Социальные факторы эволюции человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 20:35, реферат

Описание работы

Неограниченный общественный прогресс связан с феноменом человека как биосоциального существа, характеризующимся разумом и ярко выраженной социальной направленностью.
Человек как разумное существо существует около 2 миллионов лет, и почти всё это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека – в процессе целенаправленной трудовой деятельности совершенствовались его мозг, конечности, развивалось мышление, формировались новые творческие навыки, коллективный опыт и знания.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………3

Предпосылки к социальному развитию антропоидов…..4

Социальные факторы антропогенеза……………………....5

2.1.Трудовая деятельность как социальный фактор антропогенеза…………………………………………………………….5

2.2.Общественный образ жизни как социальный фактор антропогенеза………………………………………………………….6

2.3.Развитие речи как социальный фактор антропогенеза…7

2.4.Разум и развитие мышления как социальный фактор антропогенеза………………………………………………………….8

2.5.Побочные социальные факторы антропогенеза…………8

3.Культурная эволюция……………………………………………9

4.Социализация…………………………………………………….11

5.Соотношение биологического и социального в природе человека………………………………………………………………..11

6.Роль биологических и социальных факторов в антропогенезе…………………………………………………………………13

Заключение………………………………………………………..15

Список литературы………………………………………………16

Файлы: 1 файл

Социальные факторы антропогенеза.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Накопление и передача элементов культуры встречается в ограниченных масштабах у различных птиц и млекопитающих. Так, у некоторых птиц птенцы научаются определённому «языку» от родительских особей и от соседей, а затем передают его своим потомкам. Однако только человек, во всяком случае, среди земных существ, способен к накоплению культуры в широких масштабах и к подлинной культурной эволюции.

 

 

 

 

4.Социализация

 

Если рассматривать человека как одного из представителей млекопитающих и высших приматов, то его следует считать продуктом органической эволюции; однако человек как представитель человечества является, как отмечалось выше, продуктом одновременно и органической, и культурной эволюции. Кроме того, те подлинно опознавательные признаки человека, которыми он отличается от животного, выработались в процессе культурной эволюции.

Каждый индивидуум Homo sapiens при рождении наделён конституцией животного, принадлежащего к приматам, но лишён какой-либо культуры. Культура приобретается в процессе индивидуального развития в результате обучения в широком смысле. В первые годы постнатального развития каждый индивидуум из состояния человекообразного животного (при рождении) через стадию варвара (ребёнок) переходит в человеческое состояние в истинном или диагностическом значении слова «человеческое». И это умственное развитие индивидуума происходит в результате формирующего влияния социальных факторов и образования.

Индивидуум воспринимает ту культуру, в условиях которой он (или она) родился и был воспитан, не считая тех редких случаев, когда индивидуум оказывается способным мыслить независимо и самостоятельно и переступает границы своей родной культуры; однако даже и в этих случаях он в известной степени сохраняет эту культуру.

В таком случае наиболее существенное различие между человеком и животным лежит в сфере человеческого разума, а не тела, а специфические человеческие аспекты человеческого разума – продукт социализации.

 

 

5.Соотношение биологического и социального в природе человека

 

Все современное человечество принадлежит к одному биологическому виду – человек разумный (Homo sapiens), представляющему собой уникальную жизненную форму, соединяющую биологическую и социальную сущности. Жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах, закономерностях обмена веществ и энергии, обусловленных морфофункциональными особенностями организма, которые обеспечивают адаптацию к окружающей среде. В то же время биологическая сущность проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. В процессе антропогенеза формировалась социальная сущность человека как система материальных и духовных факторов, межчеловеческих и психоэмоциональных отношений, возникающих в совместной трудовой деятельности. Социальный фактор оказывает существенное влияние на жизнедеятельность человека, на его здоровье.

Вопрос соотношения биологического и социального в человеке всегда интересовал ученых. Существуют два противоположных представления о закономерностях становления личности. Сторонники панбиологизма объясняют все особенности человека его биологической сущностью, наследственными генетическими программами. Пансоциологизм считает, что наследственные факторы у всех людей одинаковы, а индивидуальные особенности личности развиваются под влиянием общественных отношений, обучения и воспитания.

В настоящее время в науке распространены представления о том, что человек является своеобразным и неотъемлемым компонентом биосферы. Особенность биологической сущности человека заключается в том, что она проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. Из социальной сущности людей вытекают закономерности и направления исторического развития человечества. Биологическим процессам, происходящим в организме человека, принадлежит фундаментальная роль в обеспечении важнейших сторон жизнеспособности и развития. Тем не менее, в популяциях людей эти процессы не приводят к результатам, обычным для остального мира живых существ. Так, естественный отбор – движущий фактор эволюции живых организмов – утратил свое значение (например, в видообразовании) в развитии человека, уступив ведущую роль социальным факторам. Процесс индивидуального развития человека базируется на информации двух видов. Первый вид представляет собой биологически целесообразную информацию, которая отбиралась и сохранялась в процессе эволюции предковых форм и зафиксирована в виде генетической информации в ДНК (универсальный для всех живых организмов механизм кодирования, хранения, реализации и передачи информации из поколения в поколение). Благодаря этому в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих его от других живых организмов.

