Социальные движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 23:57, реферат

Описание работы

Социальное движение – (К.Маркс) – это способ разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов и потребностей социальных сил данного общества.
Ян Щепаньский: это совместные стремления и действия людей, совершаемые более или менее организованно для достижения общих целей.

Файлы: 1 файл

l.docx

— 54.52 Кб (Скачать файл)

Одновременно, в современных условиях сохраняется  и социализм. Суть: справедливость, как главная социальная ценность, равенство, достоинство отдельного работника в сочетании с принципом  сотрудничества и солидарности. Существует много разновидностей:

  1. Социал-демократическое направление – выступает за решение социальных проблем с помощью демократических средств. Главные идеи: эгалитаризм, смешанная экономика, общественная собственность и демократия. 
  2. Социал-анархистское направление выступает за свержение существующего капиталистического строя, причем они предлагают как ненасильственное, так и насильственное воздействие. Переустройство общества «снизу», индивидуальная свобода и свободное сотрудничество трудящихся.
  3. Христианский социализм – религиозная вера в моральное возрождение общества с помощью мирных форм развития.

Главные постулаты: максимально возможное  равенство доступа людей к  экономическим ресурсам, знаниям, политической власти. Минимум господства одного индивида или социальной группы над  всеми остальными. Благосостояние людей. Ответственное участие индивидов  в социальной и политической жизни. Полная занятость.

Этнонационазизм. Стал получать распространение с 1980х годов (после распада последней колониальной империи – Португалии). Положения:

  1. Проблема осуществления права на самоопределение и независимое развитие любой социальной формы этноса;
  2. Неограниченное суверенное владение каждым этносом имеющейся у него территорией и его ресурсами;
  3. Приоритет этноинтересов;

Сегодня этнонациональная идеология проявляется  в двух тенденциях:

  1. Стремление превратить государство в инструмент этнополитических интересов преобладающего в стране этноса; такие тенденции проявляются в балтийских государствах и др.
  2. Стремление к созданию маленький, но моноэтнических суверенных государств; основание такой тенденции – исторический опыт.

Основные  этнотечения: культурно-национальная автономия (идеи либерализма и ненасилия), политическая и экономическая автономия (колеблется между либерализмом и демократией, насилием и ненасилием), ограниченный суверенитет (демократия и насилие) , полный суверенитет (демократия и социализм, насилие и ненасилие), утверждение своего превосходства над другими ( почти шовинизм; социализм, насилие и ненасилие).

Религиозное направление. С 80х годов усиливается влияние религии и активизируются религиозные течения. Основные причины: перемены в мире сказались на положении верующих; в демографическом плане верующих становится больше; крушение многих традиционных светских представлений об окружающем мире; разрушение материальных и моральных устоев, активизация деятельности религиозных учреждений  и священнослужителей с целью расширения своего влияния. 3,5 млрд. верующих, 1,5 – христиане, 1 – мусульмане, буддисты и т.д. – остальное.

Особенности:

  1. Данное направление разнородно по вероисповеданиям;
  2. Общественная роль религиозных течений сегодня определяется политическими установками тех, кто формирует эти течения;
  3. На базе каждой конфессий развивается несколько религиозных течений, некоторые религиозные течения по своему содержанию приближаются к светским идеям управления.
  4. Объединяет все религиозные течения религиозно-этическое обоснование целей и средств решения общественных проблем.

Типология религиозных течений:

  1. Теократическое – католики (насильственные методы преобразований), протестанты (1/4);
  2. Либеральные – протестанты и православные (насилие и ненасилие в решение общественных проблем)
  3. Демократические религиозные течения – православные, сунниты и шииты (ненасилие)
  4. Этнорелигиозное – шииты, сунниты, буддисты ( сочетание насильственных и ненасильственных методов)
  5. Социалистические – буддисты и другие вероисповедания (насилие и ненасилие).

Основное содержание религиозных  течений:

В Европе распространено религиозно-этическое, в Латинской Америке – социал-христианское течение (либеральные реформы, персоналистское, плюралистическое, коммунитарное общество социального участия; народная церковь  – выступает за этическое религиозное  решение местных проблем; Новая  трактовка Библии – новая теология возрождения). Ислам: ортодоксальный ислам, исламский модернизм, течение «Третья  мировая теория» (концепция «джамахирия», т.е. общество, которое путем народной прямой демократии, на основе принципов ислама сбалансирует духовные и материальные стороны жизни), исламский фундаментализм (нужно переустроить общество на основе постулатов раннего ислама) и др.

