Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 22:23, реферат
Важный предмет изучения социологии – брак и семья. Это не случайно. Семья – исходная ячейка любого общества. В ней рождаются, вырастают и воспитываются его граждане, которые затем действуют во всех сферах жизни общества, осуществляют развитие экономики, политической и духовной жизни, культуры обеспечивают внутреннюю и внешнюю безопасность. В семье происходит постоянное воспроизводство населения данного общества, что определяет в дальнейшее развитие и упрочнение в современном мире. Это значение семьи в формирование личности в развитии общества определяет ее заметное место в социологии.
Социальные функции современной семьи
1. Предмет и
основные задачи социологии
Важный предмет изучения социологии – брак и семья. Это не случайно. Семья – исходная ячейка любого общества. В ней рождаются, вырастают и воспитываются его граждане, которые затем действуют во всех сферах жизни общества, осуществляют развитие экономики, политической и духовной жизни, культуры обеспечивают внутреннюю и внешнюю безопасность. В семье происходит постоянное воспроизводство населения данного общества, что определяет в дальнейшее развитие и упрочнение в современном мире. Это значение семьи в формирование личности в развитии общества определяет ее заметное место в социологии.
В настоящее время проблемы семьи, ее сущности, структуры, содержания семейных отношений, ее функционирование в том или оном обществе, роли семьи в формировании личности и в развитии общества является предметом исследований представителей различных направлений социологии. Большое значение им придают представителей социологии малых групп, теории социальных конфликтов.
Особую роль указанной тематике отводят авторы в области так называемой гендерной социологии, исследующие социальные проблемы взаимоотношений мужчин и женщин, в том числе в браке и семье. Проблем семьи касаются и некоторые представители психологического направления в социологии, а так же современного фрейдизма (неофрейдизма) и так называемого фрейдо-марксизма. Наконец, авторы, пишущие по проблемам аксиологии, исследуют аспекты функционирования современной семьи.
Социология семьи охватывает большой круг проблем. Более существенные из них:
1. Характеристика сущности
«брака» и «семьи», выработка
их наиболее адекватных
2. Исследование внутрисемейных
отношений, их элементов
3. Выявление исторических этапов развития брака и семьи.
4. Анализ особенностей современных брачно-семейных отношений, типов современной семьи.
5. Характеристика функций семьи, ее роли в развитии общества.
6. Обнаружение объективных
и субъективных предпосылок
7. Исследование основных
проблем развития брака и
Эти и другие проблемы социологии
семьи имеют решения, представленные
в отечественной и зарубежной
литературе. Данные решения отличаются
друг от друга разной глубиной и
содержанием и нередко
2. Социологическая понятия «брак» и «семья»
Основное свойство брака – половое общение мужчины и женщины. Однако одного этого свойства, даже если оно воспроизводиться регулярно, еще не достаточно для признания наличия брака. Знаменитый русский этнограф Л. Я. Штернберг писал: «Для того что бы половое общение превратилось в брак, необходимо, чтобы санкционировалось в той или иной форме данной общественной средой», другими словами, « чтобы оно было правомерным» 1. Признание и санкционирование брака осуществляется в форме соответствующего обряда – племенного или церковного (венчание) у более цивилизованных народов или же в форме его гражданской регистрации в соответствующих органов современного государства как определенного гражданского состояния вступающих в брак людей. В этом случае социологическое представление о заключении брака совпадает с правовым. У лиц, вступающих в гражданский брак, возникают соответствующие права и обязанности. Собственно, только это и есть гражданский брак незарегистрированному, который юридически характеризуется как сожительство.
С социологической точки зрения брак – это «социально регулируемое отношение между полами»2. Можно согласиться со следующим определением американского этнографа Э. Богардуса: «Брак – это институт, допускающий мужчин и женщин к семейной жизни – жизни, основанной на интимной личной связи мужа и жены ради основной цели: рождения и воспитания детей»3. Однако можно отчасти и возразить ученому: не для всех супругов, особенно в настоящее время, рождение и воспитание детей является основной целью их совместной жизни. В то же время брачному союзу супругов, не имеющих детей, вряд ли стоит отказывать в статусе семьи. Эта малая, но достаточно консолидированная группа, жизнедеятельность которой протекает в соответствии с семейным законодательством. Таких бездетных семей в современную индустриальную и постиндустриальную эпоху становиться все больше во многих цивилизованных странах.
