Социальные движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 23:57, реферат

Описание работы

Социальное движение – (К.Маркс) – это способ разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов и потребностей социальных сил данного общества.
Ян Щепаньский: это совместные стремления и действия людей, совершаемые более или менее организованно для достижения общих целей.

Файлы: 1 файл

l.docx

— 54.52 Кб (Скачать файл)

Теория  Джеймса Дэвиса.

Считает, что люди могут достаточно долго  жить в нищете, подвергаться угнетению, но не протестовать, когда же наблюдается некоторое улучшение условий жизни людей, начинают расти стандарты жизни, то возрастает и уровень ожиданий, однако когда улучшение условий не сбываются, то появляются СД. Протест вызывают только решения.

 

Следующая группа.

Теория  Нейла Смелзера.

Основой СД являются следующие условия:

  1. Структурное благоприятствование
  2. Структурные напряжения
  3. Обобщенные верования
  4. Ускоряющие факторы (повод)
  5. Наличие организованной группы
  6. Социальный контроль

Данная  теория интерпретирует СД, как реакцию  на ситуацию.

 

Теория  Алена Турена.

Его теория – теория историчности. Он считает, что для современных обществ  характерна историчность, т.е. мировоззрение, которое направлено или используется для изменения социальных условий  существования. В СД самое главное  – это цели, которые движение должно достичь, поэтому СД развиваются  по определенной стратегии. СД не являются изолированными, их развитие происходит в антагонизме с другими группами. Чаще всего, с официальными. Поэтому главное – это каким образом борьба с носителями противоположных идей влияет на цели движения и как сами движения изменяют свои взгляды и действия своих оппонентов. СД  необходимо рассматривать в контексте полей действия, т.е. в связи с силами или влияниями, против которых данное движение направлено. В его концепции ценно понимание того, что развитие социальных движений не отделимо от процессов взаимовлияния и взаимного переопределения противостоящих групп и организаций. Это наиболее важно для движений, которые ориентированы на изменение индивидов.

 

НОВЫЕ СД.

  1. НСД – дополнение к традиционным;
  2. Оппозиция к старым, которая возникла в результате или критической переоценки целей, задач, методов традиционных движений или в результате кризиса традиционных движений;
  3. Это случайный и приходящий феномен, который вызван к жизни уникальным сочетанием конъюнктурных обстоятельств;

Западные  исследователи определяют НСД, как  важнейшее направление коллективного  социального творчества и экспериментирование  «снизу», способствующее нормальному  функционированию общественного механизма  ценностных изменений.

В российской литературе НСД – совокупность социально-разнородных массовых демократических  движений, борющихся за мир, социальный прогресс, защиту окружающей среды, новый  образ жизни, против засилья монополий.

В основе НСД лежат ненасильственные методы решения социальных проблем и новое мышление, опирающееся на научные знания; новая, постматериальная система ценностей – самореализация индивида, активное участие в общественной жизни и признание со стороны общества. Основное содержание альтернативных моделей НСД состоит в обосновании необходимости изменить код общества. Этого можно достичь с помощью нового типа производства и создания децентрализованных самоуправляющихся общественных структур.  НСД в своих платформах объединяют и консервативные, и либеральные, и социалистические движения. Конвергенция. Мировоззрение НСД эклектично и постоянно изменяется. У них нет цельной логичной идеологической системы, но их главный принцип – принцип свободы в духовной сфере человека.

Причины появления НСД:

  1. Резкое усиление кризисных тенденций в различных сферах жизни современного общества;
  2. Возникновение глобальных опасностей;
  3. Возрастающая социальная дифференциация и др.

Все эти причины проявляются в  рассогласовании между, с одной стороны, исторически сложившимися потребностями людей, а с другой стороны, реальной экономической и социально-политической организации. Из данного противоречия вытекает неудовлетворенность внутренними порядками на производстве, в государственной политике, в партиях, в институтах социального обеспечения, в бюрократизации и пр. Возрастающая социальная дифференциация проявилась в формировании новых социальных субъектов общественных отношений и, прежде всего, новых средних слоев с их специфическими интересами и своеобразными ролями, поэтому, в целом, НСД – это, во-первых, симптом глубоких перемен в самих основаниях общества, во-вторых, это выход на поверхность социальной жизни новых, ранее не известных конфликтов и проблем, в-третьих, это способ борьбы против ограниченной демократии, авторитарного использования культуры, против кризисных явлений в современной цивилизации, в-четвертых, это своеобразных поиск новых путей социального саморазвития человека.

 

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ  ВСЕХ НСД.

