Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 15:33, контрольная работа
Цель данной работы - дать понятие и характеристику социальным институтам.
Задачами являются:
• Раскрытие термина «социальный институт»;
• Рассмотрение видов социальных институтов;
• Изучение функций социальных институтов, а так же понятия институционализация.
церковные учреждения (прослежена история становления церкви от идей первобытных людей, знахарей, жрецов, становления церковной иерархии, церковной системы как общественной связи, отношений церкви и государства до прошедшего и будущего церковных учреждений);
профессиональные учреждения (анализ деятельности самых различных профессий - врачей и хирургов, танцоров и музыкантов, ораторов и поэтов, актеров и драматургов, биографов, историков, литераторов, судей и законников, ученых и философов, учителей, архитекторов, скульпторов, живописцев и т.д.);
промышленные учреждения (рассмотрена сложнейшая гамма вопросов важнейшего социального института общества - экономического).
Всякий социальный
институт, по Г. Спенсеру, складывается
как устойчивая структура «социальных
В западной социологии под социальным институтом чаще всего понимают устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, норм, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему.
5. Формальные и неформальные
Природа правил, составляющих
существо институтов, позволяет разделить
их на формальные и
Формальным
институтам соответствуют
Преимущества формальных институтов.
Во-первых, формализация правил позволяет расширить их нормативную функцию. Кодификация правил, их официальная фиксация и запись в виде предписания или закона дает возможность индивидам экономить на информационных издержках, делает понятнее санкции за нарушение этих правил, устраняет содержащиеся в них противоречия.
Во-вторых, формальные
правила представляют собой механизмы
решения проблемы безбилетника. Если
отношения не являются постоянно
повторяющимися, то их участников невозможно
принудить неформально к
В-третьих, формальные
правила могут
Преимущества и недостатки неформальных институтов.
К преимуществам
неформальных институтов можно отнести, во-первых, возм
Недостатки неформальных
институтов являются продолжением их
достоинств. Неформальные институты часто
характеризуются неоднозначностью
трактовки правил, снижением
Проблема с интерпретациями правил возникает тогда, когда взаимодействуют люди разной культуры, разного опыта, а также тогда, когда информация распространяется с искажениями. Эффективность санкций низка тогда, когда люди не боятся подвергнуться остракизму, оценивая вероятность наказания как незначительную в сравнении с выгодами от девиантного поведения, когда они знают, что осуществление наказания связано с издержками. Кроме того, при функционировании неформальных институтов могут возникать дискриминационные правила в отношении тех или иных групп (например, против рыжих, цыган или низкорослых).
Очевидно, что в
настоящее время для
6. Типология социальных институтов.
Социальный институт разделяют на главные (основные, фундаментальные) и неглавные (неосновные, частые). Вторые скрываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования.
Помимо деления
институтов на главные и неглавные
, их можно классифицировать и по
иным критериям. К примеру, институты
могут различаться по времени
своего возникновения и
Ч.Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, фактически подразумевая под этим главные институты:
- экономические
– институты, организующие
- политические – институты власти;
- семейные –
институты, регулирующие
- военный – институты, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;
- религиозные –
институты, организующие
Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие жизненные потребности общества как единого целого. Известно пять таких основных потребностей, им соответствуют пять основных социальных институтов:
- потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака).
- потребность в
безопасности и социальном
- потребность в
добывании и производстве
- потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институт образования).
- потребности в
решении духовных проблем,
Неосновные институты называют еще общественными практиками. У каждого главного института есть свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства, имянаречия, родовой мести, наследования социального статуса родителей и т.д.
К неглавным политическим институтам относятся , например, институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства и т.д.
Повседневные практики, помогающие организовать согласованные действия больших групп людей, вносят в социальную реальность определенность и предсказуемость, благодаря чему поддерживают существование социальных институтов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальный институт предстает перед нами гигантской социальной системой, существующий исторически длительное время, удовлетворяющий фундаментальные потребности общества, обладающей решительной силой и моральным авторитетом, охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агенств и т.д.) которые, в свою очередь, имеют персонал, аппарат управления, особые процедуры приема, закрепления и увольнения, многочисленные механизмы социального контроля и т.п.
Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения новых социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихся институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих в обществе, постоянно находятся в изменении и самообновлении.
В заключение необходимо отметить, что
социальный институт – это организованное
объединение людей, выполняющих определённые
социально значимые функции, обеспечивающие
совместное достижение целей на основе
выполняемого членами своих социальных
ролей, задаваемых социальными ценностями,
нормами, образцами поведение.
Каждый институт характеризуется наличием
своей деятельности, конкретными функциями,
обеспечивающими достижение цели, набором
социальных позиций и ролей, типичных
для данного института.
Каждый институт имеет как специфические
особенности, так и общие признаки с другими
институтами.
Институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определённых видов социальной системы.
Важнейшей миссией социальных институтов
является удовлетворение важнейших
жизненных потребностей общества, то
есть того, без чего общество не может
существовать как таковое. Оно не
может существовать, если не будет
постоянно пополняться новыми поколениями
людей, добывать средства пропитания,
жить в мире и порядке, добывать новые
знания и передавать их следующим
поколениям, заниматься решением духовных
вопросов.
Не менее важной является функция социализации
людей, осуществляемая практически всеми
социальными институтами (усвоение культурных
норм и освоение социальных ролей). Её
можно назвать универсальной. Список универсальных,
то есть общих функций можно продолжить
включив сюда функцию закрепления и воспроизводства
общественных отношений, регулятивную,
интегративную, транслирующую и коммуникативную
функции.
Список используемой литературы.