Социальные гарантии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение системы социальных гарантий как основы социальной защиты населения в современных условиях, анализ системы социальной защиты населения зарубежом и на этой основе определение основных направлений совершенствования системы обеспечения социальных гарантий в современных условиях. Поставленная цель предполагает последовательное решение комплекса взаимосвязанных задач: - изучить теоретическую сущность системы социальных гарантий как основы социальной защиты населения в современных условиях; - исследовать особенности развития системы социальных гарантий в зарубежных странах; - выявить основные направления совершенствования системы обеспечения социальных гарантий в современных условиях.

Файлы: 1 файл

социальные гарантии.docx

— 47.81 Кб (Скачать файл)

 
Введение 
 
В обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы. Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят свое подтверждение в социальной политике. Они определены в Статье 7 Основного закона РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». В любом социально ориентированном государстве, забота о незащищённых слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. В связи, с чем одной из главных задач государства является создание эффективного механизма, позволяющего этой категории населения реализовать своё Конституционное Право на достойную жизнь. В условиях России должен максимально использоваться имеющийся опыт и существующая инфраструктура. Углубление социально-экономических проблем (безработицы, рост масштабов бедности, снижение рождаемости, ухудшение положения в жилищно-коммунальной сфере и т.д.) и нарастание социальной напряженности в стране и все это и многое другое раскрывает суть социальных проблем современной России. В связи, с чем важнейшее значение приобретает система социальной защиты населения, а в частности система социальных гарантий населения и определение направлений ее совершенствования на современном этапе рыночных отношений. Совершенствование системы обеспечения социальных гарантий в современных условиях, возможно, достичь не только по собственным пробам и ошибкам, но и с учетом зарубежного опыта. 
Целью данной работы является рассмотрение  системы социальных гарантий как основы социальной защиты населения в современных условиях, анализ системы социальной защиты  населения зарубежом и на этой основе определение основных направлений совершенствования системы обеспечения социальных гарантий в современных условиях. 
 
Поставленная цель предполагает последовательное решение комплекса взаимосвязанных задач;

-   изучить теоретическую сущность системы социальных гарантий как основы социальной защиты населения в современных условиях; 
 
-   исследовать особенности развития системы социальных гарантий в зарубежных странах;

-   выявить основные направления совершенствования системы обеспечения социальных гарантий в современных условиях.

I.Социальные гарантии как основа социальной защиты населения в современных условиях

На современном этапе  просматриваются две основные функции  в системе государственной социальной защиты: социальные выплаты и система  социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных категорий, основанные на принципе заботы государства о социально  уязвимых членах общества и социальной благотворительности. В то же время  социальная защита должна распространяться на все категории населения через  систему социальных гарантий. 
Социальные гарантии — это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий являются минимальные социальные стандарты. 
Минимальные социальные стандарты — это установленные законами РФ или решениями представительных органов государственной власти на определенный период времени минимальные уровни социальных гарантий, выраженные через социальные нормы и нормативы, отражающие важнейшие потребности человека в материальных благах, общедоступных и бесплатных услугах, гарантирующие соответствующий уровень их потребления и предназначенные для определения обязательного минимума бюджетных расходов на эти цели. Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в области:

1)оплатытруда;

2)пенсионного обеспечения; 
3)образования; 
4)здравоохранения; 
5)культуры; 
6)социального обслуживания; 
7)жилищно-коммунального обслуживания.Закрепляя в законе «О государственных минимальных стандартах» самый необходимый минимум социальных стандартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работодателей и предпринимателей всех видов собственности, причем не только государственной.Минимальные пределы государственных гарантий подтверждаются и другими законодательными актами, в том числе гражданским и трудовым кодексами, законами «О здравоохранении», «Об образовании», «О культуре» и др. В качестве государственных минимальных стандартов в области оплаты труда устанавливаются:

— минимальный размер оплаты труда;

— единая тарифная сетка  оплаты труда работников бюджетной  сферы (ЕТС). 
 
