Социальные факторы эволюции человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 20:35, реферат

Описание работы

Неограниченный общественный прогресс связан с феноменом человека как биосоциального существа, характеризующимся разумом и ярко выраженной социальной направленностью.
Человек как разумное существо существует около 2 миллионов лет, и почти всё это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека – в процессе целенаправленной трудовой деятельности совершенствовались его мозг, конечности, развивалось мышление, формировались новые творческие навыки, коллективный опыт и знания.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………3

Предпосылки к социальному развитию антропоидов…..4

Социальные факторы антропогенеза……………………....5

2.1.Трудовая деятельность как социальный фактор антропогенеза…………………………………………………………….5

2.2.Общественный образ жизни как социальный фактор антропогенеза………………………………………………………….6

2.3.Развитие речи как социальный фактор антропогенеза…7

2.4.Разум и развитие мышления как социальный фактор антропогенеза………………………………………………………….8

2.5.Побочные социальные факторы антропогенеза…………8

3.Культурная эволюция……………………………………………9

4.Социализация…………………………………………………….11

5.Соотношение биологического и социального в природе человека………………………………………………………………..11

6.Роль биологических и социальных факторов в антропогенезе…………………………………………………………………13

Заключение………………………………………………………..15

Список литературы………………………………………………16

Файлы: 1 файл

Социальные факторы антропогенеза.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

ГУО «Средняя школа №11»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Социальные факторы эволюции человека»

 

 

 

 

 

 

                                   

 

 

 

                                   Выполнила

Парфененкова Анна Алексеевна

                                                           учащаяся 11 «Б» класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новополоцк, 2013

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………3

 

  1. Предпосылки к социальному развитию антропоидов…..4

 

  1. Социальные факторы антропогенеза……………………....5

 

  2.1.Трудовая деятельность  как социальный фактор антропогенеза…………………………………………………………….5

 

  2.2.Общественный образ жизни как социальный фактор антропогенеза………………………………………………………….6

 

  2.3.Развитие речи как социальный фактор антропогенеза…7

 

  2.4.Разум и развитие мышления как социальный фактор антропогенеза………………………………………………………….8

 

  2.5.Побочные социальные факторы антропогенеза…………8

 

3.Культурная эволюция……………………………………………9

 

4.Социализация…………………………………………………….11

 

5.Соотношение биологического и социального в природе человека………………………………………………………………..11

 

6.Роль биологических и социальных факторов в антропогенезе…………………………………………………………………13

 

Заключение………………………………………………………..15

 

Список литературы………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Неограниченный общественный прогресс связан с феноменом человека как биосоциального существа, характеризующимся разумом и ярко выраженной социальной направленностью.

Человек как разумное существо существует около 2 миллионов лет, и почти всё это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека – в процессе целенаправленной трудовой деятельности совершенствовались его мозг, конечности, развивалось мышление, формировались новые творческие навыки, коллективный опыт и знания. Все это привело к возникновению 40 тыс. лет тому назад человека современного типа – Homo sapiens (человек разумный), который перестал меняться, но вместо этого сначала очень медленно, а потом все более стремительно изменяться общество.

В природе человека заложены социальное и биологическое начала, которые отражаются в общественной, психологической и социальной формациях, а также в науке и культуре. Будучи социальным существом, человек – единственный на Земле организм, обладающий четко выраженной социальной сущностью, коллективизмом, языком и правовыми знаниями.

В данном реферате затронуты вопросы влияния социальных факторов на психологическую и физическую эволюцию человека, а также причины и последствия этого влияния. В реферате использованы статьи и книги по биологии, социобиологии,  психологии, социологии, философии таких авторов как В. Грант, А. Пехов, В. Алексеев, О. Мосин и др.

 

1.Предпосылки к социальному развитию антропоидов

 

Антропоиды дивергировали от предковой линии обитающих в лесах приматов, переселившихся в светлые леса и саванна, где они перешли к наземному образу. Первые наземные антропоиды, поселившиеся на открытых местах, подвергались большой опасности со стороны крупных хищников. Групповой образ жизни создавал возможность успешно защищаться от таких хищников, тогда как одной или нескольким особям это было не под силу. Таким образом, организованное стадо обладало высокой селективной ценностью в смысле защиты от крупных хищников во вновь заселенном открытом местообитании. Кроме того, ранним антропоидам, вероятно, было легче охотиться и вообще добывать пищу группами, а не поодиночке. Поэтому есть все основания считать, что австралопитеки вели общественный образ жизни.

