Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:38, контрольная работа

Описание работы

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..........................3
1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни…………………………………………………………..……………….….4
2.Виды и функции социальных институтов………………………………….…8
3.Практический вопрос……………………………………………..…………...13
Заключение…………………………………………………………..…………...15
Список использованных источников………………………..….........................17

Файлы: 1 файл

Социальные институты.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

     Список  универсальных, т.е. присущих всем  институтам функций можно продолжить, включив в него функцию закрепления  и воспроизводства общественных  отношений, регулятивную, интегративную, транслирующею и коммуникативную функции.        

 Наряду с универсальными  существуют специфические функции.  Это такие функции, которые  присущи одним институтам и  не свойственны другим, например, установление порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний 9наука и образование), и др.          

 Общество устроено  так, что ряд институтов выполняют  несколько функций одновременно  и в то же время на выполнение  одной функции могут специализироваться  сразу несколько институтов. К  примеру, функцию воспитания или социализации детей выполняют такие институты, как семья, церковь, школа, государство. В то же время институт семьи выполняет не только функцию воспитания и социализации, но и такие функции, как воспроизводство людей, удовлетворение в интимной близости и т.д.           

 На заре своего  возникновения  государство выполняет узкий круг задач, прежде всего связанных с налаживанием и поддержанием внутренней и внешней безопасности. Однако по мере усложнения общества усложнялось и государство. Сегодня оно не только защищает границы, борется с преступностью, но также регулирует экономику, занимается социальным обеспечением и помощью малоимущим, собирает налоги и поддерживает здравоохранение, науку, школу и т.д.          

 Церковь создавалась  ради решения важных мировоззренческих вопросов и установления высших нравственных нормативов.  Но со временем она стала заниматься также образованием, экономической деятельностью (монастырское хозяйство), сохранением и передачей знаний, исследовательской работой (религиозные школы, гимназии и др.), попечительством.          

 Если институт помимо  пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией.  Об институте говорят, что он обладает дисфункцией, когда некоторые из последствий его деятельности препятствуют осуществлению другой социальной деятельности или другого института. Или, как определяет дисфункцию  один из социологических словарей, это «любая социальная деятельность, вносящая негативный вклад в поддержание эффективной деятельности социальной системы».

       К  примеру, экономические институты  по мере своего развития предъявляют  более повышенные требования  к тем социальным функциям, которые  должны выполнять институт образования.

        Именно потребности экономики  приводят в индустриальных обществах к развитию массовой грамотности,  а затем  -  к необходимости подготовки все большего количества квалифицированных специалистов. Но если институт образования не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, или готовит не тех специалистов, которых требует экономика, то ни развитых индивидов, ни первоклассных профессионалов общества не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов,  полузнаек, а значит, институты экономики окажутся не в состоянии удовлетворить потребности общества.

     Так функции  превращаются в дисфункции, плюс  – в минус. Поэтому деятельность социального института рассматривается как функция, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества.      

 Функции и дисфункции социальных институтов бывают явными, если они отчетливо выражены, всеми сознаются и вполне очевидны, либо латентными, если они скрыты и остаются неосознанными для участников социальной системы.

      Явные  функции институтов являются  ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции выступают непреднамеренным результатом деятельности институтов или лиц, представляющих их. Демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х годов при помощи новых институтов власти – парламента,  правительства и президента, казалось бы, стремилось улучшить жизнь народа, создать в обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону. Таковы были явные, заявленные во все услышанные цели и задачи. Реально же в стране выросла преступность, а уровень жизни упал. Таким оказались побочные результаты усилий институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентное – о том, что из этого получилось. К явным функциям школы как института образования относятся приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества. Но у института школы есть также и скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит взобраться выпускнику на ступеньку выше неграмотного сверстника, завязывание прочных дружеских школьных связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда. Не говоря уже о целом ряде таких латентных функций , как формирование взаимодействия классной комнаты, скрытого учебного плана и ученических субкультур. Явными, т.е. достаточно очевидными, функциями института высшего образования можно считать подготовку молодежи к освоению различных специальных  ролей и усвоение господствующих в обществе ценностных стандартов, морали и идеологии, а неявными – закрепление социального неравенства между имеющими высшее образование и не имеющими такового.

       В жизненном  цикле  института   как  социальной  организации   выделяют

несколько стадий, которые качественно отличаются друг от друга.

  1. Зарождение организации.
  2. Период эффективности, когда институт  достигает полной зрелости.
  3. Период формализации (правила перестают быть средством,  регулирующим деятельность, и становятся самоцелью).
  4. Период дезорганизации, когда институт прежнюю гибкость и жизнеспособность.   После   этого   институт    ликвидируется    или реорганизуется в новый.6

 

 

 

 

 

 

3. Практический вопрос

Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные  на них функции (например, комитет  по делам национальностей, который  не оказывает влияния на решение  национальных проблем; спортивный комитет, который не занимается организацией спортивной жизни)? Аргументируйте ответ.

