Отличаются и величины
выплат. Британия, Нидерланды и некоторые
другие страны Северной Европы используют
принцип равенства социальных пособий.
В Бельгии, Германии, Франции размер
выплат определяется взносами в страховые
фонды, а в США и Канаде выплаты
в целом направляются только самым
бедным и исчисляются, исходя из степени
их нуждаемости. В западных странах можно
выделить две основные принципиальные
системы страхования по безработице:государственное
страхование, находящееся в руках тех
или иных органов государства;
2. страхованием ведают профсоюзы, в которых
создаются специальные кассы страхования
по безработице (в основном в странах северной
Европы);
В первом случае контрольные функции возлагаются
на министерства труда, занятости, социальных
дел и на их подразделения, на местах. Так,
например, в Британии контроль осуществляется
органами Министерства социальной защиты,
в Японии — системой Министерства труда,
в Германии — больничными кассами, которые,
в частности, занимаются аналогичной работой
по всем видам страхования. В США и Канаде
сбором средств в фонды страхования занимаются
налоговые ведомства.В большинстве стран
финансовые средства на реализацию программ
занятости формируются за счет налога
на фонд заработной платы, но в то же время
в Японии на четверть они дотируются из
госбюджета, в Италии и США отчисления
поступают в основном от работодателей,
а в других европейских странах обложению
подлежат как работники, так и работодатели.
Существенны различия и в условиях назначения
пособий по безработице, особенно в том,
что касается минимальной продолжительности
трудовой деятельности до момента наступления
безработицы. В Канаде она составляет
20 недель, во Франции — 91 день, в Германии
— 360 дней и 180 дней — для сезонников, в
Италии — год, а в Японии — 6 месяцев. В
некоторых странах устанавливается минимальный
уровень заработной платы для получения
пособия по безработице. В то же время
в Британии совсем не принимается во внимание
минимальная продолжительность трудовой
деятельности, а лишь определяется размер
заработка за предыдущий год, который
составляет 4 тыс. долл. в год для получения
полного пособия и 2 тыс. долл. в год — для
сокращенного. Таким образом, пособиями
охвачено от 32% безработных в Британии
и до 80% — в Канаде.Отличаются и средние
размеры пособий по безработице. Так, в
Германии пособие составляет 63% от размера
последнего заработка, а в Японии и в некоторых
штатах США размер его может быть обратно
пропорционален предыдущей заработной
плате, т.е. пособие тем больше, чем меньше
был предыдущий заработок. В США, Канаде
и Японии размер пособия по безработице
не должен превышать 80% заработной платы
за вычетом всех премий. Следует учитывать,
что в Японии премии, как правило, составляют
около трети доходов трудящихся. Кроме
Японии и Германии везде пособия облагаются
налогом.Устанавливается и максимальная
продолжительность получения пособий
по безработице: в США и Канаде она зависит
преимущественно от общего уровня безработицы
в стране или штате; в Германии, Японии,
Франции она определяется возрастом и
трудовым стажем безработного. В США, как
правило, максимальный срок получения
пособий по безработице равен 26 неделям,
в Канаде — 35 неделям, но при высоком уровне
безработицы в этих странах срок может
быть продлен.По истечении срока выплат
пособий по безработице человек имеет
право получать специальное “социальное
пособие” из государственных средств,
которое очень невелико: чуть выше размера
доходов, официально определяемого как
черта бедности. Продолжительность получения
социального пособия, как правило, не ограничена.
- Организация социальной работы в Германии. Приоритетной в немецкой системе социальной защиты является ориентация на работу в социальных бюро и службах занятости. Одной из самых важных задач порядка в сфере труда и социальных отношений в условиях социальной экономики Германии является недопущение того, чтобы человек, как фактор производства превращался в инструмент. Необходимо чтобы в процессе осуществления деятельности соблюдались и совершенствовались личные неимущественные права. Поэтому в порядок в сфере труда и социальных отношений предполагает защиту и заботу о здоровье, человеческом достоинстве и праве на раскрытие человеческой личности. Нормы социальной защиты в Германии разделены на направления:
- 1.Нормирование защиты работающих по найму:
- - Защита от опасностей или охрана труда;
- - Гарантии в отношении длительности рабочего времени;
- - Гарантированность рабочего места.