Самая примитивная форма общественного объединения, известная у Homo sapiens, - это группа, занятая охотой и собирательством. Объединенные в группы люди, живущие за счет собирательства, существовали в разных областях земного шара до недавнего прошлого, а в некоторых местах существуют и до сих пор. В состав такой группы входит от 20 до 100 человек, образующих ряд семей, в которых имеются оба родителя. Группа занимает определенную территорию, защищает её, собирает пищу в пределах этой территории. Человеческие общества на доисторической стадии культуры обычно имеют более сложную экономическую и социальную структуру и более многочисленны, чем группа собирателей. По мере развития цивилизации величина и сложность человеческих сообществ возрастает.

Итак, мы видим, что возникшее у приматов направление эволюции общественного образа жизни продолжается у Homo sapiens. На всех ступенях – от полуобезьян до современного человека – отмечается общая тенденция к увеличению размеров общественной группы и сложности её организации, повышению технического уровня, усложнению языка и развитию интеллекта. Всё это не обособленные, а взаимосвязанные и взаимодействующие направления.

 

 

 

 

2.Социальные факторы антропогенеза

 

К социальным факторам антропогенеза относятся:

1) Трудовая деятельность

2) Общественный образ  жизни

3) Речь

4) Развитое мышление

Роль социальных факторов в антропогенезе была раскрыта Энгельсом в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (1896). Этим факторам принадлежала ведущая роль на более поздних этапах становления человека.

 

 

2.1.Трудовая деятельность  как социальный фактор антропогенеза

 

Важнейший фактор эволюции человека - труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку. Животные могут лишь использовать отдельные предметы для добывания пищи (например, обезьяна использует палку, чтобы достать лакомство).

Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических и физиологических изменений у предков человека, которые называют антропоморфозами.

Важным антропоморфозом в эволюции человека было прямохождение. В течение многих поколений в результате естественного отбора сохранялись особи с наследственными изменениями, способствующими прямохождению. Постепенно сформировались приспособления к прямохождению: S-образный позвоночник, сводчатая стопа, широкие таз и грудная клетка, массивные кости нижних конечностей.

Прямохождение привело к высвобождению руки. Сначала рука могла выполнять лишь примитивные движения. В процессе труда она совершенствовалась, стала выполнять сложные действия. Таким образом, рука является не только органом труда, но и его продуктом. Развитая рука позволила человеку изготавливать примитивные орудия труда. Это дало ему значительные преимущества в борьбе за существование.

Трудовая деятельность человека существенно отличается от трудовой деятельности животных возможностью внесения в деятельность нового, оригинального, творческого. Благодаря творчеству мир человека становится разнообразным, комфортным, безопасным, менее зависимым от условий природы.

Творчество – это эффективное применение имеющегося опыта для создания качественно новых предметов материальной или духовной культуры. Для творчества необходимы воображение, интуиция, способность к рефлексивной оценке собственной деятельности, высокая умственная активность.

Под творчеством понимают деятельность, порождающую нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов.

 

 

2.2.Общественный образ жизни как социальный фактор антропогенеза

 

Трудность выживания предков в сложных условиях борьбы за существование при переходе к наземному образу жизни усугублялась низкой плодовитостью. Противостоять хищникам проще было группе, чем отдельным индивидам. Недостатки естественных органов предки человека восполняли искусственными орудиями. Таким образом, труд уже при возникновении был общественным.

Труд способствовал сплочению древних людей в коллективы. Становились все более частыми случаи взаимной поддержки и совместной деятельности. Старшие члены коллектива обучали подрастающее поколение отыскивать природные материалы, необходимые для изготовления орудий труда, учили приемам изготовления таких орудий и их применению.

Общественный труд оказал большое влияние на развитие мозга и органов чувств. Совместная трудовая деятельность требовала координации. Возникла жизненная необходимость в обмене информацией. В процессе эволюции у предков современного человека произошли такие изменения голосового аппарата и мозга, которые привели к появлению речи.

 

 

 

 

 

2.3.Развитие речи как социальный фактор антропогенеза

 

И. П. Павлов (1925), исследуя особенности высшей нервной деятельности человека, выявляет ее качественные отличия от нервной деятельности животных – наличие второй сигнальной системы, то есть речи. Органами чувств животные и человек способны улавливать различные изменения качеств и свойств окружающих предметов и явлений (звук, цвет, свет, запах, вкус, температуру и т. д.). Именно работа сенсорных механизмов лежит в основе действия первой сигнальной системы, общей у человека и животных. В то же время у человека развивается вторая сигнальная система. Сигналами здесь служат слова, речь, отделенная от самого предмета, абстрактная и обобщенная. Слово заменяет непосредственные раздражители, является «сигналом сигналов». Многочисленные наблюдения показали, что вторая сигнальная система может быть развита только при общении с людьми, то есть развитие речи имеет социальный характер.