 

Этот вопрос объясняется динамикой  социальных институтов. Под динамикой  социальных институтов понимают три  взаимосвязанных процесса:

    1. жизненный цикл института от момента появления до его исчезновения;
    2. функционирование зрелого института, т.е. выполнение явных и латентных функций, появление и продолжение дисфункций;
    3. эволюция института – изменение вида, формы и содержания в историческом времени, возникновение новых и отмирание старых функций.

В жизненном цикле  института как социальной организации  выделяют несколько стадий, которые  качественно отличаются друг от друга. 
Зарождение организации:

    1. период эффективности, когда институт достигает полной зрелости.
    2. период формализации (правила перестают быть средством, регулирующим деятельность, и становятся самоцелью).
    3. период дезорганизации, когда институт теряет прежнюю гибкость и жизнеспособность. После этого институт ликвидируется или реорганизуется в новый.

Помимо жизненного цикла  института и его исторической эволюции, в понятие «динамика институтов» необходимо включать взаимодействие институтов, принимающие самые разные формы, в том числе две основные - сотрудничество и конкуренцию. Если институт производства успешно справляется со своей функцией, экономика процветает, доходы населения растут, то из государственного бюджета больше, чем прежде, поступает средств на развитие других институтов: образования, науки, культуры, социальной помощи и др. Поскольку образование, культура и наука остаются самыми престижными и одновременно самыми бедными институтами общества, то представители других институтов борются между собой за право диктовать им свою волю. Политики, фонды, благотворительные организации, партии выступают в роли спонсоров, промышленные корпорации подбирают себе кадры чуть ли не со школьной скамьи, проводя рекламные кампании и организуя профессиональную ориентацию школьников и студентов. В итоге институт образования становится ареной состязаний между другими институтами общества. Институциональная конкуренция может существовать в рамках одной и той же сферы общества, между родственными институтами. Например, в культуре подчас идет непримиримая борьба. Институт телевидения отбирает аудиторию как минимум у трех институтов культуры – кино, театра и чтения. Телевидение, киностудия и театр представляют собой разновидность социальной организации, а чтение – социальной практики. У первых есть свои органы управления, статьи финансирования, кафедры и вузы, газеты и журналы, а чтение – это коллективная привычка образованных людей получать информацию, сопереживая событиям и анализируя информацию. Хотя они все разные, между ними могут существовать отношения не только взаимодополнения , но и взаимной конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Социальный  институт  предстает перед нами  гигантской   социальной системой,  существующий  исторически   длительное   время,   удовлетворяющий фундаментальные потребности общества,  обладающей  решительной   силой   и моральным   авторитетом,   охватывающей   большую   совокупность    явлений, выраженных  с  помощью  статусов  и  ролей,  социальных  норм   и   санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм,  агентств  и  т.д.) которые,  в  свою  очередь,  имеют  персонал,  аппарат  управления,   особые процедуры приема,  закрепления и увольнения,   многочисленные   механизмы социального контроля и т.п.  Социальный  институт  – это приспособительное устройство   общества,   созданное   для   удовлетворения   его    важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

       Развитие социальных  институтов  осуществляется  путем  возникновения  новых  социальных  институтов  и  благодаря  совершенствованию   сложившихся институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих  в обществе, постоянно находятся в изменении и самообновлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

  1. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н.-2-е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 407с.
  2. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 3-е изд., М., Библионика, 2006.-160с.
  3. Социология. Основы общей теории. Учебник для вузов. Отв. Ред.: Осипов Г.В., Москвичев Л.Н., М.,2002.- 460с.
  4. Социология: Учеб. пособие /Под ред. А.Н. Елсукова - Минск: ТетраСистемс, 1998.- 560с.
  5. Социология» Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В., 2003г.- 377 с.
  6. Новикова С. С. «Социология: история, основы, институционализация в России» 2003г.-403с.

1 Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 3-е изд., М., Библионика,2006.-С. 65.

2 Новикова С. С. «Социология: история, основы, институционализация в России» 2003г.-С. 196.

3 «Социология» Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В., 2003г.- С. 245.

4 Социология. Учебник для вузов./под ред. Проф. Лавриненко В.Н.-2-е изд., М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-С.205.

5 Социология: Учеб. пособие /Под ред. А.Н. Елсукова - Минск: ТетраСистемс, 1998. – С.302.

6 Социология. Основы общей теории. Учебник для вузов. Отв. Ред.: Осипов Г.В., Москвичев Л.Н., М.,2002.- С.256.


Информация о работе Социальные институты