Минимальная заработная плата — это уровень заработной платы работника неквалифицированного труда, призванный обеспечить ему нормальные условия воспроизводства. Она устанавливается законодательством или специальным соглашением.В ст. 37 Конституции РФ записано, что «каждый имеет право на труд и в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы». 
КЗоТ РСФСР (ст. 78) устанавливает, что «месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норма труда), не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда». 
Минимальный размер оплаты труда имеет гарантированный характер. Он выражается в том, что работающие вправе претендовать на определенный месячный уровень вознаграждения за свой труд. Этот уровень не снижается, если норма рабочего времени и нормы труда не выполнены не по вине работника. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты. Последние должны начисляться на заработную плату, которая не может быть ниже установленного государством минимального уровня. Неспособность предприятия выплачивать минимальную зарплату всем своим работникам является одним из признаков банкротства. 
Величина минимальной заработной платы обычно определяется путем исчисления прожиточного минимума. Прожиточный минимум – представляет собой уровень дохода, обеспечивающий приобретение научно обоснованного минимального набора материальных благ и услуг, необходимый для сохранения жизнедеятельности человека.[3] Прожиточный минимум определяется по половозрастным группам населения и сравнивается с соответствующими минимальными нормативами, характеризующими те или иные виды доходов населения: минимальный (средний) размер заработной платы, минимальный (средний) размер пенсии, стипендии, социальных пособий. Это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков. Для установления стоимостного показателя прожиточного минимума вводится понятие «бюджета прожиточного минимума». Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора, а также включает расходы на налоги и другие обязательные платежи.Прожиточный минимум рассчитывают по нормативам удовлетворения минимальных потребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен, и должна соответствовать величине заработной платы. Для определения абсолютного уровня прожиточного минимума наиболее точным является метод потребительской корзины. В состав такой корзины входят самые необходимые продукты для поддержания жизнедеятельности средней семьи. Прожиточный минимум и бюджет прожиточного минимума могут быть использованы:

— в качестве базы для  адресной социальной поддержки; 
 
— в качестве целевых ориентиров при регулировании доходов и потребления малообеспеченных слоев населения;

— для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых  для реализации перспективных и  текущих социальных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения;

— для обоснования размеров минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости;

— в качестве одного из критериев  малообеспеченности, дающих право на получение различного рода социальных выплат.

Если нет соответствия между величиной минимальной  заработной платы и прожиточным  минимумом, это свидетельствует  об отставании экономического развития страны. Соответствие минимальной заработной платы потребительскому минимуму возможно лишь при стабильной экономической  ситуации и определенном высоком  уровне производства. В условиях кризиса  экономики нашей страны минимальный  размер оплаты труда и иных социальных выплат определяется исходя из реальных экономических условий. Следует отметить, что в последние годы минимальная заработная плата, установленная законом, все менее соответствует бюджету прожиточного минимума. Сокращение разрыва между прожиточным минимумом и размером минимальной заработной платы должно происходить поэтапно. По мере стабилизации экономики Правительство должно индексировать минимальный размер оплаты труда к уровню прожиточного минимума. В настоящее время заработная плата в России не выполняет своих главных функций: воспроизводственную и стимулирующую. Минимальные социальные гарантии в области оплаты труда не будут действительны, пока не будет восстановлена экономическая функция заработной платы. В плане социальной защиты это важно, поскольку заработная плата — категория не только экономическая, но и нравственная, призванная обеспечивать человеку определенный социальный статус в обществе.Одной из главной минимальных социальных гарантий являются гарантии защиты от безработицы. Безработица, с которой мы сейчас сталкиваемся, связана не с техническим прогрессом или кризисом перепроизводства, как это происходит циклически в рыночной экономике, а с факторами, обусловленными глубокими деформациями в развитии народного хозяйства. Если на Западе безработица возникает в условиях перепроизводства товаров и относительной узости рынка, результатом чего и является падение спроса на рабочую силу, то в наших условиях ситуация иная. Сокращение занятости в современной России связано в первую очередь с катастрофическим падением производства за годы реформ. 
В решении этой проблемы есть две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости населения, с одной стороны, и государственная поддержка — с другой. На снижение уровня безработицы должны быть направлены государственные программы содействия занятости, а также разработка и реализация федеральной целевой программы создания рабочих мест и осуществления следующих мероприятий: 
— поддержка малого и среднего предпринимательства, не требующего крупных инвестиций;

— более эффективное использование  на общественных работах тех, кто  состоит на учете в службе занятости;

— профилактика безработицы  на основе переквалификации работников, подлежащих сокращению, без прекращения  с ними трудового договора;

— расширение в регионах сети частных бюро содействия занятости;

— максимальное обеспечение  участками земли отдельных граждан  для обеспечения дополнительных доходов семьи, а также инвесторов под обязательство создания рабочих  мест.