Язык животных, в том числе язык высших приматов (за исключением человека), слагается из телодвижений, мимики и звуков, выражающих желания, ощущения, предупреждения, а также обозначающих определённые предметы. Этот язык конкретен. Люди также используют всё это; они общаются при помощи улыбок, гримас, других телодвижений, а также с помощью простых звуковых сигналов.

Язык человека выходит далеко за эти пределы. Его словарный запас огромен. Слова могут объединяться, образуя множество фраз и предложений и делая возможной точную передачу сложных мыслей. Кроме того, в его словарь входят не только слова, обозначающие конкретные предметы, но также слова или фразы, обозначающие обобщенные и абстрактные понятия и взаимоотношения между понятиями. Язык, обладающий такими свойствами, создаёт основу для концептуального мышления.

 

 

 

 

 

 

2.4.Разум и развитие мышления как социальный фактор антропогенеза

 

Человек в отличие от животных обладает особой формой мышления – концептуальным (понятийным) мышлением. В понятии заключаются наиболее важные существенные признаки и свойства, понятия абстрактны. Отражение действительности животными всегда конкретно, предметно, связано с определенными предметами окружающего мира. Только мышление человека может быть логичным, обобщающим, отвлеченным. Животные могут совершать очень сложные действия, но в их основе лежат инстинкты – генетические программы, передающиеся по наследству. Набор таких действий строго ограничен, определена последовательность, которая не меняется с изменением условий, даже если действие становится нецелесообразным. Человек же вначале ставит цель, составляет план, который может измениться при необходимости, анализирует результаты, делает выводы.

Для развития и поддержания концептуального мышления важно, чтобы группа, численность которой превышает критический уровень, состояла из индивидуумов, способных обучаться. А концептуальное мышление в свою очередь представляет собой важную составную часть высших форм человеческой культуры.

 

 

2.5.Побочные социальные факторы антропогенеза

 

Многие антропологи уделяют большое внимание такому возможному фактору антропогенеза, как альтруизм. Изготовление эффективных орудий древнейшими и древними людьми возможно было только на основе навыков, наследуемых от предыдущих поколений, что вело к повышению в первобытных сообществах роли и значения людей старшего поколения, хранящих опыт изготовления орудий, охоты и т. д. Чем лучше охранялись слабые, тем больше оставалось шансов на выживание. Видимо в этот период стала прекращаться внутривидовая борьба за существование, падать значение естественного отбора. Напротив, важным фактором антропогенеза становились возникавшие социальные закономерности.

Таким образом, создав социальные отношения в группах древнейших и древних людей, естественный отбор в этот период стал уступать свое место социальным факторам. В борьбе за существование стали побеждать не только те, которые были самыми сильными, но и те, которые охраняли слабых (стариков, женщин и детей).

В результате этого в борьбе за существование преимуществ стали достигать те группы или племена, в которых больше заботились о поддержании стариков, ибо последние сохраняли накопленный опыт в изготовлении орудий, поисках мест охоты и съедобных растений, в ориентировке на местности и т. д.

Еще один фактор, сыгравший большую роль в антропогенезе, - регулирование семейно-брачных отношений. Регулирование брачных отношений обществом явилось положительным фактором не только для развития социума, но и для биологической эволюции человека. Запрет родственных браков предупреждает накопление негативных мутаций, приводит к обогащению генофонда общества.

 

 

3.Культурная эволюция

 

Постепенное развитие и накопление культурного наследия представляет собой культурную эволюцию. В культурной эволюции наследование приобретённых признаков - реальный процесс.

Различия между человеком двадцатого века и человеком каменного века по морфологическим признакам, в том числе и по емкости черепа, относительно невелики. Однако различия в их культуре огромны. Изменения, произошедшие с Homo sapiens со времен палеолита до нынешней стадии его развития, вызваны главным образом культурной эволюцией.

Органическая эволюция могла обусловить возникновение и первые шаги эволюции рода Homo. Однако одна лишь органическая эволюция  не могла привести к превращению первобытного человека в современного. Здесь вступает в силу культурная эволюция, и она даёт объяснение тем изменениям, которые нельзя объяснить факторами органической эволюции. Культурная эволюция обладает собственной движущей силой, отличной от движущих сил органической эволюции. И культурную эволюцию можно считать совершенно самостоятельным процессом, хотя на практике она взаимодействует с эволюцией органической. При специальном изучении культурной эволюции её следует изучать отдельно, однако при любом изучении человечества правильнее рассматривать современного человека как продукт совместного действия органической и культурной эволюции.

Информация о работе Социальные факторы эволюции человека