.

· Вера в  то, что на движение возложена священная  миссия. Например, коммунисты хотели избавить человечество от неравенства и эксплуатации. 

· Система  воспитания формирует твёрдых в  своих заблуждениях людей. Маяковский писал о большевиках: «Гвозди  бы делать из этих людей, не было бы в  мире крепче гвоздей!». По нашему мнению, нет ничего страшнее фанатика и неудачника, его невозможно переубедить в  споре, ибо он просто не слушает оппонента, именно такие фанатики расстреливали  заложников и своих оппонентов в  период Красного террора. 

Такое движение постепенно превращается в секту, где  имеется свой культ и свой главный  святой – Гитлер, Ленин, Маркс, Христос, Мухаммед, Ганди. Такие лидеры обожествляются и наделяются чудесной силой. Они  считаются умнейшими и непогрешимыми. Обычные смертные испытывают при  встрече с ними благоговение и  трепет. Их портреты становятся религиозными иконами. Вслед за святыми идут герои  и мученики – Павлик Морозов, В.И.Чапаев. Эти фигуры образуют религиозный пантеон. Внутри движения существует своё вероучение или священное писание – Библия, Коран, «Капитал» Маркса, «Майн Кампф» («Моя борьба») Гитлера. Внутри движения возникают мифы о принадлежности членов движения к избранному богом народу – к иудеям, к «арийцам», к расе господ, к пролетарскому классу. Идеология движения имеет наукообразный характер. Например, Гитлер ссылался на данные антропологии при выводе тезиса о превосходстве германской нации. Маркс ссылался на экономическую теорию прибавочной стоимости при выводе о неизбежности социалистической революции. Эта научная сторона идеологии предназначена для борьбы с оппонентами-«интеллектуалами». Основоположником марксизма в России стал Плеханов, который боролся против Бернштейна и Каутского, против народников. Идеология имеет вторую популистскую сторону, которая направлена к необразованным тёмным массам и имеет форму лозунгов. Теория социального движения позволяет понять историю большевизма – путь от преследуемой презираемой секты до правящей тоталитарной партии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. Смена лидеров  движения. 

Примеры социального  движения – это либерализм, консерватизм, социал-демократия, фашизм или исламский  фундаментализм. Лидеры в процессе истории движения меняются: 

· На первом этапе смутной тревоги основоположник создаёт идеологию и мобилизует людей через публикацию научных  работ. Он намечает план действий –  стратегию и тактику борьбы. Основоположником является теоретик или психолог. Теоретик создаёт истинную теорию и на её основе выдвигает научно обоснованный прогноз. Примером теоретиков служат основоположники  либерального движения Монтескье и  Локк. Психологи создают социальную утопию, т. е. привлекательную, но ложную теорию и дают неверные прогнозы. Примером психологов служат такие основоположники  социал-демократического движения, как  Маркс и Плеханов. Во главе движения, как правило, стоит группа лидеров, которая скрывается за широкой спиной основателя движения. 

· На втором этапе всеобщего возбуждения  требуется лидер, совмещающий в  себе способности оратора, умеющего вызывать энтузиазм толпы, и организатора, умеющего построить формальную организацию, разделение труда, систему норм и  санкций внутри движения. Эту роль может играть спикер, например, организаторами русского социал-демократического движения стали спикеры Ленин и Троцкий. 

· На третьем  этапе внутри группы образуется бюрократия, поэтому требуется функционер, мастер закулисной борьбы, который умеет  укрепить свою личную тираническую власть, уничтожить своих вчерашних соратников и достичь конечных целей движения. Самым лучшим мастером закулисной борьбы является психолог, например, функционером русского социал-демократического движения стал Сталин. 