Экстремизм. Приверженность к крайним взглядам и мерам. Причины роста экстремизма:

  1. Социально-экономические кризисы;
  2. Резкое падение жизненного уровня основной массы населения;
  3. Тоталитарный политический режим;
  4. Преследование инакомыслия.

Современные тенденции развития экстремизма:

  1. Крупномасштабность действий с массовыми человеческими жертвами;
  2. Отсутствие конкретных требований;
  3. Международный характер;
  4. Отсутствие ясной и доказанной информации, свидетельств об исполнителях и заказчиках терактов;
  5. Мощное информационно-психологическое давление на людей;
  6. Появление нового синтетического вида экстремизма, который получил название «молодежный».

Цели экстремизма:

  1. Экстремизм как необходимость к принудительной дипломатии;
  2. Экстремизм как война за свои идеалы;
  3. Экстремизм как предвестник нового миропорядка.

Современные социальные движения используют и такие  идеологии, как феминизм, экологизм (инвайронментализм), коммунитаризм (братство как состояние общества).

 

ПСИХОЛОГИЯ  СД.

Основы  деятельности СД – усилия людей, которые  поддерживают идеи и ценности СД. Именно эти усилия и составляют важнейший  компонент психологии людей.

Под психологией СД подразумевается  комплекс мотивов участия, целей, ценностей, норм, чувств, эмоций, воли, настроений, привычек, традиций и т.п.

Особенности психологии СД:

  1. Психология способна оказывать относительно автономное воздействие на поведение людей
  2. Психология – это база и почва для распространения идеологии
  3. Психология влияет на форму выражения идеологии и на ее содержание
  4. Психология является средством духовной защиты своего движения

В психологии важную роль играют мотивы людей, в мотивации могут доминировать или общие ценности или подчинение конкретным нормам и требованиям  к их поведению.

Специфику социального поведения людей  предопределяют ригидность (жесткость, негибкость), догматизм, агрессивность  и альтруизм. Они влияют на формы  поведения.

Формы поведения:

  1. По целенаправленности:
    1. Автономное (свободный выбор целей, деятельности)
    2. Мобилизованное (вынужденно совершаемые поступки)
  2. По типу мотивации:
    1. Открытые формы поведения (демонстрации)
    2. Закрытые формы (уклонение людей от выполнения своих гражданских прав)
  3. По соответствию поведения общепринятые средствам и нормам:
    1. Нормативное (соответствует общепринятым ценностям и нормам)
    2. Девиантное
  4. По способам практического достижения целей:
    1. Традиционные
    2. Инновационные

Во  всех обществах постоянно происходят изменения в ценностях и нормах поведения, которые называются культурными течениями.

М. Герсковиц. Культурные течения = это процесс, в котором небольшие деформации медленно изменяют характер и форму стиля и способов жизнедеятельности людей, но результат действия этих перемен очевиден.

Виды  психологии СД:

  1. Психология поддержки социальных изменений
  2. Психология сопротивления социальным изменениям

В психологии СД можно выделить эмоциональную  и рациональную стороны. Можно выявить  психический склад группы. В психологии появляются интеллектуальные отражения  различных факторов.

На  психологию СД влияет тот факт, что  большинство участников СД порывают с традиционными стереотипами тех  классов, из которых они вышли, поэтому  в типологических признаках СД слабые традиционные факторы интеграции. Это  слабость компенсируется особой интенсивностью и качественным разнообразием социально-психологического обеспечения новых СД, т.е. специфическими (побудительными) мотивами о вступление в движение, системой потребностей, ценностей и социально-политическими  ориентациями.