Качество брака во многом определяется тем, насколько супруги любят друг друга. Любовь – это не только природное влечение мужчины и женщины друг к другу, но и их духовная близость. Главная ценность любви в том, что «она превращает веление природы в один из моментов духовного единения мужчины и женщины. Интимные отношения в любви – необходимое продолжение и закрепление духовной близости, ее органический компонент и высшее проявление ..»4
Можно согласиться с тем, что брак – это своеобразный допуск к семейной жизни мужчины и женщины. Но что представляет собой семья? Прежде всего она более сложная чем брак, система отношений между родственниками, в которые могут быть включены лица, не родственные другим членам семьи, например усыновленные и другие лица. Тем самым семья представляет собой «социальную группу, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях»5. Таким образом, семью можно характеризовать, во-первых, как ячейку общества, играющую большую, если не основную роль в воспроизводстве всей общественной жизни, и во-вторых, как такую социальную группу, в которой осуществляется сложная система отношений между ее членами. Сложной эта система отношений бывает потому, что в нее могут быть включены многие члены семьи, занимающее соответствующее положение в семейной иерархии (родители, дети, родители самых родители, другие члены семьи родственники и усыновленные), и поэтому еще, что между нами возникает целая гамма отношений – биологических, психологических, экономических, правовых, нравственных, религиозных, этнических и других. К тому же в семье могут существовать отношения между представителями разных наций (в межнациональных браках) и религиозных конфессий (в межконфессиональных браках).
Как и любая система, система внутрисемейных отношений представляет собой единство ее элементов и структуры. В данном случае элементами семьи как системы выступают сами члены семьи, а ее структурой являются отношения между ними, скрепляющие семью в единое целое.
Семья – это внутреннее расчлененное целое, в ней могут существовать как гармония, так и противоречия меду членами семьи, возникающие на разных этапах их семейной жизни.
С другой стороны, семья многими отношениями связана с обществом, с различными социальными институтами. Таким образом, в качестве звена, соединяющее с обществом каждого своего человека, опосредует отношение личности и социума. И в этом опять-таки заключается большая социальная роль семьи как социального института.
3. Ценности современной семьи
С точки зрения семейных ценностей и ценностных ориентиров выделяют такие семьи:
1) в которых семейным ценностям (а не личным или общественным) отдается приоритет;
2) где личные ценностные ориентации имеют для супругов более высокую значимость по сравнению с ценностями семьи;
3) имеющие различные ценностные ориентации, когда один из супругов отдает предпочтение личным, а другой – семейным ценностям;
4) семьи, в которых определенное
время сохраняется паритет
5) с «плавающими» ценностями – преобладание в одни периоды ценностей семьи, в другие – личных.
На протяжении длительного исторического периода, исчислявшегося тысячелетиями, семья изменялась, преображалась, трансформировалась под влиянием обстоятельств. На каждом историческом этапе обществу соответствовал свой тип семьи и семейных ценностей, и институт семьи реализовывал те ценности, ради которых семья существует. Это – так называемые родовые ценности семьи и брака.
Л. И. Савинов считает, что к родовым ценностям семьи относятся:
– сложный спектр взаимоотношений между мужчиной и женщиной, высшей ценностью которого является любовь;
– рождение детей – ценность, в ходе достижения которой проявляются не только биологический инстинкт, но и важные духовные и социальные качества;
– различные ценностные
ориентации, благодаря которым в
многопластовой сфере общения члены
семьи имеют возможность
На наш взгляд, к родовым
ценностям семьи стоит отнести
и возможность чувствовать
Взяв за основу характерные потребности личности и соотнеся их с жизнью семьи, мы предлагаем выделить следующие ценности современной семьи:
– связанные с самоутверждением личности: социальная значимость семьи, традиционность личности семьянина, признание каждого члена семьи ближайшим окружением, приобретение определенного статуса в обществе;
– удовлетворяющие потребность
в любви и признании: принятие
каждого члена семьи со всеми
его достоинствами и
– возможность чувствовать относительную стабильность и защищенность: длительность семейно-брачных отношений, постоянство контроля, экономическая поддержка, психологическая защита, эмоциональная разрядка;
– дающие возможность удовлетворять прагматические потребности: совместная форма владения имуществом, увеличение доходной части семейного бюджета, ожидание помощи от детей в будущем и т. д.
Качественный анализ семейных
ценностей подчеркивает их гуманистическую
сущность. Именно гуманистический идеал
– человек как высшая ценность
– определяет смысл и назначение
семейной жизни, а ее ценности отражают
признание гуманистических
4. Основные функции семьи
Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет о социальных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества.
Под социальными функциями подразумеваются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья. К важнейшим функциям семьи и брака относятся:
1. Воспроизводство населения. Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поколения другим. Семья – это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения новыми поколениями.
2. Социализация. Новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья – ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, модальные установки, прививают принятые в этом обществе («положительные») манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют действия детей.
3. Забота и защита. Семья обеспечивает своим членам опеку, защиту, социальную безопасность. Дети нуждаются не только в крыше над головой, пище и одежде, но им необходима и эмоциональная поддержка отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает. Семья поддерживает тех своих членов, которые по инвалидности, старости или юным годам не могут позаботиться о себе.
4. Социальное самоопределение. Узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя и отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Он принадлежит к тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к которым принадлежит родительская семья. Она же определяет социальный статус индивида.
Наряду с основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:
– воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;
– регенеративная («возобновление») – передача статуса, имущества, социального положения;
– хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
– экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
– сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;
– духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
– сексуально-эротическая – удовлетворение сексуальных потребностей супругов, сексуальный контроль;
– социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
– досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
– эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;
– рекреативная («восстановление») – функция восстановления психологического здоровья, достижения психологического комфорта.
Некоторые исследователи
называют эту функцию