Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 11:53, контрольная работа

Описание работы

Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.

Содержание работы

Введение
3

Понятие «социальный институт». 4
Институционализация общественной жизни. 6
Виды и функции социальных институтов. 8
Дополнительный вопрос 15
Заключение 17
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

Контрольная Социология.docx

— 36.27 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный  финансово-экономический институт

Кафедра экономической  теории

 

 

 

 

 

 

 

К О Н Т Р О  Л Ь Н А Я     Р А  Б О Т А

по дисциплине «Социология»

на тему:

«Социальные институты»

 

 

 

 

 

 

             Преподаватель Евсеева Л.В.

Работа выполнена: Потапенковой В.В.

                                                               3 курс                                                               Факультет УС    

 

Новороссийск 2010 г.

 

Содержание

Введение

3


  1. Понятие «социальный институт».                                                           4
  2. Институционализация общественной жизни.                                       6
  3. Виды и функции социальных институтов.                                             8
  4. Дополнительный вопрос                                                                         15

Заключение                                                                                                         17

Список литературы                                                                                            19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социальная практика показывает, что для человеческого  общества жизненно необходимо закрепить  некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для  членов определенного общества или  определенной социальной группы. Это  прежде всего относится к тем  социальным отношениям, вступая в  которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве  материальных благ заставляет людей  закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать  подрастающее поколение и воспитывать  молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

Практика закрепления  отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается  в создании жестко закрепленной системы  ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения  в социальных отношениях, а также  в определении системы санкций  для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.

Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для  общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Понятие "институт" - одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных  связей служит одной из основных научных  задач, стоящих перед социологами.

 

 

 

  1. Понятие «социальный институт».

Термин  «социальный институт» употребляется  в самых разнообразных значениях.

Одним из первых развернутое определение  социального института дал американский социолог и экономист Т. Веблен. Он рассматривал эволюцию общества как  процесс естественного отбора социальных институтов. По своей природе они  представляют привычные способы  реагирования на стимулы, которые создаются  внешними изменениями.

Другой  американский социолог, Ч.Миллс, под  институтом понимал форму некоторой  совокупности социальных ролей.  Институты  он классифицировал по выполняемым  задачам (религиозным, военным, образовательным  и т.д. ), которые образуют институциональный  порядок.

Немецкий  социолог А.Гелен трактует институт как регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей  подобно тому, как институты руководят  поведением животных.

По мнению Л.Бовье, социальный институт – это  система культурных элементов, ориентированных  на удовлетворение набора конкретных социальных потребностей или целей.

Дж.Бернард  и Л.Томпсон трактуют институт как  совокупность норм и образцов поведения. Это сложная конфигурация обычаев , традиций, верований, установок, законов, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции.

В социологической  отечественной литературе социальный институт определяется как основной компонент социальной структуры  общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.

Согласно  С.С.Фролову социальный институт –  это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры,  удовлетворяющие основным потребностям общества.

По мнению М.С.Комарова, социальные институты  представляют собой ценностно - нормативные  комплексы, посредством которых  направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах –  экономике,  политике, культуре, семье  и др.

Если суммировать  все многообразие изложенных выше подходов, то социальный институт представляет собой:

- ролевую  систему, в которую включаются  также нормы и статусы;

- совокупность  обычаев, традиций и правил  поведения;

- формальную  и неформальную организацию;

 

- совокупность  норм и учреждений, регулирующих  определенную сферу 

общественных  отношений;

- обособленный  комплекс социальных действий.

т.о. мы видим , что термин «социальный институт» может иметь разные определения:

Социальный  институт – это организованные объединение  людей выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполненного членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Социальные  институты – учреждение, призванные удовлетворять фундаментальные  потребности общества.

Социальный  институт – совокупность норм и  учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

Социальный  институт – это организованная система  связей и социальных норм, которая  объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

  1. Институционализация общественной жизни.

 

Употребляемое значение термина «социальный институт» связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

Процесс институционализации  включает в себя ряд моментов.

Одним из необходимых условий  появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в  целях удовлетворения тех или  иных социальных потребностей.

Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д.

Институт высшего образования  обеспечивает подготовку рабочей силы, даёт возможность человеку развить  свои способности для того, чтобы  реализовать их в последующей  деятельности и обеспечивать своё существование  и т. д.

Возникновение определённых общественных потребностей, а также  условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами  институционализации.

Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надъиндивидуальный характер, обладают своим собственным  системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой  самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.

Прежде всего, речь идёт о  системе ценностей, норм, идеалов, а  также образцов деятельности и поведения  людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует  сходное поведение людей, согласовывает  и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы  удовлетворения их потребностей, разрешает  конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние  равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.

Само по себе наличие этих социокультурных элементов ещё  не обеспечивает функционирование социального  института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы  ими в процессе социализации, воплотились  в форму социальных ролей и  статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и  ожиданий является вторым важнейшим  элементом институционализации.

Третьим важнейшим элементом  институционализации является организационное  оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными  средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего  образования состоит из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют  в рамках таких учреждений, как  вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).

Таким образом, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными  функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций  и ролей, типичных для данного  института.

 

  1. Виды и функции социальных институтов

Социальный  институт разделяют на главные (основные, фундаментальные) и неглавные (неосновные, частые). Вторые скрываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования.

Помимо  деления институтов на главные и неглавные, их можно классифицировать и по иным критериям. К примеру, институты могут различаться по времени своего возникновения и продолжительности существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткости применяемых санкций за нарушения правил, по условиям существования, наличию или отсутствию бюрократической системы управления, наличию или отсутствию формальных правил и процедур.

главные институты:

- экономические  – институты, организующие хозяйственную  деятельность;

- политические  – институты власти;

- семейные  – институты, регулирующие половые  отношения, рождение и социализацию  детей;

- институт образования-потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения.

- религиозные  – институты, организующие коллективное  почитание богов.

Предназначение  социальных институтов состоит в  том, чтобы удовлетворять важнейшие жизненные потребности общества как единого целого:

- потребность  в воспроизводстве рода (институт  семьи и брака).

- потребность  в безопасности и социальном  порядке (институт государства  и др. политические институты).

- потребность  в добывании и производстве  средств существования (экономические  институты).

- потребность  в передаче знаний, социализации  подрастающего поколения, подготовке  кадров (институт образования).

- потребности  в решении духовных проблем,  смысла жизни (институт религии).

Неосновные  институты называют еще общественными  практиками.  У каждого главного института  есть свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур.  Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности,

профессиональный  подбор, расстановка и оценка  труда работников, маркетинг, рынок и т.д. 

Внутри  института семьи и брака находятся  институты отцовства и материнства, родовой мести, наследования социального статуса родителей и т.д.  

К неглавным  политическим институтам относятся, например, институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами,  судебной власти, президентства и т.д.

Повседневные  практики, помогающие организовать согласованные  действия больших групп людей, вносят в социальную реальность определенность и предсказуемость, благодаря чему поддерживают существование социальных институтов.

Информация о работе Социальные институты