- 2.Нормирование в отношении устава предприятия или фирмы:
- - Закон об уставе предприятия. Распространяется на все частные предприятии я с числом работающих неруководящего состава 5 и более. Устав предприятия расписывает взаимные обязательства работодателей и работников
- -Закон об участие работающих по найму в деятельности наблюдательных советов;
- -Закон об участии работающих по найму в управлении предприятием.
3.Нормирование в области рынка труда:
- -Посредничество в подыскании работы, консультация по выбору профессии и система обеспечения занятости;
- -Тарифные договоры, решение трудовых споров и согласительная деятельность;
- -Страхование и выплаты по безработице;
- -Политика полной занятости.
- 4.Система социального страхования:
- -Страхование от несчастного случая;
- -Страхование на случай болезни;
- -Пенсионное страхование рабочих и служащих;
- -Пенсионное страхование лиц, неработающих по найму;
- 5. Социальная помощь.
- 6.Социальная политика жилищного строительства и жилищный рынок.
- 7.Помощь семьям.
- 8.Помощь малоимущим в виде пособия и содействия в овладении профессией и поиске работы.
- 9.Помощь в получении образования.
- 10.Трудовые и социальны суды.
- Все эти положения закреплены соответствующими законодательными актами Германия и служат принципам социальной справедливости в условиях рыночной экономики, улучшая социальную защищенность населения.
Социальная работа в Швейцарии. В настоящее время официально провозглашенная цель системы социальной помощи Нидерландов – борьба с бедностью[6]. Социальный минимум ежегодно рассчитывается на основе прожиточного минимума, являясь при этом чертой бедности. В соответствии с действующим законодательством система социального обеспечения Голландии включает:
1.Всеобщее социальное обеспечение. Им охвачено все население страны на случай наступления старости, смерти родителей, инвалидности, а также затрат на серьезные медицинские риски, в частности длительное пребывание в больнице. Все граждане, проживающие в стране, имеют также право на пособия на детей до 18 лет.
2.Социальное обеспечение занятого населения. Оно распространяется на все работающее население в Нидерландах, гарантируя получение пособия в случае болезни, безработицы и дополнительно к всеобщему обеспечению – по инвалидности. Для работников с доходом ниже определенного уровня существует обязательное медицинское страхование.
3.Социальная помощь. Каждый, кто на законном основании проживает в Нидерландах и имеет доходы ниже социального минимума, имеет право на получение пособия, дополняющего его доход до уровня социального минимума.Перед системой социального страхования Нидерландов стоят следующие задачи:
- обеспечить каждому жителю с 65-летнего возраста пособие на уровне минимальных социальных выплат. Для этого был издан закон о всеобщем пенсионном обеспечении по старости, всеобщем страховании еще в 1957 году;
2. дать каждому работнику возможность накопления средств на дополнительную пенсию, с тем, чтобы конечный результат отражал уровень доходов, получаемых человеком;
3. с помощью благоприятных налоговых условий предоставить возможность каждому покупать различного рода услуги по социальному обеспечению.
Три цели пенсионной политики в Нидерландах привели к образованию «системы трех основ». [8]
Первая основа – выход на пенсию в 65 лет – предусмотрена законом о всеобщем пенсионном обеспечении по старости, 1957г. Прожив 50 лет в стране, человек получает право на пенсию по старости, причем, для женатых в размере 100% месячной заработной платы, для одиноких – 70%. Закон о всеобщем пенсионном обеспечении по старости финансируется на основе распределения; источник выплачиваемых пенсий в 1999 году – взносы, уплачиваемые работающими в этом же году. Одновременно будет создан накопительный фонд, чтобы в будущем (с 2010г.) справиться с ситуацией, связанной со старением населения.