Второй вид информации представлен суммой знаний, умений, которые приобретаются, сохраняются и используются поколениями людей в ходе развития человеческого общества. Освоение этой информации индивидуумом происходит в процессе его воспитания, обучения и жизни в социуме. Данная особенность человека определяется понятием социальной наследственности, присущей исключительно человеческому обществу.

 

 

6.Роль биологических и социальных факторов в антропогенезе

 

Древние люди совершенствовали орудия труда, все более активно обживали новые, более суровые места, строили жилища, пользовались огнем, разводили животных, выращивали растения. Труд становился все более разнообразным, происходило разделение труда, люди вступали в новые социальные отношения. В человеческих популяциях сформировалась достаточно сложная структура социальных отношений. Если у австралопитеков, питекантропов и даже у неандертальцев естественный отбор играл решающую роль, то уже в жизни кроманьонцев стали доминировать социальные факторы.

Для древнейших и древних людей были характерны значительные сдвиги во внешнем строении особей и одновременно относительно медленное совершенствование орудий труда. В развитии неоантропов появляется иная закономерность — физический облик человека почти не изменился за последние 40 тыс. лет, но происходили интенсивное обогащение духовного мира, рост интеллекта, гигантская скорость развития производства. Для современного человека ведущими и определяющими стали общественно-трудовые отношения.

В результате социального развития Человек разумный приобрел решающие преимущества среди всех живых существ. Но это не означает, что возникновение социальной сферы отменило действие биологических факторов, она лишь изменила их проявление. Homo sapiens как вид является составной частью биосферы и продуктом ее эволюции.

Закономерности биологических процессов, происходящих на клеточном уровне и имеющих универсальное значение в природе, в полной мере характерны и для человека.

Но человек, используя достижения науки и техники, в значительной мере освободился от давления лимитирующих факторов окружающей среды. Преобразуя естественную среду, человечество создало условия для роста своей популяции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, человек – существо биосоциальное, поэтому общественные инстинкты заложены в генетической природе человека, естественным состоянием которого является жизнь в сообществах.

Прогрессирующее общественное разделение труда изменило формы организации общественной жизни в родовых общинах, что привело к модификации родоплеменной структуры и развитию специализированных социальных функций. Человек, развиваясь под влиянием таких социальных факторов, как трудовая деятельность, развитие мышления и речи, возникновение общественного образа жизни, стал представлять собой совершенно новый биологический вид.

Несмотря на то, что человек является типичным представителем органического мира и продуктом эволюции, в то же время он резко отличается от других его представителей. В эволюции современного человека все меньшую роль начинают играть биологические факторы, тогда как роль социальных факторов постоянно увеличивается. На данный момент антропогенез больше направлен психологическое и ментальное развитие человека, нежели на изменения внешние (физические).

Поддержание социальной природы человека основано не на генетическом наследовании, а на передаче основных принципов, накопленных знаний и умений из поколения в поколение. Большую роль в этом играют продукты культурной эволюции, а также социальная адаптация (социализация).

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Грант В. Эволюционный процесс, 2008.
  2. Л.И. Тегако; А.И. Зеленков; НАН Беларуси, Ин-т истории. Современная антропология, 2011.
  3. О.В. Мосин. Антропогенез и развитие психики.
  4. О.В. Мосин. Биологическое и социальное в природе человека и общества и правовая действительность.
  5. Периодическое издание «Высшее образование в России» №7, 2009.
  6. М.Р. Шагиахметов. Эволюция человека – системная интерпретация.
  7. Т. Е. Россолимо, Л. Б. Рыбалов, И. А. Москвина-Тарханова. Антропология, хрестоматия, 1998.
  8. Гусейханов М., Раджабов О. Концепции современного естествознания.
  9. П. Алексеев. Социальная философия.
  10. В.П. Алексеев. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. 1983
  11. Пехов А. П. Биология с основами экологии, 2000.
  12. Н.Д. Лисов, Л.В. Камлюк, Н.А. Лемеза и др. Под ред. Н.Д. Лисова. Общая биология: Учебное пособие для 11-го класса 11-летней общеобразовательной школы, для базового и повышенного уровней, 2002.

  13. Дубинин Н.П. Генетика и человек, 1978.

  14. Сычев М. Становление современного человека, 2000

  15. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение, 1989

  16. М.Л. Бутовская. Эволюция социальности в отряде приматов и  проблемы происхождения человеческого общества.

   

 

 

 

 


 



Информация о работе Социальные факторы эволюции человека