  1. Повышенная гетерогенность социального состава;
  2. Низкий уровень институциализация и централизации, аморфность всех организационных структур (расплывчатость);
  3. Идеологический плюрализм, отсутствие системной идеологии и идеологической элиты; в основе установок лежат ценности, они главнее идеологии;
  4. Акцент на локальные действия, где способ достижения социального идеала – это технология конкретных дел;
  5. Отсутствие отчетливо выраженных антагонистов; движущая сила НСД – образованная группа новых средних слоев;
  6. Неформальные методы принятия решений;
  7. Стремление «здесь и теперь» создать альтернативный образ жизни;
  8. Перманентность;
  9. Особая интенсивность и качественное своеобразие социально-психологического обеспечения.

Все эти признаки обусловлены повышенной нестабильностью  СД, неизбежностью чередования спадов и подъемов в их развитии, размытость границ между различными НСД и исключен контроль над активностью участников НСД.

 

РАЗЛИЧИЯ  НСД.

 Они крайне разнородны по своим целям, организационным формам, массовости участия, политическим ориентациям, степени воздействия на общественное мнение.

 

ВИДЫ НСД.

Основными видами НСД являются: экологические, альтернативные, неофеминистские, коммунитарные, а также различные ассоциации, группы взаимопомощи, гражданские инициативы. Все НСД подразделяют на защитные, т.е. направленные против проникновения государственной бюрократии в частную  жизнь граждан, и поисковые, т.е. ориентированные на реализацию, самоосуществление индивидов в обществе. Среди НСД есть и прогрессивные, и реакционные.

 

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НСД.

  1. Группы НСД выросли из движения протеста через трансформацию в группу давления и обретение легальной формы участия;
  2. Выросли из защитных реакций перед лицом кризиса через ряд социальных действий они трансформировались в СД и вышли на уровень социальной организации или системы принятия решений;
  3. НСД, которые выросли из выдвижения требований и прошли путь до политического давления и действия.

 

ОСНОВЫНЕ  ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НСД:

  1. Усиление самостоятельности и независимости от государства;
  2. Рост идейной зрелости;
  3. Политизация;
  4. Демократизация СД;
  5. Все большая цивилизованность;
  6. Взаимопереплетение, взаимопроникновение различных НСД;
  7. Способствование решению основных социальных задач на все уровнях.

 

ЧТО ПРЕДЛАГАЮТ НСД?

  1. Новые пути общественного развития, что предполагает обеспечение большего участия граждан в политическом процессе через распространение самоуправления; Устранение функций принуждения;
  2. Новое измерение демократии, когда понятие демократии включают не только политические  и социально-экономические аспекты, но и аксеологические (ценностные);
  3. Новую базисную политическую культуру, когда основным содержанием сознания людей становится гуманизм и демократия.

 

 

 

ОСНОВНЫЕ  ФУНКЦИИ НСД:

  1. Социализация;
  2. Формирование массовых интересов и определенного сознания людей;
  3. Катализатор различных инноваций;
  4. Силовая, т.е. постоянный контроль и ограничение снизу монопольных решений, идущих сверху;
  5. Протеста, т.е. установления социальных ограничителей;
  6. Трансформации, т.е. изменение приоритетов развития.

 

ИДЕОЛОГИЯ НСД.

Идеология – система взглядов, идей, интересов, целей, намерений, умонастроений, в которых выражается отношение к действительности. (Термин ввел Лестют де Граси)

Идеология имеет различные по содержанию и  целям виды. Они могут быть противоположными и вести борьбу друг с другом. Идеологии могут непосредственно выражать политическую и социальную борьбу. Устойчивые формы идеологии и ее свойства выражать интересы в других сферах жизни общества стали основой развития самой идеологии.

  Крупные идеологические течения,  которые оформились в учения, начали формироваться в 17 веке. В начале сформировался традиционализм, т.е. религиозно-монархическое охранительное течение. Он дал начало консерватизму. Несколько позже консерватизм разделился на партийное течение и политико-идеологическую теорию.

В 18 веке появляется либерализм (Гоббс, Локк, де Даквилль). Первоначально он означал идеологию, которая ориентирована на сохранение механизмов рыночного хозяйства и свободной конкуренции при минимальной роли государства и на умеренный социальный реформизм. Идейное ядро классического либерализма составляют: абсолютна ценность человеческой личности; изначальное равенство всех людей; автономия индивидуальной воли; существование неотчуждаемых прав человека (жизнь, свобода, собственность); создание государства на основе общего консенсуса; договорный характер отношений между государством и индивидом; верховенство закона; защищенность частной жизни человека. Существует классический либерализм, который основан на идеологии laizzer faire (невмешательноство); социальный либерализм, который ориентирован на социальный реформизм и на стремление примирить равенство и свободу; либерально-консервативный консенсус, появившийся после второй мировой войны; неолиберализм (с 1970 годов) .