Вторая основа. Более 80 % семейств в Нидерландах имеют право и на дополнительную пенсию. Речь идет о системах социального обеспечения отдельного предприятия или отрасли. Если внутри отрасли стороны договариваются о пенсионном обеспечении, то министр социального обеспечения по просьбе социальных партнеров может обязать каждого работодателя и работника внутри этой отрасли стать участником данной системы пенсионного обеспечения. Пенсионные фонды в Нидерландах огромным капиталом. Взносы частично оплачиваются работодателями (2/3),частично работниками (1/3).
Третья основа – индивидуальные виды страхования жизни и капитала, предлагаемые страховыми компаниями, где вмешательство государства ограничивается введением налоговых льгот на взносы до определенных размеров.
Главное преимущество нидерландской пенсионной системы – в смешанном финансировании. Главной проблемой является старение населения: все меньшее число занятых в трудовом процессе должны платить за все большее количество пенсионеров. Поэтому в Нидерландах собираются предпринять две акции: установить максимальный размер взносов и
создать накопительный фонд. Создание этого фонда предполагает внедрение системы финансирования с полным покрытием.
Пенсионная система Франции. Французская пенсионная система[9] является одной из старейших в мире. Эту систему сейчас называют системой распределения (т. е. когда социальные взносы с работодателей и работающих, собранные в течение года, распределяются среди пенсионеров в том же году). Система носит государственный централизованный характер, т.к. ее невозможно создать на уровне предприятия или отраслей, обеспечивая социальную защиту наиболее бедных слоев населения. Организация пенсионного обеспечения во Франции основана на действии более сотни базовых и свыше трехсот дополнительных режимов выплаты пенсий. К числу важных из них относятся следующие:
1. Базовые режимы для наемных работников промышленности, торговли и сельского хозяйства. Пенсии по старости по общему режиму финансируются за счет взносов предпринимателей, которые составляют в среднем 8,2% выплачиваемой заработной платы.
2. Для работников отдельных отраслей (военных, государственных чиновников, шахтеров и др.) действуют специальные системы пенсионного обеспечения. В целом пенсии государственных служащих на 20% выше, чем наемных работников частного сектора. Это объясняется тем, что взносы работодателей на выплату пенсий по специальным режимам также существенно выше.
3. Обязательные режимы пенсионного обеспечения, большая часть которых сосредоточена в рамках АРКО – для всех категорий трудящихся и АЖИРК – для административно-управленческих кадров. Пенсии АРКО финансируются за счет обязательных взносов работодателей, которые установлены на 1999 год в размере 6% заработной платы. Взносы в систему АЖИРК равны 12% от заработной платы.
4. Обязательные базовые режимы для работников, не относящихся к категории лиц наемного труда, действуют под эгидой отраслевых национальных касс по выплате пенсий. Размеры взносов определяются в каждой отраслевой кассе специальными соглашениями.
5. Добровольные режимы: т. е. режимы в рамках отдельных предприятий, отраслевых пенсионных касс, страховых компаний, касс взаимопомощи и т.д. В этом случае действует так называемый «страховой принцип», в соответствии, с которым работающие в течение всей трудовой жизни вносят средства в частные пенсионные фонды или страховые компании, а по достижении пенсионного возраста полу чают от них пособия.
Кроме того, с 1994 года во Франции действует Фонд солидарности по старости, главной задачей которого является предоставление пенсионерам отдельных льгот, не связанных с их взносами в систему социального обеспечения, выплатами минимального пособия по старости лицам, не получающим пенсию и т. д.
Исходя из опыта Франции в области пенсионного обеспечения можно прийти к выводу, что любое механическое заимствование моделей социальной защиты населения, даже хорошо зарекомендовавших себя в других странах, без учета конкретных социально-экономических и политических условий нежелательно и невозможно.
В зарубежных странах процедура установления и механизм пересмотра минимальной заработной платы существенно различаются. <span class="List_