Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:38, контрольная работа

Описание работы

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..........................3
1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни…………………………………………………………..……………….….4
2.Виды и функции социальных институтов………………………………….…8
3.Практический вопрос……………………………………………..…………...13
Заключение…………………………………………………………..…………...15
Список использованных источников………………………..….........................17

Файлы: 1 файл

Социальные институты.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

УФИМСКИЙ  ФИЛИАЛ

 

 

Кафедра Математики и Информатики

 

Факультет  Специальность

(направление)

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №_1__

 

по  дисциплине Социология

 

Тема Социальные институты

_____________________________________________________

 

 

 

 

 

 

Студент                    .

(Ф.И.О.)

Курс____1____      № группы

Личное дело

Преподаватель        

(Ф.И.О.)

 

 

 

 

Уфа – 2012

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………..........................3

1. Понятие «социальный  институт». Институционализация  общественной жизни…………………………………………………………..……………….….4

2.Виды и функции социальных институтов………………………………….…8

3.Практический вопрос……………………………………………..…………...13

Заключение…………………………………………………………..…………...15

Список использованных источников………………………..….........................17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

Практика закрепления  отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается  в создании жестко закрепленной системы  ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения  в социальных отношениях, а также  в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.

Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для  общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Понятие "институт" - одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных  связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами.

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни

Социологи рассматривают институты как устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности. Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем. Институт семьи главное внимание уделяет воспроизведению, социализации и материальному обеспечению детей; экономические институты – производству и реализации товаров и услуг; политические институты – защите граждан друг от друга и от внешних врагов; религиозные институты – усилению социальной солидарности и согласия; институты образования – передаче культурного наследия из поколения в поколение. Разумеется, эта классификация слишком упрощена. Один институт может быть многофункциональным, в то время как несколько институтов могут участвовать в выполнении одной и той же функции.1

Вся совокупность социальных институтов образует некую целостность, которую называют системой социальных институтов или институциональной структурой общества. Большинство социологов считают, что система социальных институтов включает, пять основных институтов:

1. институты семьи и брака, являющиеся институтом            первичной            социализации, обеспечивающие воспроизводство населения;

2. политические институты, связанные с завоеванием и осуществлением политической власти, обеспечивающие управление в различных сферах общества, безопасность и социальный порядок (государство, политические партии, армия, правоохранительные органы);

3. экономические институты, производство, современные технологии, обеспечивающие опережающее технико-экономическое развитие общества (собственность, предприятия, банки, торговая система, хозяйственные объединения разного типа);

4. институты образования  и культуры. ориентированные на создание, развития и распространения научных знаний, духовных и культурных ценностей, на развитие подрастающего поколения, подготовку кадров (образование, наука, искусство);

5. институты религии, способствующие решению разного рода духовных проблем.2

Каждый социальный институт выполняет определенную роль в обществе (например, функция государства в обществе). Можно сказать - функция социального института - это та польза, которую он приносит обществу, людям.

Каждый социальный институт как организованная социальная система  характеризуется устойчивой структурой и обладает набором определенных составных элементов, более или менее оформленных в зависимости от типа института:

1. Каждый институт  имеет свою цель деятельности. 

2. Он четко определяет функции, права и обязанности участников институализированного взаимодействия для достижения поставленной цели. Каждый выполняет свою устоявшуюся, традиционную для данного института социальную роль, функцию в рамках данного института, благодаря чему все остальные имеют достаточно надежные и обоснованные ожидания.

3. Социальный институт  обладает определенными средствами и учреждениями для достижения цели. Они могут быть как материальными, так и идеальными, символическими.

4. Институт располагает определенной системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление нежелаемого, отклоняющегося поведения. Таким образом, социальные институты контролируют и упорядочивают поведение индивидов, они поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют поведение, отклоняющееся от требований этих стандартов.3

Ресурсы социальных институтов – это ресурсы общества, которые  необходимы для функционирования этих социальных институтов. Например, ресурсы  института религии:

    1. потребность в разрешении духовных сомнений, вере
    2. духовное учение
    3. служители культа, священники
    4. места служб, храмы, ритуально-обрядовые принадлежности.