Невозможно  соединить требуемые качества в  одном человеке, поэтому происходит смена лидеров и борьба между  ними. Основоположник иногда считает  организатора предателем, например, Плеханов не любил Ленина и ненавидел Троцкого. Организатор презирает основоположника, как наивного и безнадёжного мечтателя. Организатор часто считает функционера  подлым и грубым, например, Ленин  предлагал снять Сталина с  поста Генерального Секретаря большевистской партии. Функционер часто считает  организатора литератором и болтуном, допускающим грубые ошибки в закулисной борьбе. Из-за этих конфликтов между  лидерами внутри движения образуются фракции и происходят расколы, например, борьба между Плехановым, Мартовым и Лениным привела к расколу  на меньшевиков и большевиков, борьба между Троцким, Зиновьевым, Каменевым, Бухариным, Рыковым, Томским и Сталиным привела к расколу на ленинскую гвардию и номенклатуру. 

8. Различия между  реформистским и  революционным движением. 

Специфические движения бывают реформистскими и революционными. Например, либерально-демократическое  движение в России 80-90 годов 20 века было реформистским и не было похоже на религиозную секту. Существуют различия между реформистским и революционным  движением: 

· По размаху  целей, например, реформисты хотят ввести систему представительной демократии, а революционеры – перестроить  весь мир. 

· По отношению  к господствующим нравам и этике. Реформисты их не 

отвергают, поэтому реформистов трудно критиковать, нападки на них осуществляются в  форме карикатуры, их изображают как  фантазёров. Революционеры бросают  вызов нравам и предлагают новую  этику, где всё позволено, например, большевикам - грабить и убивать  богатых, нацистам - уничтожать евреев в газовых камерах, правоверным  мусульманам - отрезать головы неверным. 

· Реформистам  присуща респектабельность, солидность. Революционеры – это люди из подполья, из тюрьмы, со дна общества. 

· Реформисты пытаются убедить средний класс, революционеры – обратить в свою веру низший класс. 

9. Экспрессивные движения. 

Они не стремятся  менять общественный строй, а разряжаются  в религии и моде. Религиозное  движение начинается как культ, как  танцующая толпа, состоящая из одержимых  запредельным духом людей. Такой  верующий способен на прорицания, на веру в святость пророков и идолов. Черты  сект: 

· Разнородность  состава исчезает в толчее, люди превращаются в братьев, возникает  ритуал приёма в братство – крещение у христиан, возникает апология –  оправдание вероучения с помощью  доводов разума. В христианстве апология – это доказательство бытия бога и бессмертия души. 

· Вера в  то, что движение состоит из святых душ, а иноверцы – это пропавшие  души. Божественная миссия правоверных  – спасти заблудших и показать им «свет». Из-за этого начинается агрессия и религиозная война секты  против внешнего мира, например, арабы-мусульмане завоевали соседние страны. Цель секты в отличие от политического движения – изменить внутренний мир, а не внешний мир. 

Модные движения хотят изменить одежду, манеры, искусство  или философию. 

10. Пространственные, возрожденческие  и националистические  движения. 

Примером  пространственных движений являются движение кочевников, варварские вторжения, крестовые  походы, движение паломников, колонизация  и миграции. 

Возрожденческие движения идеализируют прошлое и  хотят его вернуть из-за чувства  разочарования в современности  и утраты самоуважения. Примерами  могут служить движение славянофилов в 19 в. , попытки возродить образ жизни, костюмы и самоуправление казаков в конце 20 в., попытки восстановить привилегии дворянского сословия и власть династии Романовых в России в конце 20 в. Но сегодня такая форма правления, как абсолютная монархия, безнадёжно устарела и является менее эффективной, чем представительная демократия. Требование предоставить сословные привилегии казакам и дворянам противоречит конституционному принципу равенства экономических и политических прав для граждан Российской Федерации. Нельзя повернуть колесо истории вспять даже из самых благих побуждений. 

Примером  националистического движения служит история германского нацизма. Гитлер прославлял прошлое немецкого народа. Германия проиграла Первую Мировую  Войну и заплатила слишком  большую цену за это поражение  в форме территориальных потерь и громадной контрибуции. Поэтому  нацисты призывали к реваншу, но в результате. Второй Мировой  Войны привели Германию к новой  национальной катастрофе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. 

Информация о работе Социальные движения