Социальные функции современной семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 22:23, реферат

Описание работы

Важный предмет изучения социологии – брак и семья. Это не случайно. Семья – исходная ячейка любого общества. В ней рождаются, вырастают и воспитываются его граждане, которые затем действуют во всех сферах жизни общества, осуществляют развитие экономики, политической и духовной жизни, культуры обеспечивают внутреннюю и внешнюю безопасность. В семье происходит постоянное воспроизводство населения данного общества, что определяет в дальнейшее развитие и упрочнение в современном мире. Это значение семьи в формирование личности в развитии общества определяет ее заметное место в социологии.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 33.63 Кб (Скачать файл)

Социальные функции  современной семьи

 

1. Предмет и  основные задачи социологии семьи

Важный предмет изучения социологии – брак и семья. Это  не случайно. Семья – исходная ячейка любого общества.  В ней рождаются, вырастают и воспитываются его  граждане, которые затем действуют  во всех сферах жизни общества, осуществляют развитие экономики, политической и  духовной жизни, культуры обеспечивают внутреннюю и внешнюю безопасность. В семье происходит постоянное воспроизводство  населения данного общества, что  определяет в дальнейшее развитие и  упрочнение в современном мире. Это  значение семьи в формирование личности в развитии общества определяет ее заметное  место в социологии.

В настоящее время проблемы семьи, ее сущности, структуры, содержания семейных отношений, ее функционирование в том или оном обществе, роли семьи в формировании личности и  в развитии общества является предметом  исследований  представителей различных  направлений социологии. Большое  значение им придают представителей социологии малых групп, теории  социальных конфликтов.

Особую роль указанной  тематике отводят авторы в области так называемой гендерной социологии, исследующие социальные проблемы взаимоотношений мужчин и женщин, в том числе в браке и семье. Проблем семьи касаются и некоторые представители психологического направления в социологии, а так же современного фрейдизма (неофрейдизма) и так называемого фрейдо-марксизма. Наконец, авторы, пишущие по проблемам аксиологии, исследуют аспекты функционирования современной семьи.

Социология семьи охватывает большой круг проблем.  Более существенные из них:

1. Характеристика сущности  «брака» и «семьи», выработка  их наиболее адекватных понятий,  что во многом определяет направления  и содержание их исследований.

2. Исследование внутрисемейных  отношений, их элементов  структуры.

3. Выявление исторических  этапов развития брака и семьи.

4. Анализ особенностей  современных брачно-семейных  отношений,  типов современной семьи.

5. Характеристика функций семьи, ее роли в развитии общества.

6. Обнаружение объективных  и субъективных предпосылок возникновения  противоречий и конфликтов в  современных брачно-семейных отношениях.

7. Исследование основных  проблем развития брака и семьи  в настоящее время, в том  числе в России.

Эти и другие проблемы социологии семьи имеют решения, представленные в отечественной и зарубежной литературе. Данные решения отличаются друг от друга разной глубиной и  содержанием и нередко противоречат друг другу.

 

2. Социологическая  понятия «брак» и «семья»

Основное свойство брака  – половое общение мужчины  и женщины. Однако одного этого свойства, даже если оно воспроизводиться регулярно, еще не достаточно для признания  наличия брака. Знаменитый русский  этнограф Л. Я. Штернберг писал: «Для того что бы половое общение превратилось в брак, необходимо, чтобы санкционировалось в той или иной форме данной общественной средой», другими словами, « чтобы оно было правомерным» 1. Признание и санкционирование брака осуществляется в форме соответствующего обряда – племенного или церковного (венчание) у более цивилизованных народов или же в форме его гражданской регистрации в соответствующих органов современного государства как определенного гражданского состояния вступающих в брак людей. В этом случае социологическое представление о заключении брака совпадает с правовым. У лиц, вступающих в гражданский брак, возникают соответствующие права и обязанности. Собственно, только это и есть гражданский брак незарегистрированному, который юридически характеризуется как сожительство.

