Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 15:33, контрольная работа
Цель данной работы - дать понятие и характеристику социальным институтам.
Задачами являются:
• Раскрытие термина «социальный институт»;
• Рассмотрение видов социальных институтов;
• Изучение функций социальных институтов, а так же понятия институционализация.
ВВЕДЕНИЕ
Цель данной работы - дать понятие
и характеристику социальным институтам.
Задачами являются:
Социальные институты
– важнейшее изобретение
1. Понятие, признаки, функции социальных институтов
Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни.
Первый, кто предложил науке понятие
«социальный институт», был английский
ученый – социолог Г. Спенсер. Он подробно
изучил и описал шесть типов социальных
институтов: промышленный, профсоюзный,
политический, обрядовый, церковный, домашний.
Всякий социальный институт, по Спенсеру,
складывается как устойчивая структура
«социальных действий».
Основой общества, на котором оно собственно
и строиться, являются его институты. Это
те опоры, на которых держится общество
и благодаря которым успешно функционирует
и развивается.
Социальные институты (в переводе с латинского
institutum – установление, учреждение) – исторически
сложившиеся устойчивые формы организации
совместной деятельности людей. Существую
определенные институциональные признаки,
характерные для всех социальных институтов.
Социологи выделяют
несколько групп общих
Каждый социальный институт обладает набором определенных составных элементов:
Социальные институты – это признак порядка и организованности общества. Ни одно общество не может существовать без социальных институтов. Как указано в «Современном словаре иностранных слов», институционализация – это «связанный с социальными институтами, имеющий отношение к ним»[1]. В «Учебном социологическом словаре» говорится, что «социальные связи, лежащие в основе социальных институтов, называются институциональными, а сам процесс придания этим связям упорядоченного,
------------------------------
[1] Современный словарь иностранных слов: Около 20000 слов. — М.: Рус. яз., 1992. С. 239
нормативного характера,
именуется
Подробно процесс институционализации, Т.е. образование социального института, рассмотрен С.С.Фроловым. Данный процесс состоит из нескольких последовательных этапов:
1) возникновение
потребности, удовлетворение
2) формирование общих целей;
3) появление социальных
норм и правил в ходе
4) появление процедур,
связанных с нормами и
5) институционализация норм и правил, процедур, Т.е. их принятие, практическое применение;
6) установление
системы санкций для
7) создание системы
статусов и ролей,
Развитие социальных институтов может осуществляться двумя путями: 1) появление новых социальных институтов; 2) развитие и совершенствование уже сложившихся социальных институтов.
------------------------------
[2] Учебный социологический
словарь. — 2-е изд., доп. и
перераб. / Общ. ред. С.А.Кравченко:
Московский Государственный ин-
[3] Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М., 2007. С. 166
Признаки и функции социальных институтов.
Общие признаки социальных институтов:
- выделение определенного
круга субъектов, вступающих в
процессе деятельности в
- определенную (более
или менее формализованную)
- наличие специфических
норм и предписаний,
- наличие социально
значимых функций института,
Эти признаки не являются нормативно закрепленными, они скорее вытекают из обобщения аналитических материалов о различных социальных институтах современного общества. Но в целом они являются удобным инструментом для анализа процессов институциолизации социальных образований.
Рассмотрим основные социальные институты:
1. Экономические
— это все институты, которые
обеспечивают процесс
2. Политические
— это институты, которые
3. Воспроизводства
и родства — это институты,
благодаря которым
4. Социально-культурные
и воспитательные — это
5. Социально-церемониальные
— это институты, регулирующие
повседневные человеческие
6. Религиозные —
институты, организующие связь
человека с трансцедентными
В приведенной классификации
рассмотрены только так называемые
“главные институты”, самые важные,
в высшей степени необходимые
институты, вызванные к жизни
непреходящими потребностями, которые
регулируют основные социальные функции.
Все социальные институты обычно
подразделяют на главные и неглавные.
Вторые скрываются внутри первых, представляя
собой более мелкие образования.
Помимо деления институтов на главные
и неглавные, их классифицируют и по иным
критериям. К примеру, институты различаются
временем своего взаимодействия и продолжительностью
существования (постоянно действующие
и кратковременные институты), жесткостью
применяемых санкций за нарушение правил,
условиями существования, наличием или
отсутствием формальных правил и процедур.
Первой и важнейшей функцией социальных
институтов является удовлетворение важнейших
жизненных потребностей общества, т. е.
того, без чего общество не может существовать
как таковое. Оно не может существовать,
если не будет постоянно пополняться новыми
поколениями людей, приобретать средства
проживания, жить в мире и порядке, добывать
новые знания и передавать их следующим
поколениям, заниматься решением духовных
вопросов.
Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Её можно назвать универсальной.
2. Функции и дисфункции социальных институтов.
Наряду с универсальными
существуют и специфические функции,
т. е. такие функции, которые присущи
одним и не присущи другим институтам,
например, воспроизводство новых
поколений (институт семьи), добывание
средств существования (производство),
наведение и поддержание
Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. К примеру, функция института образования — готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено очень плохо, то необходимых специалистов общество не получит. Школы и вузы выпускают в жизнь дилетантов. Функция превращается, таким образом, в дисфункцию. Функции и дисфункции делятся на явные и скрытые.
Дисфункция социального института может проявляться либо во внешней (формальной, организационной), либо во внутренней (содержательной) его деятельности. Дисфункция может выражаться в неопределенности функции института, размытости целей, падении его общественного авторитета. Институт начинает работать не ради той цели, для которой создан, а ради своих внутренних целей, для своего самосохранения.
3. Явные и латентные функции.
Явные функции социальных институтов носят преднамеренный характер и осознаются людьми. Обычно они формально заявлены, записаны в уставах или декларированы, закреплены в системе статусов и ролей (например, принятие специальных законов или сводов правил: об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и т.д.), поэтому более подконтрольны обществу.
Латентные (скрытые) функции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный характер и их последствия осознаются не сразу и не всегда (если даже осознаются и признаются, то считаются побочным продуктом), а порой и вовсе остаются неосознанными до конца. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные – о том, что из этого получилось.
4. Способы функционирования институтов и проблемы их устойчивости.
Автор органической
теории общества основательно проанализировал
домашние учреждения (различные виды брака, семьи, положение женщин, положение детей, прошедшее и будущее домашних отношений);
обрядовые учреждения (дано понятие обряда вообще, его влияние на жизнь общества, приветствия, формы обращения, титулы, знаки отличия и одежда, отличия классов, прошедшее и будущее обряда);
политические учреждения (описан широчайший спектр признаков политических учреждений -- политическая организация, интеграция и дифференциация, политические формы и силы, политические главы: вожди, короли и т.п., сложные политические главы, совещательные органы, представительные собрания, министерства, органы местного самоуправления, военная судебная, исполнительная системы, законы, прошедшее и будущее политических учреждений);