В 19 веке появляется социализм (коммунизм, марксизм, анархизм, революционная  демократия, народничество, социал-демократия).

Касаемо современной идеологии, в ней  можно выделить: появление «анти» идеологий (антикоммунизм, антифашизм и т.п.) и обновление традиционных идеологий и появление их неклассических форм (неомарксизм, неолиберализм, неоконсерватизм и т.п.). В условиях кризиса современности потеряно целостное видение общества и ценностная концепция общественного развития.

Важнейшими  течениями современности являются неолиберализм/неоконсерватизм, различные  демократические течения, этнополитические, религиозно-политические, экологические  и экстремистские.

Неолиберализм/неоконсерватизм - это разнообразные течения, которые сохранили общую идейную основу, которую составляет классический консерватизм, т.е. существенную роль играет иррациональные , религиозно-мистические и подсознательные элементы. Главная структурирующая ценность консерватизма – это недоверчиво отстраненное отношение к человеческой личности. Также другие ценности – сдержанное отношение к разуму, отрицание принципа равенства, потребность в лидерах, потребность в системе контролирующих институтов и рассмотрение нации как основного фактора человеческой истории. Течения консерватизма: традиционалистский, реформистский и революционалистский (правый радикализм). Общей ключевой идеей Н/Н являются идеи свободы, равенства и справедливости. Свобода понимается, как свобода гражданина по отношению к государству (liberty) и как свобода развития личности (freedom).  Равенство понимается как равенство прав и как политическое равенство. Справедливость сводится к поддержке неспособных самих себя обеспечить необходимым.  Начало Н/Н – 20-30 годы. Приоритеты Н/Н: эффективность производства на основе высоких технологий, частная собственность и предпринимательство, ограничение экономических функций государства, дифференцированная социальная политика в пользу занятых в высоких технологиях, содействие интернационализации экономики и политики. Границы возможности Н/Н: Н/Н не может решить такие проблемы, как ущемление интересов трудящихся, несвязанных с высокими технологиями, недооценка потребности демократизации и гуманизации производства и всего общества, слишком узкая трактовка равенства и справедливости и невозможности решения глобальных проблем.

Демократическое направление. Обосновывает идеи народовластия и способы его осуществления. 1970-90 годы. Это движение обусловлено интерференцией социально-политических последствий сдвигов в развитии производства. Общие принципы демократии: ответственность власти перед народом и приоритет общества надо государством; содействие власти воле большинства граждан; гарантия политического плюрализма во всем; признание необходимости представительной демократии; принцип разделения власти; ненасилие. Современные приоритеты демократических направлений: гражданская политическая культура; создание системы баланса противоборствующих сил; повышение эффективности участия населения в принятии и реализации решений путем расширения непосредственной демократии; демократический контроль над политической элитой, бюрократией, вооруженными силами, производством и отношениями общества  с природой; защита демократии от злоупотреблений ею, особенно от манипуляций общественного мнения; обеспечение свободой информацией; повышение компетентности граждан; преодоление социального неравенства мужчин и женщин; преодоление дискриминации этнических меньшинств, молодежи, детей, заключенных, сексуальных и прочих меньшинств; повышение сознания ответственности за судьбы общества; мирное разрешение международных конфликтов.

Социалистические идеи. Основа социалистических идей – это марксизм (базис – надстройка, первичность материальных ценностей, вторичность сознания, превалирование экономической сферы над другими). Современные модификации марксизма:

  1. Неомарксизм (50е годы 20 века) или критическая теория общества (Хабермас). Считается, что субъектом истории является разум. В истории должны иметь возможности и разум, и знания. Идеология скрывает действительный характер власти (подчеркиваем важность идеологии). Важные задачи для общества – просвещение и эмансипация. Здесь ставка делается на человека.
  2. Марксистский структурализм. Л. АльтюссЕр: водит понятие структурной причинности для объяснения взаимосвязи между различными сферами социальной действительности. Считает, что части определяют условия существования целого (структуры), а структура устанавливает условия существования частей, т.е. диалектическое взаимодействие. Он против примата экономики, считает, что идеология и политика – условия существования экономики, а способ производства – сложное отношение экономики, идеологии и политики. Для него характерен антигуманизм, выступил против марксистского гуманизма. Считает, что человека нужно рассматривать, как существо, обладающее способностью опыта. Человек к обществу.
  3. Аналитический марксизм. Д. Ремер, Г. Коэн, Д. Эльстер, А.  Пшеворски. Они пытаются развивать марксизм с помощью аналитических средств, которые есть в англо-американской науке. Проблема: люди рождаются свободными, а находятся в оковах. Они предлагают анализировать в категориях индивидуализма. Вся история – непредвиденные человеческие действия.

Информация о работе Социальные движения