Регулирование занятости  — одно из главных направлений социальной политики. Вместе с тем решение этой проблемы в условиях рыночных отношений практически нереально. Показатели допустимого уровня безработицы, которые пытались разрабатывать по регионам России, себя не оправдали.Государство гарантирует безработным:

—выплату пособий по безработице;

— выплату стипендий в  период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

— возможность участия  в оплачиваемых общественных работах;

— возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;

— оплату в размере причитающегося пособия по безработице за счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности в течение не более 12 месяцев.

В России, несмотря на существование, довольно прогрессивного Закона о занятости (минимальный период трудовой деятельности — 12 недель, пособие не ниже минимальной  заработной платы и т. д.), выполнение социальных программ постоянно натыкается на хроническое недофинансирование — в частности, задержки выплаты  пособий по безработице достигают  в некоторых регионах нескольких месяцев и даже лет.Важным элементом социальной защиты населения являются программы трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели. Безработица порождает тяжелые социальные последствия, усиливая социальное неравенство, снижая социальный статус, возникает социальную напряженность в обществе. Как показывают социологические опросы, безработица вызывает у людей неуверенность в будущем и сопровождается увеличением нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний, ростом алкоголизма, наркомании, проституции и преступности. В качестве государственных социальных стандартов в области пенсионного обеспечения устанавливаются минимальные размеры государственных пенсий. 
Государственные минимальные стандарты в области образования предполагают:

— набор общедоступных  и бесплатных услуг образовательных  учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней; 
— нормы и нормативы предельной наполненности классов и групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и обеспеченности населения общедоступными и бесплатными услугами; 
— нормы и нормативы социально-экономической поддержки обучающихся; 
— норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных учебных заведениях и размер стипендии.

В 2002 году поступило в  гос вузы 604 тысячи абитуриентов на бюджетные отделения и 676 тысяч – на платные отделения. Причем 180 тысяч человек в коммерческие вузы. Всего же высшие учебные заведения приняли около 1,5 миллиона человек. В Конституции РФ (ст. 41) определены минимальные социальные гарантии в области здравоохранения. Для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи используются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, амбулаторными учреждениями на 1000 жителей в регионах. 
Одной из важнейших функций системы социальной защиты населения является социальное обслуживание, т. е. деятельность по оказанию различных видов услуг, предоставляемых в стационарных и нестационарных условиях в виде правовой, материальной, медико-реабилитационной, социально-психологической и других видах помощи. Государственные гарантии в области социального обслуживания определены законами «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и др. Специфическим видом государственных социальных гарантий являются предоставление жилья и дотации населению на его содержание. Сфера жилищно-коммунального хозяйства переводится на рыночные механизмы. Концепция этой реформы предполагает сохранение дотаций на содержание жилья. Дотирование остается как социальная поддержка незащищенных групп населения.Итак, минимальные социальные гарантии составляют основу системы социальной защиты населения в обществе рыночных отношений. Они устанавливаются государством в соответствии с законодательством и возможностями их финансового обеспечения.

II.Зарубежный опыт социальных гарантий

Организация и совершенствование  системы обеспечения социальных гарантий,  целесообразно проводить с учетом опыта зарубежных стран.Рассмотреть и оценить зарубежный опыт организации системы социальных гарантий возможно на примере организации социальной защиты высокоразвитых стран. В большинстве стран взносы в социальное страхование выплачивают и предприниматели, и работники. Однако в таких странах, как Австрия, Бельгия, Германия, Нидерланды и Франция большую часть платят сами работники, в Италии же наоборот — предприниматели, в Финляндии и Швеции — только работодатели платят взносы, а в Дании финансирование социальной защиты осуществляется из средств госбюджета. В США фактически отсутствует система обязательных взносов со стороны работодателей и, как уже говорилось, главное внимание уделяется коллективным договорам.

Информация о работе Социальные гарантии