Чем большее значение имеет определенное ролевое представление, тем больше человек «растворяется» в какой-либо общности и тем меньшей свободой воли он обладает. В результате происходит усложнение системы социальных ролей. Снижение иерархичности ролевых представлений ведет к ослаблению социальной напряженности, к более высокому уровню автономии индивида, к формированию особенности активности масс. Эти особенности заключаются в том, что чем выше уровень автономии человека от ролевых представлений, тем менее консолидированы и управляемся массовые движения, тем сильнее в этих движениях развита центробежная тенденция и тем меньше склонность участников этих движений к безоговорочной поддержке лидеров. Важной тенденцией социально-психологических процессов СД является снижение интенсивности групповых ориентаций, в силу этого происходит своеобразная эрозия классовой самоидентификации, однако это не полное разложение, а только релятивное, т.е. происходит ограничение радиуса действия социального движения. В итоге складывается ситуация, когда в СД нет единых социально-психологических общностей.

Специфика психологии СД – у каждого нового поколения появляются новые потребности, что вызывает своеобразный бунт против существующей системы. У нового поколения  формируется неудовлетворенность  этой системой и недоверие к ней, поэтому в обществе складывается ситуация «тихой революции», т.е. постепенного распространения в массовом сознании новых ценностей: антипотребительские ценности, антибюрократические, антитехницистские, ориентация на всестороннюю реализацию личностного начала, ориентация на гуманизацию общественных отношений.

Противоречие: между возросшей потребностью индивидов  в самореализации и социальными  нормами, легитимизированными в массовом сознании в качестве общезначимых регуляторов жизнедеятельности на стадии консолидации «большого общества». В итоге возникает проблема психологической составляющей – это проблема взаимоотношений человека с миром посредством чувственным и умственных образов, мотиваций, процессов общения, эмоциональных состояний и установок.

 

ЛИДЕРСТВО В СД.

Понятие лидер в целом – член группы, который добровольно принимает  на себя значительную меру ответственности  в достижении групповых целей, который  пользуется наибольшими симпатиями (авторитетом) и обладает максимальным статусом.

Сегодня лидерство – это не руководство, не дирижирование, лидеров назначают. Лидерство - это влияние или обладании е властью, основанные на интеграции различных социальных слоев с помощью специфических механизмов вокруг предлагаемой программы решения социальных проблем. Однако сегодня лидерство рассматривается как разновидность власти, как управленческий статус (принятие решений), как особого рода предпринимательство (конкуренция), как тип взаимодействия, как институт, связанный со стремление сообразовывать стандарты социального поведения индивидов с заданными образцами. Как правило. Выделяют 2 больших блока: лидерство как формально-должностной статус, связанный с обладанием властью, как субъективная деятельность по выполнению социальной роли. В связи с эти выделяют 2 группы признаков лидерства: объективные (потребность в лидерстве, наличие лидеров, наличие условий реализации лидерства), собственно лидерства (постоянство влияния, приоритетность влияния, авторитетность, персонификация, ненасильственность).

Структура:

  1. Индивидуальные черты лидера
  2. Ресурсы, которыми располагает лидер
  3. Ситуация, в которой лидер действует

Содержание:

  1. Диагноз
  2. Определение направлений действия
  3. Мобилизация людей в конкретные действия

Формы лидерства:

  1. Силовое доминирование
  2. Наставничество
  3. Вождизм
  4. Харизма
  5. Авторитет
  6. Интеграция

 

Теории лидерства:

  1. Теория черт  (Богардус) – острый ум, организаторские способности, делинквентность и т.п.
  2. Факторно-аналитическая теория – попытка включения не только индивидуальных качеств и черт, а также стиль поведения, достижения лидера (М.Херманн)
  3. Ситуативная концепция (Р. Стогдилл)- зависимость лидерства от определенных социальных условий.
  4. Психо-аналитические теории (Эриксон, Атниксон, Маслоу)
  5. Политологические теории.

 

ТИПЫ ЛИДЕРСТВА:

  1. В зависимости от характера цели и воздействия на общество:
    1. консервативное
    2. реформаторское
    3. революционное
  2. по используемым методам управления:
    1. авторитарное
    2. демократическое
    3. либеральное
  3. по масштабу полномочий:
    1. в малой группе
    2. в большой
    3. общенациональный масштаб
  4. по масштабности деяний:
    1. обычное (реальное)
    2. великое (героическое //злодейское)
    3. должностное
  5. в зависимости от обоснования лидерства:
    1. формальное (есть официальный пост)
    2. неформальное

Информация о работе Социальные движения