А Ресурсы института  образования:

    1. желание обучающихся получать знания и социализироваться
    2. оборудование для изучения курса
    3. преподаватели, обладающие соответствующим уровнем знаний
    4. учебная литература и источники информации.

        Процесс упорядочения и фромаизации социальных связей и отношений имеет большую и порой драматическую историю и называется институционализацией4. Данный процесс состоит из нескольких последовательных этапов:

1) возникновение потребности,  удовлетворение которой требует  совместных организованных действий;

2) формирование общих  целей;

3) появление социальных  норм и правил в ходе стихийного  социального взаимодействия, осуществляемого  методом проб и ошибок;

4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5) институционализация  норм и правил, процедур, Т.е. их  принятие, практическое применение;

6) установление системы  санкций для поддержания норм  и правил, дифференцированность  их применения в отдельных случаях;

7) создание системы  статусов и ролей, охватывающих  всех без исключения членов  института.

Люди, объединенные в  социальные группы для реализации появившейся  у них потребности, сначала сообща ищут различные способы ее достижения. В процессе общественной практики они вырабатывают наиболее приемлемые образцы и шаблоны поведения, которые со временем через многократное повторение и оценку превращаются в стандартизированные привычки и обычаи. Через некоторое время разработанные образцы и шаблоны поведения принимаются и поддерживаются общественным мнением, а в конечном итоге узакониваются, и разрабатывается определенная система санкций. Финалом процесса институционализации является создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, которая социально одобрена большинством участников этого социального процесса.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды и функции социальных  институтов

    Социальный институт разделяют на главные (основные, фундаментальные) и неглавные (неосновные, частые). Вторые скрываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные , их можно классифицировать и по иным критериям. К примеру, институты могут различаться по времени своего возникновения и продолжительности существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткости применяемых санкций за нарушения правил, по условиям существования, наличию или отсутствию бюрократической системы управления, наличию или отсутствию формальных правил и процедур.

    Ч.Миллс насчитывал в  современном обществе пять институциональных  порядков, фактически подразумевая  под этим главные институты:

- экономические – институты,  организующие хозяйственную деятельность;

- политические – институты власти;

- семейные – институты, регулирующие  половые отношения, рождение и  социализацию детей;

- военный – институты, осуществляющие  защиту членов общества от  физической опасности;

- религиозные – институты, организующие  коллективное почитание богов.

Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие жизненные потребности общества как единого целого. Известно пять таких основных потребностей, им соответствуют пять основных социальных институтов:

- потребность в воспроизводстве  рода (институт семьи и брака).

- потребность в безопасности  и социальном порядке (институт  государства и др. политические  институты).

- потребность в добывании и  производстве средств существования  (экономические институты).

- потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институт образования).

- потребности в решении духовных  проблем, смысла жизни (институт  религии).

    Неосновные институты  называют еще общественными практиками.  У каждого главного института  есть свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур.  Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка  труда работников, маркетинг, рынок и т.д.  Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства, родовой мести, наследования социального статуса родителей и т.д. К неглавным политическим институтам относятся , например, институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами,  судебной власти, президентства и т.д.Повседневные практики, помогающие организовать согласованные действия больших групп людей, вносят в социальную реальность определенность и предсказуемость, благодаря чему поддерживают существование социальных институтов.Внутри социального института родства наряду с основными институтами семьи и брака развиваются неглавные институты материнства и отцовства, кровной мести, побратимства, наследования, имя наречения и др.

   Функция социального института – это та польза, которую он приносит обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.Первой и важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как токовое. Действительно, если мы хотим понять, в чем суть функции того или иного института, мы должны прямо связать ее с удовлетворение потребностей. Одним из первых указал на эту связь Э.Дюргейм: «Спрашивать, какова функция разделения труда, это значит исследовать, какой потребностью она соответствует». Ни одно общество не сможет существовать, если не будет постоянно пополнятся новыми поколениями людей, добывать средства пропитания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям,  заниматься решением духовных вопросов.

Информация о работе Социальные институты