С социологической точки  зрения брак – это «социально регулируемое отношение между полами»2. Можно согласиться со следующим определением американского этнографа Э. Богардуса: «Брак – это институт, допускающий мужчин и женщин к семейной жизни – жизни, основанной на интимной личной связи мужа и жены ради основной цели: рождения и воспитания детей»3. Однако можно отчасти и возразить ученому: не для всех супругов, особенно в настоящее время, рождение и воспитание детей является основной целью их совместной жизни. В то же время брачному союзу супругов, не имеющих детей, вряд ли стоит отказывать в статусе семьи. Эта малая, но достаточно консолидированная группа, жизнедеятельность которой протекает в соответствии с семейным законодательством. Таких бездетных семей в современную индустриальную и постиндустриальную эпоху становиться все больше во многих цивилизованных странах.

Качество брака во многом определяется тем, насколько супруги  любят друг друга. Любовь – это  не только природное влечение мужчины и женщины друг к другу, но и их духовная близость. Главная ценность любви в том, что «она превращает веление природы в один из моментов духовного единения мужчины и женщины. Интимные отношения в любви – необходимое продолжение и закрепление духовной близости, ее органический компонент и высшее проявление ..»4

Можно согласиться с тем, что брак – это своеобразный допуск к семейной жизни мужчины и  женщины. Но что представляет собой семья? Прежде всего она более сложная чем брак, система отношений между родственниками, в которые могут быть включены лица, не родственные другим членам семьи, например усыновленные и другие лица. Тем самым семья представляет собой «социальную группу, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях»5. Таким образом, семью можно характеризовать, во-первых, как ячейку общества, играющую большую, если не основную роль в воспроизводстве всей общественной жизни, и во-вторых, как такую социальную группу, в которой осуществляется сложная система отношений между ее членами. Сложной эта система отношений бывает потому, что в нее могут быть включены многие члены семьи, занимающее соответствующее положение в семейной иерархии (родители, дети, родители самых родители, другие члены семьи родственники и усыновленные), и поэтому еще, что между нами возникает целая гамма отношений – биологических, психологических, экономических, правовых, нравственных, религиозных, этнических и других. К тому же в семье могут существовать отношения между представителями разных наций (в межнациональных браках) и религиозных конфессий (в межконфессиональных браках).

Как и любая система, система  внутрисемейных отношений представляет собой единство ее элементов и  структуры. В данном случае элементами семьи как системы выступают  сами члены семьи, а ее структурой являются отношения между ними, скрепляющие семью в единое целое.

Семья – это внутреннее расчлененное целое, в ней могут  существовать как гармония, так и противоречия меду членами семьи, возникающие на разных этапах их семейной жизни.

С другой стороны, семья многими отношениями связана с обществом, с различными    социальными институтами. Таким образом, в качестве звена, соединяющее с обществом каждого своего человека, опосредует отношение личности и социума. И в этом опять-таки заключается большая социальная роль семьи как социального института.         

     

3. Ценности современной семьи

С точки зрения семейных ценностей и ценностных ориентиров выделяют такие семьи:

1) в которых семейным  ценностям (а не личным или  общественным) отдается приоритет;

2) где личные ценностные  ориентации имеют для супругов  более высокую значимость по  сравнению с ценностями семьи;

3) имеющие различные ценностные  ориентации, когда один из супругов  отдает предпочтение личным, а  другой – семейным ценностям;

4) семьи, в которых определенное  время сохраняется паритет семейных  и личных ценностей;

5) с «плавающими» ценностями  – преобладание в одни периоды  ценностей семьи, в другие –  личных.

На протяжении длительного  исторического периода, исчислявшегося тысячелетиями, семья изменялась, преображалась, трансформировалась под влиянием обстоятельств. На каждом историческом этапе обществу соответствовал свой тип семьи и  семейных ценностей, и институт семьи  реализовывал те ценности, ради которых  семья существует. Это – так  называемые родовые ценности семьи  и брака.

Л. И. Савинов считает, что  к родовым ценностям семьи  относятся:

– сложный спектр взаимоотношений  между мужчиной и женщиной, высшей ценностью которого является любовь;

– рождение детей – ценность, в ходе достижения которой проявляются  не только биологический инстинкт, но и важные духовные и социальные качества;

– различные ценностные ориентации, благодаря которым в  многопластовой сфере общения члены  семьи имеют возможность окунуться  в мир человечности. Этому способствуют роли жены, мужа, отца, матери, сына, дочери и т. д.

На наш взгляд, к родовым  ценностям семьи стоит отнести  и возможность чувствовать относительную  стабильность и защищенность, которую  дает семья своим членам (это особенно чувствовалось в прежние эпохи).

Взяв за основу характерные потребности личности и соотнеся их с жизнью семьи, мы предлагаем выделить следующие ценности современной семьи:

– связанные с самоутверждением личности: социальная значимость семьи, традиционность личности семьянина, признание  каждого члена семьи ближайшим  окружением, приобретение определенного  статуса в обществе;

– удовлетворяющие потребность  в любви и признании: принятие каждого члена семьи со всеми  его достоинствами и недостатками, возможность чувствовать себя любимым, нужным и самому иметь возможность  проявлять свои чувства в отношении  близких людей; сексуально-интимные отношения супругов;

– возможность чувствовать  относительную стабильность и защищенность: длительность семейно-брачных отношений, постоянство контроля, экономическая  поддержка, психологическая защита, эмоциональная разрядка;

– дающие возможность удовлетворять  прагматические потребности: совместная форма владения имуществом, увеличение доходной части семейного бюджета, ожидание помощи от детей в будущем  и т. д.

Качественный анализ семейных ценностей подчеркивает их гуманистическую  сущность. Именно гуманистический идеал  – человек как высшая ценность – определяет смысл и назначение семейной жизни, а ее ценности отражают признание гуманистических общечеловеческих идеалов (добра, справедливости, взаимопомощи, милосердия и т. д.).

 

4. Основные функции семьи

Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет о социальных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества.

Под социальными функциями  подразумеваются базисные потребности  общества и людей, которые удовлетворяет  семья. К важнейшим функциям семьи  и брака относятся:

1. Воспроизводство населения. Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поколения другим. Семья – это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения новыми поколениями.

2. Социализация. Новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья – ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, модальные установки, прививают принятые в этом обществе («положительные») манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют действия детей.

3. Забота и защита. Семья обеспечивает своим членам опеку, защиту, социальную безопасность. Дети нуждаются не только в крыше над головой, пище и одежде, но им необходима и эмоциональная поддержка отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает. Семья поддерживает тех своих членов, которые по инвалидности, старости или юным годам не могут позаботиться о себе.

4. Социальное самоопределение. Узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя и отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Он принадлежит к тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к которым принадлежит родительская семья. Она же определяет социальный статус индивида.

Наряду с основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

– воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного  воспроизводства общества;

– регенеративная («возобновление») – передача статуса, имущества, социального  положения;

– хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

– экономическая – получение  материальных средств одних членов семьи для других, экономическая  поддержка несовершеннолетних и  нетрудоспособных членов общества;

– сфера первичного социального  контроля – моральная регламентация  поведения членов семьи в различных  сферах жизнедеятельности, а также  регламентация ответственности  и обязательств в отношениях между  супругами, родителями и детьми, представителями  старшего и среднего поколений;

– духовного общения –  развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

– сексуально-эротическая – удовлетворение сексуальных потребностей супругов, сексуальный контроль;

– социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

– досуговая – организация  рационального досуга, взаимообогащение интересов;

– эмоциональная – получение  психологической защиты, эмоциональной  поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая  терапия;

– рекреативная («восстановление») – функция восстановления психологического здоровья, достижения психологического комфорта.

Некоторые исследователи  называют эту функцию психотерапевтической. В семье, как в интимной первичной  группе, предполагается эмоциональное  влечение ее членов друг к другу  – уважение, преданность, симпатия, что способствует доверительности  в семейном общении, прочности семейных отношений.

Информация о работе Социальные функции современной семьи